Патент на изобретение №2194940
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ УСТАНОВКИ РАБОЧЕГО УГЛА НАКЛОНА ЛОПАСТЕЙ СТАБИЛИЗАТОРА
(57) Реферат: Изобретение относится к области ракетной техники. Установку рабочего угла наклона лопастей стабилизатора, состоящего из сборки стабилизатора, и регулировку каждой лопасти под рабочим углом к продольной оси осуществляют вращением эксцентрикового пальца с нивелировкой опорной поверхности каждой лопасти регулировочными винтами. При этом установку заданного угла наклона лопастей осуществляют по перепаду реперных точек, попарно лежащих в n-количестве i-сечений, параллельных продольной лопасти стабилизатора, причем сечения и расстояние между реперными точками в сечении выбирают в зависимости от формы направления вращения лопастей стабилизатора с максимальным удалением друг от друга. Сначала устанавливают заданный рабочий угол наклона лопастей по перепаду базовых реперных точек, лежащих в центре давления аэродинамических сил, действующих на лопасть, в сечении, делящем лопасть пополам, затем замеряют перепады реперных точек каждого из i-сечений, расположенных по обе стороны от центра давления аэродинамических сил, и вычисляют значение расчетного рабочего угла наклона лопасти. Изобретение позволяет производить точную и надежную установку лопастей стабилизатора в заданном пределе допусков. 3 ил. Изобретение относится к области ракетной техники. Известен способ установки угла наклона лопастей стабилизатора, описанный в изобретении под названием “Ракета” (патент 2103651 от 27.01.98 г.), в котором на цилиндрический разъемный корпус стабилизирующего устройства с наклонными приливами и резьбовыми отверстиями и проушинами устанавливают четыре пружинные лопасти основаниями в проушины, шарнирно закрепляя соединительными эксцентриковыми пальцами. Изнутри под окнами стабилизирующего устройства устанавливают на винтах стопорящие пластинчатые пружины до упора в зуб основания кулачка лопасти. Поворачивая палец за головку, выставляют каждую лопасть под рабочим углом к продольной оси ракеты. В резьбовые отверстия наклонных приливов устанавливают регулировочные винты, вращая их, выставляют опорную поверхность каждой лопасти. Проведя нивелировку лопастей, соединительные эксцентриковые пальцы стопорят накидным замком, установленным на каждую головку пальца, в паз проушины, который закернивают в нескольких местах. Однако данный способ предполагает установку лопастей стабилизатора под рабочим углом либо по специально изготовленному шаблону, что не сможет обеспечить точность установки лопастей при малых рабочих углах в минутах, либо по перепаду двух реперных точек, что намного точнее, хотя и при этом способе не обеспечивается точность установки лопастей под рабочими углами, в силу того что лопасти стабилизатора имеют сложный профиль, определяемый технологией изготовления, что не позволяет адекватно оценить угол установки по двум реперным точкам. А учитывая, что рабочие углы установки лопастей малы и определяются в минутах, может получиться так, что при установка лопастей среднее квадратичное отклонение углов установки лопастей от эквивалентного соизмеримо с величиной самого угла, что недопустимо. Поэтому задачей предлагаемого изобретения является устранение указанных выше недостатков, а именно обеспечение точности и надежности установки рабочего угла наклона лопастей стабилизатора в заданном пределе допусков за счет использования n-количества реперных точек. Указанная задача достигается тем, что в способе установки рабочего угла наклона лопастей стабилизатора, включающем сборку стабилизатора, регулировку каждой лопасти стабилизатора под заданным рабочим углом к продольной оси вращением эксцентрикового пальца с нивелировкой опорной поверхности каждой лопасти регулировочными винтами, установку заданного рабочего угла наклона лопасти осуществляют по перепаду реперных точек, попарно лежащих в n-количестве i-сечений, параллельных продольной оси лопасти стабилизатора, причем сечения и расстояния между реперными точками в сечении выбирают в зависимости от формы и направления вращения лопасти стабилизатора с максимальным удалением друг от друга, при этом сначала устанавливают заданный рабочий угол наклона лопасти по перепаду базовых реперных точек, лежащих в центре давления аэродинамических сил, действующих на лопасть, в сечении, делящем лопасть пополам, затем замеряют перепады реперных точек каждого из i-сечений, расположенных по обе стороны от центра давления аэродинамических сил, и вычисляют значение расчетного рабочего угла наклона лопасти с весами, пропорциональными вкладу каждого i-сечения лопасти в крутящий момент по формуле![]() где – сумма перепадов реперных точек i-сечений;m x – производная по углу наклона коэффициента момента крена всей плопасти; – производная по углу наклона коэффициента момента крена i-сечения; i – угол наклона i -сечения;n – количество i-сечений, если расчетный рабочий угол наклона лопасти не соответствует заданному, то, вращая соединительный эксцентриковый палец, добиваются изменения перепада базовых реперных точек на величину несоответствия. Сущность изобретенного способа заключается в том, что обеспечивается точность установки рабочего угла наклона лопастей стабилизатора в заданных допусках с учетом возможной неплоскостности самой лопасти. Существо изобретения подтверждается чертежами фиг.1,2 и описанием способа, где: 1 – стабилизатор 2 – лопасть 3 – основание лопасти 4 – пластина лопасти 5 – соединительные эксцентриковые пальцы 6 – винт регулировочный 7 – базовые реперные точки Т1 и Т2 8 – i-сечение, лежащее в центре давления аэродинамических сил – перепад реперных точек, равный (Т2-Т1)9 – n-количество i-сечений 10 – накидной замок Рассмотрим стабилизатор 1, каждая лопасть 2 которого выполнена в виде основания 3 и пластины 4. Неплоскостность лопасти может возникнуть из-за поворота пластины относительно основания лопасти и искривлении пластины 4 под действием ее деформации при закреплении (приклепывании) к основанию лопасти 3. Обычный способ подразумевает установку рабочих углов наклона лопасти стабилизатора по перепаду только двух базовых реперных точек 5, лежащих в одном сечении 8 на расстоянии L, и определяется через и обозначается что составляет угол наклона лопасти в сечении 8, которое выбирается либо в соответствии с расположением центра давления аэродинамических сил, действующих на лопасть, либо из геометрических соображений и обычно расположено на половине размаха лопасти. Базовые реперные точки Т1 и Т2 выбираются из соображений обеспечения максимальной базы, но с учетом минимального влияния профиля самого сечения (закругленная или заостренная кромка).
Лопасть стабилизатора устанавливается под заданным рабочим углом для создания момента по крену Mх. Создаваемый момент пропорционален углу наклона и равен Mx = m x![]() .Если лопасть такова, что ее погрешность изготовления сопоставима о углом , что недопустимо, то необходимо учесть погрешности следующим образом: разбить лопасть на n-количество i-сечений 9, параллельных продольной оси стабилизатора, для каждого из которых определяется местный фактический угол наклона i(i=1), получаемый от фактических перепадов точек (Т6-Т5) и (Т4-Т3) i-сечений, тогда создаваемый суммарный момент по крену будет составлять где – производная по углу наклона коэффициента момента крена i-того сечения.
Количество сечений определяется по конструктивным соображениям и по результатам сопоставления натурных испытаний и расчета угловой скорости вращения ракеты.
Если потребовать, чтобы создаваемый момент “не плоской” лопасти был эквивалентен требуемому моменту “плоской лопасти”, получится равенство![]() Для определения весовых коэффициентов производится аэродинамический расчет по определению коэффициента момента крена каждого сечения лопасти сумма этих коэффициентов составляет коэффициент момента крена всей лопасти m x, следовательно, получаем формулу для эффективной установки рабочего угла наклона лопасти в радианах![]() Для получения угла установки наклона лопасти в минутах необходимо полученные величины умножить на окончательная формула при заданных L1; L2; Ln будет![]() Если расчетный рабочий угол наклона не соответствует заданному, то необходимо, вращая соединительный эксцентриковый палец 5, добиться изменения перепада базовых реперных точек Т1 и Т2 на величину несоответствия. Таким образом, выставляют каждую лопасть стабилизатора 1, затем производят нивелировку опорной поверхности каждой лопасти регулировочными винтами 6 и стопорят накидным замком 10.
Источники информации1. Патент России 2103651 от 27.01.98г., MПK 7 F 42 B 10/14 – прототип. Формула изобретения
с весами, пропорциональными вкладу каждого i-сечения лопасти в крутящий момент по формуле![]() где – сумма перепадов реперных точек, i-сечений;m x – производная по углу наклона коэффициента момента крена всей лопасти; – производная по углу наклона коэффициента момента крена i – сечения; i – угол наклона i-сечения;n – количество i-сечений, если расчетный рабочий угол наклона лопасти не соответствует заданному, то вращая соединительный эксцентриковый палец, добиваются изменения перепада базовых реперных точек на величину несоответствия. РИСУНКИ
|
||||||||||||||||||||||||||

с весами, пропорциональными вкладу каждого i-сечения лопасти в крутящий момент по формуле
– сумма перепадов реперных точек i-сечений;
– производная по углу наклона коэффициента момента крена i-сечения;
– перепад реперных точек, равный (Т2-Т1)
и обозначается
что составляет угол наклона 
где
– производная по углу наклона коэффициента момента крена i-того сечения.
Количество сечений определяется по конструктивным соображениям и по результатам сопоставления натурных испытаний и расчета угловой скорости вращения ракеты.
Если потребовать, чтобы создаваемый момент “не плоской” лопасти был эквивалентен требуемому моменту “плоской лопасти”, получится равенство
сумма этих коэффициентов составляет коэффициент момента крена всей лопасти m
окончательная формула при заданных L1; L2; Ln будет

– сумма перепадов реперных точек, i-сечений;
– производная по углу наклона коэффициента момента крена i – сечения;