Патент на изобретение №2194871

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2194871 (13) C2
(51) МПК 7
F02F3/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.04.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2000123382/06, 12.09.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

12.09.2000

(45) Опубликовано: 20.12.2002

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2121591 C1, 10.11.1998. SU 1839697 A3, 30.12.1993. RU 2007602 C1, 15.02.1994. RU 2112888 C1, 10.06.1998. SU 1176849 A, 30.08.1985. DE 3742616 A1, 28.07.1988. US 4669366 A, 02.06.1987.

Адрес для переписки:

125083, Москва, ул. Верхняя Масловка, 24, кв.27, А.А.Александрову

(71) Заявитель(и):

Общество с ограниченной ответственностью “Стакол-Инжиниринг”

(72) Автор(ы):

Александров А.А.

(73) Патентообладатель(и):

Общество с ограниченной ответственностью “Стакол-Инжиниринг”

(54) ЖИДКОШТАМПОВАННЫЙ КОМПОЗИТНЫЙ ПОРШЕНЬ С ПРИРАБОТОЧНЫМ И АНТИФРИКЦИОННЫМ ПОКРЫТИЯМИ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ


(57) Реферат:

Изобретение относится к области двигателестроения и может найти применение при проектировании и изготовлении жидкоштампованных композитных поршней для ДВС, имеющих армированную головку и снабженных различными типами антифрикционных и приработочных покрытий. Сущность изобретения заключается в том, что геометрические параметры составляющих частей поршня выбраны таким образом, что позволяют с оптимальной степенью учитывать его геометрические параметры и режимы работы его в двигателе. Изобретение позволяет повысить топливную экономичность, снизить расход тепла на угар, шумность и токсичность отработавших газов. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.


Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, и может быть использовано при проектировании поршней двигателя внутреннего сгорания (ДВС), содержащих армированные головки и имеющие различные типы покрытий на юбке.

Известен поршень двигателя внутреннего сгорания, содержащий головку с канавками под компрессионные кольца и юбку, причем параметры поршня (его головки и юбки) выполнены таким образом, чтобы в процессе работы поршня в цилиндре двигателя юбка приобретала оптимальные параметры, учитывающие как термические и динамические нагрузки, так и параметры масляного клина между поршнем и цилиндром (см., например, патент РФ 2007602, F 02 F 3/00, 1994).

Недостатком данной конструкции, как и конструкции аналогичных типов поршней, является то, что, несмотря на попытки оптимизировать профиль рабочей поверхности поршня путем задания ее геометрических параметров, в достаточной мере не удается снизить расход топлива и масла двигателя, шумность и токсичность без оптимизации диаметрального зазора по жаровому поясу головки поршня, т.к. применяемые в известном техническом решении геометрические параметры не являются оптимальными для композитного поршня, имеющего антифрикционное и приработочное покрытие.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому, принятым в качестве прототипа, является поршень с антифрикционным и приработочным покрытиями (преимущественно на основе дисульфида молибдена с различными типами высокотемпературных добавок) для автомобильного двигателя, содержащий головку с жаровым поясом, армированную кварцевыми волокнами, канавками под компрессионные и маслосъемное кольца и юбку с профилированной овально-бочкообразной рабочей поверхностью (см. патент СССР 1839697, F 02 F 3/00, опубл. 1993 г.)
Недостатком данной конструкции является то, что хотя данный поршень имеет армированную кварцевыми волокнами головку, приработочное и антифрикционное покрытия, что в конечном итоге повышает его надежность и работоспособность, его конструктивные и геометрические параметры не сбалансированы относительно условий его работы в двигателе, т.е. в настоящее время не найдены оптимальные параметры поршня, учитывающие в достаточной мере сложность динамических и тепловых процессов, происходящих в двигателе при движении такой конструкции поршня в цилиндре.

Целью настоящего изобретения, т.е. тем техническим результатом, который предполагается получить от использования настоящего изобретения, является повышение топливной экономичности, снижения расхода масла на угар, шумности и токсичности отработавших газов путем оптимального подбора его геометрических параметров.

Поставленный результат достигается за счет того, что в жидкоштампованном композитном поршне для автомобильного двигателя с приработочным и антифрикционным покрытиями, содержащем головку с жаровым поясом, армированную кварцевыми волокнами и канавками под компрессионные и маслосъемное кольца, и юбку с профилированной овально-бочкообразной рабочей поверхностью, геометрические параметры головки и юбки выполнены в соответствии с соотношениями
1/Dц=(2,4…2,59)10-3;
2/Dц=(0,88…0,94)10-3;
3/Dц=(0,65…0,78)10-3;
4/Dц=(0,06…0,075)10-3;
Но/Dц=(0,55…0,59)10-3,
где 1 1 – диаметральное отклонение в верхней кромке жарового пояса от номинального диаметра поршня, мм;
2 – диаметральное отклонение в нижней кромке межколечной перемычки от номинального диаметра поршня, мм;
3 – диаметральное отклонение в верхней зоне юбки от номинального диаметра поршня, мм;
4 – диаметральное отклонение в нижней кромке юбки от номинального диаметра поршня, мм;
Но – расстояние от днища поршня до зоны максимального диаметра поршня;
Dц – диаметр цилиндра;
Кроме того, отношение высоты жарового пояса Нг к диаметру цилиндра Dц может быть выполнено равным 0,034…0,049 для двигателей с искровым зажиганием и 0,085…0,090 – дизельных двигателей.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 показан поршень с бочкообразной поверхностью, на фиг.2 – вид I по фиг.1.

Поршень для ДВС содержит головку 1 с жаровым поясом 2, армированную кварцевыми волокнами и с приработочным и антифрикционным высокотемпературными покрытиями, канавки 3 под компрессионные и маслосъемное кольца (условно не показаны), юбку 4 с профилированной овально-бочкообразной рабочей поверхностью 5.

Диаметральное отклонение 1 в верхней кромке 6 жарового пояса 2 от номинального диаметра поршня Dп относительно диаметра цилиндра Dц выполнено равным (2,4…2,59)10-3. Диаметральное отклонение 2 в нижней кромке 7 первой межколечной перемычки 8 от номинального диаметра поршня Dп относительно диаметра цилиндра Dц выполнено равным (0,88. ..0,94)10-3.Диаметральное отклонение 3 в верхней зоне 9 юбки 4 от номинального диаметра поршня, относительно диаметра цилиндра Dц, выполнено равным (0,65…0,78)10-3. Диаметральное отклонение 4 в нижней кромке 10 юбки 4 от номинального диаметра поршня Dп относительно Dц выполнено равным (0,06…0,075)10-3. Причем отношение расстояния Но (расстояние от днища поршня до зоны максимального диаметра поршня) к диаметру цилиндра Dц выбирается в пределах (0,55… 0,59)10-3.

Для двигателей с искровым зажиганием вводят дополнительный параметр профилирования: отношение высоты жарового пояса Нг к диаметру цилиндра Dц, которое выбирается в пределах 0,034…0,049. Для дизельных двигателей отношение Нг/Dц выбирается равным 0,085…0,090. Отклонения 1, 2, 3, 4 задаются без учета наличия фасок в точках 6, 7, 9 и 10.

Изготовление поршней с геометрическими параметрами, описанными выше, позволяет учитывать динамику колебаний поршня на масляном слое, его тепловую деформацию, и получать изделия способствующие снижению механических потерь в цилиндропоршневой группе, уменьшению так называемых вредных объемов и токсичности газов, уменьшению интенсивности перекладок поршня и шумности двигателя, снижению расхода картерных газов и повышению экономичности по топливу и маслу.

Например, испытания опытных поршней, изготовленных в соответствии с изобретением по сравнению с поршнями двигателя ВАЗ-1111, показали уменьшение удельного эффективного расхода топлива на 6…12%, увеличение крутящего момента на 10…15%, снижение шума на 2,5…3 дБ и расход масла на угар на 10%. С поршнями двигателя КамАЗ снижение: удельного расхода топлива на 2…3 г/лсч, шума на 1,2…2 дБ, дымности отработавших газов на 10…15 едениц шкалы Хатриджа, окиси углерода на 8…10%, углеводородов на 10…13%, частиц на 10…15%.

Формула изобретения


1. Жидкоштампованный композитный поршень с приработочным и антифрикционным покрытиями для автомобильного двигателя, содержащий головку, армированную кварцевыми волокнами с жаровым поясом и канавками под компрессионные и маслосъемное кольца, и юбку с профилированной овально-бочкообразной рабочей поверхностью, отличающийся тем, что геометрические параметры головки и юбки выполнены в соответствии с соотношениями
1/Dц = (2,4. . . 2,59)10-3;
2/Dц = (0,88. . . 94)10-3;
3/Dц = (0,65. . . 0,78)10-3;
4/Dц = (0,06. . . 0,075)10-3;
Но/Dц = (0,55. . . 0,59)10-3,
где 1 – диаметральное отклонение в верхней кромке жарового пояса от номинального диаметра поршня, мм;
2 – диаметральное отклонение в нижней кромке первой межколечной перемычки от номинального диаметра поршня, мм;
3 – диаметральное отклонение в верхней зоне юбки от номинального диаметра поршня, мм;
4 – диаметральное отклонение в нижней кромке юбки от номинального диаметра поршня, мм;
Но – расстояние от днища поршня до зоны максимального диаметра поршня;
Dц – диаметр цилиндра.

2. Поршень по п. 1 отличающийся тем, что отношение высоты жарового пояса Нг к диаметру цилиндра Dц выполнено равным 0,034. . . 0,049.

3. Поршень по п. 1, отличающийся тем, что отношение высоты жарового пояса Нг к диаметру цилиндра Dц выполнено равным 0,085. . . 0,090.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2


PD4A – Изменение наименования обладателя патента Российской Федерации на изобретение

Номер и год публикации бюллетеня: 13-2003

(73) Новое наименование патентообладателя:

Общество с ограниченной ответственностью “Стил Ринг-Инжиниринг” (RU)

Извещение опубликовано: 10.05.2003


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 13.09.2006

Извещение опубликовано: 20.08.2007 БИ: 23/2007


Categories: BD_2194000-2194999