Патент на изобретение №2194651

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2194651 (13) C2
(51) МПК 7
B64C29/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.04.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2000106953/28, 21.03.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

21.03.2000

(45) Опубликовано: 20.12.2002

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1839153 А1, 30.12.1993. US 4358074 А, 09.11.1982. US 1376675 А, 03.05.1921.

Адрес для переписки:

692338, Приморский край, г. Арсеньев, ул. Октябрьская, 88, кв.42, Ю.И.Безрукову

(71) Заявитель(и):

Безруков Юрий Иванович

(72) Автор(ы):

Безруков Ю.И.

(73) Патентообладатель(и):

Безруков Юрий Иванович

(54) САМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ


(57) Реферат:

Изобретение относится к летательным аппаратам тяжелее воздуха. Самолет включает фюзеляж, крыло, движители, расположенные под крылом по бокам фюзеляжа, хвостовое оперение и руль. Каждый движитель имеет входной направляющий аппарат и центробежный винтовентилятор с лопастями, ось которого расположена по направлению полета. Крыло выполнено с каналами, предназначенными для отвода потока воздуха от лопастей центробежного винтовентилятора по спирали вниз, и с соплами, предназначенными для обдува верхней поверхности крыла. Входной направляющий аппарат выполнен в виде профилированных поворотных лопаток, которые закреплены звездообразно. Изобретение направлено на повышение подъемной силы при взлете и посадке. 3 з.п.ф-лы, 6 ил.


Изобретение относится к летательным аппаратам тяжелее воздуха, короткого или вертикального взлета и посадки.

Известен самолет вертикального взлета и посадки, включающий движители, размещенные под высоко расположенным крылом по бокам фюзеляжа, оснащенные осевыми винтами с горизонтальной осью и системами поворота истекающей струи в виде решеток-профилей на выходе из кольцевого канала /заявки на изобретения 1766781, 1839152, 1839153, кл. В 64 С 29/00/.

К недостаткам следует отнести не использование аэродинамических качеств крыла на режиме взлета и посадки и потери тяги при отклонении струи.

Задача изобретения – повышение подъемной силы аппарата на взлете и посадке на малых скоростях путем создания под аппаратом мощной воздушной подушки и тяги за счет интенсивного обдува поверхности крыла еще на доэволюционных скоростях полета (взлет и посадка).

Решение, на которое направлено изобретение, достигается тем, что каждый из движителей выполнен в виде открытого лопастного центробежного (диагонального) винтовентилятора с осью, близкой к направлению полета вперед, и оснащен входным направляющим аппаратом, рабочим лопастным колесом и отводящим устройством, причем входной направляющий аппарат выполнен в виде профилированных поворотных лопаток, которые прикреплены звездообразно в передней части движителя, а рабочее лопастное колесо выполнено одно или многорядным из пространственных профилированных лопастей, которые прикреплены к втулке, с возможностью поворота лопастей вокруг своей продольной оси, возможностью изменения стреловидности от радиального до диагонального, обеспечения флюгерного режима и возможностью интенсивного обдува спиралеобразного разрезного (щелевого) крыла, в зазорах которого выполнены каналы для отвода потока воздуха, по спирали вниз, а также лопаточные отводы и плоские реактивные щели-сопла для интенсивного обдува верхней поверхности крыла, при этом обеспечение устойчивости и управляемости на доэволюционных скоростях полета осуществляют хвостовым оперением, которое оснащено газовым рулем.

На фиг.1 показан вид самолета спереди; на фиг.2 – вид сверху; на фиг.3 – вид сбоку; на фиг. 4 – общий вид движителя на режиме взлета и посадки; нa фиг. 5 – вертикальный разрез А-А на фиг.1, на режиме взлета и посадки; фиг.6 – то же в крейсерском режиме.

Обозначены: 1 – фюзеляж, 2 – крыло, 3 – центробежные (диагональные) движители, 4 – профилированные поворотные лопатки входного направляющего аппарата, 5 – пространственные профилированные радиальные (диагональные) лопасти рабочего лопастного колеса, 6 – отводящее устройство в виде каналов в спиралеобразном разрезном (щелевом) крыле, 7 – лопастные отводы, 8 – реактивные щели-сопла на верхней поверхности крыла, 9 – хвостовое оперение.

По бокам фюзеляжа 1 под крылом 2 установлены движители 3, каждый из которых выполнен в виде открытого лопастного центробежного (диагонального) винтовентилятора с осью, близкой к направлению полета вперед, и оснащен входным направляющим аппаратом 4, рабочим лопастным колесом 5 и отводом 6. Причем входной направляющий аппарат 4 выполнен в виде профилированных поворотных лопаток, которые прикреплены звездообразно в передней части движителя, а рабочее лопастное колесо 5 выполнено одно- или многорядным из пространственных профилированных лопастей, которые прикреплены к втулке, с возможностью поворота лопастей вокруг своей продольной оси, возможностью изменения стреловидности от радиального до диагонального, обеспечения флюгерного режима и возможностью интенсивного обдува крыла 2, которое выполнено спиралеобразным разрезным (щелевым) с каналами 6 для отвода по спирали вниз потока воздуха. Кроме того, крыло оснащено лопаточными отводами 7 и плоскими реактивными соплами 8 для обдува верхней поверхности крыла, при этом обеспечение устойчивости и управляемости на доэволюционных скоростях полета осуществляют хвостовым оперением 9, которое оснащено газовым рулем.

Взлет и посадку осуществляют за счет энергии давления, отбрасываемого по спирали вниз потока воздуха винтовентилятором в центробежном режиме при минимальном отклонении от горизонтали лопастей 5, и тяги вверх, создаваемой за счет интенсивного обдува плоскими соплами 8 верхней поверхности крыла 2.

Поступательное движение осуществляют за счет реактивной тяги, создаваемой напорным потоком воздуха, выходящего через плоские реактивные щели (сопла) на верхней поверхности крыла и винтовентилятором в диагональном режиме путем изменения угла установки и стреловидности лопастей 5.

За счет оснащения хвостового оперения 9 газовым рулем осуществляется управление аппаратом на всех режимах полета.

Предлагаемый легкий СВВП может быть использован в качестве личного или административного транспортного средства авиации общего назначения. По сравнению с вертолетом ожидается существенное улучшение экономических показателей.

Формула изобретения


1. Самолет вертикального взлета и посадки, включающий фюзеляж, крыло, движители, расположенные под крылом по бокам фюзеляжа, хвостовое оперение и руль, отличающийся тем, что каждый движитель имеет входной направляющий аппарат и центробежный винтовентилятор с лопастями, при этом крыло выполнено с каналами, предназначенными для отвода потока воздуха от лопастей центробежного винтовентилятора по спирали вниз, и с соплами, предназначенными для обдува верхней поверхности крыла.

2. Самолет по п. 1, отличающийся тем, что каждый входной направляющий аппарат выполнен в виде профилированных поворотных лопаток, которые прикреплены звездообразно.

3. Самолет по п. 1, отличающийся тем, что каждый винтовентилятор имеет втулку, к которой с возможностью поворота вокруг продольной оси и изменения стреловидности прикреплены профилированные лопасти.

4. Самолет по п. 1, отличающийся тем, что руль расположен на хвостовом оперении.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 22.03.2004

Извещение опубликовано: 7.04.2005 БИ: 12/2005


Categories: BD_2194000-2194999