Патент на изобретение №2194650
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ДЕМПФЕР РЫСКАНИЯ САМОЛЕТА
(57) Реферат: Изобретение может быть использовано в системах управления бокового движения самолета. Технический результат – расширение области устойчивости бокового движения и улучшение качества переходных процессов при полете самолета в широком диапазоне изменения углов атаки и аэродинамических характеристик. Демпфер рыскания с датчиками угловых скоростей рыскания и крена, суммирующим усилителем, приводом руля направления содержит датчик угла отклонения педалей самолета, преобразователь системы координат сигналов датчиков угловых скоростей в другую систему координат, блок настройки параметров демпфера, апериодический фильтр, включенный между датчиком угловой скорости крена и суммирующим усилителем. 6 ил. Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано в системах управления боковым движением самолета. Известно устройство – демпфер колебаний типа Д-3К-110 [1]. Управление демпфером осуществляется с помощью функционала: ![]() ![]() Здесь ![]() K(q) – коэффициент пропорциональности, изменяемый в функции скоростного напора q; ![]() ![]() ![]() При убранных закрылках, на основных режимах полета, сигнал с датчика с угловой скорости крена отключается. Недостатками устройства прототипа являются: – использование дифференцирующего фильтра только в цепи сигнала угловой скорости рыскания ![]() – область устойчивости системы с устройством прототипа сужается при наличии путевой неустойчивости самолета, что характерно для режимов полета на больших углах атаки: – при увеличении степени путевой неустойчивости или появлении поперечной неустойчивости система становится неустойчивой. Этот недостаток усугубляется при путевой неустойчивости на малых углах атаки, которая может появиться при полете на больших числах М; – качество переходных процессов в большой степени определяется степенью собственного демпфирования самолета. Целью данного изобретения является расширение области устойчивости бокового движения и улучшение качества переходных процессов при полете самолета в широком диапазоне изменения углов атаки и аэродинамических характеристик. Поставленная цель изобретения достигается тем, что в устройство “Демпфер рыскания самолета”, содержащее датчики угловых скоростей рыскания и крена, расположенные по осям связанной системы координат, суммирующий усилитель, соединенный с его выходом привод руля направления, дополнительно введены датчик угла отклонения педалей самолета, апериодический фильтр, блок настройки параметров демпфера рыскания, преобразователь системы координат в другую систему координат, повернутую на расчетный угол ![]() ![]() ![]() ![]() 1. ДУС рыскания. 2. ДУС крена. 3. Апериодический фильтр. 4. Суммирующий усилитель. 5. Привод руля направления. 6. Преобразователь системы координат ДУС. 7. Блок настройки параметров демпфера. 8. Датчик утла отклонения педалей. Устройство работает следующим образом: сигнал с ДУС крена 2 после прохождения через преобразователь системы координат 6 и апериодический фильтр 3 суммируется на суммирующем усилителе 4 с сигналом ДУС рыскания 1 после прохождения его через преобразователь системы координат 6 и сигналом ![]() ![]() Здесь ![]() N, L, KП – коэффициенты усиления; ТХ – постоянная времени апериодического фильтра; ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Здесь обозначено: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() К – коэффициент усиления, зависящий от величин аэродинамических моментов самолета. Из формулы видно, что при введении угла ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() а – переходные процессы самолета без демпфера; б – переходные процессы самолета с прототипом; в – переходные процессы самолета с предлагаемым устройством; 9 – шкала отклонения руля направления ![]() 10 – шкала отклонения угловой скорости рыскания ![]() 11 – шкала времени переходного процесса в секундах. На фиг.2 показан переходный процесс статически устойчивого самолета. Как видно из фиг.2б и 2в, при использовании демпфера рыскания различных схем переходные процессы практически не отличаются. Колебания самолета без демпфера (фиг.2а) затухают в течение 10 с. На фиг. 3 показан переходный процесс самолета с путевой неустойчивостью при отсутствии собственного демпфирования. На фиг.3а показан переходный процесс самолета без демпфера рыскания, в этом случае возникают незатухающие колебания большой амплитуды. При использовании прототипа в качестве демпфера (фиг.3б) возникают слабо расходящиеся колебания более высокой частоты. Самолет с предлагаемой схемой демпфера (фиг. 3в) устойчив, время затухания колебаний после возмущения не превышает 6 с. На фиг.4 показан переходной процесс самолета с путевой и поперечной неустойчивостью. На фиг.4а показан переходный процесс самолета без демпфера, из фигуры видно, что движение апериодически неустойчиво. Самолет с прототипом (фиг. 4б) также апериодически неустойчив, но характер расходящегося движения менее интенсивен. Самолет с предлагаемой схемой демпфера (фиг.4в) устойчив, время переходного процесса не превышает 6 с. На фиг. 6 представлена блок-схема прототипа прилагаемого устройства – демпфера рыскания ДР-134М, содержащего: 1. ДУС рыскания. 2. ДУС крена. 4. Суммирующий усилитель. 5. Привод руля направления. 12. Дифференцирующий фильтр. 13. Переключатель сигнала ДУС крена в зависимости от положения закрылков. Таким образом предложенное устройство за счет введения апериодического фильтра сигнала угловой скорости крена, преобразователя координат угловых скоростей рыскания и крена в другую систему координат и блока настройки параметров демпфера позволяет: – повысить комфортность ручного пилотирования при изменении в широком диапазоне режимов полета (угла атаки, скоростного напора, числа М, конфигурации самолета); – расширить область устойчивости при наличии путевой или поперечной статической неустойчивости и получить приемлемое качество регулирования при некоторой степени динамической неустойчивости самолета. Источники информации 1. Техническое описание оборудования самолета СУ-11. Демпфер колебаний Д-3К-110, 1962. 2. Техническое описание оборудования самолета ТУ-134М. Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию демпфера рыскания ДР-134М, 1960, прототип. 3. Динамика продольного и бокового движения. Г.С. Бюшгенс, Р.В. Студнев, с. 326-343. Издательство Машиностроение, 1979 г. Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 13.10.2001
Номер и год публикации бюллетеня: 31-2003
Извещение опубликовано: 10.11.2003
|
||||||||||||||||||||||||||