Патент на изобретение №2194168

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2194168 (13) C2
(51) МПК 7
F01M1/08
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.04.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 97122140/06, 23.12.1997

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

23.12.1997

(43) Дата публикации заявки: 10.09.1999

(45) Опубликовано: 10.12.2002

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
US 3453995 А, 11.06.1965. ГРИГОРЬЕВ М.А. и др. Тенденции развития систем смазки автомобильных двигателей. Обзорная информация. IY автомобильные двигатели и топливная аппаратура. – М.: НИИ И АВТОПРОМ. 1973. с.13-14. FR 1590887 A, 07.11.1987. DE 1216014 А, 02.02.1962. DE 3618794 A1, 10.02.1987. FR 1587405 А, 20.03.1970. FR 2388990 A1, 24.11.1978. DE 2649562 A1, 12.05.1977. DE 3504785 A1, 17.10.1985. DE 3843827 A1, 24.12.1988. SU 265614 A, 21.07.1930.

Адрес для переписки:

656037, Алтайский край, г.Барнаул, пр-т Калинина, 28, ОАО “Барнаултрансмаш”, патентное бюро

(71) Заявитель(и):

Открытое акционерное общество Холдинговая компания “Барнаултрансмаш”

(72) Автор(ы):

Андреев Ю.В.,
Бояркин М.В.,
Евсеев В.Н.,
Чемерис А.И.

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество Холдинговая компания “Барнаултрансмаш”

(54) СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ


(57) Реферат:

Изобретение позволяет повысить надежность системы смазки, в частности уменьшить вероятность засорения и закоксовывания форсунок орошения поршней за счет увеличения их выходных каналов без увеличения расхода масла, а также увеличить срок необслуживаемой работы фильтров за счет того, что форсунки орошения поршней работают на неочищенном масле. Система смазки ДВС состоит из масляной емкости, масляного насоса с приводом от коленчатого вала двигателя, нагнетательной масляной магистрали, масляного фильтра с предохранительным клапаном, установленными на входе в главную масляную магистраль. Перед масляным фильтром выполнен канал для отвода масла в дополнительную масляную магистраль, на которой установлены форсунки орошения поршней. Дополнительная масляная магистраль соединена с нагнетательной через клапан постоянного давления, состоящий из корпуса, внутри которого размещен двухступенчатый плунжер, подпружиненный со стороны меньшего диаметра d пружиной. Со стороны большего диаметра D, обращенного в сторону дополнительной магистрали, имеется глухое отверстие, сообщающееся через радиальные окна, выполненные на плунжере на участке меньшего диаметра d, с полостью, ограниченной внутренней поверхностью корпуса и наружной поверхностью плунжера и сообщающейся с нагнетательной магистралью. Полость за плунжером с размещенной в ней пружиной сообщена каналом с полостью картера двигателя. 1 ил.


Изобретение относится к области машиностроения, в частности к системам смазки двигателей внутреннего сгорания.

Известна система смазки двигателя внутреннего сгорания [1], содержащая масляную емкость, насос с приводом от вала двигателя, масляный фильтр, нагнетательную и главную масляную магистраль. В этой системе масло из масляной емкости засасывается насосом, приводящимся от коленчатого вала, проходит через масляный фильтр, затем поступает в главную масляную магистраль, а из нее – к основным трущимся деталям двигателя. Эта система нашла большое распространение в двигателестроении. Однако в высокофорсированных двигателях, когда требуется повышенный теплосъем от поршня, эта система не может обеспечить требуемое охлаждение поршней.

В высокофорсированных двигателях имеет распространение система смазки [2], содержащая масляную емкость, насос с приводом от вала двигателя, масляный фильтр, нагнетательную и главную масляную магистраль и форсунки орошения поршней, установленные непосредственно на главной масляной магистрали. Такую систему имеет, например, двигатель СМД-18Н и его модификации. Эта масляная система имеет ряд существенных недостатков. Давление масла, поступающего в форсунки орошения поршней, такое же, как и в главной магистрали, которое подбирается из расчета создания гарантированного масляного клина в опорах коленчатого вала. Это давление в различных конструкциях двигателей колеблется от 5 до 12 кг/см2. Поэтому для обеспечения требуемого расхода масла диаметр выходного отверстия форсунки для масла, подаваемого на поршень, делают небольшим. А для формирования струи масла, достигающей поршень в его верхней мертвой точке, достаточно давления 2-2,5 кг/см2. Несмотря на то, что масло, подаваемое в форсунку, проходит через масляный фильтр, часто выходные каналы форсунок забиваются, закоксовываются и масло перестает омывать днище поршня. Поршень перегревается и двигатель выходит из строя. Повышенный проток масла через масляный фильтр приводит к уменьшению сроков необслуживаемой работы (прочистки, замены фильтрующих элементов). Увеличение сечения выходного канала форсунок приводит к повышенному расходу масла в системе, для поддержания требуемого давления в главной магистрали требуется увеличение производительности масляного насоса, а это приводит к увеличению механических потерь в двигателе.

Задача состоит в повышении надежности системы смазки, в частности в уменьшении вероятности засорения и закоксовывания форсунок орошения поршней за счет увеличения их выходных каналов без увеличения расхода масла, а также увеличении срока необслуживаемой работы фильтров за счет того, что форсунки орошения поршней работают на неочищенном масле.

Решение задачи достигается за счет того, что в системе смазки двигателя внутреннего сгорания, содержащей масляную емкость, насос с приводом от вала двигателя, масляный фильтр, нагнетательную и главную масляную магистраль и форсунки орошения поршней, согласно изобретению форсунки орошения поршней установлены на дополнительной масляной магистрали. Эта магистраль соединена перед масляным фильтром с нагнетательной магистралью через клапан постоянного давления, состоящий из корпуса, внутри которого размещен двухступенчатый плунжер, подпружиненный со стороны меньшего диаметра. Со стороны большего диаметра, обращенного в сторону дополнительной магистрали, внутри плунжера имеется глухое отверстие, сообщающееся через радиальные окна, выполненные на плунжере на участке меньшего диаметра, с полостью в корпусе, ограниченной корпусом и плунжером между большим и меньшим диаметрами и сообщающейся с нагнетательной масляной магистралью. Полость за плунжером с размещенной в ней пружиной сообщена каналом с полостью картера двигателя.

Новые существенные признаки предлагаемой системы смазки не присущи известным решениям (аналогу и прототипу) той же задачи.

Совокупность существенных признаков заявляемого изобретения достаточна и необходима для достижения обеспечиваемого изобретением технического результата – поставленной задачи.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежом, где показана схема системы смазки двигателя внутреннего сгорания.

Система смазки двигателя внутреннего сгорания содержит масляную емкость (поддон) 1, масляный насос 2 с приводом от коленчатого вала двигателя (не показано), нагнетательную магистраль 3, масляный фильтр 4 с предохранительным клапаном 5. Масляный фильтр 4 установлен на входе в главную масляную магистраль 6. Перед масляным фильтром 4 выполнен канал 7 для отвода масла в дополнительную масляную магистраль 8 с установленными на ней форсунками орошения поршней 9. На входе в дополнительную масляную магистраль 8 установлен клапан постоянного давления 10, состоящий из корпуса 11, внутри которого размещен двухступенчатый плунжер 12, подпружиненный со стороны меньшего диаметра d пружиной 13. Со стороны большего диаметра D, обращенного в сторону дополнительной магистрали 8, внутри плунжера 12 выполнено глухое отверстие 14, сообщающееся через радиальные окна 15 плунжера 12, выполненные на его меньшем диаметре d, с полостью 16, образованной между корпусом 11 и плунжером 12. Полость 16 сообщается с нагнетательной масляной магистралью 3 каналом 7. Полость 17 в клапане 10 за плунжером 12 с находящейся в ней пружиной 13 сообщается с полостью картера каналом 18.

Масляная система (система смазки) работает следующим образом.

Масло из масляной емкости (поддона) 1 засасывается масляным насосом 2 и подается в нагнетательную масляную магистраль 3. Из нее масло поступает в масляный фильтр 4, а из него в главную масляную магистраль 6 для смазки опор коленчатого вала и других трущихся деталей двигателя. В случае засорения фильтра масло из нагнетательной магистрали 3 поступает в главную масляную магистраль 6 через предохранительный клапан 5. Масло, поступающее к форсункам орошения поршней 9, проводится через канал 7, через клапан постоянного давления 10 и дополнительную масляную магистраль 8.

Клапан постоянного давления работает следующим образом.

Масло из канала 7 поступает в полость 16, а из нее через радиальные окна 15 плунжера 12 поступает в отверстие 14 плунжера 12, а из него – в дополнительную масляную магистраль 8. При достижении требуемого давления в дополнительной масляной магистрали 8 плунжер, преодолевая усилия пружины 13, перемещается вниз. Радиальные окна 15 полностью или частично перекрываются корпусом 11. Проток масла в дополнительную магистраль 8 уменьшается. Давление в ней падает. И пружина, преодолевая давление в дополнительной магистрали 8, приоткрывает радиальные окна 15. Количество масла, проходящее через клапан 10, увеличивается.

Таким образом осуществляется автоматическое поддержание постоянного давления в дополнительной масляной магистрали. Это давление всегда меньше, чем давление в главной масляной магистрали, что позволяет выполнять выходные каналы форсунок орошения поршней 9 большего сечения, что уменьшит вероятность их засорения и обеспечит работу форсунок 9 на неочищенном масле.

Масло, просочившееся в полость 17, с находящейся в ней пружиной 13 сливается в полость картера двигателя через канал 18.

Положение окон плунжера по отношению к ступенчатому переходу между диаметрами d и D корпуса клапана 11 зависит от оборотов масляного насоса 2 и, следовательно, от оборотов двигателя. Взаимосвязь между давлением в нагнетательной магистрали 3 (которое зависит от оборотов двигателя) и давлением в дополнительной магистрали 8 рассмотрим на конкретном примере. Например, максимальное давление, обеспечиваемое масляным насосом 2, составляет 10 кг/см2, а минимальное давление в дополнительной магистрали, при котором начинают закрываться окна 15 плунжера 12, составляет 3 кг/см2. Примем, что характеристика пружины 13 является достаточно пологой, т.е. усилие пружины 13, поджимающее плунжер 12, остается одинаковым при любом положении плунжера. При этом справедлива формула:

где Р1 – давление в нагнетательной магистрали 3;
Р2 – давление в дополнительной магистрали 8;
Fпр – усилие пружины.

Давление в дополнительной магистрали:


Отсюда видно, что давление в дополнительной магистрали 8 зависит от усилия пружины Fпр, давления P1 в дополнительной магистрали 3 и соотношения между диаметрами d и D. При небольшой разнице между d и D давление в дополнительной магистрали в основном зависит от усилия пружины Fпр и совсем незначительно зависит от давления в дополнительной магистрали Р1, т.е. при повышении давления P1 незначительно увеличивается давление P2. Допустим, что в клапане 10 пружина 13 отрегулирована на давление 3 кг/см2. При давлении в дополнительной магистрали 3 кг/см2 такое же давление создается в дополнительной магистрали 8. При максимальном давлении 10 кг/см2 в дополнительной магистрали 3 (что соответствует максимальным оборотам двигателя) подбором соотношения между диаметрами d и D можно обеспечить давление в дополнительной магистрали 8 равным 3,5 – 4 кг/см2. Незначительное увеличение давления в дополнительной магистрали 8 при максимальных оборотах двигателя незначительно увеличивает расход масла через форсунки 9, что соответствует условиям теплосъема тепла от поршней маслом. А так как увеличение расхода масла является незначительным, то на формирование струи масла в форсунках оно не влияет.

Источники информации
1. Ю. Б. Моргулис. Двигатели внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1972, с. 186-187.

2. Дизель СМД-18Н и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации 18Н-ООС1 ТО. Под редакцией А.М. Диденко. Харьков: Прапор, 1988, с.12, 38-39.

Формула изобретения


Система смазки двигателя внутреннего сгорания, содержащая масляную емкость, насос с приводом от вала двигателя, масляный фильтр, нагнетательную и главную масляную магистрали и форсунки орошения поршней, отличающаяся тем, что форсунки орошения поршней установлены на дополнительной масляной магистрали, соединенной с нагнетательной перед масляным фильтром через клапан постоянного давления, состоящий из корпуса, внутри которого размещен двухступенчатый плунжер, подпружиненный со стороны меньшего диаметра, а со стороны большего диаметра, обращенного в сторону дополнительной магистрали, имеется глухое отверстие, сообщающееся через радиальные окна, выполненные на плунжере на участке меньшего диаметра, с полостью в корпусе, ограниченной внутренней поверхностью корпуса и наружной поверхностью плунжера и сообщающейся с нагнетательной масляной магистралью, полость за плунжером с размещенной в ней пружиной сообщена каналом с полостью картера двигателя.

РИСУНКИ

Рисунок 1


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 24.12.2003

Извещение опубликовано: 20.04.2005 БИ: 11/2005


Categories: BD_2194000-2194999