Патент на изобретение №2194069
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ДОБАВКА К БЕНЗИНУ И ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ЕЕ СОДЕРЖАЩАЯ
(57) Реферат: Изобретение относится к производству топлив для двигателей внутреннего сгорания. Многофункциональная универсальная добавка содержит алифатические спирты с алкильными радикалами С3-С8 – 25-60%, N-метиланилин – до 45%; АРКВАД (дикокодиметиламмоний хлорид (75%)/2-пропанол (15%)) – 0,1-0,4%. Топливная композиция содержит: этанол – до 10%, воду – 0,1-0,3%, добавку – 1,0-3,0%, остальное – бензин. Добавка стабилизирует топлива даже при увлажненных бензиновых фракциях. 2 с. и 2 з.п. ф-лы, 4 табл. Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, конкретно к составу многофункциональной универсальной добавки и топливной композиции, содержащей эту добавку и предназначенной для использования в двигателях внутреннего сгорания. Решение экологических проблем усилило интерес к добавкам, повышающим октановое число (ОЧ) бензина и уменьшающим выбросы в окружающую среду с отработанными газами оксидов углерода (СО) и углеводороды. Эффективными добавками, решающими данные задачи являются кислородосодержащие соединения – оксигенаты, такие как алкильные эфиры, спирты, кетоны. Эти добавки вводят в базовые топлива вместе с ароматическими углеводородами (заявка ЕПВ 0121089, C 10 L 1/02, 1984). Известна топливная композиция на основе бензина каталитического реформинга, содержащая до 50 мас.% фракции бензина прямой перегонки и 3-15 мас.% добавки на основе метил-трет-бутилового эфира (ФЭТЕРОЛ) (патент РФ 2092524, C 10 L 1/18, 1997). Как высокооктановые компоненты бензинов – оксигенаты известны также метиловый или этиловый спирты в смеси с более высокомолекулярными спиртами. Известна добавка к бензину на основе этилового спирта, содержащая N-метиламин до 16 мас.%, кротоновый альдегид 0,1-10 мас.%, этиловый эфир 0,1-0,8 мас.% (патент РФ 2148077, С 10 L 1/18, 1/22, 1999). Общими недостатками оксигенатов, входящих в состав добавок к бензинам являются: – необходимость их добавления в бензин в больших количествах (15-25 мас. % для повышения ОЧ на 6-8 пунктов); – низкая гидролитическая устойчивость и высокая влагопоглощающая способность оксигенатов, приводящая к сильной электрохимической коррозии тары и двигателей; – более низкая, чем у бензинов, теплотворная способность и сокращение в связи с этим длины пробега на одной заправке. Известна добавка к бензину на основе стабилизированного этилового спирта, содержащая N-метиланилин, ферроцен и/или -гидроксиизопропил-ферроцен (патент РФ 2129141, кл. С 10 L 1/18, 1999).
Недостатками добавки, описанной в этом патенте, являются наличие ферроцена и/или его производного, которые повышают износ деталей двигателя, увеличивают смолообразование и оказывают отрицательное влияние на работу каталитических нейтрализаторов автомобилей.
В настоящее время большой практический интерес в решении экологических проблем и повышении ОЧ проявляется к спиртобензиновым топливным композициям, обладающим высоким октановым числом и уменьшающим выбросы вредных веществ в окружающую атмосферу.
Однако автомобильные бензины, содержащие до 15 мас.% спирта, обладают недостаточными эксплуатационными свойствами: низкой стабильностью при хранении при попадании из окружающей среды воды.
Контакт с водой вызывает расслаивание топливной смеси и образование двухфазной системы: органической и водной. Разделение топливной композиции на бензиновый и водно-спиртовой слои затрудняет работу двигателей внутреннего сгорания – глохнет двигатель, замерзают топливные баки.
Для устранения данного недостатка осуществляют удаление воды из бензиноспиртовых смесей или используют различные сорастворители и стабилизаторы.
Известна добавка к моторному топливу, содержащая, мас.%: этиловый спирт 1-12, алифатические спирты С3-C5 0,3-40 (патент США 4541836, C 10 L 1/18, 1985), а также топливная композиция, содержащая бензин, этиловый спирт и алкилацетат с алкильными радикалами C1-C6 линейного или разветвленного строения (патент США 4394133, кл. C 10 L 1/18, 1983).
Однако такое топливо не обладает достаточно высокими антидетонационными свойствами и низкой температурой помутнения.
Наиболее близкой к заявляемому техническому решению является многофункциональная добавка к бензинам на основе этилового спирта, содержащая N-метиланилин, моющую присадку на основе амида и стабилизатор в виде смеси алифатических спиртов С3-C5 в установленном соотношении (евразийский патент 000882, кл. C 10 L 1/18, 2000).
Недостатками добавки, описанной в данном патенте является присутствие в ней большого количества компонентов, что затрудняет процесс ее приготовления, необходимость введения данной добавки в большом количестве (от 2 до 15 мас. %), что не позволяет использовать ее для удобства потребителя в мелкой расфасовке и реализовывать через торговую сеть, обязательное присутствие этилового спирта в ее составе, что не позволяет для улучшения моющих свойств использовать наиболее эффективную многофункциональную присадку Керопур, представляющую собой смесь аминов и минеральных масел, не растворяющуюся в этиловом спирте.
Известна топливная композиция, содержащая данную добавку в количестве от 2 до 15 мас.% (евразийский патент 000882, кл. C 10 L 1/18, 2000). Введение в топливную композицию добавки, содержащей большое количество компонентов и большом объемном количестве по массовой доли (2-15 мас.%), удорожает топливную композицию, а обязательное присутствие спирта не обеспечивает последней необходимую стабильность в присутствии воды при повышенной влажности бензина.
Задачей настоящего изобретения является устранение вышеуказанных недостатков путем создания многофункциональной с меньшим количеством компонентов универсальной добавки к бензиновым смесям, как содержащим, так и не содержащим в своем составе этилового спирта, введением ее в состав бензиновых смесей в количестве, в 3-5 раз меньшем по массовой доле, и с возможностью применения более эффективной многофункциональной присадки Керопур (смесь аминов и минеральных масел).
Для повышения моющих и защитных свойств композиции, химической и коллоидной стабильности предлагаемый состав добавки позволяет вводить наиболее эффективную в настоящее время многофункциональную присадку КЕРОПУР марки ES 3401 в количестве от 1,0 до 4,0 мас.%.
Приготовление предлагаемой добавки и композиции, ее содержащей, осуществляется смешением компонентов при перемешивании на стандартном оборудовании.
Основными исходными компонентами для приготовления композиции являются продукты промышленного производства, которые выпускаются по соответствующим ТУ и ГОСТам.:смесь товарных бензинов АИ-80 (А-76) и АИ-92 (АИ-(91), октановое число бензиновой базы по исследовательскому методу составляло 88,5 ед.; этиловый спирт, выпускаемый промышленностью по ТУ 387.402-62-117-98; углеводородная фракция с Ткип. 145-200oС (керосиновая фракция); алифатические спирты С3-С8 (ГОСТ 9805 или ГОСТ 9536); N-метиланилин (ТУ 2471-269-00204168-96); АРКВАД 2С-75 (дикокодиметиламмоний хлорид (75%) /2-пропанол (15%)) – шифр продукта 570101 ICS409, выпускается и поставляется в Россию фирмой Akzo Nobel Chemicals-Deventer (Нидерланды) и представляет собой жидкость желтого цвета, имеет вязкость при 25oС 120 мПа, плотность 880 кг/м3 при 20oС, температуру кипения 80oС, рН 6-9, продукт соответствует требованиям директив ЕС. Керопур (KEROPUR ES 3401) – смесь аминов со специальными минеральными маслами, имеет плотность при 15oС 0,86 г/см3 по ASTM D 4052, вязкость при 20oС 160 мм2/с по ASTM D 445, точку застывания ниже -20oС по ASTM D 97, температуру вспышки 61oС по DIN 51 755. Комбинация специальных минеральных масел используется в Керопур ES 3401 в качестве разбавителя. В табл. 1 и 2 приведены составы заявляемой добавки и бензиновых смесей с присутствием этилового спирта и без него. В табл. 3 даны составы топливной композиции, в табл. 4 представлены результаты испытаний топливных композиций составов, представленных в табл. 3. Испытания были проведены по “Комплексу методов квалификационной оценки” и по ГОСТ 2084-72. Данные, приведенные в табл. 4, подтверждают, что применение в составе АРКВАДа, взятого в установленных количественных соотношениях, позволяет снизить температуру помутнения до -35oС с одновременным повышением ОЧ до 95,5 и выше, улучшить моющие, антидетонационные и экологические свойства топливных композиций. Предлагаемая добавка стабилизирует бензиновые топлива в присутствии и в отсутствии в их составе этилового спирта и даже при увлажненных бензиновых фракциях с содержанием в них до 0,3 мас.% воды, что делает данную добавку универсальной и обеспечивает при ее использовании расширение объема применения бензиновых топлив, включая спиртосодержащие, в качестве автомобильного моторного топлива. Формула изобретения
N-метиланилин – До 45,00 АРКВАД 2С-75 – 0,1-0,4 Алифатические спирты С3-С8 – 25,0-60,0 Углеводородная фракция – До 100 2. Добавка по п.1, содержащая многофункциональную присадку Керопур в количестве 1-4 мас.%. 3. Топливная композиция на основе бензиновых смесей, содержащая многофункциональную универсальную добавку по пп.1 и 2, при следующем соотношении компонентов, мас.%: Вода – 0,1-0,3 Добавка по пп.1 и 2 – 1,0-3,0 Бензин – До 100 4. Топливная композиция по п.3, дополнительно содержащая этанол в количестве до 10 мас.%. РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 23.01.2003
Номер и год публикации бюллетеня: 16-2004
Извещение опубликовано: 10.06.2004
NF4A Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение
Извещение опубликовано: 27.08.2004 БИ: 24/2004
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 23.01.2005
Извещение опубликовано: 10.04.2008 БИ: 10/2008
|
||||||||||||||||||||||||||

-гидроксиизопропил-ферроцен (патент РФ 2129141, кл. С 10 L 1/18, 1999).
Недостатками добавки, описанной в этом патенте, являются наличие ферроцена и/или его производного, которые повышают износ деталей двигателя, увеличивают смолообразование и оказывают отрицательное влияние на работу каталитических нейтрализаторов автомобилей.
В настоящее время большой практический интерес в решении экологических проблем и повышении ОЧ проявляется к спиртобензиновым топливным композициям, обладающим высоким октановым числом и уменьшающим выбросы вредных веществ в окружающую атмосферу.
Однако автомобильные бензины, содержащие до 15 мас.% спирта, обладают недостаточными эксплуатационными свойствами: низкой стабильностью при хранении при попадании из окружающей среды воды.
Контакт с водой вызывает расслаивание топливной смеси и образование двухфазной системы: органической и водной. Разделение топливной композиции на бензиновый и водно-спиртовой слои затрудняет работу двигателей внутреннего сгорания – глохнет двигатель, замерзают топливные баки.
Для устранения данного недостатка осуществляют удаление воды из бензиноспиртовых смесей или используют различные сорастворители и стабилизаторы.
Известна добавка к моторному топливу, содержащая, мас.%: этиловый спирт 1-12, алифатические спирты С3-C5 0,3-40 (патент США 4541836, C 10 L 1/18, 1985), а также топливная композиция, содержащая бензин, этиловый спирт и алкилацетат с алкильными радикалами C1-C6 линейного или разветвленного строения (патент США 4394133, кл. C 10 L 1/18, 1983).
Однако такое топливо не обладает достаточно высокими антидетонационными свойствами и низкой температурой помутнения.
Наиболее близкой к заявляемому техническому решению является многофункциональная добавка к бензинам на основе этилового спирта, содержащая N-метиланилин, моющую присадку на основе амида и стабилизатор в виде смеси алифатических спиртов С3-C5 в установленном соотношении (евразийский патент 000882, кл. C 10 L 1/18, 2000).
Недостатками добавки, описанной в данном патенте является присутствие в ней большого количества компонентов, что затрудняет процесс ее приготовления, необходимость введения данной добавки в большом количестве (от 2 до 15 мас. %), что не позволяет использовать ее для удобства потребителя в мелкой расфасовке и реализовывать через торговую сеть, обязательное присутствие этилового спирта в ее составе, что не позволяет для улучшения моющих свойств использовать наиболее эффективную многофункциональную присадку Керопур, представляющую собой смесь аминов и минеральных масел, не растворяющуюся в этиловом спирте.
Известна топливная композиция, содержащая данную добавку в количестве от 2 до 15 мас.% (евразийский патент 000882, кл. C 10 L 1/18, 2000). Введение в топливную композицию добавки, содержащей большое количество компонентов и большом объемном количестве по массовой доли (2-15 мас.%), удорожает топливную композицию, а обязательное присутствие спирта не обеспечивает последней необходимую стабильность в присутствии воды при повышенной влажности бензина.
Задачей настоящего изобретения является устранение вышеуказанных недостатков путем создания многофункциональной с меньшим количеством компонентов универсальной добавки к бензиновым смесям, как содержащим, так и не содержащим в своем составе этилового спирта, введением ее в состав бензиновых смесей в количестве, в 3-5 раз меньшем по массовой доле, и с возможностью применения более эффективной многофункциональной присадки Керопур (смесь аминов и минеральных масел).
Для повышения моющих и защитных свойств композиции, химической и коллоидной стабильности предлагаемый состав добавки позволяет вводить наиболее эффективную в настоящее время многофункциональную присадку КЕРОПУР марки ES 3401 в количестве от 1,0 до 4,0 мас.%.
Приготовление предлагаемой добавки и композиции, ее содержащей, осуществляется смешением компонентов при перемешивании на стандартном оборудовании.
Основными исходными компонентами для приготовления композиции являются продукты промышленного производства, которые выпускаются по соответствующим ТУ и ГОСТам.: