Патент на изобретение №2193707
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА
(57) Реферат: Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в пространственных зацеплениях между ортогональными пересекающимися осями для передачи вращения и крутящего момента. Зуб ведущего колеса выполнен сопрягающимся с зубом ведомого колеса, а угол сопряжения зуба ведущего колеса с ведомым определяется по следующей зависимости: ![]() где ![]() ![]() коэффициенты, определяющие положение боковых поверхностей зубьев ведущего колеса, причем ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в пространственных зацеплениях между ортогональными пересекающимися осями для передачи вращения и крутящего момента. Известна передача между плоским колесом и цилиндрической шестерней, так называемая цилиндроконическая. В этой передаче коническая рейка заменена плоским колесом, а коническая шестерня -цилиндрической (Я.С.Давыдов. Неэвольвентное зацепление. М.: Машгиз, 1950). В известной передаче шестерня с эвольвентным поперечным профилем повторяет геометрические параметры инструмента (поперечный профиль, число зубьев, модуль). Поперечный профиль зуба плоского колеса – кривая, полученная в результате огибания инструментом. Передача имеет преимущество перед другими видами пространственных зацеплений: контакт между зубьями может быть линейным либо точечным (по желанию конструктора), так как зона касания регулируется; геометрический расчет передач по сравнению с коническими – прост. К основным недостаткам следует отнести: заострение зубьев плоских колес по длине зуба и как следствие невозможность получения зубьев произвольно большой длины; привязка к инструменту и зубодолбежному станку. За прототип принята передача, содержащая ведомое колесо с плоскими рабочими поверхностями и ведущее колесо с выпуклыми рабочими поверхностями (патент РФ 96101625, МПК6 F 16 H 55/08, опубл. 10.04.98). Основной недостаток – технологический: сложность изготовления на станках с ЧПУ; сложность управления контактом сопряженных профилей зубьев; сложность синтезирования ее геометрических параметров. Задачей данного изобретения является улучшение эксплуатационных свойств передачи за счет рационального подбора плоской рейки и соответствующих ей поверхностей ведущего колеса; упрощение процесса изготовления передачи, т.е. создание передачи между ведущим и ведомым плоским колесом, которая не связана с каким-либо инструментом и профилируемую, как методом копирования при единичном делении с использованием фрезерных станков (включая станки с ЧПУ), так и методом обкатки однорезцовым инструментом. Указанная задача решается за счет того, что впадины ведомого колеса между зубьями выполнены радиальными, равноширокими и равноглубокими, зубья ведущего колеса выполнены равновысокими с криволинейным поперечным профилем, причем зуб ведущего колеса выполнен сопрягающимся с зубом ведомого колеса, а угол сопряжения зуба ведущего колеса с ведомым определяется по следующей зависимости: ![]() ![]() где ![]() коэффициенты, определяющие положение боковых поверхностей зубьев ведущего колеса, причем ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Зубчатая передача работает следующим образом. Передача передает вращение и крутящий момент при право- и левостороннем вращении ведущего колеса 1 (передача реверсивная). Крутящий момент прикладывается к валу, на котором находится ведущее колесо 1 и снимается с вала ведомого плоского колеса 2. Данная передача плоскоцилиндрическая и ее геометрические параметры получаются аналитическим путем, используются три системы прямоугольных координат, из которых две – подвижные, связанные с ведомым и ведущим колесами, и одной неподвижной, относительно которой задаются положения подвижных систем. Уравнение боковой поверхности зуба ведомого плоского колеса – плоскость, заданная уравнением АХ+BY+CZ+D=0 (в подвижной системе координат ведомого колеса). Уравнение боковой поверхности зуба ведущего колеса описывается прямой, полученной от пересечения двух плоскостей A1X+B1Y+C1Z+D1=0 и A2X+B2Y+C2Z+D2= 0 (в подвижной системе координат ведущего колеса). Эта линия и плоскость определяют угол сопряжения ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() A1=0,998; – A2=-0,71; Bl=-0,057; – B2=-11,962; C1=0,032; – С2=0,939. 3. Угол сопряжения в полюсе зацепления ![]() Формула изобретения
![]() где ![]() ![]() коэффициенты, определяющие положение боковых поверхностей зубьев ведущего колеса, причем ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 06.03.2003
Извещение опубликовано: 20.02.2005 БИ: 05/2005
|
||||||||||||||||||||||||||