Патент на изобретение №2193682

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2193682 (13) C2
(51) МПК 7
F02M27/00, F02B9/00, F02B69/02
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.04.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2000127339/06, 01.11.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

01.11.2000

(45) Опубликовано: 27.11.2002

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ А. Диалектика впрыска. – За рулем № 8, 2000, с.56-58. RU 2051289 C1, 27.12.1995. RU 2059845 С1, 10.05.1996. RU 94028477 C1, 27.05.1996. RU 2019727 C1, 15.09.1994. RU 2120041 C1, 10.10.1998. RU 2096313 C1, 20.11.1997. RU 2043516 С1, 10.09.1995. RU 2044900 C1, 27.09.1995. US 4332223 A, 01.01.1982. DE 3918678 A1, 13.12.1990. WO 00/22292 А1, 20.04.2000. CN 1061505 А, 27.05.1992. US 5887554 А, 30.03.1999. US 3992277 А, 16.11.1976. US 4510915 А, 16.04.1985.

Адрес для переписки:

142210, Московская обл., г. Серпухов, ул. Октябрьская, 19Б, кв.21, В.П.Гальченко

(71) Заявитель(и):

Гальченко Вячеслав Петрович,
Гречухин Александр Иванович,
Карнаухов Юрий Георгиевич,
Ситников Петр Федотович

(72) Автор(ы):

Гальченко В.П.,
Гречухин А.И.,
Карнаухов Ю.Г.,
Ситников П.Ф.

(73) Патентообладатель(и):

Гальченко Вячеслав Петрович,
Гречухин Александр Иванович,
Карнаухов Юрий Георгиевич,
Ситников Петр Федотович

(54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАБОЧИМИ ПРОЦЕССАМИ МНОГОТОПЛИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ


(57) Реферат:

Изобретение относится к двигателестроению и предназначено для организации рабочего процесса в двигателях внутреннего сгорания с непосредственным впрыском топлива. Изобретение позволяет расширить динамический диапазон управляющего воздействия на рабочие процессы многотопливного двигателя внутреннего сгорания и упростить его техническую реализацию. Способ основан на впрыскивании топлива в камеру сгорания на такте сжатия, формировании совместно с воздушным зарядом углеводородной смеси, причем топливо впрыскивают в камеру сгорания через плазмоэлектрохимический реактор с одновременным поступлением туда из генератора низкотемпературной плазмы потока химически активной воздушной плазмы, который обеспечивает в реакторе плазмоэлектрохимический пиролиз и возбуждение молекул и атомов топлива с последующим его самовоспламенением при перемешивании с воздушным зарядом в камере сгорания. 1 ил.


Изобретение относится к области двигателестроения и предназначено для организации рабочего процесса в двигателях внутреннего сгорания с непосредственным впрыском топлива.

Известен способ управления рабочими процессами двигателя внутреннего сгорания, технической реализацией которого является двигатель внутреннего сгорания [1]. В камеру сгорания этого двигателя поступает обедненная топливовоздушная смесь, которую воспламеняют факелом плазмы топлива, полученным в форкамере.

Недостаток известного способа состоит в том, что в процессе работы двигателя внутреннего сгорания не обеспечивается экономичность и экологичность сгорания топлива, так как всасываемый через любой карбюратор воздух дозируется только по объему, а не по массе, необходимой для обеспечения экономного расхода топлива и экологически чистого процесса его сгорания.

Наиболее близким известным техническим решением в качестве прототипа является способ управления рабочими процессами многотопливного двигателя внутреннего сгорания, основанный на впрыскивании топлива в камеру сгорания на такте сжатия, формировании совместно с воздушным зарядом углеводородной смеси и ее воспламенении с помощью электроискровой свечи, расположенной либо в форкамере, либо непосредственно в камере сгорания [2]. При этом устройство, реализующее прототип, содержит электронную систему управления двигателем, системы подачи воздуха и топлива, блок электропитания и систему непосредственного впрыска топлива в камеру сгорания. За счет использования обедненной горючей смеси, в которой на одну часть бензина приходится 40-50 частей воздуха, компьютеризации процесса управления двигателем и периодической регенерации катализатора обеспечиваются экономичность и экологичность транспортного средства с таким двигателем.

Недостаток прототипа заключается в узком динамическом диапазоне управляющего воздействия на рабочие процессы многотопливного двигателя внутреннего сгорания, который задан ограниченным интервалом возможного изменения состава горючей смеси (<3,0) и необходимостью прецизионного дозирования топлива и воздуха, а также задания с высокой точностью моментов электроискрового воспламенения. Другой недостаток прототипа состоит в сложности технической реализации управления работой двигателя внутреннего сгорания на топливах широкого фракционного состава и его промышленного изготовления с узким диапазоном допусковых отклонений элементов цилиндропоршневой группы. Узкий динамический диапазон управляющего воздействия на рабочие процессы двигателя внутреннего сгорания, высокая стоимость и сложность технической реализации снижают экономичность и экологичность двигателя внутреннего сгорания.

Целью изобретения является расширение динамического диапазона управляющего воздействия на рабочие процессы многотопливного двигателя внутреннего сгорания за счет автоматического регулирования не только состава горючей смеси (до значения >3,0), но и ее химической активности, а также упростить его техническую реализацию за счет снижения требований к топливной аппаратуре высокого давления и замены сложной электроискровой системы на плазмоэлектрохимическую технологию пиролиза углеводородного топлива широкого фракционного состава с последующим непосредственным впрыском продуктов пиролиза в камеру сгорания для их самовоспламенения.

Сущность изобретения заключается в том, что кроме известных и общих операций, основанных на впрыскивании топлива в камеру сгорания на такте сжатия и формировании совместно с воздушным зарядом углеводородной смеси, предлагается новая совокупность операций, которая характеризуется тем, что топливо впрыскивают в камеру сгорания через плазмоэлектрохимический реактор с одновременным поступлением туда из генератора низкотемпературной плазмы потока химически активной воздушной плазмы, который обеспечивает в реакторе плазмоэлектрохимический пиролиз и возбуждение молекул и атомов топлива с последующим его самовоспламенением при перемешивании с воздушным зарядом в камере сгорания.

Новизна изобретения состоит в том, что топливо впрыскивают в камеру сгорания через плазмоэлектрохимический реактор с одновременным поступлением туда из генератора низкотемпературной плазмы потока химически активной воздушной плазмы, который обеспечивает в реакторе плазмоэлектрохимический пиролиз и возбуждение молекул и атомов топлива с последующим его самовоспламенением при перемешивании с воздушным зарядом в камере сгорания, что позволяет расширить динамический диапазон управляющего воздействия на рабочие процессы многотопливного двигателя внутреннего сгорания и упростить его техническую реализацию.

Функциональная схема устройства, реализующего предлагаемый способ управления рабочими процессами многотопливного двигателя внутреннего сгорания, изображена на чертеже, где обозначено:
1 – электронная система управления двигателем; 2 – измерительные каналы (датчики); 3 – контроллер; 4 – исполнительные механизмы; 5 – система подачи воздуха в генератор низкотемпературной плазмы; 6 – блок электропитания: 7 – система подачи топлива в плазмохимический реактор; 8 – магистраль подачи воздуха; 9 – генератор низкотемпературной плазмы; 10 – дозатор подачи топлива; 11 – магистраль подачи топлива; 12 – плазмоэлектрохимический реактор; 13 – канал подачи воздуха; 14 – поршень; 15 – камера сгорания; 16 – запорный клапан; 17 – химически активная горючая смесь.

В исходном состоянии электронная система управления двигателем 1, содержащая последовательно соединенные между собой измерительные каналы (датчики) 2, контроллер 3 и исполнительные механизмы 4, подключена к соответствующим входам системы подачи воздуха 5 в генератор низкотемпературной плазмы, блока электропитания 6 и системы подачи топлива 7 в плазмохимический реактор. Магистраль подачи воздуха 8 подключена к одному входу генератора низкотемпературной плазмы 9, к другому входу которого подключен выход блока электропитания 6. Дозатор топлива 10 включен в магистраль подачи топлива 11 для плазмоэлектрохимического реактора 12. Канал подачи воздуха 13 направлен через клапаны на поршень 14 камеры сгорания 15, в которую через запорный клапан 16 направлен поток химически активной горючей смеси 17.

Устройство, реализующее предлагаемый способ управления рабочими процессами многотопливного двигателя, работает следующим образом.

Генератор низкотемпературной плазмы 9 потребляет воздух и электрическую энергию, необходимые для формирования потока воздушной низкотемпературной плазмы, который на выходе генератора низкотемпературной плазмы 9 становится химически активным, так как состоит из заряженных частиц, возбужденных атомов и молекул соединений воздуха. Поток воздушной низкотемпературной плазмы под избыточным давлением поступает в плазмоэлектрохимический реактор 12. В связи с высокой химической активностью воздушной низкотемпературной плазмы в плазмоэлектрохимическом реакторе 12 происходит высокоскоростной (со скоростью перемешивания) плазмохимический пиролиз топлива. При этом наблюдается экзотермическое окисление части топлива с выделением дополнительного тепла, деструкция и возбуждение молекул и атомов топлива.

В заданный электронной системой управления двигателя 1 момент времени через плазмоэлектрохимический реактор 12 и запорный клапан 16 в камеру сгорания 15 впрыскивают требуемый заряд топлива. В результате этих процессов на выходе плазмоэлектрохимического реактора 12, установленного непосредственно на головке блока цилиндров и соединенного с камерой сгорания 15, образуется химически активный многофазный поток топлива 17, который самовоспламеняется при взаимодействии с зарядом воздуха в камере сгорания 15.

Регулирующее изменение объема и момента впрыска топлива в камеру сгорания 15 через плазмоэлектрохимический реактор 12 осуществляют циклически по командам электронной системы управления двигателя 1, согласно установленному алгоритму и порядку работы цилиндров двигателя внутреннего сгорания. Воздух и электрическая энергия могут потребляться генератором низкотемпературной плазмы 9 как непрерывно, так и дискретно, в соответствии с циклограммой потребления топлива.

Генератор низкотемпературной плазмы 9 потребляет около 1% воздуха, поступающего в двигатель, и электрическую мощность, составляющую около 0,5% от выходной мощности двигателя. Коэффициент избытка воздуха в плазмоэлектрохимическом реакторе 9 в зависимости от теплового состояния конструкции и режимов работы двигателя, типа используемого топлива и потребляемой генератором низкотемпературной плазмы 9 электрической энергии может изменяться в широком диапазоне от 0,001 до 0,4. При этом алгоритм работы электронной системы управления двигателя 1 организуют так, что в любом режиме работы двигателя через плазмоэлектрохимический реактор 12 в камеру сгорания 15 поступает химически активный многофазный поток горючей углеводородной топливной смеси 17, которая при взаимодействии (в процессе перемешивания в камере сгорания 15) с воздушным зарядом самовоспламеняется.

Промышленная применимость заявленного изобретения подтверждается тем, что процесс плазмохимической технологии известен в работе [3], по предлагаемому изобретению в 1998-2000 г.г. разработана техническая документация, изготовлены и проводятся испытания опытных образцов двигателей внутреннего сгорания на автомобилях Волжского автозавода.

Положительный эффект от использования изобретения состоит в том, что расширяется динамический диапазон управляющего воздействия на рабочие процессы многотопливного двигателя внутреннего сгорания за счет того, что, кроме известного компьютерного дозирования по объему засасываемого воздуха для горения и топлива, предлагается дополнительное автоматическое регулирование химической активности углеводородного топлива путем его деструкции с помощью воздушной низкотемпературной плазмы.

Упрощение технической реализации заявленного способа достигается за счет снижения требований к топливной аппаратуре высокого давления и замены сложной электроискровой системы на плазмоэлектрохимическую технологию пиролиза углеводородного топлива широкого фракционного состава с последующим непосредственным впрыском продуктов пиролиза в камеру сгорания для их самовоспламенения.

Инвариантность к различным типам используемого углеводородного топлива обеспечивается его деструкцией с помощью воздушной низкотемпературной плазмы, что известно в [4].

Литература
1. Патент США 4332223, МПК F 02 Р 23/00, F 02 В 19/10, F 02 В 23/00, 1982 г. (аналог).

2. Воробьев-Обухов А., Диалектика впрыска. Журнал “За рулем”, 8, 2000 г. , с. 56-58 (прототип).

3. Патент РФ 2051289, МПК F 02 М 27/00, 1992 г.

4. Пиролиз, Краткая химическая энциклопедия, М.: Советская энциклопедия, 1964 г., с. 1069-1082.

Формула изобретения


Способ управления рабочими процессами многотопливного двигателя внутреннего сгорания, основанный на впрыскивании топлива в камеру сгорания на такте сжатия и формировании совместно с воздушным зарядом углеводородной смеси, отличающийся тем, что топливо впрыскивают в камеру сгорания через плазмоэлектрохимический реактор с одновременным поступлением туда из генератора низкотемпературной плазмы потока химически активной воздушной плазмы, который обеспечивает в реакторе плазмоэлектрохимический пиролиз и возбуждение молекул и атомов топлива с последующим его самовоспламенением при перемешивании с воздушным зарядом в камере сгорания.

РИСУНКИ

Рисунок 1


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 02.11.2003

Извещение опубликовано: 20.04.2005 БИ: 11/2005


Categories: BD_2193000-2193999