|
|
|
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ |
(19) |
RU |
(11) |
2193681 |
(13) |
C2 |
|
(51) МПК 7
F02K9/96, G01M15/00
|
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ
Статус: по данным на 18.04.2011 – прекратил действие |
|
|
|
|
(21), (22) Заявка: 2000109612/06, 14.04.2000
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
14.04.2000
(43) Дата публикации заявки: 27.04.2002
(45) Опубликовано: 27.11.2002
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
ЖУКОВСКИЙ А.Е. и др. Испытания жидкостных ракетных двигателей. – М.: Машиностроение, 1992, с. 32. RU 2129221 С1, 20.04.1999. RU 2050459 С1, 20.12.1995. SU 1794199 А3, 07.02.1993. RU 2133867 С1, 27.07.1999. US 3670564 А, 20.06.1972. US 3540272 А, 16.07.1968.
Адрес для переписки:
394006, г.Воронеж, ул. Ворошилова, 22, Конструкторское бюро химавтоматики, начальнику отдела
|
(71) Заявитель(и):
Федеральное государственное унитарное предприятие Конструкторское бюро химавтоматики
(72) Автор(ы):
Козелков В.П., Кулеев А.А., Фукс И.И., Бородин В.М., Дмитренко А.И., Бирюков Г.А., Мельников А.И., Рачук В.С., Соколов Б.А.
(73) Патентообладатель(и):
Федеральное государственное унитарное предприятие Конструкторское бюро химавтоматики
|
(54) СПОСОБ ОГНЕВЫХ КОНТРОЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ ЖРД
(57) Реферат:
Способ огневых контрольно-технологических испытаний ЖРД заключается в том, что каждый изготовленный двигатель подвергают кратковременным огневым испытаниям без последующей переборки. Контрольно-технологические испытания проводят с использованием бензина в качестве горючего, а после испытаний до и после демонтажа двигателя со стенда проводят чередование неглубокого вакуумирования и продувки азотом внутренних полостей двигателя, при этом продувки после демонтажа двигателя осуществляют горячим азотом при внешнем его обогреве. Изобретение позволяет сократить длительность и стоимость очистки внутренних полостей двигателя от остатков горючего после проведения огневых контрольно-технологических испытаний.
Изобретение относится к области ракетостроения и может быть использовано при производстве кислородно-керосиновых жидкостных ракетных двигателей (ЖРД).
Одним из видов испытаний, применяемых для контроля качества изготовления ЖРД, являются огневые контрольно-технологические испытания (КТИ). КТИ являются кратковременными огневыми испытаниями, которым подвергается каждый изготовленный двигатель. Задача проведения КТИ – контроль качества изготовления и сборки конкретного двигателя путем проверки его функционирования и определения фактических значений контролируемых параметров. Наиболее полно поставленной задаче отвечают КТИ без последующей переборки.
Известен способ проведения контрольно-технологических огневых испытаний ЖРД, работающих на любых компонентах топлива, заключающийся в том, что каждый изготовленный двигатель подвергают кратковременным огневым испытаниям без последующей переборки (А.Е. Жуковский, B.C. Кондрусев и др. Испытания жидкостных ракетных двигателей. Учеб. пособие для авиац. специальностей вузов. М. : Машиностроение, 1981. С. 26 – прототип).
Указанным способом проводят КТИ ЖРД, работающих на любых компонентах топлива. Применительно к кислородно-керосиновым ЖРД он обладает важной особенностью. После испытаний требуется сложная и дорогостоящая технологии обработка двигателей для удаления остатков керосина из магистралей и агрегатов двигателей. Для этих целей применяют глубокое вакуумирование внутренних полостей двигателя на дорогостоящем оборудовании, обеспечивающем вакуум до 1 10-4 кгс/см2. Кроме того, данный способ не обеспечивает удаление остатков в виде тяжелых фракций керосина. Эти остатки могут оказать вредное влияние на конструкционные материалы и на функционирование агрегатов после длительного хранения двигателя.
Задачей предлагаемого изобретения является устранение указанных недостатков известного способа контрольно-технологических испытаний.
Это достигается тем, что контрольно-технологические испытания проводят с использованием бензина в качестве горючего, а после испытаний, до и после демонтажа двигателя со стенда, производят чередование неглубокого вакуумирования и продувки азотом внутренних полостей двигателя, при этом продувки после демонтажа двигателя осуществляют горячим азотом при внешнем обогреве двигателя.
КТИ предлагаемым способом производят следующим образом. Из стендового бака на вход в магистраль горючего ЖРД вместо керосина подводят бензин. В виду малых отличий термодинамических характеристик бензина и керосина процессы, протекающие в двигателе при КТИ с использованием бензина в качестве горючего, позволяют контролировать функционирование агрегатов и параметры двигателя в условиях, близких к рабочим.
После испытаний производят очистку полостей двигателя от остатков бензина. В виду легкой испаряемости бензина используют относительно простую и недорогую технологию очистки двигателя.
На испытательном стенде до демонтажа двигателя производят предварительную очистку полостей двигателя от остатков бензина. Вначале остатки бензина удаляют через сливные штуцеры, расположенные в нижних частях агрегатов и магистралей двигателя. После этого производят продувку полостей двигателя газообразным азотом. Далее производят чередование неглубокого вакуумирования полостей двигателя до давления в 0,05…0,01 кгс/см2 и продувки азотом. Количество циклов вакуумирования и продувки определяют из условия обеспечения пожаробезопасности при демонтажных работах.
После демонтажа двигателя со стенда производят окончательную очистку его внутренних полостей. Полости двигателя продувают горячим азотом с температурой 60. . .90oС. Далее осуществляют наружный обогрев двигателя путем подачи горячего азота под специальный чехол, укрывающий двигатель. После того как температура конструкции двигателя достигнет 45…75oС, производят чередование неглубокого вакуумирования полостей двигателя до давления в 0,05…0,01 кгс/см2 и продувки горячим азотом. Количество циклов вакуумирования и продувки определяют по результатам проб состава внутренней среды двигателя. На этом очистку двигателя заканчивают и дальнейшую подготовку двигателя к отправке заказчику ведут по типовой для ЖРД технологии.
Предлагаемый способ контрольно-технологических огневых испытаний является эффективным методом контроля качества и стабильности изготовления кислородно-керосиновых ЖРД. Данный способ сокращает длительность и стоимость очистки внутренних полостей двигателя от остатков горючего. Для очистки двигателя не требуется дорогостоящее оборудование.
При проведении КТИ кислородно-керосинового ЖРД с дожиганием по предлагаемому способу подтверждена эффективность контроля качества изготовления и сборки двигателя путем проверки его функционирования и определения фактических значений контролируемых параметров. Подтверждено качество и невысокая стоимость очистки внутренних полостей от остатков при использовании для КТИ бензина в качестве горючего.
Формула изобретения
Способ огневых контрольно-технологических испытаний ЖРД, заключающийся в том, что каждый изготовленный двигатель подвергают кратковременным огневым испытаниям без последующей переборки, отличающийся тем, что контрольно-технологические испытания проводят с использованием бензина в качестве горючего, а после испытаний, до и после демонтажа двигателя со стенда, проводят чередование неглубокого вакуумирования и продувки азотом внутренних полостей двигателя, при этом продувки после демонтажа двигателя осуществляют горячим азотом при внешнем обогреве двигателя.
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 15.04.2003
Номер и год публикации бюллетеня: 19-2004
Извещение опубликовано: 10.07.2004
|
|
|
|
|