Патент на изобретение №2193584
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) БИТУМНЫЕ КОМПОЗИЦИИ И СПОСОБ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ
(57) Реферат: Изобретение представляет битумные композиции, устойчивые к керосину, содержащие битумный компонент, термопластичную резину в количестве менее чем 8 мас.% и этилен-винилацетатный сополимер в количестве менее чем 5 мас.% по отношению к общей массе битумной композиции, где этилен-винилацетатный сополимер имеет содержание винила в интервале от 25 до 35% по отношению к массе сополимера; способ получения таких битумных композиций. Технический результат: улучшение сопротивляемости к растворению нефтепродуктами. Термопластичная резина является блок-сополимером, необязательно гидрированным. 2 с. и 9 з.п. ф-лы. Изобретение относится к битумным композициям, способу их получения и их использованию в асфальтовых смесях для дорожного покрытия. Битум используется в качестве связующего вещества в смесях для дорожного асфальтового покрытия и постоянно усовершенствуется для соответствия непрерывно повышающимся требованиям, предъявляемым дорожными строителями. В общем, битум играет важную роль в составе дорожного асфальта, но увеличение количества тяжелого грузового транспорта приводит к преждевременному износу многих дорожных покрытий из-за появления выбоин и трещин на поверхности дороги. Выбоины являются существенным дефектом дорожного асфальтового покрытия, так как они дают возможность воде проникать в нижние слои дорожного покрытия, где она становится причиной быстрого разрушения, и ускоряют необходимость в преждевременном ремонте. Повышение содержания битума в асфальте или использование более мягкого вида битума улучшает сопротивляемость асфальта появлению трещин при низких температурах, но повышает риск появления выбоин при высоких температурах, так как смесь становится значительно мягче. Наоборот, сопротивление появлению выбоин может быть улучшено снижением количества битума в асфальтовых смесях или использованием более твердого сорта битума за счет снижения сопротивляемости появлению трещин из-за того, что смесь становится менее эластичной. Поэтому в настоящее время предпринимается множество попыток получить твердую битумную композицию с соответствующей современным требованиям сопротивляемостью появлению трещин, например, битумной композиции, обладающей как хорошими рабочими показателями при низких температурах, так и хорошей сопротивляемостью появлению выбоин при высоких температурах. Другим требованием, которому часто должны соответствовать современные битумные композиции, является сопротивляемость растворению в нефтепродуктах, таких как топливо (например, бензин и керосин), и маслах, таких как смазочные масла. Такая сопротивляемость растворению является важной в тех местах, где асфальтовые смеси регулярно подвергаются воздействию топлива и масел. Такие места включают, например, взлетные полосы аэродромов, места хранения отходов, заправочные станции и места хранения топлива. Если асфальтовая смесь подвергается воздействию топлива или масла, битум будет вымываться из асфальтовой смеси, что, в конце концов, приводит к потере наполнителя дорожного покрытия, так называемому волнообразному дорожному покрытию. С точки зрения вышесказанного, должно быть ясно, что было бы полезно получить твердую битумную композицию, отвечающую современным требованиям к сопротивляемости появлению трещин и, кроме того, демонстрирующую улучшенную сопротивляемость к растворению нефтепродуктами. Неожиданно было обнаружено, что такая битумная композиция может быть получена добавлением к битумному компоненту термопластичной резины и, в частности, добавлением этилен-винилацетатного сополимера. Соответственно, данное изобретение представляет битумную композицию, содержащую битумный компонент, термопластичную резину в количестве менее чем 8 мас. % и этилен-винилацетатный сополимер в количестве меньше чем 5 мас.%. Оба по отношению к общей массе битумной композиции, где этилен-винилацетатный сополимер имеет содержание винилацетата в интервале от 20 до 35 мас. %, по отношению к общей массе сополимера. Хотя использование этилен-винилацетатного сополимера в битумной композиции, содержащей термопластичную резину, как таковое в общем известно, см., например, ЕР-В1-0337282 и ЕР-В1-0340210, необходимо отметить, что преимущественное использование этилен-винилацетатного сополимера, имеющего определенное содержание винилацетата, заявленного в данном случае, не было раскрыто ранее. Предпочтительно, этилен-винилацетатный сополимер, используемый в соответствии с данным изобретением, имеет содержание винилацетата в интервале от 25 до 35 мас.%, более предпочтительно в интервале от 30 до 35 мас.% по отношению к весу сополимера. Предпочтительно, этилен-винилацетатный сополимер, используемый в соответствии с данным изобретением, присутствует в количестве менее чем 3 мас.% по отношению к общей массе битумной композиции. Более предпочтительно, этилен-винилацетатный сополимер присутствует в количестве, находящемся в интервале от 0,5 до 3 мас.% по отношению к общей массе битумной композиции. Предпочтительно, термопластичная резина присутствует в количестве менее чем 6 мас.% по отношению к общей массе битумной композиции. Битумная композиция включает термопластичную резину. Приемлемо, битумная композиция может включать один или более видов термопластичных резин. Хотя в соответствии с данным изобретением может быть использован широкий спектр термопластичных резин, предпочтительные термопластичные резины содержат необязательно гидрированные блок-сополимеры, которые включают, по крайней мере, два концевых поли(моновинилароматических углеводородных) блока и, по крайней мере, один центральный поли(сопряженный диеновый) блок, образуя непрерывную структуру. Предпочтительные блок-сополимерные компоненты выбирают из группы, состоящей из компонентов формул А(ВА)m или (АВ)nХ, где А представляет собой блок-сополимер преимущественно поли (моновинилароматического углеводорода), где В представляет собой блок преимущественно поли(сопряженного диена), где Х представляет собой остаток многовалентного агента сопряжения и где n представляет собой целое число ![]() ![]() ![]() Битумную композицию данного изобретения получают следующим образом. Битум, имеющий пенетрацию 88 дмм (измеренную по ASTM D 5 при 25oС) и температуру размягчения 47,5oС (измеренную по ASTM D 36), в течение 1 часа смешивают при температуре 180oС с 4 мас.% линейного негидрированного полистирол-полибутадиен-полистирольного блок-сополимера и 2 мас.% этилен-винилацетатного сополимера, по отношению к общей массе битумной композиции. Этилен-винилацетатный сополимер имеет содержание винилацетата 33 мас.% по отношению к сополимеру. Блок-сополимер имеет содержание стирола 33 мас.%, “средний” молекулярный вес 170000 и содержит полистирол-полибутадиеновые диблоки, имеющие “средний” молекулярный вес 90000. Затем получают асфальтовую смесь смешиванием полученной таким образом битумной композиции с наполнителем битумных дорожных покрытий. Впоследствии образец асфальта получают по методу Маршалла RAW 57. Образец асфальта затем выдерживают в Jetfuel A1 в течение 24 часов. Затем раствор декантируют и массу образца асфальта определяют после сушки в течение 24 часов при температуре окружающей среды. Устойчивость к керосину, которая выражается в процентном отношении к массе исходного образца асфальта, составляет 0,8%. Пример 2 Битумную композицию по данному изобретению получают по методике, подобной методике примера 1, за исключением того, что используют 5 мас.% блок-сополимера по отношению к общей массе битумной композиции. Далее образец асфальта получают из полученной таким образом битумной композиции по методике, описанной в примере 1. Образец асфальта демонстрирует устойчивость к керосину, равную 0,6%. Пример 3 Для сравнения, битумную композицию получают по методике примера 1, за исключением того, что не используют блок-сополимер и используют 5,5 мас.% этилен-винилацетатного сополимера, по отношению к общей массе битумной композиции, имеющего содержание винилацетата 18 мас.% по отношению к сополимеру. Далее образец асфальта получают из полученной таким образом битумной композиции по методике примера 1. Образец асфальта демонстрирует устойчивость к керосину 2,3%. Пример 4 Для сравнения, битумную композицию получают по методике примера 1, за исключением того, что используют этилен-винилацетатный сополимер, имеющий содержание винилацетата 18 мас.% по отношению к сополимеру. Далее образец асфальта получают из полученной таким образам битумной композиции по методике примера 1. Образец асфальта демонстрирует устойчивость к керосину 3,1%. Пример 5 Для сравнения, битумную композицию получают по методике примера 2, за исключением того, что используют этилен-винилацетатный сополимер, имеющий содержание винилацетата 40 мас.% по отношению к сополимеру. Далее образец асфальта получают из полученной таким образом битумной композиции по методике примера 1. Образец асфальта демонстрирует устойчивость к керосину 3,0%. Из сказанного выше становится ясным, что данное изобретение представляет твердые битумные композиции, имеющие улучшенную устойчивость к керосину (примеры 1 и 2) по сравнению с битумными композициями, не входящими в объем данного изобретения (примеры 3-5). Формула изобретения
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 17.05.2008
Извещение опубликовано: 20.07.2010 БИ: 20/2010
|
||||||||||||||||||||||||||