Патент на изобретение №2193128
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ЗАДВИЖКА
(57) Реферат: Изобретение относится к трубопроводной арматуре для жидких и газообразных сред и предназначено для использования в коммунальном, газовом хозяйствах и в других отраслях для перекрытия трубопроводов жидкими и газообразными средами. Задвижка содержит корпус, установленный в нем обрезиненный диск и шпиндель. Шпиндель обеспечивает при вращении перемещение диска. Диск выполнен с верхней и нижней уплотнительными поверхностями. В диске выполнено окно. В окне установлена четырехгранная ходовая гайка. Обрезиненный диск установлен в корпусе с возможностью перемещения по направляющим по ходовой посадке. Верхняя уплотнительная поверхность диска выполнена по плоскости. Нижняя уплотнительная поверхность диска выполнена по полукругу с возможностью самоцентрирования обрезиненного диска относительно корпуса. Изобретение обеспечивает повышение ресурса, надежности и сокращение времени закрывания задвижки. 2 ил. Изобретение относится к трубопроводной арматуре для жидких и газообразных сред. Может быть использовано в коммунальном, газовом хозяйстве и других отраслях для перекрытия трубопроводов с жидкими и газообразными средами. Известна задвижка, применяемая в коммунальном хозяйстве Российской Федерации (см. Паспорт “Задвижки с обрезиненным клином, невыдвижным шпинделем, фланцевые чугунные”. Предприятие-изготовитель завод “Водоприбор”, Москва, 2000). Указанная задвижка является наиболее близкой по технической сущности к заявленной и содержит корпус, установленный в нем обрезиненный диск и шпиндель, обеспечивающий при вращении перемещение диска, причем диск выполнен с верхней и нижней уплотнительными поверхностями. В диске выполнено окно, в котором установлена четырехгранная ходовая гайка. Недостатками данной конструкции являются то, что при работе задвижки ходовая резьбы шпинделя и диска изнашивается односторонне и шпиндель получает изгибающий момент, что уменьшает ресурс задвижки. Кроме того, возникает неточность запирания, так как обрезиненный диск садится неперпендикулярно к оси проходного отверстия в корпусе. При этом ходовая резьба шпинделя имеет значительную длину и для аварийного закрытия требуется немалое время. Кроме того, большой ход диска влечет за собой быстрый износ его резьбы, что также уменьшает ресурс задвижки. Задачей изобретения является повышение ресурса, надежности и сокращение времени закрывания задвижки. Технический результат достигается тем, что в задвижке, содержащей корпус, установленный в нем обрезиненный диск и шпиндель, обеспечивающий при вращении перемещение диска, причем диск выполнен с верхней и нижней уплотнительными поверхностями и в нем выполнено окно, в котором установлена четырехгранная ходовая гайка, обрезиненный диск установлен в корпусе с возможностью перемещения по направляющим по ходовой посадке, верхняя уплотнительная поверхность диска выполнена по плоскости, а нижняя – по полукругу с возможностью самоцентрирования обрезиненного диска относительно корпуса. На фиг.1 изображена задвижка, причем правая половина обрезиненного диска показана без разреза. На фиг. 2 изображен затвор задвижки, причем левая ее половина – разрез А-А на фиг.1, а правая половина – разрез Б-Б на фиг.1. Задвижка содержит корпус 1, установленный в нем обрезиненный диск 2 и шпиндель 3, обеспечивающий при вращении перемещение диска. Диск 2 выполнен с верхней и нижний уплотнительными поверхностями. В диске выполнено окно, в котором установлена четырехгранная ходовая гайка 4. Обрезиненный диск 2 установлен в корпусе 1 с возможностью перемещения по направляющим по ходовой посадке. Верхняя уплотнительная поверхность диска 2 выполнена по плоскости. Нижняя уплотнительная поверхность выполнена по полукругу с возможностью самоцентрирования диска 2 относительно корпуса 1. Задвижка работает следующим образом. При вращении шпинделя 3 вправо четырехгранная ходовая гайка 4, не имея возможности вращаться в окне, выполненном в обрезиненном диске 2, перемещается вниз, одновременно перемещая с собой вниз обрезиненный диск 2. Обрезиненный диск 2, доходя до крайней нижней точки, самоцентрируется по нижней поверхности А корпуса 1 и одновременно касается поверхности Б корпуса 1. При дальнейшем вращении шпинделя 3 происходит уплотнение по поверхности А и Б корпуса 1 и обрезиненного диска 2. Причем нижняя уплотнительная поверхность корпуса 1 выполнена полукругом, переходящим на конус, а верхняя уплотнительная поверхность прямолинейная, что позволяет сократить высоту запираемого сечения корпуса 2 и значительно уменьшает необходимую высоту подъема обрезиненного диска 2. Соответственно сокращается время закрытия и открытия задвижки, уменьшаются длина хода и износ ходовой гайки 4, уменьшаются длина шпинделя 3 и габаритный размер задвижки. Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 19.12.2003
Извещение опубликовано: 20.04.2005 БИ: 11/2005
Изменения:
Номер и год публикации бюллетеня: 11-2005
Извещение опубликовано: 10.07.2005 БИ: 19/2007
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 19.12.2005
Извещение опубликовано: 10.01.2008 БИ: 01/2008
|
||||||||||||||||||||||||||