Патент на изобретение №2192653
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СИСТЕМА БЛИЖНЕГО ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ С ПРЕПЯТСТВИЯМИ МАНЕВРИРУЮЩИХ НА АЭРОДРОМЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
(57) Реферат: Изобретение относится к радиолокационным системам ближнего действия, предназначенным для предупреждения столкновения с опасными препятствиями при движении самолета на аэродроме, и заключается в определении координат препятствий, попадающих в зону сканирования передающих и приемных антенн заявленной радиолокационной системы, расположенной на самолете. Сущность изобретения заключается в том, что частотное управление пространственным положением области концентрации электромагнитного поля в ближней зоне, образованной пересечением лучей разнесенных на определенное базовое расстояние передающей и приемной антенн, выполненных в виде линейных волноводно-щелевых решеток (ЛВЩР), осуществляется синхронно-связанным образом так, что на определенной фиксированной дальности от ЛВЩР формируется совпадающая область концентрации электромагнитных полей, попадание которой на некоторую неоднородность в виде препятствия фиксируется в блоке индикации радиолокационной системы. Достигаемым техническим результатом изобретения является повышение надежности, оперативности и достоверности обнаружения препятствий на том этапе, который позволяет обеспечить маневр самолета с целью избежания столкновения с препятствиями. 1 з.п.ф-лы, 6 ил. Изобретение относится к области техники ближней радиолокации и может использоваться для обеспечения безопасности летательных аппаратов при их маневрировании на аэродроме путем предупреждения их экипажей о возможности столкновения с наземными препятствиями. Актуальность данной задачи следует из большого числа случаев авиационных катастроф, причиной которых могут являться как сложные метеоусловия, так и невозможность точной оценки взаимного расположения или движения летательного аппарата (ЛА), в данном случае самолета, и препятствия. Данное изобретение, например, может быть использовано для предупреждения столкновения крупногабаритных самолетов с размахом крыльев более 20 метров с препятствиями, незамеченными пилотами при маневрировании в районе взлетно-посадочной полосы аэродрома в условиях плохой видимости, и направлено на обнаружение препятствий, определение их местоположения относительно движущегося самолета и обеспечение оперативности отображения текущей ситуации на дисплее пилота для своевременного предупреждения экипажа о возможности столкновения с обнаруженным препятствием. Особенностями радиолокационных систем ближнего действия, определяющими формирование тактико-технических требований к ним, являются следующие: – небольшая дальность до препятствий (радиолокационных целей), располагающихся на поверхности аэродрома, создающей сильную фоновую помеху приему радиосигналов от целей; – большой диапазон колебаний величины эффективной поверхности рассеяния (ЭПР) целей ввиду их большого разнообразия; – необходимость обеспечения эффективной работы антенной системы в ближней зоне диаграммы направленности (ДН); – необходимость защиты в первую очередь крыльев как наиболее уязвимой части конструкции самолета, что определяет место установки системы на концах крыльев на их передней кромке; – следствием предыдущего требования является необходимость обеспечения малых габаритов и весов системы, а также необходимость сохранения аэродинамических качеств крыльев самолетов; – необходимость обеспечения работы в сложных метеоусловиях (дождь, туман, снегопад и т.д.) и соответственно выбора частотного диапазона с ![]() ![]() – обеспечение оперативного и достоверного вывода информации о наличии препятствия на дисплей пилота для адекватной интерпретации текущей ситуации и возможности оценки взаимного движения самолета и препятствия. Известен радиолокатор ближнего действия, используемый в бортовых системах управления для слепой посадки самолета и позволяющий предупредить столкновение самолета с препятствием [1]. В известном радиолокаторе задача обеспечения слепой посадки и предупреждения столкновения с препятствиями решается за счет формирования непрерывного частотно-модулированного (ЧМ) сигнала передатчика радиолокатора с измерением расстояния по частоте биений его с сигналом приемной части этого же радиолокатора путем регулирования величины девиации ЧМ сигнала. Недостатками известного радиолокатора являются невысокая точность, недостаточная оперативность и невозможность оценки взаимного движения самолета и препятствия, а также углового положения препятствия относительно радиолокатора, невысокая достоверность получаемой информации в условиях приема совокупности сигнала и сильного фона, создаваемого отражением от поверхности аэродрома. Аналогичными недостатками обладают радиолокационные системы предупреждения столкновений, рассмотренные в источниках информации [2, 3, 4, 5]. Например, радиолокатор ближнего действия для предупреждения столкновений движущихся автомашин в сложных дорожных условиях [5] при всех его достоинствах, заключающихся в возможности обеспечения обнаружения препятствия, в том числе и вне зоны видимости водителя, не позволяет обеспечить анализ потенциально опасной ситуации. Измерительная система [2] позволяет, в том числе, обеспечить правильную ориентацию летательного аппарата на посадочной площадке для предупреждения его столкновения с препятствиями, но не обеспечивает достаточную точность в определении параметров положения и перемещения препятствия по отношению к летательному аппарату и, как следствие, не обеспечивает достоверный анализ текущей ситуации. Радиолокационное устройство [3] позволяет определить дальность до препятствия с точностью до нескольких элементов разрешения по дальности, зависящих от ширины полосы излучаемого сигнала, но не обеспечивает определение углового положения препятствия. Известна радиолокационная система предупреждения столкновений [6] , выбранная в качестве ближайшего аналога (прототипа), представляющая собой автономную радиолокационную систему, позволяющую обнаружить препятствие за счет использования приемных и передающих каналов, содержащих приемные и передающие антенны, выполненные в виде планарных микроэлектронных фазированных антенных решеток, размещенных на соответствующих участках поверхности корпуса летательного аппарата, а также за счет синхронного управления диаграммами направленности приемных и передающих антенных решеток, использования блока обработки принятых сигналов, индикаторов дальности и звуковых сигнализаторов, выдающих сигналы тревоги и предупреждения о наличии препятствия. Известная система не позволяет с большой точностью определить угловое положение обнаруженного препятствия относительно направления главных осей летательного аппарата, а также вектор скорости взаимного перемещения летательного аппарата и обнаруживаемого препятствия и соответственно имеет недостаточную надежность предупреждения столкновений с потенциальными препятствиями. Технической задачей, на которую направлено данное изобретение, является обеспечение надежного обнаружения препятствий и своевременного предупреждения экипажа о их наличии в зоне обзора с возможностью дальнейшей оперативной оценки направления и скорости сближения самолета с препятствиями. Поставленная задача решается за счет того, что радиолокационная система ближнего действия для предупреждения столкновения с препятствиями маневрирующих на аэродроме летательных аппаратов (ЛА), содержащая расположенные на борту ЛА два аналогичных по структуре полукомплекта аппаратуры, каждый из которых включает разнесенные относительно друг друга в пространстве передающую и приемную антенны соответственно канала передачи и канала приема, при этом канал передачи каждого полукомплекта аппаратуры также содержит последовательно соединенные передатчик и направленный ответвитель, первый выход которого соединен с указанной передающей антенной, а также коммутатор управления положением раскрыва передающей антенны, выход которого соединен с входом управления положением раскрыва указанной передающей антенны, канал приема каждого полукомплекта аппаратуры содержит также приемник, вход которого соединен с выходом указанной приемной антенны, а также коммутатор управления положением раскрыва приемной антенны, выход которого соединен с входом управления положением раскрыва указанной приемной антенны, при этом второй выход направленного ответвителя канала передачи соединен с вторым входом смесителя приемника канала приема через регулятор опорного сигнала, выполненный в виде аттенюатора, содержащая также в каждом полукомплекте аппаратуры синхронизатор и блок обработки информации, кроме того, содержащая блок индикации, согласно изобретению, отличается от известной системы тем, что передающая и приемная антенны каналов передачи и приема каждого полукомплекта аппаратуры установлены соответственно на передних кромках крыльев ЛА, ближе к их концам, разнесены относительно друг друга на определенное базовое расстояние и выполнены каждая в виде линейных волноводно-щелевых решеток (ЛВЩР). При этом лучи диаграмм направленности передающей и приемной ЛВЩР в каждом полукомплекте аппаратуры ориентируют в заранее выбранную фиксированную упреждающую точку пространства в направлении движения ЛА. Кроме того, коммутаторы управления положением раскрыва передающей и приемной ЛВЩР в каждом полукомплекте аппаратуры выполнены с возможностью периодического изменения с заданным временным интервалом размера базового расстояния между передающей и приемной ЛВЩР на постоянную величину ![]() 1 – канал передачи, содержащий ЛВЩРпрд – передающую антенну, Кпрд – коммутатор управления положением раскрьва передающей антенны, ПРД – передатчик, НО – направленный ответвитель; 2 – канал приема, содержащий ЛВЩРпрм – приемную антенну, Кпрм – коммутатор управления положением раскрыва приемной антенны, ПРМ – приемник; РОС – регулятор опорного сигнала приемника, выполненный в виде аттенюатора; С – синхронизатор; БОИ – блок обработки информации; БИ – блок индикации, выполненный в виде взаимосвязанных звукового сигнализатора (ЗС) и дисплея пилота (ДП); БЭВМ – бортовая электронно-вычислительная машина. На фиг.2 введены следующие обозначения: 1 – передающая антенна (передающая ЛВЩР), 2 – коммутатоp управления положением раскрыва передающей антенны, 3 – направленный ответвитель, 4 – регулятор опорного сигнала, выполненный в виде аттенюатора, 5 – линейно-частотно-модулированный (ЛЧМ) генератор, 6 – модулятор, 7 – приемная антенна (приемная ЛВЩР), 8 – коммутатор управления положением раскрыва приемной антенны, 9 – смеситель, 10 – усилитель промежуточной частоты (УПЧ), 11 – квадратичный детектор, 12 – блок шумовой автоматической регулировки усиления (ШАРУ), 13 – синхронизатор, 14 – амплитудно-временной квантователь (АВК), 15 – оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), 16 – сумматор, 17 – цифровой компаратор, 18 – счетчик целей, 19 – счетчик угла, 20 – блок съема данных, 21 – блок распределения и сдвига данных, 22 – адаптер, 23 – аналого-цифровой преобразователь (АЦП), 24 – бортовая электронно-вычислительная машина (БЭВМ), 25 – блок индикации, выполненный в воде взаимосвязанных звукового сигнализатора 27 и дисплея пилота 26. На фиг.3 введены следующие обозначения: 1 и 2 – приемная и передающая (ЛВЩР) антенны одного полукомплекта аппаратуры левого сектора обзора, 3 и 4 – приемная и передающая (ЛВЩР) антенны другого полукомплекта аппаратуры правого сектора обзора, А – точка фокусировки антенных лучей, R – расстояние до препятствия в системе координат самолета, ![]() ![]() XY – система координат самолета, ху – система координат передающей и приемной антенн для каждого из соответствующих полукомплектов аппаратуры, ![]() 1 – приемная (ЛВЩР) антенна, 2 – передающая (ЛВЩР) антенна, 3 и 3′ – переключаемая часть приемной и передающей антенных ЛВЩР, А и А’ – положения двух последовательных точек фокусировки сканирующих антенных лучей, 2L1 – минимальное базовое расстояние между передающей и приемной ЛВЩР одного сектора обзора, расположенных в одной полуплоскости (м), 2L2 – максимальное базовое расстояние между передающей и приемной ЛВЩР одного сектора обзора, расположенных в одной полуплоскости, ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 1 – фланец волноводный стандартный, 2 – волновод змейковый, 3 – щели излучения-приема, 4 – переключающие (выключающие) диоды. На фиг.6 даны следующие обозначения: 1 – волновод, 4 – щель, 5 – крышка, 6 – диэлектрический обтекатель. Каждый из двух полукомплектов аппаратуры, согласно фиг.1, состоит из канала передачи 1 и канала приема 2, при этом канал передачи каждого полукомплекта аппаратуры содержит последовательно соединенные передатчик ПРД, направленный ответвитель НО и передающую антенну (ЛВЩРпрд), а также коммутатор Кпрд управления положением раскрыва передающей антенны, выход которого соединен с входом управления положением раскрыва передающей антенны, канал приема каждого полукомплекта аппаратуры содержит последовательно соединенные приемную антенну (ЛВЩРпрм) и приемник ПРМ, а также коммутатор Кпрм управления положением раскрыва приемной антенны, выход которого соединен с входом управления положением раскрыва приемной антенны, кроме того, второй выход направленного ответвителя НО канала передачи соединен с соответствующим входом (вторым входом смесителя) приемника ПРМ канала приема. Каждый полукомплект аппаратуры содержит также синхронизатор С и блок обработки информации БОИ, при этом соответствующие выходы синхронизатора соединены с входами коммутаторов управления положением раскрыва передающей и приемной антенн, а также с входами соответствующих элементов передатчика, приемника и блока обработки информации. Пример выполнения одного из двух аналогичных полукомплектов аппаратуры и связи между элементами канала передачи, канала приема, синхронизатора, блока обработки информации, блока индикации и БЭВМ показаны на функциональной схеме, представленной на фиг.2. Согласно указанной схеме, в каждом полукомплекте аппаратуры канал передачи содержит передатчик, выполненный в виде последовательно соединенных модулятора 6, линейно-частотно-модулированного (ЛЧМ) генератора 5, направленного ответвителя 3, передающей антенны (ЛВЩРпрд) 1, а также содержит коммутатор управления положением раскрыва передающей антенны (ЛВЩРпрд) 2, выход которого соединен с входом управления положением раскрыва передающей антенны 1. Канал приема, согласно фиг.2, содержит последовательно соединенные приемную антенну (ЛВЩРпрм) 7, приемник, выполненный в виде последовательно соединенных смесителя 9, усилителя промежуточной частоты (УПЧ) 10, квадратичного детектора 11, блока шумовой автоматической регулировки усиления (ШАРУ) 12, при этом первый вход смесителя 9 является входом приемника и соединен с выходом приемной антенны 7, второй вход смесителя 9 соединен с вторым выходом направленного ответвителя 3 канала передачи через аттенюатор 4, являющийся регулятором опорного сигнала приемника, кроме того, выход ШАРУ 12 соединен с входом регулировки усиления УПЧ 10, а выход квадратичного детектора 11 является выходом информационного сигнала приемника канала приема. Далее, в соответствии с фиг.2 блок обработки информации БОИ содержит амплитудно-временной квантователь (АВК) 14, оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) 15, сумматор 16, цифровой компаратор 17, счетчик целей 18, счетчик угла 19, блок съема данных 20, блок распределения и сдвига данных 21, адаптер 22, аналого-цифровой преобразователь АЦП 23, при этом первый вход АВК 14 соединен с выходом квадратичного детектора 11, являющегося выходом информационного сигнала приемника ПРМ, первый вход АВК 14 также является четвертым входом блока обработки информации БОИ, второй вход АВК 14 является входом порога квантования, выход АВК 14 соединен с входом ОЗУ 15, выход которого соединен с входом сумматора 16, выход которого соединен с первым входом цифрового компаратора 17, второй вход которого является входом задания порога, выход цифрового компаратора 17 соединен с входом счетчика целей 18, первым входом блока съема данных 20 и первым входом адаптера 22, выход счетчика целей 18 соединен с вторым входом адаптера 22 и первым входом блока распределения и сдвига данных 21, выход счетчика угла 19 соединен с вторым входом блока съема данных 20, выход которого соединен с вторым входом блока распределения и сдвига данных 21, выход которого, в свою очередь, соединен с третьим входом адаптера 22, четвертый вход которого соединен с выходом АЦП 23, вход которого соединен с выходом модулятора 6 передатчика и является пятым входом блока обработка информации БОИ. Кроме того, в блоке обработки информации БОИ первый вход синхронизации счетчика угла 19 объединен с первым входом синхронизации адаптера 22 и является первым входом блока обработки информации БОИ, на который с первого выхода синхронизатора 13 в каждом полукомплекте аппаратуры поступает сигнал задания периода сканирования лучей передающей 1 и приемной 7 антенн соответственно канала передачи и канала приема, первый вход синхронизации оперативного запоминающего устройства ОЗУ 15 объединен с входом синхронизации счетчика целей 18 и вторым входом синхронизации адаптера 22 и является вторым входом блока обработки информации БОИ, а именно входом сигнала задания времени облучения сектора обзора периодическим линейно-частотно-модулированным (ЛЧМ) сигналом передатчика ПРД, поступающего с второго выхода синхронизатора 13, второй вход синхронизации счетчика угла 19 объединен с входом синхронизации блока съема данных 20, входом синхронизации АВК 14, вторым входом синхронизации ОЗУ 15, входом синхронизации сумматора 16, входом синхронизации цифрового компаратора 17 и третьим входом синхронизации адаптера 22 и является третьим входом блока обработки информации БОИ, на который с третьего выхода синхронизатора 13 поступает сигнал задания времени облучения элемента разрешения сектора обзора, соответствующего времени дискретизации. При этом вход синхронизации модулятора 6 соединен с первым выходом синхронизатора 13, который также соединен с входом синхронизации блока шумовой автоматической регулировки усиления 12 приемника ПРМ, второй выход синхронизатора 13 соединен также с входами коммутаторов 2 и 8 управления положением раскрыла соответственно передающей 1 и приемной 7 антенн каналов передачи и приема, а выходы коммутаторов 2 и 8 соединены соответственно с входами управления положением раскрыва передающей 1 и приемной 7 антенн. При этом в каждом полукомплекте аппаратуры выход адаптера 22 является выходом блока обработки информации БОИ, который взаимосвязан с соответствующими входами бортовой электронно-вычислительной машины (БЭВМ) 24 и блока индикации 25, выполненного в виде дисплея пилота 26 и звукового сигнализатора 27. Сущность изобретения заключается в следующем. Заявленная радиолокационная система ближнего действия измеряет угловые координаты препятствий с использованием линейных волноводно-щелевых антенных решеток (ЛВЩР). Принцип измерения угловых координат препятствий, попадающих в зону сканирования ЛВЩР, основан на методе связанной фокусировки при бистатической локации неоднородностей. Его суть заключается в том, что частотное управление пространственным положением области концентрации электромагнитного поля, образованной в ближней зоне пересечением лучей разнесенных на некоторое базовое расстояние передающей 1 и приемной 7 антенн (ЛВЩР) (фиг.3, 4), осуществляется синхронно-связанным образом так, чтобы на определенной фиксированной дальности от указанных антенн формировалась совпадающая область концентрации электромагнитных полей. Если в процессе сканирования результирующая область концентрации электромагнитных полей попадает на некоторую неоднородность в виде препятствия, то в тот же момент времени в приемном канале на выходе квадратичного детектора 11 (фиг.2) имеется резкий всплеск уровня принимаемого сигнала. По известной углочастотной зависимости для области концентрации электромагнитных полей и базовому расстоянию между передающей и приемной антенными решетками определяется угловое положение препятствия, например полярные координаты точки A (R, ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() или в параметрической форме ![]() ![]() ![]() где ![]() l – половина базового расстояния, соединяющего центры решеток, ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() В соответствии с принципом измерения угловых координат препятствий, попадающих в зону сканирования линейной волноводно-щелевой антенной решетки, структурная схема каждого полукомплекта аппаратуры РСПС по существу может быть построена на основе непрерывного многоканального (по углам) цифрового бинарного обнаружителя-измерителя, выполненного с использованием алгоритма “m из п” и схемы “скользящего окна”, охватывающего заданное число периодов сканирования лучей ЛВЩР в разрешаемой области, с параметрами, определяемыми из анализа требуемых тактико-технических характеристик заявленной системы. С учетом изложенных принципов построения предлагаемой радиолокационной системы предупреждения столкновений ее функционирование осуществляется при обеспечении следующих тактико-технических характеристик: – максимальная скорость движения самолета на аэродроме V (км/час) – 36 (или 10 м/с); – фиксированная дальность измерения углового положения препятствия ![]() – фиксированное приращение дальности измерения углового положения ![]() ![]() – ширина линейной зоны обзора в правой и левой полуплоскости по азимуту (м) – 32; – разрешающая способность по фокусируемой области (м) – 0,5 ![]() – длина излучаемой радиоволны ![]() – диапазон перестройки по частоте излучения ![]() – величина максимального базового расстояния между ЛВЩР одной полуплоскости (одного полукомплекта аппаратуры) 2L2 (м) – 10; – максимальная длина активной зоны каждой ЛВЩР d (м) – 1; – количество антенных решеток n на полукомплект – 2; – ширина лучей ДНА в азимутальной плоскости (град.) – 0,5; – ширина лучей ДНА в угломестной плоскости (град.) – 25; – управление перемещением активных зон решеток (ЛВЩР) – электронное; – средняя удельная ЭПР (эффективная поверхность рассеяния) поверхности аэродрома ![]() – минимальное значение ЭПР препятствия ![]() – необходимая величина развязки передающего и приемного каналов каждого из полукомплектов аппаратуры (дБ) – 80. Ограничивая время накопления периодического линейно-частотно-модулированного сигнала (время облучения сектора обзора периодическим ЛЧМ сигналом передатчика) ТН смещением пространственного положения области концентрации электромагнитного поля внутри анализируемого пространства при движении самолета на величину, равную ее половине, т.е. на 0,25 м, получим для максимальной скорости движения самолета, равной Vmax=10 м/с, значение времени облучения (накопления) ТН=25 мс. Выбирая число сканирований за время облучения сектора обзора периодическим ЛЧМ сигналом (время его накопления ТН) m=100, получим для периода сканирования ТП=250 мкс. Учитывая, что для создания необходимого углового диапазона качания лучей потребуется линейная перестройка несущей частоты в диапазоне ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() где Тобл=ТП /32/0,5=250 ![]() ![]() – малое затухание при наличии осадков, тумана и т. п. (окно прозрачности); – малые габариты и веса; – возможность учитывать при приеме только диффузную компоненту рассеяния. Поэтому выходная часть приемника приемного канала построена по некогерентной схеме приема флуктуирующего сигнала. Диффузная компонента рассеяния создает значительный отраженный фон от поверхности, на которой могут находиться препятствия движению самолета. Этот фон значительно превосходит уровень собственных шумов приемника ПРМ. Так, для собственных шумов приемника при ТШ=2000 К, ![]() ![]() Pш = кTш ![]() ![]() ![]() ![]() а мощность отражений от фона Pф = Pпрд ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() где Рпрд – мощность излучения передатчика, ![]() Gпрд(прм) – коэффициент усиления передатчика (приемника) аненн, ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТД=Тобл=4 мкс, бинарно квантуется и в виде последовательности “0” и “1” поступает в ОЗУ 15 блока обработки информации. При этом порог квантования U0 ABK 14 задается в зависимости от уровня шума приемника ПРМ. ОЗУ 15 может быть выполнен в виде многоразрядных регистров (n-разрядных регистров, где n=100), число разрядов которых равно числу элементов разрешения (дискретов) сектора обзора. Длина строки в ОЗУ 15 равна числу анализируемых дискретов n за время одного обзора Тп, а именно n= 32/0,5= 64, а число строк определяется отношением ТН/ТП= 100. Запись от строки к строке идет по принципу “стековой” памяти, в результате информация с каждого анализируемого дискрета в виде набора “0” и “1”, записанная за текущие 100 периодов сканирования, должна считываться с выходного столбца матрицы ОЗУ и параллельно с выходов n разрядов регистров поступать на сумматор 16, в котором подсчитывается число появившихся “1” с выходов регистров, полученная сумма сравнивается с цифровым порогом K0 за время, равное времени дискретизации ТД, для формирования признака обнаружения Q в каждом анализируемом элементе (дискрете) полосы обзора – превышение порога указывает на наличие цели (препятствия). Цифровой порог K0 устанавливается заранее по заданной вероятности ложной тревоги. При этом на второй вход ОЗУ 15, второй вход сумматора 16 и тpeтий вход цифрового компаратора 17 поступает сигнал тактирования (дискретизации ТД) с третьего выхода синхронизатора 13, а на третий вход ОЗУ – сигнал со второго выхода синхронизатора 13 (ТН), являющийся для ОЗУ сигналом обнуления. Далее, с выхода цифрового компаратора 17 сигнал поступает на счетчик целей 18, выполненный в виде двоичного счетчика, работающего по сигналу обнаруженного препятствия на данном дискрете. С выхода счетчика целей 18 сигнал в виде числа, соответствующего номеру цели, поступает в блок распределения и сдвига данных 21 и в адаптер 22. Одновременно с каждым очередным периодом сканирования ТП запускается счетчик угла 19 по сигналу с первого выхода синхронизатора 13 с тактовой частотой 1/ТД, так что текущее значение числа в счетчике будет определять номер очередного дискрета разрешения на полосе обзора, а с учетом фиксированной законом частотной модуляции пространственно-временной связи между угловым положением луча и частотного излучения – угловое положение этого дискрета. Последнее достигается включением аналого-цифрового преобразователя (АЦП) 23 между выходом модулятора 6 и четвертым входом адаптера 22. Таким образом, в счетчике угла 19 фиксируется текущее угловое положение лучей, которому соответствует свой номер, маркер (число, фиксируемое в счетчике), сигнал, соответствующий этому номеру, поступает в блок съема данных 20 (выполненный в виде многовходового регистра, управляемого по сигналу с третьего выхода синхронизатора 13). По сигналу с выхода цифрового компаратора 17, указывающему на обнаружение препятствия и поступающему на другой вход блока съема данных 20, с выхода блока съема данных сигнал в виде числа, соответствующего обнаруженному препятствию при данном текущем угловом положении лучей, поступает в блок распределения и сдвига данных 21 (выполненный в виде многовходового регистра), в котором число, соответствующее номеру препятствия (цели), поступающее в виде сигнала с выхода счетчика целей 18, ставится в соответствие (присваивается) номеру углового положения лучей, т.е. тому текущему угловому положению лучей (в виде числа), в котором было обнаружено препятствие, на основании чего на выходе блока 21 вырабатывается результирующий сигнал, поступающий в адаптер 22, в котором с учетом сигналов, поступающих с первого и второго выходов синхронизатора 13, соответствующих значению ТП и ТН, а также с модулятора 6 через АЦП 23 (который позволяет обеспечить пересчет номера дискрета в угол отклонения луча), по сигналу с выхода цифрового компаратора 17 происходит объединение и приведение в соответствие полученной информации в один сигнальный файл, поступающий на общую шину и далее в БЭВМ 24 и блок индикации 25. Например, если по какому-то из 64-х дискретов на полосе обзора вырабатывается признак обнаружения Q цели, то он вызывает съем текущего значения угла в блоке обработки данных. Наличие одновременно работающего синхронно с каждым периодом сканирования по сигналам обнаружения Q счетчика целей позволяет отсчет угла сопровождать маркером в виде номера цели и таким образом производить идентификацию целей (препятствий). Информация, получаемая с обоих полукомплектов аппаратуры, поступает в БЭВМ и блок индикации. В БЭВМ на основании разделения угловой информации по каждой обнаруженной цели (препятствию) при жестко зафиксированном расстоянии между двумя зонами сканирования обеспечивается возможность вычислить направление и модуль вектора угловой скорости каждой цели. В бортовой электронно-вычислительной системе каждого типа самолета информация об угловом положении препятствий, полученная в блоках обработки информации обоих полукомплектов аппаратуры РСПС в координатах х, у, связанных с передней кромкой крыла самолета, приводится к системе координат X, Y (фиг.3), связанной с направлением главных, основных осей самолета. Конечная информация выносится на дисплей пилота 26, где ось Y совпадает с вертикальной осью симметрии дисплея и с продольной осью самолета. Размах крыльев засвечивается по оси Х горизонтальным отрезком определенной длины внизу экрана. Фиксированная дальность измерения засвечивается пунктирной горизонтальной линией вверху экрана в том же масштабе. Появление препятствий на фиксированной дальности под определенным углом отмечается в виде соответствующей яркостной отметки на пунктирной линии дисплея пилота 26 и звуковым сигналом тревоги в звуковом сигнализаторе 27. После измерения величины и направления вектора скорости движения препятствия в точке обнаружения (точнее на фиксированном отрезке дистанции ![]() ![]() ![]() 1. RU N 94037470 A1, кл. G 01 C 13/34, 10.09.1996. 2. RU N 2083998 C1, кл. G 01 C 13/92, 10.07.1997. 3. EP N 0322005 A1, кл. G 01 C 13/34, 28.06.1989. 4. EP N 1076244 A1, кл. G 01 C 13/34, 14.02.2002. 5. ТИИЭР, 1976, N 6, т. 62, с. 185-209. 6. RU N 2150752 C1, кл. G 08 G 5/04 (прототип). Формула изобретения
![]() РИСУНКИ
TK4A – Поправки к публикациям сведений об изобретениях в бюллетенях “Изобретения (заявки и патенты)” и “Изобретения. Полезные модели”
Страница: 511
Напечатано: Адрес для переписки: 111024, Москва, ул. Авиамоторная, 53, ЗАО “Патентный поверенный”, пат.пов. Г.Н.Андрущак
Следует читать: Адрес для переписки: 111250, Москва, Красноказарменная ул., 14, ФГУП ОКБ МЭИ
Номер и год публикации бюллетеня: 31-2002
Код раздела: FG4A
Извещение опубликовано: 7.07.2005 БИ: 21/2005
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 19.12.2005
Извещение опубликовано: 10.12.2006 БИ: 34/2006
|
||||||||||||||||||||||||||