Патент на изобретение №2192628
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КОМПРЕССИИ В ЦИЛИНДРЕ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
(57) Реферат: Изобретение относится к двигателестроению, в частности к испытательной и диагностической технике, и может быть использовано для определения технического состояния цилиндропоршневой группы (ЦПГ) двигателя внутреннего сгорания (ДВС) путем измерения компрессии в цилиндре. Изобретение позволяет создать универсальное устройство для определения компрессии в цилиндрах дизельных двигателей различных марок с обеспечением надежного крепления устройства в установочном отверстии для форсунки и надежного уплотнения этого отверстия в процессе измерения давления в цилиндре при одновременном снижении трудоемкости работ. Кроме этого, устройство может быть применено для различных карбюраторных двигателей. Устройство содержит датчик давления, корпус, имеющий полый наконечник для его сопряжения с установочным отверстием для свечи или форсунки цилиндра и выполненный с внутренним каналом, сообщающимся с датчиком давления и полостью наконечника, а также устанавливаемые на корпус сменные втулки различной длины, соответствующей длине форсунок двигателя, для обеспечения возможности прижима корпуса к установочному отверстию для форсунки с помощью штатных средств ее крепления на двигателе. Корпус выполнен с упорным выступом для нижнего торца втулки, верхний торец которой предназначен для взаимодействия с прижимным элементом указанных штатных средств. Для обеспечения измерения компрессии в цилиндрах карбюраторных двигателей наконечник снабжен сменной полой эластичной насадкой для хотя бы частичного ее размещения в установочном отверстии для свечи или инжектора цилиндра. 6 з.п. ф-лы, 4 ил. Изобретение относится к испытательной и диагностической технике и может быть использовано для определения технического состояния цилиндропоршневой группы (ЦПГ) двигателя внутреннего сгорания (ДВС) путем измерения компрессии в цилиндре. Известны устройства для определения компрессии в цилиндрах ДВС, например, такие как компрессиметр модели 179 (Казанское АО ГАРО, паспорт) и компрессиметр КИ-861. Каждое их указанных устройств имеет узкое применение. Так компрессиметр модели 179 используется для измерения компрессии только в карбюраторных двигателях, причем присоединительное приспособление этого устройства само по себе ненадежно уплотняет свечное отверстие в головке цилиндра двигателя и при измерении компрессии необходимо прикладывать большое усилие для уплотнения наконечника компрессиметра с отверстием для свечи. Компрессиметр КИ-861 применим только для некоторых марок дизельных двигателей, а именно для Д-50, Д-100, СМД-14, КДМ-46. Для измерения компрессии в дизельных двигателях новых марок компрессиметр КИ-861 не приспособлен. При этом практическое использование КИ-861 связано с большой трудоемкостью его установки в отверстии для форсунки. Конструкция компрессиметра КИ-861 принята в качестве прототипа настоящего изобретения. Это устройство содержит датчик давления и корпус, выполненный с полым наконечником для его сопряжения с установочным отверстием для форсунки цилиндра и внутренним каналом, сообщающимся с датчиком давления и полостью наконечника (см. Бельских В.И. Диагностика технического состояния и регулировка тракторов. – М. , Колос, 1973 г., с.18-20). Основная задача настоящего изобретения заключается в создании универсального устройства (компрессиметра) для определения компрессии в цилиндрах дизельных двигателей различных марок с обеспечением надежного крепления устройства в установочном отверстии для форсунки и надежного уплотнения этого отверстия в процессе измерения давления в цилиндре при одновременном снижении трудоемкости работ. Кроме того, дополнительной задачей изобретения является создание компрессиметра, конструкция которого позволяет применять его также и для различных карбюраторных двигателей с получением вышеуказанных результатов, связанных с надежностью крепления устройства и уплотнения установочного отверстия, включая снижение трудоемкости работ. Указанная основная задача достигается тем, что устройство для измерения компрессии в цилиндре двигателя внутреннего сгорания, содержащее датчик давления и корпус, имеющий полый наконечник для его сопряжения с установочным отверстием для свечи или форсунки цилиндра и выполненный с внутренним каналом, сообщающимся с датчиком давления и полостью наконечника, снабжено устанавливаемыми на корпус сменными втулками различной длины, соответствующей длине форсунок двигателя, для обеспечения возможности прижима корпуса к установочному отверстию под форсунку с помощью штатных средств ее крепления на двигателе, причем корпус выполнен с упорным выступом для нижнего торца втулки, верхний торец которой предназначен для взаимодействия с прижимным элементом указанных штатных средств. С целью обеспечения более надежного крепления предложенного устройства на головке цилиндра и упрощения проводимых для этого монтажных работ верхний конец сменной втулки может быть выполнен с опорным буртиком для прижимного элемента указанных штатных средств. Для обеспечения более надежного уплотнения установочного отверстия в процессе измерения давления в цилиндре наконечник может быть снабжен уплотнительной шайбой и выполнен с обращенной вниз упорной поверхностью для этой шайбы. Указанная дополнительная задача изобретения достигается далее тем, что наконечник снабжен сменной полой эластичной насадкой для хотя бы частичного ее размещения в установочном отверстии для свечи или инжектора цилиндра. Для повышения надежности крепления устройства в установочном отверстии и уплотнения этого отверстия полая насадка может быть снабжена хотя бы одной расположенной на ее боковой поверхности металлической пластиной, на наружной поверхности которой выполнена нарезка с шагом, равным шагу резьбы установочного отверстия для свечи или инжектора цилиндра. При этом предпочтительным является вариант, когда полая насадка снабжена несколькими указанными металлическими пластинами, размещенными равномерно по окружности насадки. С целью облегчения ввода насадки в установочное отверстие для свечи или инжектора цилиндра хотя бы часть насадки, размещаемая в этом установочном отверстии, выполнена по форме конуса с расположением его меньшего основания на свободном конце насадки. На фиг.1 изображено заявленное устройство, закрепленное на головке блока цилиндров дизельного двигателя; на фиг.2 – заявленное устройство, закрепленное в установочном отверстии для свечи карбюраторного двигателя; на фиг.3 показан вставленный в отверстие для свечи наконечник устройства при отсутствии давления в цилиндре; на фиг.4 – то же при создании в цилиндре давления. Заявленное устройство для измерения компрессии в цилиндре ДВС содержит датчик давления, выполненный в виде манометра 1, смонтированного на корпусе 2. Внутри корпуса 2 выполнен канал 3, сообщающийся с манометром 1 и полостью наконечника 4 корпуса 2. Канал 3, в котором установлен обратный клапан 5, имеет продувочное отверстие (не обозначено), закрываемое и открываемое винтом 6. Для показанного на фиг.1 сопряжения наконечника 4 с установочным отверстием 7 для форсунки цилиндра (при измерении компрессии в цилиндре дизельного двигателя) наконечник 4 снабжен изготовленной из алюминиевого или бронзового сплава уплотнительной шайбой 8, диаметр которой больше диаметра отверстия 7, и выполнен с обращенной вниз упорной горизонтальной поверхностью (не обозначена) для этой шайбы. Для обеспечения прижима корпуса 2 устройства к установочному отверстию 7 на корпус 2 устанавливают сменную втулку 9, верхний конец которой выполнен с буртиком 10, образующим опорную поверхность для прижимного элемента штатных средств крепления форсунки в установочном отверстии 7, причем корпус 2 выполнен с упорным выступом 11 для нижнего торца втулки 9. В состав указанных штатных средств входят устанавливаемая на горизонтальной поверхности головки цилиндра стойка 12, прикрепленный к ней прижимной элемент в виде рычага 13 и шпилька 14 с гайкой. Длина сменной втулки 9 соответствует длине форсунки, используемой в дизельном двигателе данной марки, и равна расстоянию по вертикали от выступа 11 до нижней поверхности рычага 13, контактирующей с буртиком 10 втулки 9. Другими словами, длину втулки 9 выбирают из условия обеспечения контакта ее верхнего торца (верхней поверхности буртика 10) с указанной контактной поверхностью рычага 13 для того, чтобы указанные штатные средства крепления форсунки можно было использовать также и для крепления предложенного устройства. Для каждой марки двигателя нетрудно заранее изготовить втулку 9 соответствующей длины и включить ее в комплект устройства, при этом также легко добавлять в комплект новые втулки, соответствующие длине форсунок новых двигателей. Возможность установки втулки 9 на корпус 2 может быть обеспечена изготовлением последнего по высоте из двух разъемных секций, соединяемых друг с другом с помощью резьбового соединения 15. Для показанного на фиг.2 крепления наконечника 4 в установочном отверстии 16 для свечи (при измерении компрессии в цилиндре карбюраторного двигателя) или инжектора цилиндра (при измерении компрессии в цилиндре некоторых автомобильных дизельных двигателей) этот наконечник снабжен сменной полой насадкой 17, выполненной из эластичного материала, например из маслобензостойкой резины. Насадка 17 может быть изготовлена с заделанными в нее несколькими (например, тремя) равномерно распределенными по ее боковой поверхности металлическими пластинами 18, на наружной поверхности которой выполнена нарезка с шагом, равным шагу резьбы отверстия 16. Насадка 17 или хотя бы ее часть, размещаемая в отверстии 16, имеет преимущественно форму конуса, меньшее основание которого расположено на свободном конце наконечника 4, вводимом в отверстие 15. Указанная форма насадки 17 облегчает ее введение в отверстие 16, особенно при наличии пластин 18. Насадка 17 надевается на концевую часть 19 наконечника 4, диаметр которой меньше диаметра отверстия 16. При этом диаметр и конусность конической части насадки 17 выбирают такими, чтобы при ее введении в отверстие 16 участок насадки, снабженный пластинами 18, проходил в указанное отверстие беспрепятственно, а вышерасположенный участок насадки – с небольшим трением, уплотняя это отверстие. Для удобства пользования корпус 2 устройства может иметь рукоятку 20. Устройство по настоящему изобретению работает следующим образом. Для измерения компрессии в цилиндре дизельного двигателя (фиг.1) форсунку демонтируют и наконечник 4 заявленного устройства прикладывают к отверстию 7 шайбой 8, предварительно установленной на наконечнике 4. На корпус 2 устройства устанавливают втулку 9 соответствующей высоты с опорой ее на выступ 11. Для закрепления устройства в данном положении используют штатные средства крепления форсунки, причем свободный конец прижимного рычага 13 имеет форму вилки. Стойку 12 устанавливают на горизонтальной поверхности головки блока цилиндров, а вилкой прикрепленного к стойке 12 рычага 13 охватывают корпус 2, при этом нижняя поверхность вилки опирается на буртик 10. Затем устройство прижимают к торцу отверстия 7 при помощи гайки, навинчиваемой на шпильку 14, которая пропущена через отверстие в рычаге 13, причем нижняя часть шпильки 14 заранее ввинчена в головку блока цилиндров. Таким образом, устройство надежно и с минимальными трудозатратами закрепляется в рабочем положении, причем надежность его крепления такая же, как при закреплении форсунки в ее рабочем положении. Далее винтом 6 открывают продувочное отверстие в канале 3 и прокручивают коленвал двигателя с помощью пускового устройства (например, стартера). Как только частота вращения коленвала стабилизируется, продувочное отверстие закрывают и снимают показания манометра 1. Для измерения компрессии в цилиндре карбюраторного двигателя или дизельного автомобильного двигателя (фиг.2), где создаваемое в цилиндре давление значительно меньше в сравнении с дизельными двигателями, используемыми, например, в тракторах или других сельскохозяйственных машинах, на концевую часть 19 устанавливают насадку 17 с пластинами 18. Устройство насадкой 17 вводят в отверстие 16 и прижимают к нему с небольшим усилием для уплотнения конической части насадки с этим отверстием. Получаемое при этом расположение насадки 17 в отверстии 16 показано на фиг.3. Далее измерение компрессии в цилиндре проводят в вышеуказанном порядке. Когда на такте сжатия воздух под давлением попадает в полость насадки 17, ее стенки с металлическими пластинами раздвигаются и последние своей нарезкой входят в зацепление с резьбой отверстия 16 (см. фиг.4), препятствуя выталкиванию наконечника 4 из этого отверстия. На такте разрежения наконечник 4 надежно прижимается в направлении отверстия 16 за счет образующегося в надпоршневом пространстве вакуума. Таким образом, наконечник 4 устройства надежно удерживается в отверстии 16 в процессе измерения давления без необходимости прикладывания к нему значительного усилия оператора, что снижает трудоемкость проведения измерений. Из вышеописанного следует, что предложенное устройство достаточно легко и быстро может быть приспособлено для измерения компрессии в цилиндрах двигателей различных типов и марок, при этом для любого случая обеспечивается надежное закрепление устройства в его рабочем положении. Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 09.08.2007
Извещение опубликовано: 10.03.2009 БИ: 07/2009
|
||||||||||||||||||||||||||