Патент на изобретение №2192446

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2192446 (13) C1
(51) МПК 7
C10C3/06
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.04.2011 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 2001131266/04, 19.11.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

19.11.2001

(45) Опубликовано: 10.11.2002

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2037510 С1, 19.06.1995. RU 2167906 С1, 27.05.2001. RU 2079538 С1, 20.05.1997. RU 2083635 С1, 10.07.1997. ЕР 0240090 А2, 07.10.1987. DE 1470656 В, 05.05.1965. WO 00/60028 А1, 12.10.2000.

Адрес для переписки:

450029, г.Уфа, ул. Ульяновых, 75, А.К.Курочкину

(71) Заявитель(и):

Научно-исследовательский институт “Реактив”

(72) Автор(ы):

Курочкин А.К.

(73) Патентообладатель(и):

Научно-исследовательский институт “Реактив”

(54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА


(57) Реферат:

Использование: нефтепереработка. Сущность: битум получают путем висбрекинга прямогонных нефтяных остатков с последующей атмосферной перегонкой продуктов висбрекинга с выделением битума в виде остатка. В качестве прямогонных нефтяных остатков используют мазут в смеси с тяжелым газойлем фракции 340-420oС, который выделяют атмосферной перегонкой продуктов висбрекинга при их соотношении 1:0,05-06, и в качестве битума выделяют остаток, выкипающий при температуре выше 370oС. Технический результат: расширение сырьевой базы для получения битума, повышение его качества, упрощение технологии процесса. 1 табл.


Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности к способу получения битума из нефтяных остатков, а именно из остатков атмосферно-вакуумной перегонки нефти, подвергавшихся дальнейшей переработке.

Известен способ получения битума путем висбрекинга нефтяных остатков (легкого термического крекинга при 430-490oС) с последующей перегонкой продукта висбрекинга под вакуумом с получением в качестве целевого продукта остатка, выкипающего выше 455-540oС (Патент Японии 56-114567, кл.С 10 С 3/02, 1983 г.).

Однако этот способ пригоден для получения дорожных битумов при использовании нефтяных остатков определенной глубины отбора, характеризующихся условной вязкостью при 80oС на приборе с диаметром отверстия 5 мм ВУ5 80 до 60-70 с. При переработке таким способом более тяжелых нефтяных остатков получаемый продукт не соответствует по качеству требованиям ГОСТ на дорожные и строительные битумы.

Наиболее близким по технической сущности является способ получения битума путем висбрекинга прямогонных нефтяных остатков с последующей перегонкой продукта висбрекинга с выделением битума в виде остатка, причем в качестве нефтяных остатков используют тяжелые нефтяные остатки с условной вязкостью ВУ5 80>75c c проведением перегонки при атмосферном давлении (атмосферной перегонкой) и в качестве битума выделяют остаток, выкипающий при температуре выше 330-360oС (Патент РФ 2037510, кл. С 10 С 3/06, 1995 г. ).

Недостатком способа является недостаточно высокое качество битума вследствие вовлечения в битум тяжелых парафиновых углеводородов из-за применения чрезмерно тяжелого сырья – гудрона и дизельной фракции 330-360oС и, как следствие, высокая вероятность карбидообразования и закоксовывания оборудования.

Задача изобретения – расширение сырьевой базы для получения дорожных битумов за счет использования в качестве сырья прямогонного нефтяного остатка – мазута в смеси с фракцией 340-420oС тяжелого газойля, выделяемой атмосферной перегонкой продуктов висбрекинга.

Поставленная задача достигается способом получения битума путем висбрекинга прямогонных нефтяных остатков с последующей атмосферной перегонкой продуктов висбрекинга с выделением битума в виде остатка, причем в качестве прямогонных нефтяных остатков используют мазут в смеси с фракцией 340-420oС тяжелого газойля, которую выделяют атмосферной перегонкой продуктов висбрекинга при их соотношении 1:0,05-06, и в качестве битума выделяют остаток, выкипающий при температуре выше 370oС.

Выбранное соотношение мазута и фракции 340-420oС тяжелого газойля обосновано оптимальными показателями качества получаемого битума.

Отобранная из атмосферной колонны фракция 340-420oС тяжелого газойля, направляемая на повторный висбрекинг в смеси с сырьем – мазутом, обеспечивает выделение дополнительно бензино-дизельной фракции, а выводимый остаток перегонки используется в качестве дорожных битумов.

Фракция выделяемого тяжелого газойля в своем составе содержит минимальное количество парафиновых углеводородов и значительное количество ароматических углеводородов, что препятствует осаждению и коксованию асфальтенов в трубах змеевика печи висбрекинга при повторном крекинге фракции 340-420oС тяжелого газойля в смеси с исходным мазутом.

Таким образом, совокупность существенных признаков заявляемого изобретения обеспечивает достижение указанного технического результата.

Способ осуществляют следующим образом.

Прямогонный нефтяной остаток – мазут подают в печь, где при температуре 430-490oС и давлении 0,05-1,5 МПа в течение 10-60 мин происходит его легкий термический крекинг – висбрекинг. Продукты подвергают атмосферной перегонке для отбора из них бензино-дизельной фракции и фракции 340-420oС тяжелого газойля. Фракцию 340-420oС тяжелого газойля направляют на повторный висбрекинг в смеси с мазутом при соотношении мазут:фракция 340-420oС тяжелого газойля 1: 0,050,6 с выделением остатка, выкипающего при температуре выше 370oС. Этот остаток перегонки используется в качестве дорожных битумов и соответствует по качеству требованиям, предъявляемым вязким нефтяным дорожным битумам марки БН90/130 по ГОСТ 22245-90.

Примеры конкретного выполнения.

Пример 1
Прямогонный нефтяной остаток – мазут подают в печь, где при температуре 470oС и давлении 0,05 МПа в течение 10 минут происходит его легкий термический крекинг – висбрекинг. Продукты висбрекинга подвергают атмосферной перегонке с разделением на бензино-дизельную фракцию и фракцию 340-420oС тяжелого газойля. Фракцию 340-420oС тяжелого газойля направляют на повторный висбрекинг в смеси с мазутом при соотношении мазут : фракция 340-420oС тяжелого газойля 1:0,05 и в качестве битума выделяют остаток, выкипающий при температуре выше 370oС. Полученный остаток соответствует по качеству требованиям, предъявляемым вязким нефтяным дорожным битумам марки БН90/130 по ГОСТ 22245-90.

Аналогичные опыты были осуществлены с использованием в качестве сырья висбрекинга смеси мазут:фракция 340-420oС тяжелого газойля в соотношениях
а) 1: 0,1; б)1:0,3; в) 1:0,5; г) 1:0,6 (примеры 2-5). Данные о сырье и качестве получаемых битумов для всех опытов приведены в таблице.

Как видно из таблицы (примеры 1-5), остаток, полученный атмосферной перегонкой продуктов висбрекинга, имеет температуру размягчения по кольцу и шару (КиШ) не ниже 41oС, глубину проникания иглы при 25oС (91-130)0,1 мм, при 0oС не менее – 150,1 мм, температуру хрупкости не выше -10oС; температуру вспышки не ниже 240oС, что соответствует требованиям по качеству вязким нефтяным дорожным битумам марки БН90/130 по ГОСТ 22245-90.

Полученный битум имеет повышенную адгезию (сцепление), чему способствует образование дополнительных количеств асфальтенов и их изменения при повторном висбрекинге фракции 340-420oС тяжелого газойля в смеси с мазутом. Асфальтены, введенные в состав битума по предлагаемому способу, способствуют повышению адгезионных свойств битума, что в конечном итоге приводит к улучшению качества асфальтобетонного покрытия. Полученный битум не содержит фракции дизельного топлива вследствие высокой температуры выкипания остатка – 370oС.

Снижается вероятность закоксовывания оборудования за счет использования тяжелого газойля.

Использование предлагаемого способа позволит:
– расширить сырьевую базу для получения битума, соответствующего по качеству вязким нефтяным дорожным битумам марки БН90/130 ПО ГОСТ 22245-90;
– получить битум, не содержащий фракции дизельного топлива, т.к. легкоиспаряющиеся фракции дизельного топлива не попадают в битум, вследствие чего улучшается экология и дополнительно выделяются ресурсы дизельного топлива;
– снизить вероятность закоксовывания оборудования, поскольку углеводороды тяжелого газойля повышают растворяющую способность дисперсионной среды по отношению к асфальтенам и повышают агрегативно-кинематическую устойчивость сырья и продуктов его превращения в условиях висбрекинга.

Образование дополнительных количеств асфальтенов при повторном высбрекинге фракции 340-420oС тяжелого газойля в смеси с мазутом способствует повышению адгезионных свойств битума.

Формула изобретения


Способ получения битума путем висбрекинга прямогонных нефтяных остатков с последующей атмосферной перегонкой продуктов висбрекинга с выделением битума в виде остатка, отличающийся тем, что в качестве нефтяных остатков используют мазут в смеси с фракцией 340-420oС тяжелого газойля, выделяемого атмосферной перегонкой продуктов висбрекинга, при их соотношении 1: 0,05-0,6 и в качестве битума выделяют остаток, выкипающий при температуре выше 370oС.

РИСУНКИ

Рисунок 1


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 20.11.2005

Извещение опубликовано: 20.11.2006 БИ: 32/2006


NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

Дата, с которой действие патента восстановлено: 27.12.2007

Извещение опубликовано: 7.12.2007 БИ: 36/2007


PC4A – Регистрация договора об уступке патента Российской Федерации на изобретение

Прежний патентообладатель:

Государственное научное учреждение Научно-исследовательский институт малотоннажных химических продуктов и реактивов НИИРЕАКТИВ

(73) Патентообладатель:

Общество с ограниченной ответственностью “Научно-производственный центр “Термакат”

Дата и номер государственной регистрации перехода исключительного права: 19.11.2008 № РД0043504

Извещение опубликовано: 7.12.2008 БИ: 36/2008


Categories: BD_2192000-2192999