Патент на изобретение №2191983

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2191983 (13) C1
(51) МПК 7
F42B15/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.04.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2001120159/02, 18.07.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

18.07.2001

(45) Опубликовано: 27.10.2002

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2125230 C1, 20.01.1999. RU 2084809 C1, 20.07.1997. FR 2581749, 14.11.1986. US 4273048, 16.01.1981.

Адрес для переписки:

300001, г.Тула, Щегловская засека, Государственное унитарное предприятие “Конструкторское бюро приборостроения”

(71) Заявитель(и):

Государственное унитарное предприятие “Конструкторское бюро приборостроения”

(72) Автор(ы):

Абрамов Ю.Б.,
Дудка В.Д.,
Ермолаев А.М.,
Иванов С.Н.,
Кириллов Ю.Н.,
Филимонов Г.Д.

(73) Патентообладатель(и):

Государственное унитарное предприятие “Конструкторское бюро приборостроения”

(54) РАКЕТА


(57) Реферат:

Изобретение относится к области реактивных боеприпасов. Ракета содержит головной отсек, маршевый двигатель, боевой заряд в корпусе с взрывателем, расположенный за маршевым двигателем, и блок задержки срабатывания взрывателя боевого заряда после удара на цели. Боевой заряд образован однотактной объемно-детонирующей смесью, размещен в тонкостенном корпусе преимущественно цилиндро-конической формы и установлен со смещением в сторону маршевого двигателя при сохранении зазора относительно его заднего торца. Связи крепления корпуса с соседними узлами ракеты выполнены разрушаемыми при ударе ракеты на цели, например в виде тонкостенных цилиндров с продольными окнами. Изобретение позволяет повысить эффективность применения боевого заряда ракеты из объемно-детонирующей смеси. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.


Изобретение относится к области военной техники и может быть использовано при создании ракет с боевыми частями, снаряженными объемно-детонирующими зарядами на базе противотанковых управляемых ракет.

Противотанковые комплексы с управляемыми снарядами и ракетами (ПТУРами) нашли широкое распространение в армиях всех стран как основное средство борьбы с бронированными машинами противника, в основном танками.

В ходе развития этого оружия преодоление постоянно совершенствуемой защищенности танков последовательно достигалось сначала простым увеличением калибра, массы и фокусного расстояния кумулятивного боевого заряда (КБЗ) ракет, а затем их оснащением лидирующим кумулятивным зарядом (ЛКЗ), инициирующим до подрыва КБЗ блоки динамической защиты, навешиваемые на броню танков. В итоге отечественные и зарубежные ПТУРы приобрели оптимальное модульное построение и в настоящее время отличаются друг от друга в основном последовательностью размещения в них этих модулей. Однако при этом ракеты приобрели и одинаковые конструктивные особенности, препятствующие эффективному применению в них вместо КБЗ фугасных боевых зарядов объемного взрыва, преимущественно однотактных объемно-детонирующих (ОДЗ), высокоэффективных против других видов целей, например огневых средств противника, размещенных в большеобъемных строениях и сооружениях городской застройки.

Например, выбранный авторами настоящего предлагаемого изобретения в качестве аналога управляемый реактивный снаряд, содержащий размещенные в корпусах лидирующий кумулятивный заряд, блок рулевого привода с аэродинамическими рулями и основную боевую часть, при этом лидирующий кумулятивный заряд установлен на торце блока рулевого привода, корпус которого в передней части выполнен цилиндрическим, с отверстиями по оси рулей, при этом задняя часть корпуса блока рулевого привода выполнена в виде усеченного конуса, установленного с образованием замкнутого объема с кумулятивной воронкой основной боевой части, и снабжена закрепленной на ней гофрированной эластичной манжетой с конической наружной поверхностью, в полости которой установлен газогенератор с электровоспламенителем, а снаряд снабжен трубой, закрепленной на корпусе блока рулевого привода и установленной с возможностью перемещения относительно корпуса основной боевой части, причем на задней части трубы и передней части корпуса основной боевой части установлены элементы направления и фиксации, выполненные в виде разрезного пружинного кольца с конусными зацепами, размещенного в стенке трубы, и направляющего кольца на корпусе основной боевой части с посадочными местами под зацепы, выполненные в виде двух конических поверхностей, образующих острое ребро, при этом на трубе установлены два направляющих штифта, а на направляющем кольце выполнен паз с коническим заходным участком (Патент России 2084809. Заявка 94033090 от 12 сентября 1994г.).

В приведенной конструкции управляемого реактивного снаряда
– для обеспечения необходимого фокусного расстояния КБЗ от поражаемой преграды головной отсек выполнен выдвигающимся вперед при старте, что усложняет и утяжеляет конструкцию;
– размещение газогенератора с электровоспламенителем в полости кумулятивной воронки КБЗ может привести к повреждению поверхности воронки при срабатывании газогенератора с целью выдвижения блока рулевого привода вместе с другими элементами головного отсека вперед;
– защита КБЗ от продуктов детонации и осколков при взрыве ЛКЗ в виде блока рулевого привода не позволяет применять мощные ЛКЗ, необходимость в которых обусловлена постоянным совершенствованием средств динамической защиты танков;
– для исключения существенного отклонения оси КБЗ во время задержки его срабатывания при встрече с преградой от оси снаряда под действием наседающей массы маршевого двигателя и хвостового отсека конструктивные элементы связей должны выполняться достаточно прочными, что также утяжеляет конструкцию снаряда.

Недостатки аналога в значительной мере устранены в известном отечественном управляемом снаряде по патенту РФ 2125230, F 42 B 15/00, 12/18, выбранном авторами в качестве прототипа для настоящего предлагаемого изобретения. Этот снаряд имеет практически такой же, как и у аналога, состав, однако в нем КБЗ размещен за маршевым двигателем (МД), по оси МД выполнен сквозной канал, предназначенный для свободного прохода кумулятивной струи КБЗ в направлении к цели, при этом задний торец двигателя является защитной перегородкой, а расстояние между задним торцем МД и передним торцем КБЗ для нормального формирования кумулятивной струи последнего составляет 1,3-2,8 диаметра его кумулятивной воронки (или его калибра).

Благодаря такому размещению КБЗ в снаряде
– головной отсек и МД образуют необходимое фокусное расстояние для КБЗ и, следовательно, отпадает необходимость в выдвижении вперед ЛКЗ и головных контактов;
– значительный по массе и габаритам МД выполняет роль надежной защиты КБЗ от продуктов детонации ЛКЗ и образующихся при его взрыве осколков, что позволяет существенно увеличить массу ЛКЗ;
– уменьшение наседающей на КБЗ массы ракеты уменьшает нагрузку на его корпус и на связи между ним и двигателями, что позволяет уменьшить их прочность и массу и, следовательно, увеличить вес КБЗ.

Анализ известных ПТУР в плане размещения в них термобарических зарядов показывает, что
– бризантное и фугасное воздействие ОДЗ на цель тем выше, чем меньше прочность его корпуса и чем ближе он расположен к поверхности цели;
– негативное влияние на эффективность ОДЗ оказывают неразрушаемые при ударе на цели и при срабатывании ЛКЗ его связи с соседними модулями ракеты;
– размещение ОДЗ в ПТУР будет целесообразным, если будет при этом обеспечено эффективное его применение, не будут усложняться другие модули ракеты, а ее центровка сохранится неизменной или незначительно сместится в пределах, допустимых для ее устойчивости и управляемости на траектории полета.

Задачей настоящего изобретения является обеспечение эффективного применения боевого заряда из объемно-детонирующей смеси в составе ракеты.

С этой целью в ракете, содержащей головной отсек с головными контактами, маршевый двигатель, боевой заряд в корпусе с взрывателем, размещенный за маршевым двигателем, блок задержки в срабатывании боевого заряда после удара на цели и связи крепления корпуса с соседними узлами ракеты, боевой заряд образован однотактной объемно-детонирующей смесью, его корпус выполнен тонкостенным, преимущественно цилиндро-конической формы, установлен со смещением в сторону МД при сохранении зазора относительно заднего торца маршевого двигателя, а связи крепления корпуса с узлами ракеты выполнены с возможностью их разрушения при ударе ракеты на цели, например, в виде тонкостенных цилиндров с продольными окнами.

Суть изобретения поясняется чертежом, где представлена в разрезе ПТУР с ОДЗ, состоящая из головного отсека – 1 с головными контактами – 2, МД – 3, ОДЗ – 4 в тонкостенном корпусе – 5 с взрывателем – 6, СД – 7 и тонкостенных цилиндров – 8 и 9, соединяющих корпус 5 с МД и СД и имеющих продольные сквозные окна – 10, ослабляющие сечения цилиндров.

В ракете отсутствует ЛКЗ и на его массу увеличена масса ОДЗ – 4, при этом корпус – 5 с ОДЗ – 4 смещен вперед, в направлении МД – 3 в связи с возможностью использования значительной части расстояния между передним торцем кумулятивной воронки основной боевой части и задним торцем маршевого двигателя в противотанковой управляемой ракете, необходимого для нормального формирования кумулятивной струи КБЗ, а увеличение расстояния между корпусом – 5 и задним отсеком ракеты, например стартовым двигателем – 7, скомпенсированно длиной тонкостенного цилиндра – 9, при этом центровка ракеты сохраняется за счет конструктивного подбора весовых характеристик узлов ракеты. Соединение отдельных частей ракеты с соседними осуществлено при помощи винтов – 11, пропущенных через сквозные отверстия одних из них и ввинченных в резьбовые отверстия других.

Толщина тонкостенных цилиндров – 8 и 9 и размеры продольных окон – 10 в них выбраны обеспечивающими неразрушение перемычек между окнами – 10 при старте ракеты, т.к. в описанной ракете ОДЗ – 4 по сравнению со штатной ПТУР смещен вперед относительно соседних модулей, которые могут иметь разные диаметры, то корпус – 5 ОДЗ – 4 выполнен цилиндро-коническим, компенсирующим изменение аэродинамического сопротивления полету ракеты.

Работа ракеты в целом и отдельных ее составных частей с момента старта и до удара на цели, когда замыкаются головные контакты – 2 и подается команда на блок задержки в срабатывании взрывателя – 6 на отсчет времени, протекает также, как в известных ПТУРах. В течение времени задержки под действием наседающих масс происходит смятие тонкостенного корпуса головного отсека, перемычек между продольными окнами – 10 в тонкостенных цилиндрах – 8 и 9 до момента, когда корпус МД – 3 начнет разрушаться от удара о поверхность цели, корпус – 5 с ОДЗ – 4 “уткнется” передним торцем в заднее дно корпуса МД – 3, а передний торец СД – 7 – в задний торец корпуса боевого заряда – 5. В этот момент подается команда с блока задержки на взрыватель – 6, который срабатывает и инициирует ОДЗ – 4. Взрыв в ОДЗ – 4 происходит в пространстве, ограниченном практически без зазоров с двух сторон жесткими корпусами МД – 3 и СД – 7, и поэтому его мощность, передаваемая на поверхность цели, имеет максимальное значение.

Очевидно, что описанное выше может быть реализовано и в неуправляемых ракетах, например выстреливаемых из ручных и станковых противотанковых гранатометов, а также и в конструкциях, где ОДЗ размещен между головным отсеком и маршевым двигателем.

Таким образом, предлагаемая конструкция ракеты на базе ПТУР обеспечивает эффективное применение боевых зарядов, образованных объемно-детонирующей смесью.

Источники информации
1. Управляемый реактивный снаряд – аналог. Патент 2084809, заявка 94033090 от 12.09.94г., МПК 6 F 42 В 15/00, 12/18.

2. Управляемый снаряд – прототип. Патент 2125230, заявка 98102371 от 27.01.98г., МПК 6 F 42 B 15/00, 12/18.

Формула изобретения


1. Ракета, содержащая головной отсек, маршевый двигатель, боевой заряд в корпусе с взрывателем, расположенный за маршевым двигателем, блок задержки срабатывания взрывателя боевого заряда после удара на цели и связи крепления корпуса с соседними узлами ракеты, отличающаяся тем, что в ней боевой заряд образован однотактной объемно-детонирующей смесью, размещен в тонкостенном корпусе, преимущественно цилиндро-конической формы, и установлен со смещением в сторону маршевого двигателя при сохранении зазора относительно его заднего торца, а связи крепления корпуса с соседними узлами ракеты выполнены с возможностью их разрушения при ударе ракеты на цели.

2. Ракета по п.1 отличающаяся тем, что связи крепления корпуса боевого заряда выполнены в виде тонкостенных цилиндров с продольными окнами.

РИСУНКИ

Рисунок 1

Categories: BD_2191000-2191999