Патент на изобретение №2191915
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ СИГНАЛИЗАЦИИ ОТКЛОНЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ВЕКТОРА СИЛЫ ТЯГИ ОТ ОСИ РДТТ
(57) Реферат: Способ относится к технике испытаний РДТТ и может быть использован для выявления нарушений процесса функционирования двигателя. Способ заключается в создании напряженно-деформированного состояния промежуточного опорного элемента, сканировании и регистрации в переходных режимах работы РДТТ в адиабатических условиях потоков собственного теплового излучения элементов поверхности конструкции промежуточного опорного элемента. По неоднородности зарегистрированного термического поля (термограмме) судят об отклонении вектора силы тяги от оси РДТТ. Если поле однородно (отсутствует тепловой контраст между соседними точками поверхности), вектор силы тяги совпадает с осью двигателя, в противном случае имеет место отклонение вектора силы тяги от оси двигателя. Для анализа термического (температурного) поля целесообразно использовать быстродействующий тепловизор. Такой способ позволит повысить его надежность в переходных режимах работы двигателя. 1 ил. Изобретение относится к технике испытаний РДТТ и может быть использовано для выявления нарушений процесса функционирования двигателя. Наиболее близким к заявляемому является способ определения направления вектора силы тяги, приложенной к опорной плите испытательного стенда (принят за прототип), основанный на создании напряженно-деформированного состояния в промежуточном опорном элементе, имеющего две опорные поверхности, к одной из которых приложена сила тяги, а между второй опорной поверхностью и опорной плитой испытательного стенда расположены датчики боковых усилий, подключенные через тензостанцию к регистрирующему прибору с отметчиком времени, по разности зарегистрированных сигналов которых в одинаковые моменты времени судят о направлении вектора силы тяги по отношению к опорной плите [1]. В случае совпадения направления вектора силы тяги РДТТ с осью двигателя (нормальный режим работы двигателя), усилия, действующие на датчики боковых усилий, одинаковы и, следовательно, одинаковыми являются выходные сигналы датчиков боковых усилий, а их разность для любой пары датчиков равна нулю. В аномальных режимах работы двигателя (растрескивание заряда, прогар корпуса и т. д. ) вектор силы тяги, по отношению к оси двигателя, оказывается расположенным под углом. Важно определить момент времени, в который вектор силы тяги отклонился от оси двигателя, поскольку это отклонение является следствием нарушения нормального режима работы двигателя. Признаки прототипа, являющиеся общими с заявляемым изобретением, включают создание напряженно-деформированного состояния в промежуточном опорном элементе. Причина, препятствующая получению в прототипе требуемого технического результата, заключается в пониженной надежности датчиков боковых усилий при работе РДТТ в переходных режимах, что приводит к выходу из строя значительного количества датчиков (до 30%) [2]. Сущность изобретения заключается в следующем. Изобретение направлено на решение задачи создания надежного способа сигнализации отклонения направления вектора силы тяги от оси РДТТ в переходных режимах работы двигателя. Технический результат, опосредствующий решение указанной задачи, заключается в использовании в адиабатических условиях пропорциональной зависимости между приращением механического напряжения и приращением температуры в любой точке поверхности опорного элемента путем регистрации с помощью тепловизора распределения теплового излучения по поверхности опорного элемента. Данный технический результат достигается тем, что в известном способе, заключающемся в создании напряженно-деформированного состояния промежуточного опорного элемента, осуществляют в переходных режимах работы РДТТ сканирование и регистрацию в адиабатических условиях потоков собственного теплового излучения элементов поверхности конструкции промежуточного опорного элемента, причем по неоднородности зарегистрированного термического поля (термограмме) судят об отклонении вектора силы тяги от оси РДТТ. Если поле однородно (отсутствует тепловой контраст между соседними точками поверхности), вектор силы тяги совпадает с осью двигателя, в противном случае имеет место отклонение вектора силы тяги от оси двигателя. Признаки заявляемого изобретения, являющиеся отличительными от признаков прототипа, включают сканирование и регистрацию в адиабатических условиях потоков теплового излучения элементов поверхности конструкции промежуточного опорного элемента, выявление по неоднородности зарегистрированного термического поля (термограмме) отклонения вектора силы тяги от оси РДТТ. На чертеже представлено устройство, реализующее предлагаемый способ, где 1 – исследуемый РДТТ, 2 – заряд твердого топлива, 3 – датчик тяги (типа ТПА), 4 – стапель, 5 – люнеты, 6 – промежуточный опорный элемент, 7 – тепловизор, 8 – ЭВМ, 9 – тензостанция (ЛХ-7000), 10 – регистрирующий прибор с отметчиком времени (световой осциллограф Н-700). Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения. В момент пуска РДТТ (при срабатывании электровоспламенителя) происходит загорание заряда твердого топлива 2 и давление в камере сгорания скачком возрастает до давления, близкого к рабочему. При этом скачкообразно возрастает сила тяги, вызывая через датчик тяги 3 ударное нагружение промежуточного опорного элемента 6. Благодаря адиабатическим условиям работы промежуточного опорного элемента в соответствии с термоупругим эффектом [3], в любой точке поверхности промежуточного опорного элемента пропорционально изменению механического напряжения изменяется температура ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() где ![]() ![]() ![]() Km – термоупругая постоянная конструкционного материала промежуточного опорного элемента; Т – средняя температура промежуточного опорного элемента. Следовательно, распределение температуры на поверхности промежуточного опорного элемента можно одновременно рассматривать как распределение механических напряжений в материале стенок этого элемента. Регистрируя с помощью тепловизора распределение температуры на поверхности промежуточного опорного элемента, получают термограмму, контраст которой определяется распределением температуры и пропорциональным ей распределением механических напряжений. Если тепловая картина однородная, то вектор силы тяги Fт совпадает с осью двигателя, в противном случае имеет место отклонение вектора силы тяги от оси двигателя. Однородность теплового поля имеет место, когда ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 1. Способ определения направления вектора силы тяги РДТТ /Игнатьев Б.С., Энкин Э.А., Власов С.С., Вяткин В.В. / Перм. гос. техн. ун-т. – Пермь, 2000. – 5 с., ил. – Библиогр.: 1 назв. – Рус. – Деп. в ВИНИТИ 27.09.00, 2476-В00. 2. Конструкции ракетных двигателей на твердом топливе / Под общ. ред. чл. корр. Российской академии наук, д-ра тех. наук., проф. Л.Н. Лаврентьева, – М.: Машиностроение, 1993. – 215 с., ил. Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 03.04.2008
Извещение опубликовано: 7.05.2010 БИ: 15/2010
|
||||||||||||||||||||||||||