Патент на изобретение №2191843

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2191843 (13) C2
(51) МПК 7
C22C19/03
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.04.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2001101623/02, 19.01.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

19.01.2001

(45) Опубликовано: 27.10.2002

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
ОСТ 1 90230-76. SU 159037, 22.11.1963. US 3578440, 11.05.1971. US 2515186, 18.07.1950. JP 8120375 А, 14.05.1996.

Адрес для переписки:

107005, Москва, ул. Радио, 17, ВИАМ

(71) Заявитель(и):

Государственное предприятие “Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов”

(72) Автор(ы):

Каблов Е.Н.,
Лукин В.И.,
Петраков А.Ф.,
Калицев В.А.,
Щербаков А.И.,
Герасимов Д.Е.,
Горбунов А.Н.,
Евгенов А.Г.

(73) Патентообладатель(и):

Государственное предприятие “Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов”

(54) СПЛАВ НА ОСНОВЕ НИКЕЛЯ И ИЗДЕЛИЕ, ВЫПОЛНЕННОЕ ИЗ НЕГО


(57) Реферат:

Изобретение относится к металлургии, в частности к сплавам, предназначенным для изготовления деталей и узлов, обладающих высоким уровнем износостойкости и антифрикционных свойств и применяемых в авиационной промышленности. Сплав на основе никеля содержит следующие компоненты, мас.%: медь 30-33,0, кремний 3,9-4,3, железо 1,5-2,8, марганец 0,5-1,5, ниобий 0,05-0,25, титан 0,05-0,25, магний 0,03-0,2, никель – остальное. Патентуется также изделие, выполненное из этого сплава. Техническим результатом является повышение ударной вязкости при комнатной температуре и температурах деформации, повышение прочности на растяжение и относительного удлинения. 2 з.п. ф-лы, 2 табл.


Изобретение относится к области металлургии, в частности к сплавам, предназначенным для изготовления деталей и узлов, обладающих высоким уровнем износостойкости и антифрикционных свойств и применяемых в авиационной промышленности.

Известен сплав на основе никеля следующего химического состава, мас.%:
Медь – 30-33,0
Алюминий – 2,0-3,5
Железо – 0,5-2,0
Кремний – 0,2-0,5
Марганец – 1,0-2,0
Никель – Остальное /1/
Изделия, изготавливаемые из этого сплава, предназначены для работы в узлах трения, применяемых в химической промышленности.

Недостатком данного сплава является низкий уровень прочностных характеристик, износостойкости и антифрикционных свойств. Изделия из этого сплава имеют недостаточный ресурс работы при использовании в узлах авиационной техники.

Наиболее близким аналогом, взятым за прототип, является сплав на основе никеля следующего химического состава, мас.%:
Медь – 30-32,0
Кремний – 3,9-4,3
Железо – 1,5-2,8
Марганец – 0,5-1,5
Никель – Остальное /2/
Недостатком известного сплава является низкая ударная вязкость при комнатной температуре и температурах деформации, низкие значения прочности на растяжение и относительного удлинения.

Технической задачей изобретения является повышение ударной вязкости при комнатной температуре и температурах деформации, повышение прочности при растяжении и относительного удлинения.

Для достижения поставленной технической задачи, предложен сплав на основе никеля, содержащий медь, кремний, железо, марганец, который дополнительно содержит ниобий, титан и магний при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Медь – 30-33,0
Кремний – 3,9-4,3
Железо – 1,5-2,8
Марганец – 0,5-1,5
Ниобий – 0,05-0,25
Титан – 0,05-0,25
Магний – 0,03-0,2
Никель – Остальное
И изделие, выполненное из него.

Предлагаемый сплав может применяться, например, для изготовления деформированных прутков, поковок, шайб и других полуфабрикатов, используемых в узлах трения, в топливной аппаратуре и в других ответственных изделиях авиационной техники.

Авторами установлено, что введение в сплав ниобия усиливает эффект дисперсионного твердения упрочняющей фазы, стабилизирует фазовый состав сплава. В присутствии ниобия основной твердый раствор кремния, обогащенный медью, и упрочняющая фаза с кремнием выделяются в более дисперсном виде, повышая пластичность сплава при комнатной температуре и температурах деформации. Титан в сплаве приводит к дополнительному раскислению расплава, измельчению дендритной структуры и снижению остаточной рыхлоты в отливках. Введение магния приводит к дополнительному модифицирующему эффекту литой структуры, уменьшает тенденцию к сегрегации вредных примесей на границах зерен и дендритов. Комплексное введение ниобия, титана и магния в сплав в заявленном соотношении приводят к повышению ударной вязкости при комнатной температуре и при температурах деформации, а также к повышению прочностных и пластических характеристик.

Примеры осуществления:
– Сплав выплавляется в открытых или вакуумных индукционных печах с использованием как чистых шихтовых материалов, так и отходов собственного производства на стандартном оборудовании по принятой технологии.

– После расплавления меди, никеля, кремния, железа в расплав вводится ниобий, титан, затем марганец и магний.

– Разлив металла производится, в основном, в металлические формы (медные, чугунные изложницы) и в графитовые формы при температуре сплава, которая зависит от объема тигля и составляет 1300-1500oС.

– Затем слитки сплава подвергаются деформации на прессе при температуре 1000-1200oС на прутки, поковки и шайбы.

Полученные литые заготовки деформировались с 80-120 мм на прутки 15-20 и 36 мм.

После стандартной термообработки образцы, изготовленные из прутков, поковок и шайб, испытывались на растяжение до разрыва при комнатной температуре, ударную вязкость при комнатной температуре и температурах деформации.

Составы и свойства предлагаемого сплава и сплава-прототипа приведены в таблицах 1 и 2.

Литые заготовки всех представленных вариантов плавок подвергались прессованию по принятой технологии. Из слитка варианта 4 – прототипа – не смогли получить прутки из-за низкой технологической пластичности. Из слитков по вариантам 1-3 были получены прутки 15-36мм с гладкой поверхностью и необходимой длины.

Как видно из таблицы 2, у предлагаемого сплава ударная вязкость при комнатной температуре в 4,5, а ударная вязкость при температуре деформации (1050oС) в 5 раз выше, чем у прототипа. Пластичность выше в 2 раза, а прочность при растяжении выше на 18%. Твердость и износостойкость при этом остаются на высоком уровне без снижения.

Благодаря высоким пластическим характеристикам, ударной вязкости и технологической пластичности удалось продеформировать литые заготовки на прутки, шайбы, поковки и на другие полуфабрикаты.

Применение деформированных заготовок позволяет обеспечить значительное увеличение надежности работы деталей и узлов авиационной техники, в 1,5-2 раза повысить выход годного при изготовлении деталей.

Ресурс работы золотниковых пар при использовании предлагаемого сплава – изделий из него – увеличивается в 2,1 раза по сравнению с известным сплавом.

Источники информации
1. А.с. 159037.

2. ОСТ1 90230-76.

Формула изобретения


1. Сплав на основе никеля, содержащий медь, кремний, железо, марганец, отличающийся тем, что он дополнительно содержит ниобий, титан и магний при соотношении компонентов, маc.%:
Медь – 30 – 33,0
Кремний – 3,9 – 4,3
Железо – 1,5 – 2,8
Марганец – 0,5 – 1,5
Ниобий – 0,05 – 0,25
Титан – 0,05 – 0,25
Магний – 0,03 – 0,2
Никель – Остальное
2. Изделие из сплава на основе никеля, отличающееся тем, что оно выполнено из сплава следующего химического состава, мас.%:
Медь – 30 – 33,0
Кремний – 3,9 – 4,3
Железо – 1,5 – 2,8
Марганец – 0,5 – 1,5
Ниобий – 0,05 – 0,25
Титан – 0,05 – 0,25
Магний – 0,03 – 0,2
Никель – Остальное

РИСУНКИ

Рисунок 1

Categories: BD_2191000-2191999