Патент на изобретение №2191842

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2191842 (13) C2
(51) МПК 7
C22C19/03, C23C14/06
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.04.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2000122116/02, 18.08.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

18.08.2000

(45) Опубликовано: 27.10.2002

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
Имплантаты с памятью формы, 1992, № 4, с. 53-58. МОНАСЕВИЧ А.А. Эффекты памяти формы и их применение в медицине. – Новосибирск, 1992. SU 1828877 A1, 23.05.1999. JP 3093993, 18.04.1991.

Адрес для переписки:

634021, г.Томск, пр. Академический, 2/1, ИФПМ СО РАН, патентный отдел

(71) Заявитель(и):

Институт физики прочности и материаловедения СО РАН

(72) Автор(ы):

Сивоха В.П.,
Мейснер Л.Л.,
Гриценко Б.П.

(73) Патентообладатель(и):

Институт физики прочности и материаловедения СО РАН

(54) МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ НИКЕЛИДА ТИТАНА С ЭФФЕКТОМ ПАМЯТИ ФОРМЫ


(57) Реферат:

Изобретение относится к материалам с памятью формы с модифицированной поверхностью, которые могут быть использованы в качестве имплантатов в медицине, в качестве элементов и изделий, работающих в агрессивных средах и т. д. Материал на основе никелида титана с ЭПФ с поверхностным слоем, модифицированным путем ионной имплантации легирующими элементами, в качестве которых выбраны кислород, углерод, титан и/или цирконий, имеет глубину модифицированного слоя 50-300 нм, а состав модифицированного слоя имеет следующее соотношение элементов, ат.%: кислород 25-75, углерод 5-10, титан и/или цирконий 20-50, никель 0-20. Кроме того, в качестве основы выбран никелид титана следующего состава, ат.%: никель 49-51, титан остальное. Материал с такими элементами и при данной их концентрации в модифицированном слое имеет высокую коррозионную стойкость как в исходном состоянии, так и после многократных циклов деформирования в режиме нагрузка – разгрузка, а также низкую растворимость ионов никеля в агрессивных средах. 2 з.п.ф-лы, 1 табл.


Изобретение относится к материалам с эффектом памяти формы (ЭПФ) с модифицированной поверхностью, которые могут быть использованы в качестве имплантатов в медицине, в качестве элементов и изделий, работающих в агрессивных средах и т.д.

Известен сплав с памятью формы из никелида титана для медицинского применения [1] . Однако поверхность такого сплава содержит тонкий слой из оксидов титана (3-10 нм), который не может предотвратить диффузию ионов никеля в раствор. Наличие в поверхностном слое не связанного кислородом титана также приводит к переходу ионов титана в раствор. Таким образом, коррозионная стойкость такого сплава низкая.

Известен сплав с памятью формы для медицинского применения из никелида титана с модифицированной поверхностью [2]. Поверхность такого сплава содержит нитрид титана TiN или карбонитрид титана TiNC. Коррозионная стойкость такого сплава высокая. Недостатком этого сплава является то, что при проявлении ЭПФ нитрид титана отслаивается, TiNC – растрескивается и коррозионная стойкость резко понижается.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому изобретению является сплав с эффектом памяти формы Ti – 50 ат. % Ni с модифицированной методом имплантации ионов азота поверхностью [3]. Имплантация проводилась на источнике ионов “Титан” при ускоряющем напряжении 60-80 кВ; токе – 0,2 А; длительность импульса – 400 мкс; частота – 50 Гц; доза облучения – 1016 ионсм-2. Коррозионная стойкость такого сплава высокая, однако после деформации сплава коррозионная стойкость резко понижается в результате отслоения поверхностного слоя TiN.

Необходимость использования сплавов на основе никелида титана как имплантатов обусловлена не только их функциональными возможностями, но и хорошими биомеханическими свойствами. Сверхэластичное (резиноподобное) поведение TiNi в изотермических условиях, в том числе при температуре человеческого организма, соответствует обратимой деформации, происходящей в живых тканях организма при нагрузках и разгрузках [4]. Способность никелида титана к пассивации в различных растворах с образованием на его поверхности пленки из оксидов титана делает его достаточно коррозионно-стойким. По коррозионной стойкости никелид титана приближается к титановым сплавам [4], которые широко применяются в качестве имплантатов. Однако при функциональной работе элемента с ЭПФ в результате образования на поверхности рельефа, обусловленного зарождением (или исчезновением) мартенсита, защитный слой оксидов титана разрушается, и коррозионная стойкость резко понижается. Наличие в TiNi никеля, который оказывает на организм токсическое действие [4-6] и диффундирует из материала в раствор, также сдерживает широкое использование сплавов на основе никелида титана в качестве имплантатов. Поэтому актуальной задачей является создание материала с ЭПФ и сверхэластичностью на основе TiNi, который был бы биосовместим, обладал бы высокой коррозионной стойкостью в условиях воздействия переменных нагрузок.

Указанный технический результат достигается тем, что материал на основе никелида титана с ЭПФ с поверхностным слоем, модифицированным путем ионной имплантации легирующими элементами, в качестве которых выбраны кислород, углерод, титан и/или цирконий, имеет глубину модифицированного слоя 50-300 нм, а состав модифицированного слоя имеет следующее соотношение элементов, ат.%:
Кислород – 25-75
Углерод – 5-10
Титан и/или цирконий – 20-50
Никель – 0-20
Кроме того, в качестве основы выбран никелид титана следующего состава, ат.%:
Никель – 49-51
Титан – Остальное
Материал с такими элементами и при данной их концентрации в модифицированном слое имеет высокую коррозионную стойкость как в исходном состоянии, так и после многократных циклов деформирования в режиме нагрузка – разгрузка, а также низкую растворимость ионов никеля в агрессивных средах.

Указанные свойства достигаются тем, что имплантация ионов титана и/или циркония, кислорода и углерода создает в поверхностном слое никелида титана зону с высоким содержанием оксидов и карбидов титана и/или циркония с высокими адгезионными свойствами по отношению к матрице никелида титана. При термоциклировании или после деформации в изотермических условиях обратимое образование и исчезновение мартенситных пластин не приводит к разрушению оксидокарбидного слоя титана и/или циркония и это предопределяет высокую коррозионную стойкость данного материала в условиях циклических нагрузок.

Выбор в качестве элементов для имплантации титана и/или циркония определяется тем, что матрица также содержит титан и элементы – аналоги по электронной структуре Ti и Zr не приводят к выделению каких-либо вторичных фаз. Второй особенностью выбора Ti и Zr в качестве имплантируемых элементов является то, что эти элементы легко пассивируются с образованием оксидов, биосовместимых с человеческим организмом.

Выбор в качестве элементов для имплантации кислорода и углерода обусловлен тем, что эти элементы участвуют в образовании оксидов и карбидов титана и/или циркония в поверхностном слое, которые обладают хорошей адгезией с матрицей и высокой коррозионной стойкостью.

Изобретение осуществляется следующим образом.

Материал с ЭПФ с модифицированной поверхностью готовили поэтапно. Никелид титана состава Ti – 50,5 ат.%Ni выплавляли шестикратным электродуговым переплавом в атмосфере аргона из компонентов: титан – иодидный, никель марки НО. После плавки слиток прокатывали в пластину с промежуточными отжигами, электролитически очищали поверхность и готовили образцы для имплантации размером 50201 мм3. Выбор высокодозовой ионной имплантации для модификации поверхности обусловлен тем, что в результате ионной имплантации образуется поверхностный слой с измененным составом, не обладающий выраженной поверхностью раздела, характерной для осажденного слоя. Ионная обработка поверхности выполнена с помощью вакуумно-дугового частотно-импульсного источника “Диана-2”. Ионы титана и/или циркония, кислорода и углерода имплангировались при ускоряющем напряжении 70 кВ с частотой импульсов 50 Гц. Расчетные дозы облучения варьировались от 1016 до 61017 ионсм-2.

Элементный состав поверхностных слоев определяли методом ОЖЕ-спектроскопии. Удаление верхних слоев проводили бомбардировкой поверхности образца ионами аргона.

Испытания на коррозионную стойкость проводили в физиологическом растворе 0,9% NaCl, а также в солевом растворе плазмы крови состава: дистиллированая вода – 1 л, NaCl – 9 г, КСl – 0,42 г, CaCl2 – 0,21 г, NaHCO3 – 2 т, глюкоза – 2 г. Длительность нахождения образцов в растворах варьировалась от 1 ч до 6000 ч. Скорость коррозии определяли по изменению массы образцов после заданного времени их пребывания в растворах. Взвешивание проводили на аналитических весах. Показатель коррозии для исследованных образцов приведен в таблице. Из таблицы видно, что коррозионная стойкость образцов с модифицированной поверхностью высокая. Столь же высокой коррозионная стойкость остается в образцах подвергнутых десятикратному термоциклированию через интервал мартенситного превращения, в то время как в сплаве-прототипе, подвергнутому аналогичной процедуре, коррозионная стойкость снизилась на порядок.

Наряду с измерением коррозионной стойкости в предлагаемом материале проводили измерение содержания никеля в биохимических растворах. Содержание никеля в физиологическом растворе 0,9% NaCl и солевом растворе плазмы крови определяли фотометрическим методом. Исследования выполнены на двухлучевом спектрофотометре Kontron instruments Uvikon 943. Получено, что содержание никеля в физиологическом растворе 0,9% NaCl после 4000 ч выдержки составляет СNi= 0,25 мг/л, в растворе плазмы крови после 3000 ч выдержки СNi=0,04 мг/л. В образцах TiNi без модифицированной поверхности после аналогичных испытаний содержание никеля составляет более 0,5 мг/л в растворе 0,9% NaCl и СNi=0,06 мг/л в растворе плазмы крови. Таким образом, наряду с повышением коррозионной стойкости предлагаемого материала с модифицированной поверхностью в условиях циклических нагружений, предлагаемый материал обладает низкой растворимостью никеля в биохимические растворы.

Источники информации
1. Патент 0145166. Медицинские устройства, включающие сплавы с памятью формы. Опубл. 13.12.89, заявл. 12.10.84, МКИ A 61 F 5/00, A 61 F 2/00, A 61 L 27/00, B 22 F 3/00; приоритет: 14.10.83 US 541852.

4. Эффекты памяти формы и их применение в медицине. Под ред. А.А.Монасевича. – Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1992, 742 с.

5. Chemical and electrochemichal aspects of biocompatibility of titanium and its alloys. P.Kovacs, G.A.Davidson: Medical Appl. Of Titanium and its Alloys. The Material and Biological Issues. ASTM STP 1272, S.A.Braun and J. E.Lemons Eds., American Society for Testing and Materials, 1996, p. 167-178.

6. H. Oonishi, Proc. Sec. World Congress on Biomaterials, Washington, 1984, p. 183.

Формула изобретения


1. Материал на основе никелида титана с эффектом памяти формы, состоящий из основы и поверхностного слоя, модифицированного легирующими элементами путем ионной имплантации, отличающийся тем, что поверхностный слой имеет толщину 50-300 нм, а в качестве легирующих элементов содержит кислород, углерод, титан и/или цирконий при следующем соотношении элементов, ат.%:
Кислород – 25 – 75
Углерод – 5 – 10
Титан и/или цирконий – 20 – 50
2. Материал по п.1, отличающийся тем, что поверхностный слой дополнительно содержит до 20 ат.% никеля.

3. Материал по п.1 или 2, отличающийся тем, что в качестве основы содержит никелид титана следующего состава, ат.%:
Никель – 49 – 51
Титан – Остальноел

РИСУНКИ

Рисунок 1

Categories: BD_2191000-2191999