Патент на изобретение №2191245

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2191245 (13) C1
(51) МПК 7
E21B10/22
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.04.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2001119885/03, 17.07.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

17.07.2001

(45) Опубликовано: 20.10.2002

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
ГРИБЕННИКОВ Н.В. Опора шарошечного долота и перспективы ее развития. – Екатеринбург, УРО РАН, 2000, с. 96, рис. 52. SU 1104232 А, 23.07.1984. SU 1194990 А, 30.11.1985. SU 791895 А, 30.12.1980. SU 920187 А, 25.04.1982. SU 361275 А, 01.02.1973. RU 2107800 С1, 27.03.1998. RU 2019671 С1, 15.09.1994. RU 2082868 С1, 27.06.1997. RU 2166607 С1, 10.05.2001. DE 3421171 А1, 26.06.1986. US 4623028 А, 18.11.1986.

Адрес для переписки:

660025, г.Красноярск, пр. им. газ. “Красноярский рабочий”, 95, КГАЦМиЗ, отдел промышленной собственности

(71) Заявитель(и):

Буткин Владимир Дмитриевич,
Гилев Анатолий Владимирович,
Гилев Роман Анатольевич,
Махинин Вячеслав Анатольевич,
Точилин Владимир Иванович,
Чесноков Валерий Тимофеевич

(72) Автор(ы):

Буткин В.Д.,
Гилев А.В.,
Гилев Р.А.,
Махинин В.А.,
Точилин В.И.,
Чесноков В.Т.

(73) Патентообладатель(и):

Буткин Владимир Дмитриевич,
Гилев Анатолий Владимирович,
Гилев Роман Анатольевич,
Махинин Вячеслав Анатольевич,
Точилин Владимир Иванович,
Чесноков Валерий Тимофеевич

(54) ОПОРНОЕ УСТРОЙСТВО БУРОВОГО ШАРОШЕЧНОГО ДОЛОТА


(57) Реферат:

Изобретение относится к буровой технике, а именно к конструкциям шарошечных долот для бурения взрывных скважин в горнорудной промышленности, а также технологических скважин на нефть и газ. Опорное устройство шарошечного долота содержит установленную в корпусе секцию с цапфой, закрепленную на ней замковым соединением шарошку, плавающую втулку, сопрягаемые по поверхности в форме конуса, упорный подшипник, упругие уплотнительные элементы и прокладки, установленные в кольцевой канавке цапфы и шарошки с крепежными элементами. Секция имеет хвостовик, несущий цапфу с шарошкой, выполненный в форме усеченного конуса, установленный в отверстии корпуса, выполненного сплошным, и в нем закрепленный с натягом с помощью болта, ввинченного вертикально через отверстие в верхней части корпуса в торец хвостовика эксцентрично относительно продольной оси хвостовика, и дополнительно фиксатором в виде ввинченного в горизонтальное отверстие корпуса стержня с конусным концом, входящим в коническую лунку, выполненную на боковой поверхности хвостовика. Замковое соединение шарошки и цапфы выполнено в виде неразрезного накидного фланца с двумя уровнями рабочей поверхности, верхняя центральная часть которой выполнена с контактом на упорный выступ цапфы вставного хвостовика, периферийная часть жестко закреплена крепежными элементами в выточке у края торца шарошки, а нижняя часть фланца своим цилиндрическим выступом входит в кольцевую канавку между цапфой и телом шарошки для прижатия и удержания в этой канавке упругих уплотнительных элементов. Неразрезной накидной фланец прикрыт сверху шайбой с малым коэффициентом трения. Цапфа снабжена просверленным с боковой поверхности вставного хвостовика по оси вращения шарошки каналом – резервуаром для масла, в который вставлен с кольцевым зазором гибкий стержень со шнековой поверхностью, нижний конец которого закреплен в дне тела шарошки, а верхний конец свободно входит в цилиндрическое гнездо резьбовой пробки. Повышается надежность работы и долговечность опорного устройства. 2 з.п.ф-лы, 3 ил.


Изобретение относится к буровой технике, а именно к конструкциям шарошечных долот для бурения взрывных скважин в горнорудной промышленности, а также технологических скважин на нефть и газ.

Известно опорное устройство бурового шарошечного долота, содержащее секцию с цапфой, шарошку, плавающую втулку, сопрягаемые поверхности которых имеют форму конуса, и тела качения, размещенные в отверстиях плавающей втулки (А. С. СССР 1104232, МКИ Е 21 В 10/22, 05.0.83).

Недостатком этой опоры является сложность конструкции и изготовления замкового устройства, слабое уплотнение. Как следствие, ненадежность и недолговечность опоры и большие трудозатраты на ее изготовление.

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является опорное устройство бурового шарошечного долота, содержащее установленную в корпусе секцию с цапфой, закрепленную на ней замковым соединением шарошку, плавающую втулку, сопрягаемые по поверхности в форме конуса, упорный подшипник, разрезную крышку, размещенную и закрепленную винтами совместно с упругим уплотнительным элементом и резинометаллической прокладкой в кольцевой канавке цапфы и шарошки с крепежными элементами (Н.В. Грибенников. Опора шарошечного долота и перспективы ее развития. – Екатеринбург: УРО РАН, 2000, стр. 96, рис. 52).

Опорное устройство (прототип) имеет ряд недостатков:
1) удержание крышкой шарошки относительно цапфы осуществляется через систему упругих и быстроизнашивающихся элементов, что провоцирует вибрации и нарастание люфтов в процессе работы;
2) возможно использование только разрезной крышки, что усугубляет отмеченный выше недостаток и не обеспечивает достаточную жесткость и прочность крепления шарошки на цапфе и его надежность в стесненных условиях кольцевой канавки;
3) неизбежен значительный опасный зазор между поверхностью крышки и лапой (для возможности монтажа и крепления крышки), поэтому поверхность крышки и элементы ее крепления будут подвергаться форсированному износу буровой мелочью, заклиниванию породными кусками с возникновением сил, срывающих шарошку в аварийное состояние в скважине;
4) не решен вопрос доставки смазки в опору и ее ревизии после длительного хранения, без чего износ опоры может быть форсированным;
5) применение крышки в виде разрезной шайбы, размещаемой в кольцевой канавке между цапфой и телом шарошки, обуславливает размещение крепежных винтов по малой окружности, что ограничивает количество и диаметр винтов, момент сопротивления отрыву шарошки при подъеме бурового става с долотом, когда вероятность зажимов велика, а усилия подъема значительны (на станке СБШ – 250 до 15-20 т).

Следствием этих недостатков является ненадежность и недолговечность опорного устройства.

Цель заявляемого технического решения – создание конструкции опорного устройства шарошечного долота, имеющего высокую надежность и долговечность, при снижении затрат на изготовление.

Поставленная цель достигается тем, что в опорном устройстве бурового шарошечного долота, содержащем установленную в корпусе секцию с цапфой, закрепленную на ней замковым соединением шарошку, плавающую втулку, сопрягаемые по поверхности в форме конуса, упорный подшипник, упругие уплотнительные элементы и прокладки, установленные в кольцевой канавке цапфы и шарошки с крепежными элементами, секция имеет хвостовик, несущий цапфу с шарошкой, выполненный в форме усеченного конуса, установленный в отверстии корпуса, выполненного сплошным, и в нем закрепленный с натягом с помощью болта, ввинченного вертикально через отверстие в верхней части корпуса в торец хвостовика эксцентрично относительно продольной оси хвостовика, и дополнительно фиксатором в виде ввинченного в горизонтальное отверстие корпуса стержня с конусным концом, входящим в коническую лунку, выполненную на боковой поверхности хвостовика, а замковое соединение шарошки и цапфы выполнено в виде неразрезного накидного фланца с двумя уровнями рабочей поверхности, верхняя центральная часть которой выполнена с контактом на упорный выступ цапфы вставного хвостовика, периферийная часть жестко закреплена крепежными элементами в выточке у края торца шарошки, а нижняя часть фланца своим цилиндрическим выступом входит в кольцевую канавку между цапфой и телом шарошки для прижатия и удерживания в этой канавке упругих уплотнительных элементов. При этом неразрезной накидной фланец прикрыт сверху шайбой с малым коэффициентом трения, причем цапфа снабжена просверленным с боковой поверхности вставного хвостовика по оси вращения шарошки каналом – резервуаром для масла, в который вставлен с кольцевым зазором гибкий стержень со шнековой поверхностью, нижний конец которого закреплен в дне тела шарошки, а верхний конец свободно входит в цилиндрическое гнездо резьбовой пробки.

Кроме того, в отличие от прототипа, где крепежные элементы представлены винтами, в предлагаемом опорном устройстве для условий бурения с возможными вывалами из стенок скважины породных кусков, периферийная часть неразрезного накидного фланца по внешней его окружности закреплена в выточке шарошки вальцовкой, а для условий бурения в очень крепких породах – сварочным швом, прикрытым сверху шайбой, которая имеет два слоя, при этом ее нижний слой выполнен с возможностью вдавливания неровностей сварочного шва.

Сущность изобретения, таким образом, системно связана с принятым конструктивным принципом разборности долота, отказом от традиционной формы секций с наружными лапами, соединяемыми сваркой или различными бандажами. Вместо них несущий цапфу с шарошкой важнейший элемент опорного устройства выполнен в виде вставляемого внутрь корпуса хвостовика конической формы, что позволило осуществить новые подходы как к креплению несущих хвостовиков (вместо сварки – натяжные болты и боковые фиксаторы), так и форме и способу монтажа основной соединительной детали – неразрезного двухуровневого накидного фланца, который без опасного зазора между поверхностью фланца и корпусом раздельно выполняет функцию жесткого и с большим моментом сопротивления соединения шарошки и цапфы (верхняя рабочая поверхность фланца) и удержания (нижней рабочей поверхностью) упругих уплотнительных элементов, независимо от крепления. Одновременно по-новому решается проблема смазки опоры благодаря удобному сверлению и особому размещению канала – резервуара и конструкции хвостовика, а также устройству винтового движителя масла.

Предлагаемое устройство применимо для двухшарошечных, трехшарошечных и многошарошечных долот.

Обзор технической информации показал, что до сих пор не было конструкций, схожих по своему техническому решению (включая монтажные особенности) с заявленным устройством по комплексу существенных признаков, отличительных от прототипа. Это позволяет считать заявленное техническое решение новым и соответствующим критерию “изобретательский уровень”. Для серийно выпускаемых шарошечных долот данное техническое решение может быть применено только после коренного изменения конструкции их секций и корпуса, которое имеет место в данном техническом решении.

Предлагаемое устройство демонстрирует схема на фиг.1, на которой устройство показано в разрезе вертикальной плоскостью; на фиг.2 – горизонтальный разрез (по стрелке А) для двухшарошечного долота; на фиг.3 – то же, для трехшарошечного долота.

Опорное устройство содержит вставляемый в корпус 1 выполненный сплошным хвостовик 2, выполненный в форме усеченного конуса и несущий цапфу 3, шарошку 4, плавающую втулку 5, упорный подшипник скольжения 6, упругие уплотнительные элементы 7, размещенные в кольцевых канавках 8 шарошки и цапфы, неразрезной накидной фланец 9 из прочного материала с раздельными функциями двух частей рабочей поверхности – верхняя центральная часть фланца жестко опирается на упорный бурт 10 цапфы, а периферийная часть так же жестко закрепляется крепежными элементами 11 в выточке у края торца шарошки. Нижняя часть неразрезного накидного фланца своим цилиндрическим выступом 12 входит в кольцевую канавку 8 для прижатия и удержания в этой канавке упругих уплотнительных элементов 7.

Неразрезной накидной фланец монтируется через свое центральное отверстие на цапфу сверху сквозь хвостовик 2, который вставляется в корпус долота. Таким же образом сверху неразрезного накидного фланца монтируется шайба 13 с малым коэффициентом трения. Шарошка снабжена центральным просверленным с боковой поверхности вставного хвостовика строго по оси вращения шарошки каналом – резервуаром 14 для масла, в который вставлен с кольцевым зазором гибкий стержень 15 со шнековой поверхностью, нижним концом закрепляемый в теле шарошки, а верхним концом – свободно входящий в цилиндрическое гнездо резьбовой пробки 16.

В процессе бурения при вращении шарошки связанный с ней шнековый стержень вращается с такой же скоростью (250-300 об/мин), что обеспечивает движение масла во взаимосвязанных каналах и надежную смазку опоры по всей высоте плавающей втулки, создает необходимый распор уплотнения 7, а также препятствует проникновению в опору буровой мелочи и промывочного агента. Параметры шнекового конвейера (шаг шнека – винта, размеры рабочей поверхности, компенсационные выточки, зазор между каналом и шнеком и др.) рассчитываются при условии, чтобы давление масла не превышало определенной величины и было достаточным для его прокачки в замкнутой соответствующими каналами циркуляционной системе смазки подшипника.

Хвостовик 2 установлен в ответном отверстии внутри корпуса и в нем закрепляется с натягом с помощью болта 17, ввинченного через вертикальное отверстие 18 в верхней части корпуса в торец хвостовика эксцентрично относительно продольной оси хвостовика. Эксцентриситет (Э) обеспечивает дополнительное сопротивление крутящему моменту на долоте и точное ориентирование шарошек относительно друг друга. Фиксатор 19 в виде стержня с конусным концом ввертывается через горизонтальное отверстие 20 в корпусе, входит в коническую лунку 21, сделанную на боковой поверхности хвостовика с большим, чем конус стержня углом раствора, и с таким смещением, чтобы фиксатор 19 дополнительно выполнял функцию осевого натяга хвостовика вверх. Фиксирующий стержень 19 имеет выточку 22 под торцевой ключ. Отверстие 18 после вывертывания болта 17 и стержня 19 служит для демонтажа хвостовика вставным стержнем ударной нагрузкой или статической от гидродомкратного приспособления.

Наряду с крепежными винтовыми элементами 11 для условий бурения с возможными вывалами из стенок скважины породных кусков периферийная часть фланца 9 по внешней его окружности закрепляется в выточке шарошки вальцовкой (не показано), а для условий бурения в очень крепких породах (когда цапфа с подшипником становится неремонтопригодной) – сварочным швом, прикрытым сверху двухслойной шайбой, в нижний слой которой неровности сварочного шва могут вдавливаться (не показано).

По сравнению с прототипом, благодаря существенным конструктивным отличиям, достигаются следующие преимущества.

1. Благодаря сплошному неразрезному накидному фланцу и креплению его непосредственно к телу шарошки, минуя упругое и изнашивающееся уплотнение, обеспечивается жесткое замковое соединение без возникновения вибраций и люфтов в процессе работы.

2. Устраняется опасный зазор между поверхностью замкового соединения и телом корпуса, исключаются износ поверхности фланца продуктами бурения и возникновение сил отрыва шарошки от цапфы. В прототипе зазор между поверхностью крышки и корпусом неизбежен, а монтаж неразрезной крышки и прикрывающей ее неразрезной шайбы без зазора невозможен.

3. Простая система смазки опорных подшипников с оригинально расположенным в цапфе (по оси вращения шарошки) каналом – резервуаром для масла, снабженным шнековым конвейером, вращаемым самой шарошкой, обеспечивает надежную смазку опоры по всей высоте плавающей втулки и одновременно (благодаря избыточному давлению масла) создает необходимый распор уплотнения, а также препятствует проникновению в опору буровой мелочи и промывочного агента.

4. Расположение элементов крепления (винтов, вальцовки, сварки) на большом радиусе от оси цапфы увеличивает прочность соединения и момент сопротивления аварийному отрыву шарошки при подъеме долота в условиях зажима в скважине.

Таким образом, достигается системное решение поставленной задачи – обеспечиваются высокая надежность и долговечность опорного устройства, а также низкие затраты на его изготовление особенно в части системы смазки (без разветвленной системы смазкоподводящих каналов, клапанов, мембран и т.д.).

Формула изобретения


1. Опорное устройство бурового шарошечного долота, содержащее установленную в корпусе секцию с цапфой, закрепленную на ней замковым соединением шарошку, плавающую втулку, сопрягаемые по поверхности в форме конуса, упорный подшипник, упругие уплотнительные элементы и прокладки, установленные в кольцевой канавке цапфы и шарошки с крепежными элементами, отличающееся тем, что секция имеет хвостовик, несущий цапфу с шарошкой, выполненный в форме усеченного конуса, установленный в отверстии корпуса, выполненного сплошным, и в нем закрепленный с натягом с помощью болта, ввинченного вертикально через отверстие в верхней части корпуса в торец хвостовика эксцентрично относительно продольной оси хвостовика, и дополнительно фиксатором в виде ввинченного в горизонтальное отверстие корпуса стержня с конусным концом, входящим в коническую лунку, выполненную на боковой поверхности хвостовика, а замковое соединение шарошки и цапфы выполнено в виде неразрезного накидного фланца с двумя уровнями рабочей поверхности, верхняя центральная часть которой выполнена с контактом на упорный выступ цапфы вставного хвостовика, периферийная часть жестко закреплена крепежными элементами в выточке у края торца шарошки, а нижняя часть фланца своим цилиндрическим выступом входит в кольцевую канавку между цапфой и телом шарошки для прижатия и удержания в этой канавке упругих уплотнительных элементов, при этом неразрезной накидной фланец прикрыт сверху шайбой с малым коэффициентом трения, причем цапфа снабжена просверленным с боковой поверхности вставного хвостовика по оси вращения шарошки каналом – резервуаром для масла, в который вставлен с кольцевым зазором гибкий стержень со шнековой поверхностью, нижний конец которого закреплен в дне тела шарошки, а верхний конец свободно входит в цилиндрическое гнездо резьбовой пробки.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что для условий бурения с возможными вывалами из стенок скважины породных кусков периферийная часть неразрезного накидного фланца по внешней его окружности закреплена в выточке шарошки вальцовкой.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что для условий бурения в очень крепких породах периферийная часть неразрезного накидного фланца по внешней ее окружности закреплена в выточке шарошки сварочным швом, прикрытым сверху шайбой, которая имеет два слоя, при этом ее нижний слой выполнен с возможностью вдавливания неровностей сварочного шва.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 18.07.2003

Извещение опубликовано: 27.09.2004 БИ: 27/2004


Categories: BD_2191000-2191999