Патент на изобретение №2191214

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2191214 (13) C2
(51) МПК 7
C22C37/10
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.04.2011 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 2001100883/02, 09.01.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

09.01.2001

(45) Опубликовано: 20.10.2002

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 635152, 30.11.1978. SU 1788071 А1, 15.01.1993. SU 1016391 А, 07.05.1983. SU 908907, 28.02.1982. SU 456035, 05.03.1975. RU 2055930 С1, 10.03.1996. RU 2030478 C1, 10.03.1995. RU 2147045 C1, 27.03.2000. GB 1154222, 04.06.1969. US 3549430, 22.12.1970. DE 2719456, 02.11.1978.

Адрес для переписки:

600026, г.Владимир, ул. Лакина, 1-а, НИКТИД, патентный отдел

(71) Заявитель(и):

Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт тракторных и комбайновых двигателей

(72) Автор(ы):

Мочалин Н.К.,
Овчинников Ю.А.,
Миронычев М.А.,
Шишкин Н.К.,
Дюжаков В.Ф.

(73) Патентообладатель(и):

Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт тракторных и комбайновых двигателей

(54) ЧУГУН


(57) Реферат:

Изобретение относится к металлургии, в частности к износостойким аустенитным марганцовистым чугунам, используемым в машиностроении, например, для изготовления гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания. Сущность изобретения: в состав чугуна, содержащего углерод, кремний, марганец, хром, медь и железо, дополнительно вводят серу, никель, молибден, бор, кальций, при этом отношение суммы карбидообразующих компонентов – марганца, хрома, молибдена., бора к сумме графитизирующих компонентов – углерода, кремния, никеля, меди, находится в пределах 1,23-1,27 при содержании (мас.%) углерода 3,2-3,7, марганца 7,5-9,5, меди 0,4-1,1, серы 0,02-0,2, кальция 0,02-0,1, никеля 0,2-0,8, молибдена 0,1-0,5, бора 0,01-0,04, железа – остальное. Отношение содержания серы к содержанию кальция находится в пределах 1-2. Использование предлагаемого чугуна для изготовления деталей, работающих в узлах трения скольжения со смазкой, обеспечивает их высокую эксплуатационную надежность и долговечность. 2 табл.


Изобретение относится к металлургии, в частности к износостойким аустенитным марганцовистым чугунам, используемым в машиностроении для изготовления деталей, работающих в узлах трения скольжения со смазкой, например, для изготовления гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания.

Известен износостойкий аустенитный марганцовистый чугун (см. патент РФ N 2030478, МПК6: С 22 С 37/06, заявл. 16.07.91, опубл. 10.03.95), содержащий следующие компоненты, мас.%:
Углерод – 3,1 – 3,8
Кремний – 0,5 – 1,2
Марганец – 4,2 – 5,8
Хром – 5,0 – 10,0
Медь – 1,5 – 2,5
Кальций – 0,01 – 0,1
Церий – 0,03 – 0,05
Железо – Остальное
Чугун известного химического состава обладает достаточной износостойкостью в связи с наличием в структуре мартенсита и специальных сложных карбидов, однако, те же карбиды резко ухудшают обрабатываемость резанием и антифрикционные свойства. Наличие в составе большого количества хрома и низкое содержание кремния не только охрупчивает чугун, но и существенно снижает его жидкотекучесть. Кроме того, указанное содержание марганца не позволяет получить полностью аустенитную структуру чугуна, а повышенное содержание меди экономически нецелесообразно.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению является износостойкий аустенитный марганцовистый чугун (см. авторское св. СССР N 635152, МПК2: С 22 С 37/10, заявл. 07.02.77, опубл. 30.11.78), содержащий следующие компоненты, мас.%:
Углерод – 3,5 – 6,0
Кремний – 4,0 – 6,0
Марганец – 8,0 – 10,0
Медь – 2,5 – 4,5
Титан – 0,4 – 0,6
Хром – 0,3 – 0,6
Железо – Остальное
Описанное решение принято за прототип.

Существенным недостатком известного чугуна является наличие в его структуре значительного количества включений ледебурита, который ухудшает обрабатываемость резанием, задиростойкость, антифрикционные свойства. Кроме того, большое содержание в чугуне меди и титана экономически неоправданно. Все это сокращает возможности его широкого использования, например, для изготовления деталей двигателей внутреннего сгорания, работающих в условиях трения скольжения со смазкой.

Задачей изобретения является повышение надежности и долговечности деталей из чугуна, работающих в узлах трения скольжения со смазкой, а также экономичности и технологичности их изготовления путем увеличения износостойкости чугуна, улучшения его антифрикционных свойств и обрабатываемости резанием.

Поставленная задача достигается тем, что чугун, содержащий углерод, кремний, марганец, хром, медь и железо, дополнительно содержит серу, никель, молибден, бор и кальций, при следующем соотношении компонентов, мас. %: углерод 3,2-3,7, марганец 7,5-9,5, медь 0,4-1,1. сера 0,02-0,2, кальций 0,02-0,1, никель 0,2-0,8, молибден 0,1-0,5, бор 0,01-0,04, железо – остальное, при атом отношение суммы карбидообразующих компонентов – марганца, хрома, молибдена и бора к сумме графитизирующих компонентов – углерода, кремния, никеля и меди находится в пределах 1,23-1,27, а отношение содержания серы к содержанию кальция находится в пределах 1-2.

Дополнительное содержание в составе чугуна серы, никеля, молибдена, бора и кальция при соблюдении вышеописанных соотношений компонентов позволяет получить новые свойства чугуна, описанные далее.

Содержание углерода в пределах 3,2-3,7% обеспечивает получение в структуре чугуна оптимальной для условий смазки формы графитовых включений – гнездообразной (крабовидной), способствующей повышению антифрикционных свойств и, следовательно, снижению износа трущихся поверхностей, особенно при отливке заготовок центробежным способом. Кроме того, при содержании углерода свыше 3,7% в структуре чугуна появляются крупные заэвтектические карбиды, которые резко снижают задиростойкость, антифрикционные и технологические свойства.

Содержание марганца в пределах 7,5-9,5% обеспечивает стабилизацию аустенита и получение преимущественно аустенитной металлической основы. Содержание его ниже 7,5% приводит к возрастанию доли мартеноитной составляющей, что ухудшает обрабатываемость резанием, а свыше 9,5% – нецелесообразно, т.к. способствует удорожанию чугуна, не изменяя ауотенизирующий эффект.

Содержание меди в пределах 0,4-1,1% способствует образованию аустенитной структуры, графитизации, улучшает антифрикционные свойства и обрабатываемость резанием. Содержание меди ниже 0,4% малоэффективно, а свыше 1,1% приводит к неоправданному удорожанию чугуна при незначительном повышении указанных свойств.

Известно, что сера в чугунах и сталях считается вредной примесью, поэтому ее содержание ограничивают 0,2%. В то же время сера относится к элементам, улучшающим обрабатываемость резанием, при этом ее содержание не должно превышать 0,2%, а при содержании ниже 0,02% влияние серы на технологичность неэффективно. Наиболее благотворное влияние на обрабатываемость резанием сера оказывает при введении ее в пределах 0,02-0,2% совместно с кальцием. При этом наибольший эффект достигается, когда отношение содержания серы к содержанию кальция находится в пределах 1-2. В чугуне эти элементы образуют сульфиды кальция, откладывающиеся в процессе резания на режущей кромке инструмента в виде пленки, которая, в свою очередь, служит смазкой, снижающей износ инструмента. Кроме того, присутствуя в зоне трения, сульфиды кальция повышают износостойкость и уменьшают задироопасность. Кальций в чугуне снижает концентрацию вредных примесей по границам зерен и улучшает литейные и механические свойства. Введение кальция в количествах, меньших 0,02% и больших 0,1%, практически не улучшает физико-механические и технологические свойства металла.

Никель в пределах 0,2-0,8% еще в большей степени, чем медь, способствует аустенизации и графитизации чугуна. Находясь в твердом растворе, он упрочняет металлическую основу чугуна, что приводит к повышению механических и эксплуатационных свойств. Содержание никеля менее 0,2% практически не влияет на свойства чугуна и считается “полезной” примесью, а свыше 0,8% приводит к удорожанию чугуна и снижению его обрабатываемости резанием.

Молибден – сильный карбидообразующий элемент. В чугунах он образует в основном простые стабильные карбиды, которые в значительной мере упрочняют металлическую основу. Эффект улучшения механических свойств чугуна сказывается уже при содержании молибдена в количестве 0,1% и более, но содержание его свыше 0,5% приводит к значительному удорожанию чугуна, так как молибден очень дорогой легирующий элемент.

Бор – ярко выраженный горофильный (поверхностно-активный) легирующий элемент и при введении в чугун сосредотачивается по границам зерен в виде простых стабильных карбидов, увеличивая устойчивость границ зерен, и этим способствует получению мелкозернистой микроструктуры. Влияние бора на механические свойства зависит от количества углерода, поэтому в чугунах оно проявляется при 0,01% и более. При содержании бора свыше 0,04% по границам зерен образуется грубая сетка карбидов бора, что приводит к охрупчиванию чугуна и, в конечном итоге, к снижению механических свойств.

Состав чугуна, обеспечивающий отношение суммы карбидообразующих компонентов к сумме графитизируюших компонентов в пределах 1,23-1,27 при указанных выше концентрациях углерода, марганца, меди, никеля, молибдена, бора, приводит к образованию аустенитной металлической основы с равномерно распределенными в ней мелкодисперсными карбидами молибдена и бора, присутствие которых в зоне трения повышает износостойкость чугуна. Отклонение в ту иди иную сторону соотношения карбидообразующих и графитизируюших компонентов при указанном содержании марганца приводит к образованию в структуре чугуна, наряду с аустенитом, сравнительно крупных сложнолегированных заэвтектических карбидов, которые ухудшают антифрикционные и технологические свойства.

Таким образом, заявляемая совокупность легирующих компонентов позволяет повысить износостойкость чугуна, улучшить его антифрикционные свойства и обрабатываемость резанием, что, в конечном итоге, решает поставленную задачу.

Для проверки свойств заявляемого чугуна в условиях литейного участка цеха опытного производства НИКТИД в индукционной печи ИСТ – 016 с кислой футеровкой тигля были выплавлены экспериментальные составы чугуна, которые приведены в табл. 1. При этом составы 2, 3, 4 показали оптимальные результаты и тем самым определили заявляемую совокупность легирующих компонентов. Составы 1 и 5 не обеспечили требуемые в соответствии с поставленной задачей свойства чугуна, поэтому не учтены в заявляемой совокупности легирующих компонентов. Металл перегревали в печи до температуры 1420…1450oС, при которой проводили легирование и частичное модифицирование. Окончательное модифицирование проводили под струей металла в разливочном ковше. Разливку чугуна проводили при температуре 1350…1370oС разливочным ковшом с массой жидкого металла 10 кг в центробежную машину мод. 552-2 при частоте вращения шпинделя 800-1000 об/мин и, таким образом, отливали заготовки гильз цилиндров для дизельного двигателя ЗМЗ-514.10 (ОАО “Заволжский моторный завод”, г. Заволжье).

Из заготовок гильз цилиндров вырезались образцы в виде колодок (контртело изготавливалось из серого чугуна СЧ 25 в виде диска), которые подвергались испытаниям на трение и износ на машине трения СМТ-1 при удельном давлении 25 кгс/см2 и скорости скольжения 3,2 м/с со смазкой, в качестве которой применялось масло М10Г2. Время испытания 40 мин с троекратной повторностью. Результаты проведенных испытаний представлены в табл. 2.

Сравнительные испытания чугуна на обрабатываемость резанием проводились на токарном станке при продольном точении заготовок гильз цилиндров резцом марки Т15К6. За критерий обрабатываемости брали величину износа режущего инструмента после 2-х проходов на длине обрабатываемой поверхности 340 мм при глубине резания 2 мм, подаче – 0,5 мм/об и частоте вращения шпинделя 100 об/мин. Результаты проведенных испытаний представлены в табл.2.

Сравнение результатов испытаний показывает, что износостойкость предлагаемого чугуна по показателям износа колодок выше, чем известного. Антифрикционные свойства чугуна в среднем вдвое выше, чем известного (коэффициент трения равен в среднем 0,054 и 0,12 соответственно). Обрабатываемость резанием при продольном точении предлагаемого чугуна выше в среднем на 101%, чем известного.

Использование предлагаемого чугуна для изготовления деталей, работающих в узлах трения скольжения со смазкой, например, гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания, обеспечивает их высокую эксплуатационную надежность и долговечность.

Формула изобретения


Чугун, содержащий углерод, кремний, марганец, хром, медь и железо, отличающийся тем, что он дополнительно содержит серу, никель, молибден, бор и кальций, при следующем соотношении компонентов, маc.%:
Углерод – 3,2-3,7
Марганец – 7,5-9,5
Медь – 0,4-1,1
Сера – 0,02-0,2
Кальций – 0,02-0,1
Никель – 0,2-0,8
Молибден – 0,1-0,5
Бор – 0,01-0,04
Железо – Остальное
при этом отношение суммы карбидообразующих компонентов – марганца, хрома, молибдена и бора к сумме графитизирующих компонентов – углерода, кремния, никеля и меди находится в пределах 1,23-1,27, а отношение содержания серы к содержанию кальция находится в пределах 1-2.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

Categories: BD_2191000-2191999