Патент на изобретение №2190917
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ СИНХРОНИЗАЦИИ ВОЗБУЖДЕННОЙ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ С СЕТЬЮ (ВАРИАНТЫ)
(57) Реферат: Изобретение относится к электротехнике и может использоваться для снижения длительности точной синхронизации и включения синхронной машины в сеть. Технический результат заключается в уменьшении длительности синхронизации. В способе синхронизации возбужденной синхронной машины с сетью подключенная машина возбуждается при подходе к подсинхронной частоте, затем задается непрерывное изменение частоты напряжения возбуждающей синхронной машины так, чтобы при этом изменении она перешла частоту сети, после этого перехода прогнозируется момент совпадения фаз, и в этот момент возбужденная синхронная машина включается в сеть. 2 с. и 2 з.п. ф-лы, 2 ил. Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при подключении к энергосистеме возбужденной синхронной машины, преимущественно электрогенератора. Известен способ синхронизации, состоящий в регулировании частоты возбужденной синхронной машины до совпадения частот машины и сети, ожидании момента совпадения фаз машины и сети и включении машины в сеть в момент совпадения фаз [В.Н. Константинов. Синхронизация судовых синхронных генераторов. Л., “Судостроение”, 1965, с.256-267]. Недостатком этого способа является большая длительность синхронизации из-за длительности подготовки частоты и большого периода между моментами возможного подключения к сети. Наиболее близок к изобретению способ синхронизации возбужденной синхронной машины, состоящий в регулировании частоты до получения допустимого скольжения, ожидании момента совпадения фаз и включении машины в сеть в момент совпадения фаз. При этом введены операции, обеспечивающие оптимизацию переходного процесса при установлении заданного скольжения [А. с. СССР 1043787, Н 02 J 73/40, 1983]. Этот способ принят за прототип. Недостаток прототипа состоит в большой длительности синхронизации, поскольку эта длительность складывается из двух последовательных во времени процессов: сначала происходит точная подгонка частоты машины (допустимое скольжение 0,05. . . 0,2 Гц, т.е. частота должна поддерживаться с точностью 0,1%) и затем ожидание совпадения фаз на этой частоте. Точная подгонка требует малых изменений расхода топлива в приводном двигателе, в итоге процесс подгонки идет медленно и занимает минуты. Этот недостаток особенно заметен при использовании газотурбинных установок на базе авиационных двигателей, у которых время пуска от нажатия кнопки до холостого хода составляет 2 мин. Эти установки можно использовать для экстренного восполнения дефицита мощности, но длительность синхронизации серьезно ограничивает эту возможность. Техническая задача, решаемая изобретением, состоит в уменьшении длительности синхронизации. Указанный технический результат обеспечивается тем, что в способе синхронизации возбужденной электрической машины, при котором регулируют частоту напряжения возбужденной синхронной машины в направлении сближения с частотой сети, измеряют разность фаз, включают машину в сеть в момент совпадение фаз, согласно изобретению при частоте напряжения возбужденной синхронной машины ниже, чем частота сети, увеличивают частоту напряжения возбужденной синхронной машины до уровня большего, чем частота сети, а измерение разности фаз начинают, когда частота напряжения возбужденной синхронной машины станет больше частоты сети. Кроме того, указанный технический результат достигается также тем, что в способе синхронизации возбужденной синхронной электрической машины с сетью, при котором регулируют частоту напряжения возбужденной синхронной машины в направлении сближения с частотой сети, измеряют разность фаз и включают машину в сеть в момент совпадения фаз, согласно изобретению при частоте напряжения возбужденной синхронной машины выше, чем частота сети, уменьшают частоту напряжения возбужденной синхронной машины до уровня меньшего, чем частота сети, а измерение разности фаз начинают, когда частота напряжения возбужденной синхронной машины станет меньше частоты сети. Кроме того, изменение частоты напряжения возбужденной синхронной машины производят с постоянным ускорением, не превышающим половины квадрата частоты скольжения. При этом для повышения точности синхронизации вычисляют вторую производную разности фаз и определяют момент совпадения фаз при постоянной второй производной разности фаз. Способ исключает операцию точной подгонки частоты машины. Для обеспечения минимального толчка при включении машины в сеть определяющей является не разность частот, и тем более не постоянство этой разности, чего добивались в прототипе, а совпадение фаз, что может быть достигнуто и при переменной частоте машины. При росте частоты машины, начиная от частоты сети, проходится весь диапазон малых скольжений и имеется достаточно времени для совпадения фаз. Как правило, включение в сеть происходит при первом совпадении фаз при частоте напряжения возбужденной синхронной машины, большей частоты сети. Изменение частоты напряжения возбужденной машины с постоянным ускорением наиболее естественно, т.к. соответствует увеличению расхода топлива в приводном двигателе на постоянную величину, т.е. тоже без длительных переходных процессов. Равноускоренное движение ротора машины учитывается предлагаемым расчетом момента совпадения фаз и уменьшает толчок при подключении к сети. На фиг.1 представлена схема устройства, реализующего способ; на фиг.2 – осциллограмма синхронизации в соответствии с предлагаемым способом. Устройство содержит измерители частоты напряжения возбужденной синхронной машины 1, измеритель частоты сети 2 и измеритель разности фаз 3. Токовые выходы измерителей подключены к многоканальному аналого-цифровому преобразователю 4, выходы каналов 5, 6, 7 которого подключены к электронно-вычислительной машине 8. Программа электронно-вычислительной машины содержит сумматор 9, вычислитель 10, нуль-органы 11 и 12, интегратор 13, регулятор 14 и ключ 15. Выход канала 5 и выход канала 7 соединены с входами сумматора 9, выход которого связан с входами нуль-органов 11 и 12. Выход нуль-органа 11 связан с входом запуска интегратора 13, выход которого связан с входом уставки регулятора 14. Вход регулируемой величины регулятора 14 соединен с выходом канала 5, а выход регулятора 14 связан с входом цифроаналогового преобразователя 16. Выход нуль-органа 12 связан с управляющим входом ключа 15, через который дискретный сигнал с выхода вычислителя 10 проходит на управление выключателем, соединяющим машину с сетью (не показан). Второй выход ключа 15 связан с входом сброса интегратора 13. Устройство работает следующим образом. Напряжение возбужденной машины поступает на измеритель 1 частоты этого напряжения, где преобразуется в сигнал постоянного тока, пропорциональный частоте напряжения возбужденной синхронной машины. Аналогично в измерителе 2 образуется сигнал тока, пропорциональный частоте сети. В измерителе 3 образуется токовый сигнал, пропорциональный разности фаз машины и сети. Он может быть получен, например, следующим образом: в интервале от перехода через ноль напряжения машины до перехода через ноль напряжения сети импульсы генератора высокой частоты подаются на счетчик, результат счета переписывается в регистр и преобразуется в аналоговый токовый сигнал; цикл повторяется в каждом периоде напряжения машины. Эти токовые сигналы в аналого-цифровом преобразователе 4 преобразуются в коды Kfк, Kfс, Kp ![]() ![]() Определение момента совпадения фаз по изменению Kp ![]() ![]() ![]() ![]() Интервал до совпадения фаз определяется из решения уравнения ![]() где t – время от момента измерения до момента совпадения фаз. Когда это время станет равным времени срабатывания выключателя, соединяющего машину с сетью, вычислитель 10 выдает команду на замыкание этого выключателя. Эта команда проходит через ключ 15, открытый сигналом нуль-органа 12 с момента равенства частот fr и fc, где fc – частота напряжения сети. Команда вычислителя проходит также на вход сброса интегратора 13. На фиг. 2 представлено изменение параметров в типичном эксперименте с синхронизацией предлагаемым способом. Кривая 17 отображает частоту напряжения возбужденной синхронной машины, кривая 18 – частоту сети, кривая 19 – разность фаз, кривая 20 – ток фазы А, кривая 21 – активную мощность машины. Как видно на фиг.2, до момента t1 происходил начальный разгон машины, а с момента t1 – изменение частоты 17 напряжения возбужденной синхронной машины с постоянным ускорением. При этом разность фаз 19 меняется по закону квадратичной параболы. В момент t2 частота 17 напряжения возбужденной синхронной машины сравнивается с частотой 18 сети и с этого момента происходит уменьшение разности фаз 19 и рассчитывается время подачи команды на замыкание выключателя. В момент t3 разность фаз близка к нулю, замыкается выключатель. Возникает небольшой толчок тока 20 (около 5% номинального тока машины), и на этом синхронизация заканчивается. Качание ротора машины (видимое по току и мощности 21) затухает за один период. Для газотурбинной установки мощностью 20 МВт среднее за 15 пусков время синхронизации предложенным способом не превышает 20 с. Таким образом, в результате использования предлагаемого изобретения длительность синхронизации сокращается в несколько раз. Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 02.09.2007
Извещение опубликовано: 10.03.2009 БИ: 07/2009
|
||||||||||||||||||||||||||