Патент на изобретение №2190139

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2190139 (13) C2
(51) МПК 7
F16K1/12, F16K31/52
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.04.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2000105734/06, 07.03.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

07.03.2000

(45) Опубликовано: 27.09.2002

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2082908 С1, 27.06.1997. GB 2166847 А, 14.05.1986. GB 1442011 А, 07.07.1976. US 4234009 А, 18.11.1980. FR 2617562 А1, 06.01.1989. DE 3906941 А1, 20.09.1990. DE 1199086 В2, 19.08.1965. ЕР 0066795 А1, 15.12.1982. WO 94/28340 А1, 08.12.1994.

Адрес для переписки:

423450, г. Альметьевск, ул. Ленина, 75, ОАО “Татнефть”, технический отдел

(71) Заявитель(и):

Акционерное общество “Татнефть”

(72) Автор(ы):

Козлов М.Т.,
Котин А.П.,
Федотов Г.А.,
Калачев И.Ф.

(73) Патентообладатель(и):

Акционерное общество “Татнефть”

(54) РЕГУЛИРУЮЩАЯ ЗАДВИЖКА


(57) Реферат:

Изобретение предназначено для плавного регулирования перекрытия потока рабочей среды в трубопроводе. Задвижка содержит входную и выходную части корпуса, седло, установленный с возможностью продольного хода запорный орган, неподвижный потокоформирующий элемент, заглушенный с одного конца, перпендикулярно расположенный к оси запорного органа приводной вал и привод. Запорный орган размещен по обе стороны от оси приводного вала. Со стороны, обращенной к выходной части корпуса, в нем выполнена цилиндрическая расточка. В последней установлен открытый конец потокоформирующего элемента с образованием поршневой пары и замкнутой полости. Приводной вал снабжен эксцентриково-ползунковым механизмом, размещенным в теле запорного органа. Полость высокого давления сообщена с полостью низкого давления и полостью, образованной потокоформирующим элементом и запорным органом, через вентили высокого давления. Изобретение позволяет упростить конструкцию задвижки и повысить надежность ее работы и срок ее службы. 3 ил.


Изобретение относится к области арматуростроения, а именно к регулирующим устройствам, применяемым при транспортировании жидкости или газа по трубопроводу, и может быть использовано в нефтедобывающей промышленности для регулирования закачки воды в пласты при поддержании пластового давления, а также в химической, энергетической и других отраслях народного хозяйства.

Известен дроссельный узел, состоящий из корпуса, входного и выходного патрубков, штока с керамической иглой, керамического седла и маховика (1).

К недостаткам данной конструкции относятся:
– значительные потери давления на участке перехода жидкости через щель между седлом и иглой, обусловленные внезапным расширением проходного сечения за щелью;
– ограниченность применения по пропускной способности перекачиваемой жидкости, обусловленная тем, что повышение расхода через дроссельный узел вызывает резкое увеличение осевого усилия на шток иглы.

Наиболее близким до технической сущности к предлагаемой задвижке является дросселирующий клапан трубопровода, включающий корпус из 3-х частей, ходовой винт, находящийся в зацеплении с перпендикулярно расположенным штоком, направляющую втулку, обтекатель – запорный орган, потокоформирующий элемент и механический привод (2).

К основным недостаткам устройства относятся:
– неудовлетворительная надежность и малый срок службы, обусловленные наличием в конструкции винтовой передачи с перпендикулярно расположенными винтами и подшипниками качения, требующими защиты от перекачиваемой жидкости;
– сложность конструкции, объясняющая наличием механического привода, винтовой передачи и подшипников качения с защитными элементами от попадания в них перекачиваемой жидкости.

Задачей изобретения является создание регулирующей задвижки упрощенной конструкции, обладающей повышенными надежностью и сроком службы.

Указанная задача решается описываемым устройством, включающим входную и выходную части корпуса, седло, установленный с возможностью продольного хода запорный орган, неподвижный потокоформирующий элемент, заглушенный с одного конца, перпендикулярно расположенный к оси запорного органа приводной вал и привод.

Новым является то, что запорный орган размещен по обе стороны от оси приводного вала, причем со стороны выхода жидкости в нем выполнена цилиндрическая выборка, в которой установлен открытый конец потокоформирующего элемента и образующие между собой поршневую пару и замкнутую полость; приводной вал снабжен эксцентриково-ползунковым механизмом, размещенным в теле запорного органа; полость высокого давления сообщена с полостью низкого давления и полостью, образованной потокоформирующим элементом и запорным органом через вентили высокого давления.

На фиг.1 изображен продольной разрез предлагаемой задвижки.

На фиг.2 – продольный разрез по АА фиг.1
На фиг.3 – схема трубопроводов, сообщающих полости “а”, “б” и “в” между собой.

Регулирующая задвижка (фиг.1) состоит из входной 1 и выходной 2 частей корпуса с присоединительными фланцами. Во входной части 1 размещено седло 3, зафиксированное от продольного перемещения втулкой 4. Внутри корпуса с возможностью продольного перемещения установлен запорный орган 5, который со стороны нагнетания отцентрирован направляющей решеткой 6, а с противоположной стороны выполнена цилиндрическая расточка 7, в которой размещен открытый конец потокоформирующего элемента 8 с образованием поршневой пары и замкнутой полости “б”. Приводной вал 9, установленный перпендикулярно оси устройства и проходящий через запорный орган 5, снабжен эксцентриковой втулкой 10 и ползуном 11, а по концам – сальниковыми набивками 12 и ручками 13. Устройство имеет полости: входную “а” и выходную “в”. Для сообщения полостей “а”, “б” и “в” между собой (фиг.3) на трубопроводах 14 и 15 установлены вентили высокого давления 16 и 17. Корпус 1 снабжен штуцером 18, сообщенным с полостью “а”, а корпус 2 – штуцерами 19 и 20, сообщаемыми соответственно с полостями “в” и “б”.

Работает задвижка следующим образом.

Положение “закрыто” – запорный орган 5 прижат к седлу 3. Это происходит при открытом вентиле 16 и закрытом 17, когда полости “а” и “б” сообщены между собой. В данном случае результирующая сила направлена в сторону седла 3 и она состоит из двух составляющих:
– из силы, возникающей от давления перекачиваемой жидкости на запорный орган;
– и силы, приложенной на запорный орган через эксцентриково-ползунковый механизм от внешней силы.

При этом осуществляется надежное разделение полостей “а” и “в” друг от друга.

Положение “открыто”. Перед открытием задвижки вентиль 16 закрывается, а вентиль 17 открывается и полости “б” и “в” сообщаются между собой. В этом случае доля гидравлической силы, действующей на запорный орган 5 со стороны полости “б”, уменьшается. Посредством приложения усилия на ручки 13 задвижки, а через них на эксцентриково-ползунковый механизм достигается перемещение запорного органа 5 в сторону полости “б”. В результате между запорным органом 5 и седлом 3 образуется зазор, через который дросселируется перекачиваемая жидкость.

Положение “закрыто”. Перед закрытием задвижки вентиль 17 закрывается, а вентиль 16 открывается. Полости “а” и “б” сообщаются между собой. В этом случае доля гидравлической силы, действующей на запорный орган 5 со стороны полости “б” меньше, чем силы со стороны полости “а”. Однако по мере уменьшения зазора между седлом 3 и запорном органом 5 эти силы выравниваются. Перемещение запорного органа 5 в этом случае достигается за счет приложения на ручки 13 внешней среды.

Технико-экономическая эффективность предлагаемой задвижки заключается в следующем:
– для закрытия и открытия регулирующей задвижки наравне с механическим усилием используется давление перекачиваемой среды, что значительно облегчает этот процесс;
– регулирующая задвижка содержит меньше узлов и деталей и более простой конструкции, обладает повышенными надежностью в работе и сроком службы.

Источники информации
1. Патент РФ 2080507 МПК F 16 К 47/16, 1997г. “Дроссельный узел”.

2. Патент РФ 2082908, МПК F 16 К 1/12, 1997г. “Дросселирующий клапан трубопровода” прототип.

Формула изобретения


Регулирующая задвижка, включающая входную и выходную части корпуса, седло, установленный с возможностью продольного хода запорный орган, неподвижный потокоформирующий элемент, заглушенный с одного конца, перпендикулярно расположенный к оси запорного органа приводной вал и привод, отличающаяся тем, что запорный орган размещен по обе стороны от оси приводного вала, причем со стороны, обращенной к выходной части корпуса, в нем выполнена цилиндрическая расточка, в которой установлен открытый конец потокоформирующего элемента с образованием поршневой пары и замкнутой полости, приводной вал снабжен эксцентриково-ползунковым механизмом, размещенным в теле запорного органа, а полость высокого давления сообщена с полостью низкого давления и полостью, образованной потокоформирующим элементом и запорным органом через вентили высокого давления.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 08.03.2008

Извещение опубликовано: 20.03.2010 БИ: 08/2010


Categories: BD_2190000-2190999