Патент на изобретение №2190024
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ ПОВЕРХНОСТНОГО УПРОЧНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ИЗ ЖЕЛЕЗОУГЛЕРОДИСТЫХ СПЛАВОВ
(57) Реферат: Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для повышения износостойкости и циклической долговечности деталей машин. Поверхность упрочняемого изделия из железоуглеродистых сплавов нагревают высокоскоростным трением скольжения и охлаждают путем подачи в зону обработки смазочно-охлаждающей жидкости. Охлаждение зоны обработки осуществляют со скоростью 3 ![]() ![]() Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для повышения износостойкости и циклической долговечности деталей машин. Известен способ поверхностного упрочнения деталей из железоуглеродистых сплавов (патент РФ 2011687, МПК C 21 D 5/00, 1994), включающий нагрев поверхности высокоскоростным трением скольжения и охлаждение путем подачи в зону обработки смазочно-охлаждающей жидкости с введением в смазочно-охлаждающую жидкость коллоидного графита в количестве 4,4-6%. В результате упрочнения на поверхности детали за счет импульсного нагрева до температуры выше Ас3, высокоскоростного пластического деформирования, ускоренного охлаждения и происходящих при этом термодиффузионных процессов формируется белый слой, состоящий из остаточного аустенита, мелкоигольчатого мартенсита и дисперсных карбидов, обладающий повышенной твердостью по сравнению с матренситом обычной закалки. Недостатком данного способа упрочнения является малая толщина белого слоя 100-200 мкм. Причинами этого являются недостаточное удельное давление в контакте трущихся тел, малая скорость охлаждения зоны обработки и недостаточная концентрация углерода во фрикционном контакте. Малая скорость охлаждения обусловлена тем, что в процессе обработки смазочно-охлаждающая жидкость выдавливается диском из зоны обработки и за счет большой центробежной силы выбрасывается с его рабочей поверхности. Неразложившийся и непродиффундированный свободный графит смазывает трущиеся поверхности. Это ухудшает температурно-силовые факторы образования белого слоя. Изобретение направлено на повышение долговечности обрабатываемой детали за счет увеличения толщины белого слоя. Это достигается тем, что поверхность упрочняемого изделия из железоуглеродистых сплавов нагревается высокоскоростным трением скольжения и охлаждается путем подачи в зону обработки смазочно-охлаждающей жидкости, а затем охлаждение зоны обработки осуществляется со скоростью 3 ![]() ![]() ![]() ![]() Данным способом упрочнялись образцы из стали 45. В качестве базового станка использовали токарно-винторезный станок 16К20 с расположенной на его суппорте технологической оснасткой для упрочнения. Упрочняющий диск 2, вращающийся со скоростью 60-80 м/с, прижимался к детали 1 с усилием 550-1000 Н. Продольная подача диска составляла 0,8 мм/об, частота вращения детали – 12,5-15,5 об/мин. Подача смазочно-охлаждающей жидкости в зону обработки осуществлялась по трубопроводу 3 под давлением. В качестве смазочно-охлаждающей жидкости использовали индустриальное масло И-Л-А-22. Упрочнение проводили за один проход диска. После обработки данным способом определяли толщину упрочненного слоя с использованием микроскопа МИМ-7. На фигуре 1 показана зависимость толщины белого слоя ![]() ![]() ![]() Формула изобретения
![]() ![]() РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 16.08.2002
Номер и год публикации бюллетеня: 8-2004
Извещение опубликовано: 20.03.2004
|
||||||||||||||||||||||||||