Патент на изобретение №2189915
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ТЕНДЕР ГАЗОВЫЙ ЛОКОМОТИВА
(57) Реферат: Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам, в частности к расположению газового оборудования на тендере для локомотивов, использующих горючий газ в качестве моторного топлива. Технический результат – максимальное использование габаритов экипажа для увеличения объемов транспортируемого газа при гарантированной прочности закрепления баллонов; снижение затрат на обслуживание; уменьшение трудоемкости монтажа и демонтажа, улучшение работы персонала. В тендере локомотива газовые баллоны установлены в блоках, которые состоят из оснований и верхних поясов, имеющих в поперечном сечении форму равносторонних треугольников. Блоки расположены вдоль рамы тендера, и вершины смежных блоков обращены в противоположные стороны. Основания закреплены на раме, а верхние пояса связаны с рамой посредством стоек и регулируемых растяжек. Причем верхние пояса между собой скреплены попарно смежными сторонами вдоль продольной оси тендера. Газовые баллоны расположены горловиной вверх и соединены между собой и с газовыми коллекторами газопроводами с возможностью выемки каждого баллона и блока в целом. 2 з.п. ф-лы, 3 ил. Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам, в частности к расположению газового оборудования на тендере для локомотивов (газотепловозов, газотурбовозов), использующих горючий газ в качестве моторного топлива. Известна конструкция тендера на железнодорожном ходу, оборудованного криогенными цистернами с вакуумной изоляцией для хранения, транспортирования сжиженного газа, его регазификации и подачи в газодизели тепловоза (Повышение топливной экономичности тепловозов. Сборник научных трудов Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта под ред. А.С. Нестрахова, П.М. Егунова. М., “Транспорт”, 1991, с. 21-22, 28-29). Недостатком такого тендера является сложность, недостаточный срок службы криогенных цистерн с вакуумной изоляцией в условиях динамических воздействий, характерных для подвижного состава железных дорог, а также неэкономичность, связанная с энергозатратами на сжижение и регазификацию газа и его потерями на испарение. Применение горючего газа в сжиженном состоянии увеличивает взрывоопасность и пожароопасность тендера. Известна конструкция тендера, принятая за прототип, в которой применены баллоны сжатого (компримированного) газа, объединенные в блоки, которые закреплены на раме железнодорожной платформы, опирающейся на тележки. Баллоны расположены горизонтально, сгруппированы по 9 единиц (пять баллонов в нижнем и четыре – в верхнем ряду) и закрыты капотами. В средней части тендера размещены устройства газоподготовки и газорегулирования (редукторы газовые, подогреватели, фильтры и др.), соединенные газовой магистралью (коллектором) с баллонами. Тендер оборудован средствами взрыво-пожаропредупреждения и защиты, а также устройствами соединения с газовой системой локомотива (Статья “Газотепловозы. Опыт и перспективы развития”. Сборник “Труды ВНИТИ”, 79-й выпуск под ред. Л.К. Добрынина, г. Коломна, 1999 г. ГУП ВНИТИ МПС России, стр. 422, 423, 424). Недостатком известного тендера является ограниченное размещение количества баллонов, обусловленное способом их укладки и закрепления в горизонтальном положении. Увеличение количества баллонов путем увеличения высоты укладки исключает доступ к нижним баллонам и возможность их демонтажа. Кроме того, неизбежна несимметричная нагруженность главной рамы экипажа либо отсутствие продольного прохода для обслуживающего персонала. Положение баллонов в тендере предопределяет необходимость поперечных проходов для доступа к горловинам и арматуре баллонов каждого из рядов. Конструкция затрудняет надежную фиксацию баллонов при увеличении высоты их укладки, повышает опасность их смещений от ударных воздействий. Техническим результатом изобретения является: – максимальное использование габарита экипажа для увеличения объемов транспортируемого газа; – снижение затрат на обслуживание; – уменьшение трудоемкости монтажа и демонтажа; – гарантированное обеспечение прочности закрепления баллонов при максимальном заполнении ими поперечного сечения экипажа; – обеспечение доступности арматуры баллонов; – улучшение условий работы обслуживающего персонала. Указанный технический результат достигается тем, что в тендере газовом локомотива, содержащем опирающуюся на тележки раму, на которой закреплены объединенные в блоки баллоны сжатого газа, соединенные газовыми коллекторами между собой и с устройствами газоподготовки и газорегулирования, средства взрыво-пожаропредупреждения и защиты, устройства соединения с газовой системой локомотива, газовые баллоны установлены в содержащих не менее трех установочных мест блоках, состоящих из оснований и верхних поясов, имеющих в поперечном сечении форму равносторонних треугольников, которые расположены вдоль рамы тендера так, что их вершины обращены в противоположные стороны, при этом основания закреплены на раме тендера, верхние пояса связаны с ней посредством установленных наклонно к продольной и поперечной осям тендера стоек и регулируемых растяжек, а также скреплены между собой попарно смежными сторонами вдоль продольной оси тендера, горловины газовых баллонов установлены вверх и соединены газопроводами между собой и с газовыми коллекторами с возможностью отключения и выемки каждого баллона и блока баллонов в целом, устройства газоподготовки, газорегулирования и соединения тендера с газовой системой локомотива размещены по обеим его концевым частям. Кроме того, хотя бы одна из осей тележек тендера выполнена приводной от тяговой передачи локомотива, а блоки газовых баллонов, устройства газоподготовки и газорегулирования, газовые коллекторы, средства взрыво-пожаропредупреждения и защиты размещены в экипажной части секции локомотива, аналогично с ним сцепляемой. На фиг.1 изображен схематично общий вид тендера, блоки баллонов средней части которого условно не показаны; на фиг.2 – вид на тендер сверху (крыша, а также баллоны и связывающие их газопроводы средних блоков условно не показаны); на фиг.3 – разрез по А-А фиг.1 (тележки условно не показаны, блоки баллонов установлены в кузове секции локомотива). Тендер (фиг.1 – 3) представляет собой железнодорожный экипаж, включающий опирающуюся на тележки 1 раму 2, на которой закреплены объединенные в блоки 3 газовые баллоны 4 со сжатым газом, устройства 5 газоподготовки и газорегулирования, средства 6 взрыво-пожаропредупреждения и защиты, газопроводы 7, газовые коллекторы 8, устройства 9 соединения тендера с газовой системой локомотива. Газовые баллоны 4 установлены в содержащих не менее 3-х установочных мест блоках 3, состоящих из оснований 10 и верхних поясов 11, жестко соединенных между собой и имеющих в поперечном сечении форму равносторонних треугольников. Баллоны 4 установлены горловинами вверх, входят в отверстия верхних поясов 11 и фиксируются в них специальными прижимными устройствами 12. Основания 10 блоков 3 расположены вдоль оси рамы 2 так, что вершины треугольников смежных блоков 3 обращены в противоположные стороны и к ней крепятся. Верхние пояса 11 посредством разъемных соединений (на чертежах не показаны), например болтовых, скреплены попарно, смежными сторонами между собой вдоль продольной оси тендера и дополнительно соединены с рамой 2 посредством установленных с обеих сторон блоков 3 наклонно к продольной и поперечной осям тендера регулируемых растяжек 13 и стоек 14 между блоками 3. Размеры блоков 3 определяются шириной экипажа тендера и размерами устанавливаемых в них газовых баллонов 4. Количество блоков 3, устанавливаемых на тендере, определяется длиной его экипажа. Баллоны 4 каждого блока 3 снабжены запорно-клапанными устройствами 15 подвода и отвода газа, соединенными посредством газопроводов 7 между собой и с газовыми коллекторами 8, с возможностью отключения и выемки каждого баллона 4 и блока 3 баллонов в целом, посредством вентилей 16 и трубопроводов 17. В обоих концевых частях тендера размещены устройства 5 газоподготовки и газорегулирования, вход которых соединен с газовыми коллекторами 8, а выход – с устройствами 9 соединения тендера с газовой системой локомотива. Блоки 3 установлены на раме 2 с обеспечением хотя бы одного бокового прохода 18 по тендеру. С торцов тендера выполнены переходные устройства 19 для перехода в локомотив. Верхнее закрытие 20 (крыша) снабжено по всей длине открытыми люками 21, что исключает скопление газа в объеме тендера. Экипаж тендера снабжен тележками 1 двух- или трехосной конструкции, причем хотя бы одна из осей может быть выполнена приводной, и снабжена тяговым приводом 22, например, с тяговым электродвигателем, подсоединенным к тяговой передаче локомотива. Целесообразно устанавливать привод 22, унифицированный с приводом локомотива. Целостность тягового сцепа локомотива (локомотивов) с тендером обеспечивает размещение оборудования тендера: блоков 3 газовых баллонов, устройств 5 газоподготовки и газорегулирования, газовых коллекторов 8, средств 6 взрыво-пожаропредупреждения и защиты в экипаж однотипного локомотива, с его ходовой частью. Тендер работает следующим образом. Тендер соединяется с газовой магистралью одной или двух тяговых секций локомотива (на чертеже не показано). При переходе на работу с использованием газового топлива газ из баллонов 4 поступает по газопроводу 7 в газовые коллекторы 8 и далее в устройства 5 газоподготовки и газорегулирования, откуда с заданной температурой и давлением с помощью устройств соединения 9 направляется в газовую систему локомотива. При движении с локомотивом тендер испытывает различные динамические нагрузки. Продольные нагрузки воспринимают основания 10 блоков 3, передающие усилия на раму 2, а также верхние пояса 11, которые передают усилия на раму 2 тендера через растяжки 13 и стойки 14. Конструкция растяжек 13 позволяет отрегулировать их длину для равномерного распределения усилий. Стойки 14 передают на раму 2 локомотива как продольные, так и поперечные усилия благодаря тому, что расположены по смежным сторонам треугольных оснований 10 из верхних поясов 11 блоков 3 наклонно продольной плоскости симметрии рамы 2. Вертикальные усилия воспринимаются основаниями 10 блоков 3 и передаются на раму 2 тендера симметрично его продольной и поперечной осей. Конструкция всех указанных выше элементов тендера обеспечивает компактность, стабильность и долговечность установки баллонов сжатого газа на тендере в условиях эксплуатации. Наиболее целесообразным решением представляется использование в качестве экипажа газобаллонного тендера доработанных экипажных частей секций локомотивов, оборудованных газовым двигателем, так как образуется единый тяговый сцеп, максимально унифицированный по кузову и тележкам, с переходными устройствами, с элементами соединения цепей управления. Применение на тендере тягового привода одной или нескольких осей с питанием электродвигателя привода этой оси (осей) от тяговой электропередачи локомотива обеспечивает увеличение тягового усилия за счет использования части массы тендера как дополнительной сцепной массы. Формула изобретения
РИСУНКИ
PD4A – Изменение наименования обладателя патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение
(73) Новое наименование патентообладателя:
Адрес для переписки:
Извещение опубликовано: 20.10.2008 БИ: 29/2008
PC4A – Регистрация договора об уступке патента Российской Федерации на изобретение
Прежний патентообладатель:
(73) Патентообладатель:
Дата и номер государственной регистрации перехода исключительного права: 10.10.2008 № РД0041905
Извещение опубликовано: 20.11.2008 БИ: 32/2008
|
||||||||||||||||||||||||||