Патент на изобретение №2188494

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2188494 (13) C1
(51) МПК 7
H02K29/08, H02K29/12, H02K29/14
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.04.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2001110026/09, 16.04.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

16.04.2001

(45) Опубликовано: 27.08.2002

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2076437 С1, 27.03.1997. SU 1700704 А1, 23.12.1991. SU 1791924 А1, 30.01.1993. RU 2071630 С1, 10.01.1997. SU 1120459 А, 23.10.1984. SU 1419531 А3, 10.04.1985. US 4855629 А, 08.08.1989. GB 2138216 А, 17.10.1984.

Адрес для переписки:

127018, Москва, ул. Советской Армии, 5, ФГУП ЦНИИАГ

(71) Заявитель(и):

Федеральное государственное унитарное предприятие “Центральный научно-исследовательский институт автоматики и гидравлики”

(72) Автор(ы):

Лузин М.И.

(73) Патентообладатель(и):

Федеральное государственное унитарное предприятие “Центральный научно-исследовательский институт автоматики и гидравлики”

(54) ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С ВСТРОЕННЫМИ ДАТЧИКАМИ СКОРОСТИ И УГЛОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ РОТОРА


(57) Реферат:

Изобретение относится к области электротехники, а точнее к вентильным электродвигателям с встроенными датчиками скорости и углового положения ротора. Технической задачей данного изобретения является упрощение конструкции и повышение коэффициента использования объема вентильного электродвигателя с встроенными датчиками скорости и углового положения ротора. Сущность изобретения состоит в том, что в вентильном электродвигателе с встроенными датчиками скорости и углового положения ротора, содержащем статор с числом зубцов Zст=mkn, где m – число фаз якорной обмотки, k – число катушечных групп в фазе, n – число зубцов в катушечной группе, каждая из которых состоит из последовательно-встречно соединенных между собой катушек, охватывающих по одному зубцу статора, ротор с чередующимися по полярности и радиально намагниченными постоянными магнитами, число которых 2р = Zст, тахометрическую обмотку, размещенную в пазах статора, и датчики углового положения ротора, ось симметрии каждой фазы тахометрической обмотки совпадает с осью симметрии соответствующей фазы якорной обмотки. Катушечные группы каждой фазы тахометрической обмотки соединены между собой, как и катушечные группы якорной обмотки. Каждая катушечная группа тахометрической обмотки состоит из четного числа последовательно-встречно соединенных между собой катушек, смещенных относительно друг друга на одно зубцовое деление статора и выполненных с шагом, равным нечетному числу зубцовых делений статора – от трех до Zст/k. В качестве датчиков углового положения ротора приняты датчики Холла. При этом датчик Холла каждой фазы якорной обмотки при n четном установлен в пазу статора, расположенном на оси симметрии катушечной группы соответствующей фазы, а при n нечетном – в пазу статора, ближайшем к оси симметрии катушечной группы соответствующей фазы якорной обмотки. 2 з.п.ф-лы, 1 ил.


Изобретение относится к электротехнике, а именно к многополюсным бесконтактным вентильным электродвигателям.

Известны вентильные многополюсные электродвигатели с встроенными датчиками скорости и углового положения ротора, содержащие статор с числом зубцов Zст=mkn, где m – число фаз якорной обмотки, k – число катушечных групп в фазе якорной обмотки, n – число зубцов статора в катушечной группе, каждая из которых состоит из п-1 последовательно-встречно соединенных между собой катушек, охватывающих по одному зубцу статора, ротор с чередующимися по полярности полюсами, число которых 2р=Zстk, при этом в средней части пакета статора, на месте зубцов, расположенных между катушечными группами, закреплены постоянные магниты, намагниченные в аксиальном направлении, а на зубцах статора, расположенных между катушечными группами, установлены катушки тахометрической обмотки, причем каждая полуфаза датчика углового положения, составляющая с источником переменного напряжения высокой частоты со средней точкой полумостовую схему, состоит из последовательно соединенных между собой катушек, расположенных со смещением в окружном направлении на m катушечных групп в отверстиях, выполненных в основании зубцов статора с постоянными магнитами, а катушки каждой из полуфаз датчика расположены с обеих сторон от катушечных групп соответствующей фазы якорной обмотки (см. авт. свид. СССР 1700704, кл. Н 02 К 29/12 от 08.02.1989 г.).

Недостатками такого вентильного электродвигателя являются сравнительно сложная конструкция из-за наличия в статоре постоянных магнитов и низкий коэффициент использования объема из-за выделения под тахометрическую обмотку и датчик углового положения ротора 1/4 части зубцов статора.

Частично указанные недостатки устранены в синхронном агрегате, содержащем статор с числом зубцов Zст=mkn, где m – число фаз якорной обмотки, k – число катушечных групп в фазе, n – число зубцов в катушечной группе, каждая из которых состоит из последовательно-встречно соединенных между собой п-1 катушек, охватывающих по одному зубцу статора, ротор с чередующимися по полярности полюсами, число которых 2р=Zстk, тахометрическую обмотку, размещенную на зубцах статора, расположенных между катушечными группами фаз, датчик углового положения ротора, первые катушки основной обмотки фаз которого размещены в основных аксиальных отверстиях, расположенных на оси зубцов, а вторые катушки основной обмотки датчика положения размещены в отверстиях, выполненных ортогонально основным аксиальным отверстиям, при этом основная обмотка первой фазы датчика положения расположена в первой паре ортогональных отверстий, а основная обмотка второй фазы – во второй паре ортогональных отверстий и катушки дополнительной обмотки датчика углового положения расположены на тех же зубцах, что и тахометрическая обмотка, причем катушки в каждой фазе тахометрической обмотки соединены последовательно-встречно, а катушки дополнительной обмотки датчика углового положения – последовательно-согласно (см. патент РФ 2076437, кл. Н 02 К 29/06 от 27.03.1997 г., Бюл. 9).

Такой синхронный агрегат имеет более простую конструкцию пакета статора из-за отсутствия в нем постоянных магнитов. Однако, как и вышеприведенный электродвигатель, он имеет низкий коэффициент использования объема из-за размещения тахометрической обмотки и обмотки датчика углового положения ротора на отдельных зубцах статора. Кроме того, применяемые в этих вентильных электродвигателях датчики углового положения ротора не только значительно усложняют конструкцию электродвигателя, но и требуют применения дополнительных электронных схем для обработки их сигналов.

Целью данного изобретения является устранение вышеуказанных недостатков, т.е. упрощение конструкции и повышение коэффициента использования объема вентильного электродвигателя.

Указанная цель достигается тем, что, в вентильном электродвигателе с встроенными датчиками скорости и углового положения ротора, содержанием статор с числом зубцов Zст=mkn, где m – число фаз якорной обмотки, k – число катушечных групп в фазе, n – число зубцов в катушечкой группе, каждая из которых состоит из последовательно-встречно соединенных между собой катушек, охватывающих по одному зубцу статора, ротор с чередующимися по полярности и радиально намагниченными постоянными магнитами, число которых 2р= Zk тахометрическую обмотку, размещенную в пазах статора, и датчики углового положения ротора, ось симметрии каждой фазы тахометрической обмотки совпадает с осью симметрии соответствующей фазы якорной обмотки и катушечные группы каждой фазы тахометрической обмотки соединены между собой, как и катушечные группы якорной обмотки, при этом каждая катушечная группа тахометрической обмотки состоит из четного числа последовательно-встречно соединенных между собой катушек, смещенных относительно друг друга на одно зубцовое деление статора и выполненных с шагом, равным нечетному числу зубцовых делений статора – от трех до Z/k, а в качестве датчиков углового положения ротора приняты датчики Холла, причем датчик Холла каждой фазы установлен в пазу статора, ближайшем к оси симметрии катушечной группы соответствующей фазы якорной обмотки.

При этом, при n четном датчик Холла каждой фазы установлен в пазу, расположенном на оси симметрии катушечкой группы соответствующей фазы, а при n нечетном – в пазу, расположенном от оси симметрии катушечной группы соответствующей фазы на величине угла, равной половине зубцового деления статора.

Кроме того, при n нечетном и 2р, меньшем Zст, датчик Холла каждой фазы установлен от оси катушечной группы на величине угла, равной 1/2 зубцового деления статора плюс 180o/2р-180o/Z, a при 2р, большем Zст, – на величине углa, равной 1/2 зубцового деления статора минус 180o/Zст-180o/2p.

При выполнении вентильного электродвигателя с n четным катушечные группы каждой фазы соединены между собой встречно, а при n нечетном и m, равным трем, – согласно.

Причем, если выводные концы якорной и тахометрической обмоток одной фазы находятся в пазах, расположенных друг от друга на нечетном числе зубцовых делений, то тахометрическая обмотка находятся в противофазе с якорной, а если – в пазах, расположенных друг от друга на четном числе зубцовых делений, включая 0, то тахометрическая обмотка находится в фазе с якорной.

На чертеже представлена развернутая схема предложенного вентильного электродвигателя с встроенными датчиками скорости и углового положения ротора.

Предложенный вентильный электродвигатель содержит статор 1 с числом зубцов Zст=24; ротор с числом полюсов 2р=22, изготовленных из постоянных магнитов 2, намагниченных в радиальном направлении и закрепленных на магнитопроводном кольце 3; двухфазную якорную обмотку, состоящую из фаз А-Х и В-Y, каждая из которых состоит из последовательно-встречно соединенных между собой k= 2 катушечных групп, т.к. число последовательно-встречно соединенных между собой катушек 4 в катушечной группе равно шести, т.е. четному числу (см. чертеж); двухфазную тахометрическую обмотку, состоящую из фаз а-х и б-у, ось симметрии которых совпадает с осью симметрии соответствующей фазы якорной обмотки, а катушечные группы соединены между собой, как и катушечные группы якорной обмотки, последовательно-встречно, при этом каждая катушечная группа тахометрической обмотки состоит из четного числа, т.е. из двух последовательно-встречно соединенных между собой катушек 5, смещенных относительно друг друга на одно зубцовое деление статора и выполненных с шагом, равным нечетному числу зубцовых делений статора – от трех до Z/k, т.е. равным трем зубцовым делениям статора, а поскольку выводные концы якорной и тахометрической обмоток находятся в пазах, расположенных друг от друга на нечетном числе зубцовых делений, равном 1, то они находятся в противофазе (см. чертеж); два датчика Холла 6 и 7, каждый из которых установлен в пазу, расположенном на оси катушечной группы соответствующей фазы, т.к. n – число катушек в катушечной группе якорной обмотки четное, равное шести.

Для уменьшения потоков рассеяния между зубцами статора в месте закрепления датчиков Холла паз статора из полузакрытого может быть расширен до открытого, в этом случае датчик Холла должен быть дополнительно закреплен, например, эпоксидной смолой.

Число катушек в тахометрической обмотке, а точнее в ее катушечной группе, не должно превышать шага обмотки для этой катушки, т.е. в данном случае при шаге обмотки три зубцовых деления статора число катушек в катушечной группе тахометрической обмотки может быть равным только двум.

Работает предложенный вентильный электродвигатель с встроенными датчиками скорости и углового положения ротора следующим образом.

Питание фаз якорной обмотки А-Х и B-Y осуществляется от статического преобразователя постоянного тока (на чертеже не представлен). Фаза результирующего вектора тока якорной обмотки (см. фазу А-Х на чертеже) поддерживается на уровне 90 электрических градусов относительно вектора возбуждения от постоянных магнитов 2 датчиком Холла 6, установленным между зубцами статора 1 на оси симметрии катушечной группы этой фазы. В результате на роторе создается вращающий момент. При повороте ротора датчиками Холла 6 и 7 коммутируется ток в фазах А-Х и В-Y и обеспечивается непрерывное вращении ротора. В качестве обратной связи по скорости, исключающей переход электродвигателя в режим автоколебаний, используются сигналы тахометрической обмотки.

Исключение взаимной индуктивной связи фазы якорной обмотки с соответствующей фазой тахометрической обмотки обеспечивается том, что тахометрическая обмотка охватывает четное число зубцов якорной обмотки, т.е. две последовательно-встречно соединенные катушки катушечной группы тахометрической обмотки охватывают три зубца статора одной полярности и три зубца статора другой полярности одной катушечной группы якорной обмотки.

Предложенный вентильный электродвигатель может быть выполнен с другим числом фаз, например, равным трем, а также с датчиками углового положения ротора другого типа, например оптическими.

Предложенный вентильный электродвигатель может быть выполнен с числом катушечных групп в фазе тахометрической обмотки, меньшим числа катушечных групп в фазе якорной обмотки.

По сравнению с прототипом предложенный вентильный электродвигатель имеет больший коэффициент использования объема, т.к. у него все зубцы статора охватываются катушками якорной обмотки, а тахометрическая обмотка размещена в тех же пазах статора, что и якорная, и при выполнении тахометрической обмотки тонким проводом – не более 0,2 мм в диаметре она практически не занимает места в пазах статора. Упрощение конструкции вентильного электродвигателя, по сравнению с прототипом, обеспечивается применением и установкой датчиков Холла в пазах статора, т.к. в этом случае не требуется даже конструктивная доработка пакета статора для закрепления в нем этих датчиков, а также отсутствием в статоре предложенного электродвигателя обмоток датчика углового положения ротора.

Испытания макета предложенного вентильного электродвигателя показали, что, по сравнению с прототипом, он имеет на 25% больший момент, а сигнал тахометрической обмотки имеет синусоидальную форму и в нем практически отсутствуют помехи от якорной обмотки.

Формула изобретения


1. Вентильный электродвигатель, содержащий встроенные датчики скорости и углового положения ротора, статор с числом зубцов Zст = mkn, где m – число фаз якорной обмотки, k – число катушечных групп в фазе, n – число катушек в катушечной группе, каждая из которых состоит из последовательно-встречно соединенных между собой катушек, охватывающих по одному зубцу статора, ротор с чередующимися по полярности и радиально намагниченными постоянными магнитами, число которых 2р=Zстk, тахометрическую обмотку, размещенную в пазах статора, отличающийся тем, что ось симметрии каждой фазы тахометрической обмотки совпадает с осью симметрии соответствующей фазы якорной обмотки, и катушечные группы каждой фазы тахометрической обмотки соединены между собой, как и катушечные группы якорной обмотки, при этом каждая катушечная группа тахометрической обмотки состоит из четного числа последовательно-встречно соединенных между собой катушек, смещенных относительно друг друга на одно зубцовое деление статора, и выполненных с шагом, равным нечетному числу зубцовых делений статора от трех до Zст/k, в качестве датчиков углового положения ротора приняты датчики Холла, при этом датчик Холла каждой фазы якорной обмотки при n четном установлен в пазу статора, расположенном на оси симметрии катушечной группы соответствующей фазы, а при n нечетном – в пазу статора, ближайшем к оси симметрии катушечной группы соответствующей фазы якорной обмотки.

2. Вентильный электродвигатель по п.1, отличающийся тем, что при n нечетном и 2Р меньшем Zст датчик Холла каждой фазы установлен от оси симметрии катушечной группы соответствующей фазы на величине угла, равной 1/2 зубцового деления статора плюс (180o/2р-180o/Zст), а при 2р большем Zст – на величине угла, равной 1/2 зубцового деления статора минус (180o/Zст-180o/2р).

3. Вентильный электродвигатель по п.1, отличающийся тем, что при n четном катушечные группы каждой фазы якорной обмотки соединены между собой встречно, а при n нечетном и m=3 – согласно.

РИСУНКИ

Рисунок 1


PC4A – Регистрация договора об уступке патента Российской Федерации на изобретение

Прежний патентообладатель:

Федеральное государственное унитарное предприятие “Центральный научно-исследовательский институт автоматики и гидравлики”

(73) Патентообладатель:

Лузин Михаил Иванович

Дата и номер государственной регистрации перехода исключительного права: 25.09.2007 № РД0027038

Извещение опубликовано: 10.11.2007 БИ: 31/2007


Categories: BD_2188000-2188999