Патент на изобретение №2188339

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2188339 (13) C2
(51) МПК 7
F04D29/08
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.04.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2000127596/06, 02.11.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

02.11.2000

(45) Опубликовано: 27.08.2002

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
ВЬЮНОВ С.А. Конструкция и проектирование авиационных ГТД. – М.: Машиностроение, с. 95. рис. 3.33. RU 651608 C1, 30.07.1994. SU 1126724 A, 30.11.1984. FR 2228967, 06.12.1974. DT 2243873 B2, 16.01.1975. EP 0916850 A1, 19.05.1999. WO 98/04836, 05.02.1998.

Адрес для переписки:

614600, г.Пермь, ГСП, Комсомольский пр-т, 93, ОАО “Авиадвигатель”, бюро защиты интеллектуальной собственности

(71) Заявитель(и):

Открытое акционерное общество “Авиадвигатель”

(72) Автор(ы):

Кузнецов В.А.,
Тункин А.И.

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “Авиадвигатель”

(54) РОТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ


(57) Реферат:

Изобретение относится к роторам компрессоров газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения и позволяет уменьшить время балансировки и повысить надежность работы ротора компрессора. В роторе компрессора с балансировочными грузиками указанный технический результат достигается тем, что балансировочные грузики выполнены U-образной формы, установлены с радиальным зазором величиной =0,05-1 мм с внутренней стороны радиального кольцевого ребра диска и зафиксированы в окружном направлении по его отверстиям осевыми крепежными элементами, причем D-d=2, где D – диаметр крепежного отверстия в кольцевом ребре, d – диаметр стержня крепежного элемента. 3 ил.


Изобретение относится к роторам компрессоров газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения.

Известен ротор компрессора ГТД, для балансировки (устранения дисбаланса) которого используются балансировочные грузики, выполненные в виде отдельных сегментов и зафиксированные относительно диска с помощью болтов [1].

Недостатком известной конструкции является ее низкая надежность, так как болты имеют концентраторы напряжений в виде резьбы и, находясь в поле действия центробежных сил, могут оборваться, что приведет к поломке компрессора.

Наиболее близким к заявляемому является ротор компрессора ГТД, в котором балансировочные грузики выполнены в виде сегментов и устанавливаются на кольцевых осевых выступах дисков с помощью развальцованных заклепок [2].

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является ее низкая надежность из-за неудобства развальцовки заклепок, так как подход к ним закрыт рабочими лопатками. В условиях современного газотурбинного двигателя балансировочные грузики работают в условиях повышенных температур до 700oС и высоких окружных скоростей до 300 м/с. Обрыв балансировочного грузика может вызвать поломку работающего двигателя. Одновременно жесткие требования предъявляются к удобству постановки балансировочных грузиков, так как это определяет время балансировки ротора компрессора газотурбинного двигателя.

Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в уменьшении времени балансировки и в повышении надежности работы ротора компрессора путем исключения контакта кольцевого ребра диска со стержнем заклепки.

Сущность технического решения заключается в том, что в роторе компрессора ГТД с балансировочными грузиками согласно изобретению балансировочные грузики выполнены U-образной формы, установлены с радиальным зазором , равным от 0,05 до 1 мм, с внутренней стороны радиального кольцевого ребра диска и зафиксированы в окружном направлении по его отверстиям осевыми крепежными элементами, причем D-d = 2, где D – диаметр крепежного отверстия в кольцевом ребре, d – диаметр стержня крепежного элемента.

Выполнение балансировочных грузиков U-образной формы позволяет за счет обхвата кольцевых радиальных ребер фиксироваться этим грузикам относительно этих ребер в осевом направлении, за счет чего обладающие повышенной жесткостью ребра уменьшают деформацию закомпрессорного лабиринта под действием центробежных сил от балансировочных грузиков, способствуя сохранению радиальных зазоров между лабиринтом и ответными ему статорными элементами двигателя, за счет чего повышается надежность крепления балансировочного грузика на кольцевом ребре.

Установка балансировочных грузиков с радиальным зазором величиной = 0,05. . .1 мм с внутренней стороны радиального кольцевого ребра диска и фиксация в окружном направлении по его отверстиям осевыми крепежными элементами, причем D-d = , позволяет исключить контакт кольцевого ребра диска со стержнем заклепки, повышая надежность работы ротора компрессора.

На фиг. 1 изображен продольный разрез ротора компрессора ГТД.

На фиг. 2 – элемент I на фиг. 1 в увеличенном виде при невращающемся роторе компрессора.

На фиг. 3 – элемент I на фиг. 1 в увеличенном виде при вращающемся роторе компрессора.

Ротор 1 компрессора ГТД состоит из вала 2, на котором с помощью шлиц 3 установлены диски 4 с рабочими лопатками 5 и промежуточными кольцами 6. На диске последней ступени 7 с помощью байонетного соединения 8 закреплен закомпрессорный дисковый лабиринт 9 с уплотнительными гребешками 10 на ободе 11, на внутренней поверхности которого выполнено направленное к оси компрессора радиальное кольцевое ребро 12 с отверстиями 13. На ребре 12 установлены U-образные сегментные балансировочные грузики 14, зафиксированные в окружном направлении относительно отверстий 13 с помощью крепежных элементов в виде заклепок 15, каждая из которых состоит из головки 16, стержня 17 и развальцованной юбочки 18. Относительно внутренней поверхности 19 радиального ребра 12 балансировочные грузики 14 своей посадочной поверхностью 20 установлены с радиальным зазором , причем D-d = 2. Заклепка 15 зафиксирована в радиальном и окружном направлениях относительно балансировочного грузика 14 по поверхностям 21 и 22 стержня 17 заклепки, а в осевом – путем развальцовки юбочки 18.

Работает устройство следующим образом. При сборке ротора компрессора 1 балансировочные грузики 14 могут свободно перемещаться в радиальном направлении в пределах зазора = 0,05…1 мм. При вращении ротора компрессора 1, например при его балансировке или при работе газотурбинного двигателя, под действием центробежных сил грузики 14 перемещаются в радиальном направлении от оси ротора компрессора и самоустанавливаются поверхностью 20 по поверхности 19 кольцевого радиального ребра 12. При этом стержень 17 заклепки 15, являющийся слабым элементом в данной конструкции, не контактирует с кольцевым ребром 12, за счет чего повышается надежность крепления балансировочного грузика 14 на кольцевом ребре 12. Сегментный балансировочный грузик 14 в зависимости от потребной массы может быть выполнен на большой дуге окружности и поэтому крепится двумя, тремя или большим количеством заклепок 15. В этом случае во избежание перерезания стержня 17 заклепки 15 разница диаметров D-d выбирается исходя из температурных деформаций кольцевого ребра 12 и грузика 14. Заявляемая конструкция является удобной с точки зрения постановки и крепления балансировочных грузиков 14, так как развальцовка юбочки 18 фиксирующей заклепки 15 производится с внешней стороны кольцевого ребра 12 в осевом направлении.

Источники информации
1. С. А.Вьюнов. Конструкция и проектирование авиационных ГТД. М.: Машиностроение, 1989 г., стр.66, рис.3.10.

2. С.А.Вьюнов, стр.95, рис.3.33 – прототип.

Формула изобретения


Ротор компрессора газотурбинного двигателя с балансировочными грузиками, отличающийся тем, что балансировочные грузики выполнены U-образной формы, установлены с радиальным зазором величиной = 0,05-1 мм с внутренней стороны радиального кольцевого ребра диска и зафиксированы в окружном направлении по его отверстиям осевыми крепежными элементами, причем D-d= 2, где D – диаметр крепежного отверстия в кольцевом ребре, d – диаметр стержня крепежного элемента.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3


QB4A Регистрация лицензионного договора на использование изобретения

Лицензиар(ы): Открытое акционерное общество “Авиадвигатель”

Вид лицензии*: НИЛ

Лицензиат(ы): ОАО “Пермский моторный завод”

Договор № РД0004722 зарегистрирован 06.12.2005

Извещение опубликовано: 20.02.2006 БИ: 05/2006

* ИЛ – исключительная лицензия НИЛ – неисключительная лицензия


QZ4A – Регистрация изменений (дополнений) лицензионного договора на использование изобретения

Лицензиар(ы): Открытое акционерное общество “Авиадвигатель”

Вид лицензии*: НИЛ

Лицензиат(ы): Открытое акционерное общество “Пермский моторный завод”

Характер внесенных изменений (дополнений):

Из предмета договора РД0004722 исключены патенты на изобретения 2187023, 2193678, 2198311, 2199680, 2204723, 2211337, 2220285, 2225945, 2227232, 2230195. Изменены порядок оплаты и размер вознаграждения.

Дата и номер государственной регистрации договора, в который внесены изменения:

06.12.2005 № РД0004722

Извещение опубликовано: 7.08.2010 БИ: 24/2010

* ИЛ – исключительная лицензия НИЛ – неисключительная лицензия


Categories: BD_2188000-2188999