Патент на изобретение №2187787
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ ПРИВЕДЕНИЯ РОТОРА ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОГО ГИРОСКОПА (ЭСГ) В РАБОЧИЙ РЕЖИМ
(57) Реферат: Изобретение относится к области точного приборостроения. Технический результат – ускорение процесса приведения ротора в рабочий режим. Взвешивают ротор в управляемом трехкоординатном электрическом поле. Разгоняют ротор с помощью вращающегося электромагнитного поля и приводят вектор кинетического момента ротора в ось, связанную с вакуумной камерой с помощью постоянного электромагнитного поля. Одновременно с включением электромагнитных полей создают по одной из координат управляемого электромагнитного поля на короткий промежуток времени (менее 1 мин) линейные колебания ротора, амплитуда которых равна величине зазора между вакуумной камерой и ротором. Изобретение относится к области точного приборостроения. Рабочий режим ротора ЭСГ заключается в его вращении с номинальной угловой скоростью вокруг оси максимального момента инерции, направленного вдоль оси вакуумной камеры (ВК), в которую заключен ротор. Для приведения ротора в рабочий режим необходимо [1]: – взвесить ротор в ВК с помощью трехосного электрического подвеса; – раскрутить ротор с помощью вращающегося электромагнитного поля (разгонного статора). При этом из-за отсутствия в ЭСГ арретиров направление оси симметрии ротора в ВК перед включением разгонного статора произвольно; – задемпфировать нутационные колебания оси симметрии ротора, возникающие из-за ее непараллельности оси разгонного статора. Демпфирование колебаний до соответствующего уровня осуществляется с помощью магнитного поля специальных катушек, на которые подается постоянный ток. Постоянное магнитное поле также устанавливает ось симметрии ротора по направлению оси катушек. При достижении ротором рабочей скорости и уменьшении его угловых колебаний катушки разгонного статора и демпфирования выключаются. С целью уменьшения времени демпфирования применяется гашение колебаний управляемым магнитным полем [2] (“активное” демпфирование). В этом случае возникает необходимость измерять быстро меняющуюся угловую ориентацию ротора, проводить обработку и формировать магнитное поле, следящее за положением ротора. Использование “активного” демпфирования требует сложных электродинамических и микропроцессорных устройств. В качестве прототипа для предлагаемого способа выбрана последовательность действий по приведению в рабочий режим ротора ЭСГ разработки ЦНИИ “Электроприбор” [3]. Ротор, находящийся в ВК, взвешивается с помощью трехосной электродинамической следящей системы подвеса, разгоняется вращающимся электромагнитным полем катушек разгонного статора в течение 30 секунд, с помощью постоянного электромагнитного поля в течение 45 минут гасятся нутационные колебания оси кинетического момента ротора (оси ротора) и этим же полем ось ротора приводится к оси катушек, совпадающей с осью симметрии ВК, и затем доразгоняется до рабочей скорости. Наиболее существенным недостатком описанного выше способа приведения ротора ЭСГ в рабочий режим является длительное (45 минут) время демпфирования нутационных колебаний, т.к. с уменьшением их амплитуды моменты от токов Фуко, демпфирующие эти колебания, резко падают. Это накладывает ограничение на время готовности прибора, в том числе увеличивает время входа в тепловой режим. Задачей предлагаемого изобретения является ускорение процесса приведения ротора ЭСГ в рабочий режим. Поставленная задача достигается тем, что для приведения ротора ЭСГ в рабочий режим дополнительно к взвешиванию ротора в управляемом трехкоординатном электрическом поле, разгону ротора с помощью вращающегося электромагнитного поля и приведению вектора кинетического момента ротора в ось, связанную с ВК, с помощью постоянного электромагнитного поля, осуществляемыми в способе-прототипе, одновременно с включением электромагнитных полей создают по одной из координат управляемого электромагнитного поля на короткий промежуток времени (менее 1 минуты) линейные колебания ротора, амплитуда которых равна величине зазора между ВК и ротором. Реализация этого способа не требует разработки сложных электродинамических и микропроцессорных устройств, а использует возможности управляемого электрического подвеса изменять линейное положение ротора внутри ВК. Рассмотрим сущность предлагаемого способа. Способ состоит из взвешивания ротора в управляемом трехкоординатном электрическом поле с одновременным включением электромагнитных вращающихся и постоянных полей и созданием на короткий промежуток времени (менее 1 минуты) по одной из координат управляемого электрического поля подвеса линейных колебаний ротора, амплитуда которых равна величине зазора между ВК и ротором. При таких линейных колебаниях ротора его поверхность касается (скользит по) внутренней поверхности ВК, например, по ограничительным упорам, служащим для обеспечения взвешивания и, в ряде случаев, безаварийной посадки [4]. Это скольжение дает возможность организовать момент, по направлению противоположный мгновенной угловой скорости ротора, который гасит его нутационные колебания. Опишем движение сферического ротора ЭСГ, совершающего вынужденные линейные колебания в ВК под действием переменной силы, создаваемой электрическим подвесом, с такой амплитудой, чтобы поверхность ротора периодически контактировала с поверхностями ограничительных элементов (элементов опоры). С ротором свяжем систему координат OXYZ, оси которой направлены по главным осям инерции ротора, а с ВК – неподвижную систему координат OX1Y1Z1 Угловое положение ротора относительно корпуса удовлетворяет уравнениям Эйлера в форме Коши ![]() где Jz, Jx – осевой и экваториальный главные моменты инерции ротора; ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() M=CM1, (2) где С – матрица перехода от системы координат OX1Y1Z1 к OXYZ. Матрица С вычисляется как произведение матриц поворотов на каждый из углов Эйлера C = C ![]() ![]() ![]() где ![]() Вектор момента внешних сил M1 в системе координат OX1Y1Z1 определяется в каждом частном случае расположения ограничительных упоров как сумма векторных произведений вектор-радиуса контактирующего упора на вектор силы трения. Вектор силы трения рассчитывается по формуле ![]() где Fi – вектор силы трения, i – номер ограничительного упора; Fo – абсолютная величина силы трения; Ri – вектор-радиус i-го упора; ![]() n – общее количество упоров, контактирующих с ротором в процессе демпфирования. ![]() ![]() где ![]() ![]() где k – количество упоров, контактирующих с ротором при его перемещении в положительном направлении; ![]() ![]() ![]() ![]() где fk – частота вынужденных колебаний ротора в подвесе. Численное интегрирование уравнений (1) с учетом выражений для Мх, My и Мz (2), (5) и (7) для некоторых частных случаев выполнено на ПК с применением математического пакета MATLAB, Варьировались следующие параметры: начальная угловая ориентация ротора; начальная частота вращения ротора; коэффициент трения; частота вынужденных линейных колебаний ротора в подвесе. При моделировании были постоянны: радиус ротора 0,025 м; количество контактирующих ограничительных упоров n=4 (k=2), размещение ограничительных упоров в ВК: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() осевой момент инерции Jz=1,0 ![]() экваториальный момент инерции Jx=0,9 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 1. Малеев П.И. Новые типы гироскопов – Л: Судостроение, 1971. -160 с. 2. Воскобойников Р. Л. и др. “Электростатический гироскоп”. Заявка 99103449/28 (003483) от 18.02.1999 г. Решение о выдаче патента от 26.04.2001 г. 3. Изделие “Скандий-К”. Технические условия ДНИЯ.462126 ТУ (Приложение 1). 4. Шипилов С. В. Аналитическое исследование режимов посадок ротора электростатического гироскопа. Гироскопия и навигация 1998, 3, с.65-71. Формула изобретения
Изменения:
Номер и год публикации бюллетеня: 23-2002
Извещение опубликовано: 7.04.2010 БИ: 12/2010
|
||||||||||||||||||||||||||