Патент на изобретение №2187776

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2187776 (13) C2
(51) МПК 7
F41G3/32
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.04.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2000102414/02, 31.01.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

31.01.2000

(43) Дата публикации заявки: 20.10.2001

(45) Опубликовано: 20.08.2002

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2102685 C1, 20.01.1998. US 4020739, 03.05.1997. FR 2727755, A1, 01.06.1996. Технология проверки наводки агрегатов вооружения и юстировки прицельного комплекса без предварительной выставки самолета 32-36 в плоскость горизонта. ВВС. Выпуск 5349. 1985.

Адрес для переписки:

392006, г.Тамбов-6, ТВАИИ, Научно-исследовательский отдел

(71) Заявитель(и):

Тамбовский военный авиационный инженерный институт

(72) Автор(ы):

Зырянов Ю.Т.,
Морозов В.В.

(73) Патентообладатель(и):

Тамбовский военный авиационный инженерный институт

(54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТОЧНОСТИ ЮСТИРОВКИ ПРИЦЕЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ


(57) Реферат:

Изобретение относится к области испытаний и проверки средств прицеливания и наводки, в частности к оперативной юстировке прицельных систем летательного аппарата (ЛА). Техническим результатом предлагаемого способа является повышение точности контроля юстировки. Сущность изобретения заключается в привязке во время полета связанной системы координат ЛА к мишени, находящейся на Земле, и выполнении маневром ЛА слежения за ней с фиксированным углом прицеливания. Определение погрешности юстировки производят по формуле
= фв*в
как разность между фиксированным углом прицеливания – нулем неподвижной оси фв – и расчетным углом прицеливания *в, определяемым на Земле по материалам средств объективного контроля с использованием аналитической зависимости.


Изобретение относится к области испытаний и проверки средств прицеливания и наводки, в частности к оперативной юстировке прицельных систем летательного аппарата (ЛА).

Известен способ юстировки прицельных систем, основанный на анализе результатов боевого применения авиационных средств поражения (АСП) (Анализ результатов боевых применений ВВС. Выпуск 4738-Б. -М.: 1982). Сущность способа состоит в следующем. По результатам боевого применения вычисляют характеристики промахов АСП от цели (математическое ожидание, среднее квадратическое отклонение) и на основании этих характеристик судят о точности юстировки.

К недостаткам способа можно отнести большую трудоемкость и неоперативность, а также возникновение неопределенностей в принятии решения о точности юстировки прицельной системы вследствие того, что характеристики промахов обусловлены не только точностью весовых, баллистических и других свойств АСП, определяющих их техническое рассеивание, а также точностью пристрелки агрегатов подвески авиационного вооружения.

Известен способ юстировки прицельных систем при помощи специальной мишени (Технология проверки наводки агрегатов вооружения и юстировки прицельного комплекса без предварительной выставки самолета 32-36 в плоскость горизонта. ВВС. Выпуск 5349. -1985).

Сущность данного способа состоит в привязке связанной системы координат ЛА к мишени, установленной впереди ЛА, определении визуально по отчетному визиру (ОВ) рассогласования между перекрестием на мишени, индицирующим требуемое положение “нуля” неподвижной оси прицела.

К недостаткам способа можно отнести большое количество применяемых средств, а также высокие трудозатраты при проведении юстировки.

В качестве прототипа выбран способ контроля точности неподвижной оси прицела в вертикальной плоскости, изложенный в (Описание изобретения к патенту Российской Федерации RU 2102685 C1).

Сущность данного способа заключается в привязке во время полета связанной системы координат ЛА к мишени, находящейся на земле, и выполнении маневром ЛА слежения за ней с фиксированным углом прицеливания. Погрешность юстировки определяют по формуле
= фв*в, (1)
как разность между фиксированным углом прицеливания – нулем неподвижной оси фв и расчетным углом прицеливания *в, определяемым на Земле по материалам средств объективного контроля с использованием аналитической зависимости

где 0 – угол тангажа ЛА в момент привязки к мишени;
– текущий угол тангажа ЛА;
ат – угол атаки ЛА;
D0 – начальная дальность до мишени,
D – текущая дальность до мишени;
*в – расчетный угол прицеливания.

Недостатком данного способа является невысокая точность контроля юстировки вследствие использования в (2) значения угла атаки ат, определяемого по данным бортовых регистраторов. Известно, что порядок случайных ошибок измерения угла атаки бортовыми датчиками типа ДУА соизмерим с порядком систематических погрешностей юстировки прицела. (См. Математическое моделирование авиационных комплексов. Сборник статей/Под ред. М.И. Ништа. 1989 г.)
Техническим результатом предлагаемого способа является повышение точности контроля юстировки.

Сущность предлагаемого способа контроля точности юстировки неподвижной оси прицела в вертикальной плоскости заключается в том, что привязку связанной системы координат летательного аппарата ЛА к установленной впереди него мишени производят во время полета, после чего осуществляют слежение за мишенью маневров ЛА с фиксированным углом прицеливания. Рассогласование между перекрестием, индицирующим требуемое положение нуля неподвижной оси прицела на мишени и истинным положением нуля неподвижной оси прицела (погрешность юстировки) определяют как разность (1) между фиксированным углом прицеливания фв – нулем неподвижной оси и расчетным углом прицеливания *в, определяемым на земле по материалам средств объективного контроля с использованием зависимости (2), а значение угла атаки определяют по аналитической зависимости

где G -вес ЛА;
S – площадь крыла ЛА;
Cу – производная коэффициента подъемной силы по углу атаки в связанной системе координат;
q – скоростной напор воздушного потока;
ny – значение вертикальной перегрузки.

Сущность способа поясняется следующими рассуждениями. Для определения угла атаки ат по выражению (3) достаточно данных, фиксируемых средствами объективного контроля, а также приводимых в техническом описании ЛА. В частности, вес ЛА определяют как сумму
G=G0+Gm+Gn, (4)
где G0 – вес ЛА без топлива и подвесок, указанный в его техническом описании (ТО);
Gn – вес подвесок, определяют в соответствии с полетным заданием;
Gm=G-Gmp – текущий вес топлива;
Gmo – вес заправленного топлива, определяют в соответствии с полетным заданием,
G – вес топлива, израсходованного за время полета, определяют по формуле

как сумму N расходов топлива на различных режимах работы двигателя ЛА в течение полета до момента привязки к мишени;
Gmnpi=Gmnpi (nnp) – приведенный расход топлива, определяют в зависимости от величины nnp по графику в ТО ЛА,
n – приведенная частота вращения ротора двигателя ЛА, определяют по формуле

n – частота вращения ротора двигателя, регистрируется СОК;
T0= 288K – абсолютная температура воздуха на уровне моря в стандартных атмосферных условиях;
T*1= TН(1+0.2М2) – температура заторможенного потока воздуха на входе в двигатель;
TH= 288.9-0.006328Hист – температура окружающего воздуха на данной высоте;
P*1=PНвх(Mист) (1+0.2Мист 2)3.5 – давление заторможенного потока воздуха на входе в двигатель;
РН= Р0(1Нист/44308)5.2553 – давление окружающего воздуха на данной высоте;
Р0= 760 мм рт.ст – давление воздуха на уровне моря в стандартных атмосферных условиях;
вх(Mист) – стандартный коэффициент восстановления полного давления, график зависимости которого от числа Маха приводится в литературе (Применение информации бортовых регистраторов для анализа режимов и динамики полета самолетов при расследовании летных происшествий и предпосылок к ним. Методическое пособие. Выпуск 5567. -1987);
Мист=М+Ma – истинное значение числа Маха;
М – значение числа Маха, регистрируемое СОК;
Ma(MI,II,III) – аэродинамическая поправка показаний датчика приемника воздушного давления (ПВД) для ПВД с одной, двумя или тремя камерами статического давления, номограммы определения которого приводятся в литературе (Применение информации бортовых регистраторов для анализа режимов и динамики полета самолетов при расследовании летных происшествий и предпосылок к ним. Методическое пособие. Выпуск 5667. -1987);
Hист = H+Hзап+Ha – барометрическая высота;
Н – высота полета, регистрируется СОК,
Hзап – поправка на запаздывание, определяют по формуле

где Pзап(H, Vy) – поправка на запаздывание давления, определяют по номограмме в литературе (Применение информации бортовых регистраторов для анализа режимов и динамики полета самолетов при расследовании летных происшествий и предпосылок к ним. Методическое пособие. Выпуск 5667. -1987),
Vy – вертикальная составляющая скорости ЛА, регистрируется СОК,
Ha(Ma, M, H) – аэродинамическая поправка, определяют по номограмме в литературе (Применение информации бортовых регистраторов для анализа режимов и динамики полета самолетов при расследовании летных происшествий и предпосылок к ним. Методическое пособие. Выпуск 5667. -1987).

Площадь крыла ЛАS приводится в ТО ЛА.

Производная коэффициента подъемной силы по углу атаки в связанной системе координат Cy(Mист) – приводится в ТО ЛА.

Скоростной напор воздушного потока q определяют по формуле

где H = 1.225(0.9985 – 0.092Hг + 0.00278 Hг 2 – 0.00002 Hг 3 – 0.0000002Hг 4) – плотность воздуха на данной высоте;
Нг=1-0,0001Нист – геопотециальная высота;
истинное значение скорости полета ЛА.

Значение вертикальной перегрузки ny регистрируется СОК.

С учетом приведенных выше формул выражение для определения угла атаки примет вид, представленный в конце описания.

Формула изобретения


Способ контроля точности юстировки неподвижной оси прицела в вертикальной плоскости, заключающийся в привязке во время полета связанной системы координат летательного аппарата (ЛА) к мишени, находящейся на Земле, осуществлении слежения за мишенью маневром летательного аппарата с фиксированным углом прицеливания и определении погрешности юстировки как разности между фиксированным углом прицеливания – нулем неподвижной оси – и расчетным углом прицеливания, определяемым на Земле по данным средств объективного контроля с использованием аналитической зависимости

где – текущий угол тангажа ЛА;
0 – угол тангажа ЛА в момент привязки к мишени;
*в – расчетный угол прицеливания;
аm – угол атаки ЛА;
D -текущая дальность до мишени;
D0 – начальная дальность до мишени,
отличающийся тем, что значение угла атаки аm определяется по формуле

где G – вес ЛА;
S- площадь поверхности крыла;
Cу – производная коэффициента подъемной силы по углу атаки в связанной системе координат;
q – скоростной напор воздушного потока;
ny – значение вертикальной перегрузки.

РИСУНКИ

Рисунок 1


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 31.01.2002

Номер и год публикации бюллетеня: 23-2003

Извещение опубликовано: 20.08.2003


Categories: BD_2187000-2187999