|
(21), (22) Заявка: 2000129301/06, 22.11.2000
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
22.11.2000
(45) Опубликовано: 20.08.2002
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
Тезисы докладов всесоюзной научной конференции. Методы и средства машинной диагностики газотурбинных двигателей и их элементов, т. 2 – Харьков, 1980, с. 221. RU 2098669 С1, 10.12.1997. SU 773314 А, 26.10.1980. US 4595340 А, 17.06.1986. DE 2606891 А, 23.09.1976.
Адрес для переписки:
614600, г.Пермь, Комсомольский пр-т, 93, ОАО “Авиадвигатель”, отдел защиты интеллектуальной собственности
|
(71) Заявитель(и):
Открытое акционерное общество “Авиадвигатель”
(72) Автор(ы):
Иноземцев А.А., Савенков Ю.С., Саженков А.Н., Трубников Ю.А.
(73) Патентообладатель(и):
Открытое акционерное общество “Авиадвигатель”
|
(54) СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПОМПАЖА КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
(57) Реферат:
Изобретение относится к области раннего обнаружения неустойчивой работы газотурбинного двигателя (ГТД), в частности помпажа компрессора, характеризуемого сильными низкочастотными колебаниями параметров потока в проточной части ГТД, и позволяет повысить быстродействие и достоверность диагностики помпажа компрессора ГТД за счет более раннего определения начальной стадии помпажа на основе информации о динамике изменения контролируемых параметров. В способе диагностики помпажа компрессора газотурбинного двигателя, включающем измерение яркостной температуры Т излучения поверхностей элементов конструкции газотурбинного двигателя, сравнение величины Т с ее пороговым параметром Тпорог, согласно изобретению дополнительно определяют величину производной первого порядка по времени яркостной температуры излучения dТ/d , сравнивают ее с пороговым параметром А и при превышении величин Т и dТ/d над Тпорог и А соответственно формируют сигнал о начале помпажа компрессора. 13 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к области раннего обнаружения неустойчивой работы газотурбинного двигателя (ГТД), в частности помпажа компрессора, характеризуемого сильными низкочастотными колебаниями параметров потока в проточной части ГТД.
Широко известны способы диагностики помпажа компрессоров ГТД, в которых контролируемыми параметрами служат, например, полное давление воздуха за компрессором высокого давления (Рквд), частоты вращения роторов высокого и низкого давлений (nвд, nнд) либо температура торможения газов за турбиной низкого давления (Ттнд) [1, 2, 3, 4].
В известных способах использован принцип измерения контролируемого параметра и/или его производных, относительной величины, сравнения фактической величины параметра и/или производных относительной величины с их предельно допустимыми (пороговыми) значениями, при превышении фактической величины над соответствующими пороговыми значениями подается сигнал критической ситуации, свидетельствующий о потере газодинамической устойчивости.
Однако известные способы не обеспечивают достаточно точное и своевременное обнаружение помпажа и необходимую достоверность выявления ранних стадий помпажа компрессора ГТД. В ряде случаев наблюдались ложные срабатывания противопомпажной системы (например, при отказах электропроводки датчиков двигателя, сбоев вычислительных устройств, работающих по однопараметрическим критериям выявления помпажа, поломки трубопровода подвода воздуха). Кроме того, как указано в [5], “момент времени, соответствующий началу регистрации падения полного давления неподвижным (типовым) датчиком давления, запаздывает по сравнению с моментом начала срыва на время, равное длительности провала” давления при срыве.
Наиболее близким к заявляемому является способ диагностики помпажа компрессора газотурбинного двигателя НК-8-2У с использованием методов оптической пирометрии с фиксацией текущей яркостной температуры излучения нагретой поверхности роторных лопаток турбины ГТД [6]. В известном способе диагностики с помощью оптического пирометра измеряли яркостную температуру излучения Т, сравнивали ее текущее значение с пороговым для заданной поверхности роторных лопаток турбины Тпорог, выше которого эксплуатация двигателя запрещена, тем самым подтверждали помпаж компрессора ГТД. В основе этого способа лежит чувствительность оптического пирометра к излучению высокотемпературных сажистых образований, неизбежно образующихся при помпаже и имеющих непрерывный спектр излучения, включая диапазон рабочих волн фотоприемника оптического пирометра.
Однако известный способ также не обладает достаточным быстродействием и достоверностью диагностики процесса помпажа из-за недостаточной динамики изменения параметра Т и возможного превышения Т над Тпорог в ситуациях, не связанных с помпажем компрессора (например, при кратковременном тепловом перегреве турбины из-за неудовлетворительной работы системы защиты турбины от перегрева). В ряде случаев, например, при помпаже на режиме “малый газ” параметр Т не достигает Тпорог при первом помпажном колебании, что приводит к несрабатыванию противопомпажной системы, а следовательно – к продолжению помпажа и возможной поломке компрессора, перегреву турбины, отказу двигателя в целом.
Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении быстродействия и достоверности диагностики помпажа компрессора ГТД за счет более раннего определения начальной стадии помпажа на основе информации о динамике изменения контролируемых параметров.
Сущность изобретения заключается в том, что в способе диагностики помпажа компрессора газотурбинного двигателя, включающем измерение яркостной температуры Т излучения поверхностей элементов конструкции газотурбинного двигателя, сравнение величины Т с ее пороговым параметром Тпорог, согласно изобретению, дополнительно определяют величину производной первого порядка по времени яркостной температуры излучения dT/d , сравнивают ее с пороговым параметром А, и при превышении величин Т и dT/d над Тпорог и А соответственно, формируют сигнал о начале помпажа компрессора.
Как следует из графиков а и б на фиг.1 к моменту достижения параметра Рк/ Рк, по которому ранее определяли помпажное состояние двигателя ПС-90А (точка D на графике 1а), параметр Т увеличивался на величину ~130oС за   0,07 с и был равным ~1060oС. Значение Т превысило Тпорог, при этом величина производной первого порядка по времени dT/d достигло значений 1770oС/сек. Как видно из графика 1в, динамика изменения параметра dT/d являлась более показательной. Величина dT/d для начального этапа помпажа составляет 1000oС/сек, что на порядок превосходит значение dT/d 100oС/сек, обычно наблюдаемое при штатных (беспомпажных) режимах работы ГТД, например, после резких увеличений режима работы, в том числе приемистостях “Малый газ – Максимальный режим” или иных динамических процессов, связанных с организацией максимальных избытков топлива в камеру сгорания. Такое различие в динамике позволяет безошибочно диагностировать начальный этап помпажа компрессора. Таким образом, критерий dT/d является более показательным, чем Т.
Элементами конструкции ГТД, с поверхности которых осуществляют измерение яркостной температуры Т, могут служить детали компрессора, камеры сгорания, а также турбины, а именно роторные лопатки турбины, и более конкретно – роторные лопатки турбины первой по потоку от камеры сгорания ступени компрессора.
Дополнительно, с целью повышения достоверности диагностики целесообразно осуществлять измерение параметра Т по меньшей мере на двух участках поверхности элемента ГТД, что исключает ложные срабатывания, например, при локальной неисправности камеры сгорания.
С целью еще большего повышения быстродействия дополнительно после определения величины dT/d осуществляют вычисление производной второго порядка d2T/d 2 (фиг.1г), сравнивают ее значение с соответствующим пороговым параметром В, а сигнал о начале помпажа формируют в случае, когда dT/d >А, и/или d2T/d 2>В, и/или Т>Тпорог, тем самым обеспечивая диагностику не только самого помпажа, но и предпомпажного состояния компрессора ГТД.
С целью выявления факта начала помпажа в более широком диапазоне режимов и для различных типов ГТД величину яркостной температуры излучения с поверхностей элементов конструкции газотурбинного двигателя корректируют согласно формуле: Тr=аТ+bdT/d , где Tr – скорректированная величина яркостной температуры; a, b – весовые коэффициенты, зависящие от типа двигателя, затем величину Tr сравнивают с соответствующим пороговым параметром С, при Тr>С формируют сигнал о начале помпажа.
Представленные на фиг.1а, в графики показывают, что для дополнительного повышения быстродействия и достоверности диагностики помпажа целесообразно дополнительно осуществлять измерение величины давления воздуха за компрессором Рк и величины производной первого порядка по времени dPк/d , сравнивать значение Рк с соответствующим пороговым параметром Е, а сигнал о начале помпажа формировать в случае, когда dPк/d >E и dT/d >A. При этом величина Е меньше, чем величина D на 30…70%.
Учет теплонапряженности ГТД при диагностике двигателя необходим также для повышения достоверности информации, для чего производные по времени и пороговые параметры корректируют в зависимости от теплонапряженности двигателя.
Наиболее точные результаты измерения яркостной температуры Т поверхностей элементов конструкции могут быть получены в случае использования фотоэлектрического приемника излучения, работающего в диапазоне волн излучения 0,2. . . 1,2 мкм, в котором чувствительным элементом служит преимущественно кремниевый фотодиод.
Предлагаемый способ позволяет диагностировать помпаж раньше на 0,02-0,06 сек, чем по известным способам. Этот фактор является решающим при помпажных частотах 8…20 Гц, как обеспечивающий более раннюю диагностику помпажа компрессора.
Изобретение иллюстрируется следующими фигурами.
На фиг. 1 а, б, в, г, представлены графики зависимости величин контролируемых параметров соответственно Рк, Т, dT/d , d2Т/d 2 от времени ( ) для двигателя ПС-90А.
На фиг. 2 показана структурная схема, реализующая предлагаемый способ диагностики согласно п.1 формулы изобретения.
Блок 1 представляет собой дифференцирующий блок, на вход которого поступает сигнал о величине параметра Т, измеряемого оптическим пирометром. В блоке 1 осуществляется вычисление первой производной по времени параметра Т (dT/d ).
Блок 2 представляет собой блок сравнения, который осуществляет сравнение текущего значения Т с его пороговым параметром Тпорог.
В блоке 3 осуществляется сравнение текущего значения dT/d с параметром А, представляющим собой пороговое значение параметра dT/d при помпаже двигателя.
Логический блок 3 работает по схеме “И”. При одновременном наличии на двух входах блока 4 сигналов, поступающих с блоков 2 и 3, на выходе блока 4 формируется сигнал, соответствующий состоянию помпажа компрессора двигателя.
Способ диагностики помпажа компрессора ГТД осуществляется следующим образом.
Диагностику проводили на двухроторном газотурбинном авиационном двигателе ПС-90А в натурных условиях (R=16000 кгс; к=32; Tсa=1640 К; m=5,2). Двигатель был оборудован двумя оптическими пирометрами типа ОПП-94К-1,25. Принцип и технология работы пирометра на двигателе ПС-90А основаны на восприятии и преобразовании теплового излучения нагретых лопаток первой ступени ротора турбины высокого давления в электрический сигнал. Область спектральной чувствительности фотоприемника (кремниевого фотодиода типа ФД-8К) пирометра составляет 0,4…1,1 мкм.
Помпажи задавались: – перепуском воздуха на вход в одну из промежуточных ступеней компрессора, – при ветре в сопло со скоростью, превышающей допустимые эксплутационные нормы и т.д.
При резком изменении режима работы двигателя оптический пирометр фиксирует яркостную температуру излучения Т, сигнал о величине Т из блока 1 поступает на вход блока 2, где осуществляется сравнение текущего значения Т с параметром Тпорог. Дифференцирующий блок 1 осуществляет вычисление производной первого порядка dT/d и выдает сигнал на вход блока сравнения 3, в котором идет сравнение текущего значения dT/d с пороговым параметром А, определенным для данного типа двигателя ПС-90А ( 1700oС/сек). В случае превышения текущих значений параметров Т и dT/d над их пороговыми параметрами сигналы поступают на вход логического блока 4 “И”, который при их наличии посылает сигнал, соответствующий состоянию помпажа компрессора двигателя.
Эта операция осуществляется за время ~0,02…0,04 сек, что является достаточным для принятия решений о предотвращении помпажа компрессора.
Источники информации 1. Автоматический контроль и диагностика систем управления силовыми установками летательных аппаратов, Москва. “Машиностроение”, 1989, стр. 102.
2. Патент РФ 2098668, F 04 D 27/02, 1998 г.
3. Патент WО 9634207, F 04 D 27/02, 1996 г.
4. Патент US 5402632, F 02 С 9/16, 1995 г.
5. Нестационарные явления в турбомашинах (численное моделирование и эксперимент). Под общей редакцией д.т.н., профессора В.Г. Августиновича, Екатеринбург, 1999, стр. 242.
6. Тезисы докладов всесоюзной научной конференции. Методы и средства машинной диагностики газотурбинных двигателей и их элементов, т. 2, Харьков, октябрь, 1980, стр. 221.
Формула изобретения
1. Способ диагностики помпажа компрессора газотурбинного двигателя, включающий измерение яркостной температуры Т излучения поверхностей элементов конструкции газотурбинного двигателя, сравнение величины Т с ее пороговым параметром Тпорог, отличающийся тем, что дополнительно определяют величину производной первого порядка по времени яркостной температуры излучения dT/d , сравнивают ее с пороговым параметром А и при превышении величин Т и dT/d над Тпорог и А соответственно формируют сигнал о начале помпажа компрессора.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что измерение яркостной температуры излучения Т осуществляют с поверхностей деталей турбины.
3. Способ по п.2, отличающийся тем, что измерение яркостной температуры осуществляют с поверхности роторной лопатки турбины.
4. Способ по п.3, отличающийся тем, что измерение яркостной температуры осуществляют с поверхности роторной лопатки первой по потоку от камеры сгорания ступени турбины.
5. Способ по п.1, отличающийся тем, что измерение яркостной температуры осуществляют с поверхностей деталей камеры сгорания.
6. Способ по п.1, отличающийся тем, что измерение яркостной температуры осуществляют с поверхностей деталей компрессора.
7. Способ по п.1, отличающийся тем, что измерение яркостной температуры излучения осуществляют с двух и более участков поверхности элемента конструкции газотурбинного двигателя.
8. Способ по п.1, отличающийся тем, что дополнительно после определения величины dT/d осуществляют вычисление производной второго порядка d2T/d 2, сравнивают ее значение с соответствующим пороговым параметром В, а сигнал о начале помпажа формируют в случае, когда dT/d >A, и/или d2T/d 2>B, и/или Т>Тпорог.
9. Способ по п.1, отличающийся тем, что величину яркостной температуры излучения с поверхностей элементов конструкции газотурбинного двигателя корректируют согласно формуле Тr=aT+bdT/d , где Тr – скорректированная величина яркостной температуры; а, b – весовые коэффициенты, зависящие от типа двигателя, затем величину Tr сравнивают с соответствующим пороговым параметром С, при Tr>C формируют сигнал о начале помпажа.
10. Способ по п. 1, отличающийся тем, что дополнительно осуществляют измерение величины давления воздуха за компрессором Рк, определяют величину производной первого порядка по времени dPк/d , сравнивают ее значение с соответствующим пороговым параметром Е, а сигнал о начале помпажа формируют в случае, когда dPк/d >Е и dТ/d >A.
11. Способ по пп.1-10, отличающийся тем, что весовые коэффициенты, производные по времени и/или пороговые параметры корректируют в зависимости от теплонапряженности двигателя.
12. Способ по п.1, отличающийся тем, что измерение яркостной температуры излучения осуществляют в диапазоне волн излучения 0,2-1,2 мкм.
13. Способ по п.12, отличающийся тем, что измерение яркостной температуры излучения осуществляют фотоэлектрическим или тепловым приемником излучения.
14. Способ по п.13, отличающийся тем, что в качестве чувствительного элемента фотоэлектрического приемника излучения используют преимущественно кремниевый фотодиод.
РИСУНКИ
QB4A Регистрация лицензионного договора на использование изобретения
Лицензиар(ы): Открытое акционерное общество “Авиадвигатель”
Вид лицензии*: НИЛ
Лицензиат(ы): ОАО “Пермский моторный завод”
Договор № РД0004722 зарегистрирован 06.12.2005
Извещение опубликовано: 20.02.2006 БИ: 05/2006
* ИЛ – исключительная лицензия НИЛ – неисключительная лицензия
QZ4A – Регистрация изменений (дополнений) лицензионного договора на использование изобретения
Лицензиар(ы): Открытое акционерное общество “Авиадвигатель”
Вид лицензии*: НИЛ
Лицензиат(ы): Открытое акционерное общество “Пермский моторный завод”
Характер внесенных изменений (дополнений):
Из предмета договора РД0004722 исключены патенты на изобретения  2187023, 2193678, 2198311, 2199680, 2204723, 2211337, 2220285, 2225945, 2227232, 2230195. Изменены порядок оплаты и размер вознаграждения.
Дата и номер государственной регистрации договора, в который внесены изменения:
06.12.2005 № РД0004722
Извещение опубликовано: 7.08.2010 БИ: 24/2010
* ИЛ – исключительная лицензия НИЛ – неисключительная лицензия
|
|