Патент на изобретение №2187024

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2187024 (13) C2
(51) МПК 7
F04D25/08
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.04.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2000123672/06, 14.09.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

14.09.2000

(45) Опубликовано: 10.08.2002

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
Объект 172 М. /Техническое описание и инструкция по эксплуатации, кн. 2-я. – М.: Воениздат МО СССР, 1975. RU 2121082 С1, 27.10.1998. RU 2080489 С1, 27.05.1997. RU 2080492 С1, 27.05.1997. DE 3531555 С1, 12.02.1987. DE 3427565 А1, 06.02.1986. GB 1263367 А, 09.02.1972. FR 2570445 А1, 21.03.1986.

Адрес для переписки:

622051, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, Восточное ш., 28, ГУП “ПО “Уралвагонзавод”, Рук. патентной службы Н.А.Белову

(71) Заявитель(и):

Государственное унитарное предприятие “Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения”,
Государственное унитарное предприятие “Производственное объединение “Уралвагонзавод” им. Ф.Э.Дзержинского

(72) Автор(ы):

Вавилонский Э.Б.,
Домнин В.Б.,
Куракса О.А.,
Неволин В.М.,
Наумов М.Л.,
Малых Н.А.,
Андронов В.А.,
Белов Н.А.,
Григурко В.В.,
Тыкало А.С.

(73) Патентообладатель(и):

Государственное унитарное предприятие “Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения”,
Государственное унитарное предприятие “Производственное объединение “Уралвагонзавод” им. Ф.Э.Дзержинского

(54) ВЕНТИЛЯТОРНАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ


(57) Реферат:

Изобретение относится к вентиляторным системам охлаждения (СО) силовых установок с разомкнутым воздушным трактом СО, особенностью которых является отсутствие условий для организации осесимметричного потока воздуха на входе в рабочее колесо вентиляторной установки (ВУ) и достаточных объемов в моторно-трансмиссионных отделениях (МТО) для построения полнопрофильных устройств выпуска воздуха в атмосферу. Сущность изобретения заключается в том, что в системе охлаждения, содержащей стеллаж с радиаторами и вентиляторную установку, установленную наклонно в кормовой части МТО в криволинейном участке всасывающей сети с верхним расположением радиаторов и наличием экранирующих элементов на входе воздуха в ВУ, состоящей из центробежного рабочего колеса с листовыми лопатками, загнутыми назад, с относительным диаметром входа До/Д= 0,85…0,875; входного направляющего аппарата – неподвижной сегментной решетки с центральным углом 180-210o, установленного в верхней части ВУ, сваренной из трех направляющих колец – однополостных гиперболоидов вращения, мнимые оси которых совмещены с осью вращения рабочего колеса, отношение диаметров горловин окружностей к наружному диаметру рабочего колеса Д составляют соответственно 0,8-0,82; 0,74-0,76; 0,62-0,64, выходная кромка верхнего кольца решетки выполнена одинакового диаметра с максимальным диаметром входных кромок лопаток, а образующиеся два криволинейных канала выполнены с постоянным сечением и отношение площадей проходных сечений верхнего канала к нижнему составляет 1:2; корпуса вентиляторной установки постоянной ширины В с неполным раскрытием спирали, ступенчатым диффузором на выходе, отношением площадей выходного сечения корпуса к входному сечению ВУ 1,3-1,35, выходные кромки лопаток центробежного рабочего колеса загибают в сторону вращения колеса на участке относительной длины L=L/Д=0,05-0,075 от выходных кромок, сохраняя угол выхода <90o; выдерживают отношение ширины рабочего колеса b2 к внешнему диаметру колеса Д, равным b2/Д=0,19-0,23, а отношение ширины колеса b2 к ширине корпуса В выполняют равным b2/В=0,51-0,58. Реализация изобретения обеспечивает прирост производительности вентиляторной установки на 12%, повышение статического КПД вентиляторной установки с 16-18% до 24%. 1 ил., 1 табл.


Изобретение относится к вентиляторным системам охлаждения (СО) с разомкнутым воздушным трактом СО, особенностью которых является отсутствие условий для организации осесимметричного потока воздуха на входе в рабочее колесо вентиляторной установки (ВУ) и достаточных объемов в моторно-трансмиссионных отделениях (МТО) для построения полнопрофильных устройств выпуска воздуха в атмосферу.

Изобретение, главным образом, может быть использовано в вентиляторных системах охлаждения военно-гусеничных машин (ВГМ), особенно танков отечественного производства с дизельными силовыми установками.

Большая часть существующего парка ВГМ с дизельными двигателями выполнена с вентиляторными системами охлаждения.

Все зарубежные танки с дизельными силовыми установками превосходят отечественные танки по высоте и объемам МТО, что видно из таблицы [см. Теория и конструкция танков, т. 4 под редакцией П.П.Исакова, М.: Машиностроение, 1984].

В силу этого при размещении вентиляторной установки в МТО зарубежных танков нет затруднений в организации нормальных условий подвода к рабочему колесу и выпуску его в атмосферу, что решается путем создания канализированных воздушных трактов. Организация канализированных воздушных трактов систем охлаждения вынуждается также необходимостью, т.к. на зарубежных танках применяются вентиляторные установки, особенно чувствительные к сопротивлениям на линии всасывания (это относится к осевым вентиляторным установкам танков Челленджер, Валиент, М60А1) или на линии нагнетания (это относится к центробежному вентилятору с лопатками, загнутыми вперед на немецком танке “Леопард-2”).

Поэтому вентиляторные системы охлаждения зарубежных танков не имеют с предлагаемым изобретением сходных признаков.

Наиболее близким аналогом-прототипом изобретения являются вентиляторные системы охлаждения дизельных силовых установок отечественных танков типа Т-72 и инженерных машин на их базе [Объект 172М “Техническое описание и инструкция по эксплуатации”, книга вторая, М.: Воениздат МО СССР, 1975], имеющие с изобретением следующие сходные признаки:
– стеллаж с установленными в него радиаторами,
– вентиляторную установку системы охлаждения, установленную наклонно в кормовой части МТО в криволинейном участке всасывающей сети с верхним расположением стеллажа с радиаторами и наличием экранирующих элементов, близко расположенных от входного устройства (ВХ), содержащую:
– центробежное рабочее колесо с листовыми лопатками, загнутыми назад, с относительным диаметром входа Д0/Д=0,85…0,875;
– входной направляющий аппарат (ВНА) – неподвижная сегментная решетка с центральным углом 180. ..210o, установленная в верхней части вентиляторной установки, выполненная из трех направляющих колец – однополостных гиперболоидов вращения [М.Я.Выгодский. Справочник по высшей математике. М.: Госиздат физ. математ. литературы, издание 6-е, 1962], мнимые оси которых совмещены с осью вращения рабочего колеса, отношение диаметров горловин окружностей Дг1, Дг2, Дг3 к наружному диаметру рабочего колеса Д составляют соответственно 0,8. . .0,82; 0,74…0,76; 0,62…0,64; выходная кромка верхнего кольца решетки имеет одинаковый диаметр с максимальным диаметром входных кромок лопаток Д1, а образующиеся два криволинейных канала выполнены постоянным сечением и отношение площадей проходных сечений верхнего канала к нижнему составляет 1:2;
– корпус вентиляторной установки постоянной ширины В с неполным раскрытием спирали, ступенчатым диффузором на выходе, отношением площадей выходного сечения корпуса к входному сечению ВУ составляет 1,3…1,35.

Аэродинамические характеристики центробежного рабочего колеса вентилятора с лопатками, загнутыми назад, установленного за пакетом радиаторов большого фронта на линии всасывания, менее чувствительны по сравнению с другими типами колес вентиляторов к искажению правильной геометрической формы спирального корпуса ВУ.

Конструкция прототипа имеет следующие недостатки:
– вектор относительной скорости потока воздуха на входе в лопатки на большей части поворота колеса образует с входными кромками отрицательные углы атаки, вызванные плохим наполнением колеса из-за крутого поворота потока на участке от радиаторов к ВХ;
– близкое расположение экранирующих элементов МТО от входа в ВУ также вызывает неравномерность полей скоростей и давлений воздуха на входе в рабочее колесо, ухудшая аэродинамические показатели вентиляторной установки.

Задачей изобретения является повышение производительности и КПД вентиляторной установки за счет оптимизации геометрических размеров ВУ в условиях ее работы в криволинейном канале воздушного тракта МТО при наличии близко расположенных экранирующих элементов от входного устройства вентиляторной установки.

Указанная задача решается за счет применения совокупности новых существенных признаков, характеризующих сущность заявляемого изобретения:
1. В отличие от прототипа системы охлаждения центробежное рабочее колесо вентилятора с лопатками, загнутыми назад, выполнено с изменением профилей межлопаточных каналов. При этом выходные кромки лопаток на участке относительной длины L/Д= 0,05. . .0,075 выполнены с плавным загибом в сторону вращения до 2=62o<90o. Полученное приращение производительности вентиляторной установки оптимизирует условия набегания потока воздуха на входные кромки.

2. Отношение ширины рабочего колеса вентилятора b2 к внешнему диаметру колеса Д выполнено равным b2/Д=0,19…0,23.

Выбор оптимального отношения b2/Д является компромиссом между шириной колеса и расстоянием до экранирующего элемента на входе в ВУ.

3. Также оптимизировано отношение ширины колеса b2 к ширине корпуса В, которое составило b2/В=0,51…0,58.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором схематично показана вентиляторная система охлаждения силовой установки, состоящая из:
1 – стеллажа с установленными в него радиаторами и вентиляторной установки, содержащей:
2 – корпус вентиляторной установки;
3 – входной направляющий аппарат (ВНА);
4 – центробежное рабочее колесо;
а также
5 – экранирующих элементов конструкции МТО на входе в вентиляторную установку.

На разрезе Б-Б изображено центробежное рабочее колесо вентиляторной установки с профилями лопаток, заявляемыми в изобретении.

Условные обозначения вентиляторной установки соответствуют общепринятым в технической литературе [Т.С.Соломахова, К.В.Чебышева. Центробежные вентиляторы. Справочник, М.: Машиностроение, 1980].

Д – наружный диаметр колеса;
Д0 – диаметр входного отверстия вентиляторной установки;
Д1 – диаметр входных кромок вентилятора;
Дг1, Дг2, Дг3 – диаметры горловин направляющих колес;
b2 – ширина колеса на выходе;
В – ширина корпуса вентиляторной установки;
L/Д – относительная длина лопатки от выходной кромки до начала загиба в сторону вращения колеса,
1 и 2– углы входа и выхода лопаток;
Относительный диаметр входа Д0/Д.

В результате реализации этих новых существенных признаков, характеризующих изобретение и являющихся отличительными от прототипа, на экспериментальном образце вентиляторной системы охлаждения достигнут следующий технический результат:
– прирост производительности вентиляторной установки составил 12%;
– статический КПД вентиляторной установки повысился с 16…18% до 24%.

Формула изобретения


Вентиляторная система охлаждения силовой установки, содержащая стеллаж с радиаторами и вентиляторную установку (ВУ), установленную наклонно в кормовой части моторно-трансмиссионного отделения (МТО) в криволинейном участке всасывающей сети с верхним расположением радиаторов и наличием экранирующих элементов на входе воздуха в ВУ, состоящую из центробежного рабочего колеса с листовыми лопатками, загнутыми назад, с относительным диаметром входа о/Д= 0,85-0,875; входного направляющего аппарата – неподвижной сегментной решетки с центральным углом 180-210o, установленного в верхней части вентиляторной установки, сваренной из трех направляющих колец – однополостных гиперболоидов вращения, мнимые оси которых совмещены с осью вращения рабочего колеса, отношение диаметров горловин окружностей к наружному диаметру рабочего колеса Д составляют соответственно 0,8-0,82; 0,74-0,76; 0,62-0,64, выходная кромка верхнего кольца решетки выполнена одинакового диаметра с максимальным диаметром входных кромок лопаток, а образующиеся два криволинейных канала выполнены с постоянным сечением и отношение площадей проходных сечений верхнего канала к нижнему составляет 1:2; корпуса вентиляторной установки постоянной ширины В с неполным раскрытием спирали, ступенчатым диффузором на выходе, отношением площадей выходного сечения корпуса к входному сечению ВУ 1,3-1,35, отличающаяся тем, что выходные кромки лопаток центробежного рабочего колеса на участке относительной длины L=L/Д=0,05-0,075 выполнены с плавным загибом в сторону вращения колеса, при этом угол выхода лопаток выполнен <90o; отношение ширины рабочего колеса b2 к внешнему диаметру колеса Д составляет b2/Д=0,19-0,24; отношение ширины колеса b2 к ширине корпуса В b2/B=0,51-0,58.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2


Изменения:

Зарегистрирован переход исключительного права без заключения договора
Дата и номер государственной регистрации перехода исключительного права: 13.01.2010/РП0000470
Патентообладатель: Открытое акционерное общество «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского; Государственное унитарное предприятие «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения» (RU)
Прежний патентообладатель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Уралвагонзавод» им. Ф.Э.Дзержинского

Номер и год публикации бюллетеня: 22-2002

Извещение опубликовано: 7.02.2010 БИ: 06/2010


PC4A Государственная регистрация перехода исключительного права без заключения договора

Дата и номер государственной регистрации перехода исключительного права: 29.12.2010 № РП0001197

Лицо(а), исключительное право от которого(ых) переходит без заключения договора:

Государственное унитарное предприятие “Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения”

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “Научно-производственная корпорация “Уралвагонзавод” имени Ф.Э. Дзержинского”,
Открытое акционерное общество “Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения”

Дата публикации: 10.02.2011


Categories: BD_2187000-2187999