Патент на изобретение №2187009
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ДВУХКАМЕРНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ВАРИАНТЫ)
(57) Реферат: Двухкамерный турбореактивный двигатель содержит входное устройство, компрессор, турбину, основную камеру сгорания, расположенную между компрессором и турбиной, и эжекторное сопло. Эжекторное сопло состоит из первичного (внутреннего) сопла, соединенного с компрессором каналом с расположенной внутри последнего дополнительной камерой сгорания, и вторичного (наружного) сопла, соединенного с турбиной каналом, внутри которого расположена форсажная камера сгорания. Степень понижения давления на турбине в 2-2,5 раза меньше степени сжатия воздуха в компрессоре: 15-20. При другом варианте выполнения двухкамерного турбореактивного двигателя давления в основной и дополнительной камерах одинаковы. Наружное сопло выполнено сверхзвуковым. Срез внутреннего сопла располагается внутри расширяющейся части наружного сопла. Изобретение позволяет уменьшить удельную массу двигателя. 2 с. и 1 з.п. ф-лы, 7 ил. Изобретение относится к авиадвигателестроению. Известны одноконтурные турбореактивные (ТРД) двигатели (Теория и расчет ВРД. Под ред. С.М. Шляхтенко, Москва, Машиностроение, 1987, стр. 16, рис. 1.1). Двигатели имеют повышенные удельные расходы топлива, что обусловлено высокой температурой газа, истекающего из сопла. Известны двухконтурные ТРД (SU, 312328, 1941 г.). Двигатели имеют увеличенную площадь миделя (из-за наличия низконапорного вентилятора) и, как следствие, увеличенную удельную массу. Известны форсированные ТРД (Теория и расчет ВРД. Под ред. С.М. Шляхтенко, Москва, Машиностроение, 1987, стр. 16-17, рис. 1.2, 1.4). Двигатели имеют пониженный (из-за пониженного давления в форсажной камере) термический к.п.д. Известны двухконтурные ТРД с форсированием по наружному контуру (Ю.Н. Нечаев, P.M. Федоров. Теория авиационных ГТД, часть 2, Москва, Машиностроение, 1978, стр.232, рис. 17.3 (б)). Двигатели имеют пониженный термический к. п. д. , дозвуковые сопла. В целом, двигатели с форсированием по наружному контуру уступают своему аналогу – двухконтурному ТРД с общей камерой смешения (менее экономичные и менее скоростные). Известен турбореактивный двигатель с отбором воздуха из-за компрессора (Патент GB 1201526, МПК F 02 К 3/02, 1970), в котором используется дополнительная камера сгорания, расположенная в затурбинном пространстве, для создания дополнительной тяги. Недостатком двигателя является высокий удельный расход топлива на крейсерских режимах работы двигателя, что является следствием высоких тепловых потерь при истечении газа в атмосферу (температура истекающих газов не может быть ниже температуры газов за турбиной). Известны звуковые газовые эжекторы (Т.Н. Абрамович. Прикладная газовая динамика, Москва, Наука, 1976, стр. 487, рис.9.4). Известны сверхзвуковые газовые эжекторы (Т. Н. Абрамович. Прикладная газовая динамика, Москва, Наука, 1976, стр. 534, рис.9.22). Наиболее близкими аналогами изобретения являются: 1. Турбореактивный двигатель с отбором воздуха из-за компрессора (Патент GB 1201526, МПК F 02 К 3/02, 1970). 2. Двухконтурный ТРД с форсированием по наружному контуру (Ю.Н. Нечаев, P.M. Федоров. Теория авиационных ГТД, часть 2, Москва, Машиностроение, 1978, стр.232, рис. 17.3(б)). Целью изобретения является улучшение удельных (тяга, расход топлива, масса) характеристик двигателя. Поставленная цель достигается тем, что воздух за компрессором известного ТРД, у которого степень понижения давления на турбине в 2-2,5 раза меньше степени сжатия воздуха в компрессоре, величина которой 15-20, делится на два потока, каждый из которых направляется в камеру сгорания (основную и дополнительную) и далее в эжекторное сопло. При этом часть энергии одного из потоков расходуется на механическую работу (привод компрессора). Сущность изобретения состоит в том, что турбореактивный двигатель имеет два взаимосвязанных термодинамических цикла с подводом тепла при равных давлениях и общее сверхзвуковое сопло, в котором смешение газов либо отсутствует, либо происходит на укороченном сверхзвуковом участке общего сопла. Наличие двух термодинамических циклов позволяет в наибольшей степени реализовать термодинамические возможности получения максимальной свободной работы тепловой машиной при наличии двух основных ограничений: по температуре газа перед лопатками турбины и теплотворной способности топлива. Взаимосвязь циклов (изменение соотношения работ), обеспечиваемая количественными показателями степеней расширения газа на турбине и сжатия воздуха в компрессоре, позволяет получать широкий диапазон удельных параметров двигателя. Равенство давлений позволяет использовать общий компрессор и обеспечить высокий термический к. п.д. для обоих циклов. Общее сопло с газодинамическим разделением потоков позволяет обеспечить многорежимность. а отсутствие смешения между потоками – минимальные потери. Изобретение реализуется посредством схем (фиг. 1, 2, 3). Важными свойствами схем являются: 1. Возможность получения высоких удельных тяг (более 110 кг ![]() ![]() ![]() на фиг.2 – схема турбореактивного двигателя; на фиг.3 – схема турбореактивного двигателя; на фиг. 4 – зависимость тяги от скорости полета; на фиг.5 – зависимость удельного расхода топлива от скорости полета; на фиг. 6 – зависимость коэффициента тяги от скорости полета; на фиг. 7 – зависимость общего к.п.д. от скорости полета. Турбореактивный двигатель (фиг. 1) состоит из входного устройства 1, компрессора 2, основной камеры сгорания 3, турбины 4, дополнительной камеры сгорания 5, эжекторного сопла 6. При этом эжекторное сопло 6 – сверхзвуковое с регулируемым вторичным (внешним) соплом и нерегулируемым первичным (внутренним) соплом. Основная камера сгорания 3 расположена между компрессором 2 и турбиной 4, а дополнительная камера сгорания 5 расположена внутри канала, проходящего через вал двигателя и соединяющего компрессор с входом в первичное сопло. Вторичное сопло соединено с турбиной каналом. Работа двигателя осуществляется следующим образом. Воздух из атмосферы через входное устройство 1 поступает в компрессор 2 для сжатия. Сжатый до заданного давления воздух делится на два потока. Первый поток поступает в основную камеру сгорания 3, куда одновременно через форсунки впрыскивается мелкораспыленное топливо. Образующийся в результате сгорания газ поступает на турбину 4, которая приводит во вращение компрессор 2. Выходящий из турбины газ поступает с дозвуковой скоростью во вторичное сопло. Второй поток через канал внутри вала поступает в дополнительную камеру сгорания 5, куда одновременно через форсунки впрыскивается мелкораспыленное топливо. Образовавшийся в результате сгорания газ истекает со звуковой (сверхзвуковой) скоростью из первичного во вторичное сопло. В дозвуковой части вторичного сопла первый и второй потоки движутся параллельно с ускорением, практически, не перемешиваясь (Г.Н. Абрамович. Прикладная газовая динамика, Москва, Наука, 1976, стр. 491, рис.9.7 (б)). В критическом сечении скорость первого потока достигает скорости звука, после чего начинается смешение потоков. На срезе сверхзвукового сопла скорость истечения обоих потоков достигает максимального значения, что создает высокую удельную тягу. Потери давления от смешения потоков минимальны, поскольку смешение происходит на коротком участке (расширяющаяся часть наружного сопла), и, практически, можно считать, что потоки движутся независимо. Теоретические исследования, выполненные автором, показывают, что удельные параметры двухкамерного ТРД (Rуд – удельная тяга. Суд – удельный расход топлива) могут быть оценены по отношению к аналогичным удельным параметрам однокамерного ТРД соотношениями: ![]() ![]() где Rуд трд – удельная тяга ТРД, Суд трд – удельный расход топлива ТРД, Тг1* – температура газа в основной камере сгорания, Тг2* – температура газа в дополнительной камере сгорания. Оптимальная степень сжатия двухкамерного ТРД определяется как: Порt=(0,95-0,97) ![]() где Порtтрд – оптимальная степень сжатия ТРД. Анализ представленных соотношений показывает: 1. Удельная тяга и удельный расход топлива в двухкамерном ТРД изменяются, практически, пропорционально (Tг1* const, Tг2*= var). 2. Максимальная удельная тяга двухкамерного ТРД выше максимальной удельной тяги ТРД приблизительно в ![]() ![]() ![]() ![]() – при выключенной дополнительной камере сгорания: Rуд=68 [дан ![]() ![]() – при работающей дополнительной камере сгорания: Ryд=110 [дaн ![]() ![]() Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 22.02.2004
Извещение опубликовано: 7.05.2005 БИ: 15/2005
|
||||||||||||||||||||||||||