Патент на изобретение №2186990

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2186990 (13) C2
(51) МПК 7
F01D1/00, F01D25/16
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.04.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 99127164/06, 29.12.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

29.12.1999

(45) Опубликовано: 10.08.2002

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
PD 34.30.506-90. Методические указания по нормализации тепловых расширений цилиндров паровых турбин тепловых электр останций. – М.: ВТИ им. Ф.Э. Дзержинского, 1991. SU 1114803 А, 23.08.1984. SU 836372 А, 07.06.1981. SU 1390379 А1, 23.04.1988. GB 1105658 А, 14.07.1965. GB 1137272 А, 23.07.1965. ЕР 0374645 A1, 27.06.1990.

Адрес для переписки:

194021, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 24, АООТ “НПО ЦКТИ”

(71) Заявитель(и):

Акционерное общество открытого типа “Научно-производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического оборудования им. И.И.Ползунова”

(72) Автор(ы):

Шаргородский В.С.,
Хоменок Л.А.,
Николаев А.Г.

(73) Патентообладатель(и):

Акционерное общество открытого типа “Научно-производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического оборудования им. И.И.Ползунова”

(54) МНОГОЦИЛИНДРОВАЯ ТУРБИНА


(57) Реферат:

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано при проектировании многоцилиндровых турбин. Многоцилиндровая турбина включает цилиндры высокого, среднего и низкого давлений, опирающиеся лапами на поперечные шпонки, закрепленные на корпусах подшипников, установленных на фундаментных рамах, и тяги-толкатели. Тяги-толкатели выполнены с возможностью передачи части осевого усилия и установлены между фланцами горизонтального разъема или торцами лап. А поперечные шпонки выполнены разрезными и установлены в шпоночных пазах лап с заданными величинами зазоров, обращенных к соответствующим цилиндрам. Такое выполнение турбины позволяет повысить ее надежность. Данное соединение корпусов цилиндров, имеющее в шпоночном узле подвижные элементы, поворачивающиеся в соответствии с перемещением лапы корпуса цилиндра, улучшает скольжение лапы по шпонке, уменьшая силы трения при всех режимах работы турбины, включая пусковые и остановочные режимы, и обеспечивает более свободное перемещение корпусов цилиндров и подшипников турбины. Кроме того, тяги-толкатели, закрепленные в торцах лап и связывающие корпуса цилиндров, воспринимают часть нагрузки от сил трения, частично разгружая шпоночные соединения, не вызывая деформаций стенок корпусов цилиндров и опрокидывающих моментов в корпусах подшипников. 2 ил.


Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано при проектировании многоцилиндровых турбин.

Известны конструкции многоцилиндровых турбин, включающие цилиндры высокого, среднего и низкого давлений, между лапами которых и корпусами подшипников установлены поперечные шпонки, фиксирующие осевые расстояния между цилиндрами и подшипниками (отчет НПО ЦКТИ “Создание и экспериментальная отработка на стендах НПО ЦКТИ головного образца силоизмерительного устройства для промышленного использования силового взаимодействия мощных паровых турбин”, 042818/0-10084).

Недостатком известных конструкций многоцилиндровых турбин является то, что при эксплуатации турбин большой мощности возникают температурные расширения цилиндров, что приводит к неполадкам, вызванным затрудненным перемещением корпусов подшипников по фундаментным рамам.

Известны конструкции многоцилиндровых турбин, включающие цилиндры высокого, среднего и низкого давлений, в которых соединение корпусов цилиндров и подшипников осуществляется с помощью монолитных шпонок и тяг-толкателей, расположенных между корпусом цилиндра и корпусом подшипника, либо между торцевыми стенками корпусов цилиндров (РД 34 “Методические указания по нормализации тепловых расширений паровых турбин тепловых электростанций”, Москва, 1990, ВТИим. Дзержинского – прототип).

Недостатком известных конструкций является то, что неравномерный прогрев элементов корпусов цилиндров турбины (фланцев и стенок) вызывает деформации корпусных элементов, приводящие к заклиниванию лап на монолитных призматических поперечных шпонках, к возникновению моментов, разворачивающих корпуса подшипников, их ухудшенному перемещению или отрыву от фундаментных рам, кроме того, при передаче осевого усилия от торцевой стенки корпуса цилиндра к корпусу подшипника возникает момент, опрокидывающий корпус подшипника, что также способствует его ухудшенному перемещению или отрыву; а также передача осевого усилия от торцевой стенки корпуса одного цилиндра к другому вызывает деформации стенок корпусов цилиндров, что приводит к нерасчетному приложению сил и возникновению разворачивающего корпус подшипника момента.

Заявленное решение позволяет повысить надежность эксплуатации многоцилиндровых турбин на переменных режимах за счет улучшения перемещения опорных элементов цилиндров при изменении теплового состояния цилиндров и уменьшения величин деформаций корпусов подшипников.

Предлагаемое соединение корпусов цилиндров, имеющее в шпоночном узле подвижные элементы, поворачивающиеся в соответствии с перемещением лапы корпуса цилиндра, улучшает скольжение лапы по шпонке, уменьшая силы трения при всех режимах работы турбины, включая пусковые и остановочные режимы, и обеспечивает более свободное перемещение корпусов цилиндров и подшипников турбины. Кроме того, тяги-толкатели, закрепленные в торцах лап, связывающие корпуса цилиндров, воспринимают часть нагрузки от сил трения, частично разгружая шпоночные соединения, не вызывая деформаций стенок корпусов цилиндров и опрокидывающих моментов в корпусах подшипников.

Предложена многоцилиндровая турбина, включающая цилиндры высокого, среднего и низкого давлений, опирающиеся лапами на поперечные шпонки, закрепленные на корпусах подшипников, установленных на фундаментных рамах, и тяги-толкатели, выполненные с возможностью передачи части осевого усилия и установленные между фланцами горизонтального разъема или торцами лап, при этом поперечные шпонки выполнены разрезными и установлены в шпоночных пазах лап с заданными величинами зазоров, обращенных к соответствующим цилиндрам.

Изобретение иллюстрируется чертежом, где на фиг.1 показана многоцилиндровая турбина, на фиг.2 – соединение корпусов цилиндров турбины между собой и с корпусами подшипников.

Многоцилиндровая турбина включает цилиндры высокого 1, среднего 2 и низкого 3 давления, опирающиеся лапами 4 на поперечные шпонки 5, закрепленные на корпусах подшипников 6, установленных на фундаментных рамах 7, и тяги-толкатели 8, выполненные с возможностью передачи части осевого усилия. Тяги-толкатели 8 установлены между фланцами горизонтального разъема 9 или торцами лап 4. Поперечные шпонки 5 выполнены разрезными и состоят из верхнего опорного элемента (гребня) 10, нижнего (основания) 11 и вставки 12 между ними. Лапы цилиндров 4 своими пазами опираются на гребни 10, нижние гайки которых имеют форму горизонтально расположенных цилиндров. Гребень 10 на этой поверхности сопрягается со вставкой 12. Нижняя часть вставки 12 выполняется в виде вертикально расположенного шипа 13 цилиндрической формы, который вставлен в точно выполненное отверстие основания II, закрепленного на раме опоры 14 с помощью призонных шпилек. На торцах 15 гребня 10 закреплены силовые элементы (скобы) 16, в отверстиях которых установлены с расчетным зазором упоры 17, ограничивающие поворот гребня по цилиндрической поверхности вставок. Поперечные шпонки 5 установлены в шпоночных пазах лап с заданными величинами зазоров, обращенных к соответствующим цилиндрам. Взаимное расположение зазоров между гребнями и боковыми поверхностями лап двух соседних цилиндров и величины этих зазоров назначаются из условия необходимой степени разгрузки шпоночных соединений. Средством разгрузки шпоночных соединений служат тяги-толкатели 8, концы которых закреплены либо в лапах цилиндров 4, либо в специальных гнездах, закрепленных в поясе жесткости цилиндров.

Работа многоцилиндровой турбины при пусках и остановах происходит следующим образом.

При прогреве (остывании) турбины происходит изменение абсолютных расширений цилиндров 1, 2 и 3. Вследствие наличия сил трения на опорных поверхностях корпусов подшипников 6, перемещающихся по фундаментным рамам 7, возникает осевая сила, преодолевающая эти силы трения и передававшаяся от корпуса цилиндра 2 к корпусу цилиндра 1 через тяги-толкатели 8.

Из-за наличия сил трения на опорных поверхностях корпусов подшипников может происходить сближение корпусов цилиндров 1 и 2. Максимальная величина сближения равна сумме зазоров между гребнями 10 и боковыми поверхностями пазов в лапах 4 в шпоночных соединениях корпусов цилиндров 1 и 2. До достижения этого положения осевое усилие, вызванное силами трения при перемещениях корпусов подшипников 6, принимают на себя тяги-толкатели 8, а при достижении его подключаются в работу разрезные шпонки, которые благодаря наличию в их конструкции деталей, имеющих возможность перемещения одна относительно другой по цилиндрическим поверхностям сопряжения, могут воспринимать деформации лап 4, что способствует уменьшению сил трения на поверхностях приложения сил. При остывании турбины в начальный момент осевую нагрузку принимают шпонки 5 вместе с тягами-толкателями 8, а в дальнейшем доля воспринимаемой тягами-толкателями нагрузки уменьшается и вся осевая нагрузка постепенно начинает воспринимать разрезные шпонки.

Величина доли осевого усилия, воспринимаемая тягами-толкателями 8, пропорциональна сумме зазоров в шпоночных соединениях соседних корпусов цилиндров и площади поперечного сечения тяг-толкателей и определяется в каждом конкретном случае.

Таким образом, работа тяг-толкателей и составных шпоночных соединений в предлагаемой многоцилиндровой турбине существенно улучшает тепловые перемещения корпусов цилиндров и подшипников, при этом деформация последних существенно уменьшается, что повышает эксплуатационную надежность турбоагрегата в целом.

Формула изобретения


Многоцилиндровая турбина, включающая цилиндры высокого, среднего и низкого давлений, опирающиеся лапами на поперечные шпонки, закрепленные на корпусах подшипников, установленных на фундаментных рамах, и тяги-толкатели, отличающаяся тем, что тяги-толкатели выполнены с возможностью передачи части осевого усилия и установлены между фланцами горизонтального разъема или торцами лап, а поперечные шпонки выполнены разрезными и установлены в шпоночных пазах лап с заданными величинами зазоров, обращенных к соответствующим цилиндрам.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

Categories: BD_2186000-2186999