Патент на изобретение №2186044

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2186044 (13) C1
(51) МПК 7
C04B26/26, C08L95/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.04.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2000128842/03, 17.11.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

17.11.2000

(45) Опубликовано: 27.07.2002

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2148063 Cl, 27.04.2000. SU 1201261 А, 30.12.1985. SU 1669890 А1, 15.08.1991. SU 1664804 A1, 23.07.1991. RU 2119513 C1, 27.09.1998. RU 2149848 C1, 27.05.2000. RU 2011667 C1. 30.04.1994. GB 1426296 A, 25.02.1976. GB 1072056, 14.06.1967.

Адрес для переписки:

344022, г.Ростов-на-Дону, Социалистическая, 162, РГСУ, патентный отдел

(71) Заявитель(и):

Ростовский государственный строительный университет

(72) Автор(ы):

Илиополов С.К.,
Болдырев В.И.,
Мардиросова И.В.,
Углова Е.В.,
Котов В.Л.,
Задорожний Д.В.

(73) Патентообладатель(и):

Илиополов Сергей Константинович,
Болдырев Вячеслав Иванович,
Мардиросова Изабелла Вартановна,
Углова Евгения Владимировна,
Котов Владимир Леонтьевич,
Задорожний Денис Владимирович

(54) ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА


(57) Реферат:

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства верхних слоев дорожных одежд. Вяжущее для дорожного строительства включает нефтяной дорожный битум 92,6-96,3 мас.%, триэтаноламин 0,7-2,4% и полимерную структурирующую добавку – резиновый термоэластопласт РТЭП 3,0-5,0 мас.%. Технический результат: описываемое вяжущее обладает более высоким интервалом работоспособности и обеспечивает получение асфальтобетонных покрытий с повышенной теплоустойчивостью, также оно обладает повышенными адгезионными и эластичными свойствами при упрощенной технологии приготовления асфальтобетонной смеси. 3 табл.


Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства верхних слоев дорожных одежд.

При строительстве автомобильных дорог широко используются асфальтобетонные покрытия, одним из основных компонентов которых являются вязкие дорожные битумы, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 22245-90.

Выпускаемые нефтеперерабатывающими заводами дорожные битумы зачастую не соответствуют требованиям ГОСТ 22245-90, что особенно относится к таким показателям вяжущего, как устойчивость при низких температурах (температура хрупкости), температура размягчения (невысокие значения) и адгезионные свойства, вследствие чего снижается сдвиго- и трещиностойкость покрытий и сопротивляемость к воздействию динамических нагрузок.

С целью улучшения этих показателей в отечественной и зарубежной практике в последнее время широко используются битумы, модифицированные полимерными добавками.

Основным недостатком известных полимерно-битумных вяжущих является низкое сцепление вяжущего с минеральными материалами, пониженная температура размягчения, невысокая растяжимость.

Известно полимерно-битумное вяжущее приготовленное на основе вязкого битума и полимерного раствора (см. Гришенков В.Ф. К новой технологии. Ж: “Автомобильные дороги” 1,1996 г., с. 26-27). Указанное полимерно-битумное вяжущее отличается более низкой температурой (-30oС) хрупкости, чем у исходного битума (-23oС). Однако введение полимерной добавки разжижает вяжущее, изменяя глубину проникания иглы при 25oС от 112 (исходный битум) до 180oС в присутствии добавки и почти в два раза снижает растяжимость от (81 до 42 см).

Недостаток этого вяжущего – низкая растяжимость при 25oС всего 42 см (по ГОСТ 22245-90 для битума БНД 130/200 растяжимость при 25oС должна быть не менее 70). То же самое можно сказать о снижении этого показателя при ОoС.

Известно также вяжущее для дорожного строительства с высокой температурой размягчения (47-78oС) и хорошим сцеплением (а.с. 724542). Однако битумную основу этого вяжущего составляет не битум нефтяной дорожный, а редко встречающийся асфальтит (25-45%) в сочетании с экстрактом селективной очистки масел (58-71%).

Наиболее близким к предложенному изобретению по технической сущности является вяжущее для дорожного строительства (патент Российской Федерации 2148063 С1, МПК С 04 В 26/26, опубл. 27.04.2000, 5 с.), включающее в мас.%: масляный раствор синтетического полибутадиенового каучука СВБ-М 1,0-2,5, триэтаноламин 1,0-3,0, нефтяной гудрон 22,0-28,0, нефтяной дорожный вязкий битум – остальное.

Недостатком такого битумного вяжущего является невысокая температура размягчения 45-47oС и значительное размягчение вяжущего от пенетрации при 25oС 630,1 мм (исходный битум) до 1580,1 мм – 1630,1 мм (модифицированный битум). Такое вяжущее хорошо использовать для поверхностной обработки, подгрунтовки и т.п. Однако в составе горячих асфальтобетонных смесей оно будет проявлять недостаточную тепло- и сдвигоустойчивость (температура размягчения ниже, чем у исходного битума).

Сущность изобретения заключается в том, что вяжущее для дорожного строительства, включающее нефтяной дорожный вязкий битум и триэтаноламин, дополнительно содержит полимерную структурирующую добавку – резиновый термоэластопласт РТЭП при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Нефтяной дорожный вязкий битум – 92,6-96,3
Резиновый термоэластопласт РТЭП – 3,0-5,0
Триэтаноламин – 0,7-2,4
Введение добавки РТЭП в сочетании с триэтаноламином в состав нефтяного дорожного битума позволяет создать полимерно-битумное вяжущее с повышенными структурообразующими свойствами, обладающее эластичностью, улучшить его механические характеристики по сравнению с исходным битумом: температура размягчения вяжущего повышается на 4-7oС, улучшается растяжимость вяжущего, достигая значений 94 см и более 100 см. Вяжущее при этом не разжижается, а пенетрация остается в пределах нормы (75-77 см) для битумов марки БНД 60/90, используемых для приготовления горячих асфальтобетонных смесей. Значительно улучшается свойство “эластичность” вяжущего, достигая значений 87-94%. У прототипа этот показатель составляет всего 20%. Вследствие этого улучшается интервал работоспособности вяжущего, повышается тепло-, сдвигоустойчивость асфальтобетонных покрытий и сопротивляемость к воздействию динамических нагрузок при повышенных температурах.

Комплексное сочетание триэтаноламина и резинового термоэластопласта наряду с эластичностью сообщает вяжущему повышенные адгезионные свойства. В присутствии поверхностно-активного вещества – триэтаноламина резиновый термоэластопласт равномерно распределяется в битуме, образуя гомогенное пластично-эластичное полимерно-битумное вяжущее. При этом упрощается технология приготовления вяжущего: все компоненты вводятся одновременно в разогретый до 140-150oС битум, время перемешивания их с битумом составляет до 10 минут.

Анализ известных технологических решений показал, что применение в составе битумного вяжущего некоторых полимерных добавок на основе каучуков и термоэластопластов известно. Известно также приготовление вяжущего с использованием поверхностно-активных веществ аминного характера, к которым относится триэтаноламин. Однако применение резиносодержащего термоэластопласта в сочетании с ПАВ аминного характера обеспечивает битуму свойства, которые он проявляет в заявляемом решении, а именно: упрощенную технологию приготовления вяжущего с высокими физико-механическими показателями. Таким образом, данный состав компонентов придает вязким дорожным битумам новые свойства и упрощает технологию приготовления полимерно-битумного вяжущего.

ХАРАКТЕРИСТИКА ИСХОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ
1. Битум. В работе использовался вязкий нефтяной дорожный битум марки БНД 60/90, наиболее часто применяемый в дорожном строительстве. В таблице 1 приведены физико-механические показатели вяжущего.

2. Резиновый термоэластопласт РТЭП. РТЭП представляет собой гранулы черного цвета с характерным запахом резины и геометрическими размерами 3-4 мм. ИК-спектр гранул имеет вид, характерный для резины, наполненной карбонатом кальция. На рентгенограмме просматриваются линии кальция и серы. В целом РТЭП соответствует требованиям ТУ 38-105590-85 и может быть идентифицирован как резиновая крошка из вулканизированных отходов, наполненная карбонатом кальция и серы.

3. Триэтаноламин технический ТЭА 8211. Качество соответствует ТУ 6-02-916-79 изм. 1, 2, 3. Физико-механические показатели представлены в таблице 2.

Пример. Для экспериментальной проверки заявляемого состава были подготовлены 5 вариантов составов смесей ингредиентов (см. табл.3).

В качестве битума использовался нефтяной вязкий дорожный битум БНД 60/90, в качестве комплексной добавки использовался резиновый термоэластопласт (РТЭП) и триэтаноламин (ТЭА). В разогретый до 140-150oС битум вводились указанные добавки, смесь перемешивалась в течение 10 минут до однородного состояния. Полученное полимерно-битумное вяжущее испытывалось в соответствии с ГОСТ 11501-11512. Результаты сравнительных испытаний приведены в таблице 3.

Из данных таблицы 3 следует, что вяжущее, полученное на основе нефтяных вязких дорожных битумов, модефицированное комплексной добавкой РТЭП в сочетании с ТЭА (триэтаноламином), удовлетворяет требованиям ГОСТ 22245-90 на битумы нефтяные дорожные вязкие и обладает более высокими показателями по температуре размягчения и хрупкости по адгезионным свойствам по сравнению с исходным битумом и прототипом.

Использование предлагаемого изобретения позволяет:
– повысить качество асфальтобетона при высоких температурах;
– повысить адгезию вяжущего к минеральным материалам;
– упростить технологию приготовления полимерно-битумного вяжущего;
– сообщает вяжущему свойства эластичности.

Формула изобретения


Вяжущее для дорожного строительства, включающее нефтяной дорожный вязкий битум и триэтаноламин, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит полимерную структурирующую добавку – резиновый термоэластопласт РТЭП при следующем соотношении компонентов, мас. %:
Нефтяной дорожный вязкий битум – 92,6-96,3
Резиновый термоэластопласт РТЭП – 3,0-5,0
Триэтаноламин – 0,7-2,4

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 18.11.2002

Номер и год публикации бюллетеня: 16-2004

Извещение опубликовано: 10.06.2004


Categories: BD_2186000-2186999