Патент на изобретение №2185976

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2185976 (13) C1
(51) МПК 7
B60S5/02, B60P3/24
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.04.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2001115727/28, 13.06.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

13.06.2001

(45) Опубликовано: 27.07.2002

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2147531 С1, 20.04.2000. US 4542774 А, 24.09.1985. GB 2066935 А, 15.07.1981.

Адрес для переписки:

628400, Тюменская обл., г.Сургут, ул.Университетская, 1, ООО “Сургутгазпром”

(71) Заявитель(и):

Общество с ограниченной ответственностью “Сургутгазпром”

(72) Автор(ы):

Котлов А.А.,
Тимербулатов Г.Н.,
Михаленко С.В.,
Иванов И.А.

(73) Патентообладатель(и):

Общество с ограниченной ответственностью “Сургутгазпром”

(54) АВТОГАЗОЗАПРАВЩИК


(57) Реферат:

Изобретение относится к области обслуживания транспортных средств. Устройство для заправки транспортных средств сжатым горючим газом содержит грузовой автомобиль (3) с сосудами высокого давления, разделенными запорно-регулирующей арматурой на равные по объему блоки (5) и (6), одну или несколько транспортных ресиверных батарей с прицепом (14) и сосудами высокого давления, разделенными на два равных по объему блока (15) и (16), и заправочные приспособления. Блоки сосудов транспортных ресиверных батарей связаны с блоками сосудов грузового автомобиля последовательно, параллельно или комбинированно. Заправка одного транспортного средства производится от одного блока сосудов высокого давления, управление запорно-регулирующей арматурой которого осуществляется одной группой органов управления отапливаемой кабины управления запорно-регулирующей арматурой, выполненной сдвоенной с кабиной управления автомобилем. Изобретение повышает эффективность. 3 з.п.ф-лы, 4 ил.


Изобретение относится к области обслуживания, содержания, ремонта и переоборудования транспортных средств, подачи топлива к транспортным средствам, общего расположения оборудования на заправочных станциях и может быть использовано в местах интенсивного транспортного движения, например, в сельской местности, при проведении посевных и уборочных работ.

В настоящее время в эксплуатации находится значительный парк транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе. Заправка этих транспортных средств сжатым горючим газом осуществляется от различных заправочных устройств.

Известно устройство для заправки транспортных средств сжатым горючим газом, а именно транспортная ресиверная батарея, предназначенная не только для заправки транспортных средств сжатым горючим газом, но и для транспортировки сжатого горючего газа по дорогам любых категорий (см. Зарембо К.С. “Справочник по транспорту горючих газов”, М., Гостоптехиздат, 1962, стр. 816, рис.14.14).

Недостатком данного устройства является то, что на ходовой части транспортной ресиверной батареи, предназначенной для транспортировки сжатого горючего газа по дорогам любых категорий, размещается незначительное количество сосудов высокого давления и, следовательно, транспортируется и выдается на заправку транспортных средств незначительное количество сжатого горючего газа, содержащегося в сосудах высокого давления, размещенных на транспортной ресиверной батарее.

Известно устройство для заправки транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе, а именно передвижной автогазозаправщик с бескомпрессорным отбором сжатого горючего газа, имеющий большее количество сосудов высокого давления по сравнению с предыдущим аналогом и, следовательно, транспортирующий больший объем сжатого горючего газа (см. Васильев Ю.Н., Гриценко А. И. , Чириков К.Ю. Газозаправка транспорта. – М.: Недра, 1995, стр. 229, рис.3.7, стр. 231, рис.3.8).

Недостатком данного устройства является то, что при увеличении количества сосудов высокого давления, размещенных на передвижном автогазозаправщике, и, следовательно, увеличении объема транспортируемого сжатого горючего газа, масса и размеры самого передвижного автогазозаправщика увеличиваются столь значительно, что затрудняют движение автогазозаправщика по дорогам без твердого покрытия и в полевых условиях. Кроме того, из-за отсутствия отапливаемой будки или кабины управления запорно-регулирующей арматурой передвижного автогазозаправщика оператор, обслуживающий данное устройство, постоянно находится на открытом воздухе, под воздействием как атмосферных осадков, так и низкой температуры окружающего воздуха в холодное время года.

В качестве прототипа выбрано устройство для заправки транспортных средств сжатым горючим газом, а именно передвижной газозаправщик (см. патент РФ 2147531, Мкл. 6 В 60 Р 3/22).

Недостатком данного устройства является то, что на ходовой части передвижного газозаправщика, предназначенного для транспортировки сжатого горючего газа по дорогам любых категорий, размещается незначительное количество сосудов высокого давления и, следовательно, транспортируется и выдается на заправку транспортных средств незначительное количество сжатого горючего газа, содержащегося в сосудах высокого давления, размещенных на передвижном газозаправщике. В связи с этим при значительном потреблении сжатого горючего газа в качестве моторного топлива, например, в полевых условиях в сельской местности при проведении посевных и уборочных работ появляется потребность в частой заправке сжатым горючим газом самого передвижного газозаправщика. Для этого передвижной газозаправщик прекращает заправку транспортных средств сжатым горючим газом и направляется на автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию, заправляется сжатым горючим газом и возвращается на место заправки транспортных средств.

Технический эффект предложенного изобретения заключается в сокращении частоты поездок передвижного автогазозаправщика на автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию для пополнения запаса сжатого горючего газа, предназначенного для заправки транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе.

Поставленная цель достигается тем, что устройство для заправки транспортных средств сжатым горючим газом, а именно передвижной автогазозаправщик, состоящий из грузового автомобиля, оборудованного заправочными приспособлениями для заправки одного или одновременно двух транспортных средств, сосудами высокого давления, разделенными на блоки запорно-регулирующей арматурой, согласно изобретению снабжено одной или несколькими транспортными ресиверными батареями, каждая из которых состоит из автомобильного прицепа и сосудов высокого давления, разделенных на два равных между собой по внутреннему объему блока, а именно левый блок сосудов высокого давления и правый блок сосудов высокого давления, подсоединенных к блокам сосудов высокого давления грузового автомобиля, разделенным на два равных между собой по внутреннему объему блока сосудов высокого давления, а управление одним блоком сосудов высокого давления осуществляется одной группой органов управления запорно-регулирующей арматурой, заведенных в отапливаемую кабину управления запорно-регулирующей арматурой, которая выполнена сдвоенной с кабиной управления грузовым автомобилем, при этом блоки сосудов высокого давления транспортных ресиверных батарей подсоединяются к блокам сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика либо последовательно, а именно левые блоки сосудов высокого давления транспортных ресиверных батарей подсоединяются к левому блоку сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика, а правые блоки сосудов высокого давления транспортных ресиверных батарей подсоединяются к правому блоку сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика, либо параллельно, а именно оба блока сосудов высокого давления одних транспортных ресиверных батарей подсоединяются к одному, любому блоку сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика, а оба блока сосудов высокого давления других транспортных ресиверных батарей подсоединяются к оставшемуся свободным блоку сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика, либо комбинировано, а именно блоки сосудов высокого давления одних транспортных ресиверных батарей подсоединяются к блокам сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика последовательно, а блоки сосудов высокого давления других транспортных ресиверных батарей подсоединяются к блокам сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика параллельно.

Сравнение заявляемого технического решения с прототипом позволило установить соответствие его критерию “новизна”. При изучении других известных технических решений в данной области техники признаки, отличающие заявляемое изобретение от прототипа, не были выявлены и потому они обеспечивают заявляемому техническому решению соответствие критерию “существенное отличие”.

Изобретение поясняется чертежами. На фиг.1 представлена принципиальная схема автогазозаправщика, на фиг.2 – схема автогазозаправщика при последовательном подсоединении транспортных ресиверных батарей, на фиг.3 – схема автогазозаправщика при параллельном подсоединении транспортных ресиверных батарей, на фиг.4 – схема автогазозаправщика при комбинированном подсоединении транспортных ресиверных батарей.

Автогазозаправщик состоит из передвижного автогазозаправщика (1) и одной или нескольких транспортных ресиверных батареей (2). Передвижной автогазозаправщик (1), входящий в состав автогазозаправщика, представляет собой грузовой автомобиль (3), оборудованный сдвоенной кабиной (4), левым блоком (5) сосудов высокого давления, правым блоком (6) сосудов высокого давления, технологическими трубопроводами (7), заправочными приспособлениями (8) и присоединительным устройством (9). Сдвоенная кабина (4) состоит из кабины (10) управления грузовым автомобилем (3) и отапливаемой кабины (11) управления запорно-регулируюшей арматурой (12) передвижного автогазозаправщика (1). В отапливаемую кабину (11) управления запорно-регулирующей арматурой (12) передвижного автогазозаправщика (1) заведены органы управления (13) запорно-регулирующей арматурой (12). Технологические трубопроводы (7) соединяют как левый блок (5) сосудов высокого давления с правым блоком (6) сосудов высокого давления, так и оба блока (5) и (6) сосудов высокого давления с присоединительным устройством (9).

Транспортная ресиверная батарея (2), входящая в состав автогазозаправщика, состоит из автомобильного прицепа (14), оборудованного левым блоком (15) сосудов высокого давления, правым блоком (16) сосудов высокого давления, технологическими трубопроводами (17) и присоединительными устройствами (18) и (19). Технологические трубопроводы (17) соединяют как левый блок (16) сосудов высокого давления с правым блоком (17) сосудов высокого давления, так и оба блока (16) и (17) сосудов высокого давления с присоединительными устройствами (18) и (19).

Технологические трубопроводы (7) передвижного автогазозаправщика (1) и технологические трубопроводы (17) транспортной ресиверной батареи (2) соединены между собой при помощи присоединительных трубопроводов (20). При этом одни концы присоединительных трубопроводов (20) присоединены к присоединительному устройству (9) передвижного автогазозаправщика (1), а другие концы присоединительных трубопроводов (20) присоединены присоединительными устройствами (18) или (19) транспортной ресиверной батареи (2). Объединение левого (15) и правого (16) блоков сосудов высокого давления одной, любой транспортной ресиверной батареи (2) в единый блок сосудов высокого давления осуществляется трубопроводами-перемычками (21), входящими в состав технологических трубопроводов (17).

Ниже приводится конкретный порядок осуществления заявляемого устройства.

Передвижной автогазозаправщик (1) совместно с одной или несколькими транспортными ресиверными батареями (2) после заправки на автомобильной газонаполнительной компрессорной станции направляется к месту сбора и заправки транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе. При этом управление грузовым автомобилем (3), являющимся транспортной базой передвижного автогазозаправщика (1), осуществляет водитель, который совместно с оператором, обслуживающим передвижной автогазозаправщик (1) и транспортные ресиверные батареи (2), находятся в кабине (10) управления грузовым автомобилем (3).

По прибытии передвижного автогазозаправщика (1) совместно с одной или несколькими транспортными ресиверными батареями (2) к месту сбора и заправки транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе, оператор и водитель проводят подготовительные работы. В состав этих работ входят, например, установка передвижного автогазозаправщика (1) и транспортных ресиверных батарей (2) на место сбора и заправки транспортных средств, заземление передвижного автогазозаправщика (1) и транспортных ресиверных батарей (2), обозначение их габаритов и т.д.

По завершении подготовительных работ оператор при помощи присоединительных трубопроводов (20) осуществляет подсоединение технологических трубопроводов (17) одной или нескольких транспортных ресиверных батарей (2) к технологическим трубопроводам (7) передвижного автогазозаправщика (1). При этом одни концы присоединительных трубопроводов (20) оператор подсоединяет к присоединительному устройству (9) передвижного автогазозаправщика (1), а другие концы присоединительных трубопроводов (20) оператор подсоединяет к присоединительным устройствам (18) или (19) транспортных ресиверных батарей (2). Этим самым и образуется заявляемое устройство, а именно автогазозаправщик (см. фиг.1), с единой технологической системой “сосуды высокого давления передвижного автогазозаправщика (1) – сосуды высокого давления одной или нескольких транспортных ресиверных батарей (2)”.

При технологической необходимости объединения левого блока (15) сосудов высокого давления и правого блока (16) сосудов высокого давления транспортной ресиверной батареи (2) в единый блок сосудов высокого давления транспортной ресиверной батареи (2), например, при параллельном подсоединении блоков сосудов высокого давления транспортной ресиверной батареи (2) к блокам сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика (1) или к блокам сосудов высокого давления других транспортных ресиверных батарей (2), оператор использует трубопровод-перемычку (21). Трубопроводы-перемычки (21) соединяют технологические трубопроводы (17) левого блока (15) сосудов высокого давления и технологические трубопроводы (17) правого блока (16) сосудов высокого давления транспортной ресиверной батареи (2).

Единая технологическая система автогазозаправщика “сосуды высокого давления передвижного автогазозаправщика (1) – сосуды высокого давления одной или нескольких транспортных ресиверных батарей (2)” создается по следующим вариантам:
1. Единая технологическая система автогазозаправщика “сосуды высокого давления передвижного автогазозаправщика (1) – сосуды высокого давления одной или нескольких транспортных ресиверных батарей (2)” создается одной или несколькими транспортными ресиверными батареями (2), которые подсоединены последовательно как к передвижному автогазозаправщику (1), так и друг к другу (см. фиг.2). При этом левый блок (15) сосудов высокого давления первой транспортной ресиверной батареи (2) соединен с левым блоком (5) сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика (1), а левые блоки (15) сосудов высокого давления каждой последующей транспортной ресиверной батареи (2) соединены с левыми блоками (15) сосудов высокого давления предыдущих транспортных ресиверных батарей (2). Аналогично соединены правый блок (6) сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика (1) и правые блоки (16) сосудов высокого давления одной или нескольких транспортных ресиверных батарей (2).

2. Единая технологическая система автогазозаправщика “сосуды высокого давления передвижного автогазозаправщика (1) – сосуды высокого давления одной или нескольких транспортных ресиверных батарей (2)” создается одной или несколькими транспортными ресиверными батареями (2), которые подсоединены к передвижному автогазозаправщику (1) параллельно (см. фиг.3). При этом блоки (15) и (16) сосудов высокого давления одних транспортных ресиверных батарей (2) подсоединены к одному, любому блоку (5) или (6) сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика (1), а блоки (15) и (16) сосудов высокого давления других транспортных ресиверных батарей (2) подсоединяются к оставшемуся свободным блоку (5) или (6) сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика (1). При этом трубопроводы-перемычки (21) соединяют технологические трубопроводы (17) левого блока (15) сосудов высокого давления и технологические трубопроводы (17) правого блока (16) сосудов высокого давления транспортной ресиверной батареи (2), создавая единый блок сосудов высокого давления транспортной ресиверной батареи (2).

3. Единая технологическая система автогазозаправщика “сосуды высокого давления передвижного автогазозаправщика (1) – сосуды высокого давления одной или нескольких транспортных ресиверных батарей (2)” создается несколькими транспортными ресиверными батареями (2), которые подсоединены к передвижному автогазозаправщику (1) комбинировано (см. фиг.3). При этом блоки (15) и (16) сосудов высокого давления одних транспортных ресиверных батарей (2) подсоединены к блокам (5) и (6) сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика (1) последовательно, а блоки (15) и (16) сосудов высокого давления других транспортных ресиверных батарей (2) подсоединены к блокам (5) и (6) сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика (1) параллельно. При этом блоки (15) и (16) сосудов высокого давления транспортных ресиверных батарей (2), подсоединяемых к блокам (5) и (6) сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика (1) параллельно, объединены в единые блоки сосудов высокого давления транспортных ресиверных батарей (2) посредством трубопроводов-перемычек (21).

По любому из рассмотренных вариантов предлагаемого устройства, а именно автогазозаправшика, предназначенного для заправки транспортных средств сжатым горючим газом, заправка транспортных средств осуществляется следующим образом.

Оператор, обслуживающий автогазозаправщик, подсоединяет заправочное приспособление (8) для заправки транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе, к заправочному устройству транспортного средства, входит в кабину (11) управления запорно-регулирующей арматурой (12) и, воздействуя на органы управления (13) запорно-регулирующей арматурой (12), заведенные в кабину (11), производит подачу сжатого горючего газа из блоков (5), (6), (15) и (16) сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика (1) и транспортных ресиверных батарей (2) в баллоны заправляемого транспортного средства, работающего на сжатом горючем газе.

После наполнения сжатым горючим газом баллонов транспортного средства до установленного давления оператор, обслуживающий автогазозаправщик, отсоединяет заправочное приспособление (8) для заправки транспортных средств от заправочного устройства транспортного средства и транспортное средство убывает с места заправки. На заправку прибывает следующее транспортное средство.

При заправке транспортных средств в темное время суток освещение рабочей зоны оператора и органов управления (13) запорно-регулирующей арматурой (12) осуществляется приборами освещения, подключенными к электрической цепи грузового автомобиля (3). При заправке транспортных средств в холодное время года комфортные условия для оператора, обслуживающего автогазозаправщик, обеспечиваются за счет обогрева кабины (11) управления запорно-регулирующей арматурой (12) системой отопления, объединенной с системой отопления кабины (10) управления грузовым автомобилем (3).

Во всех рассмотренных вариантах предлагаемого устройства, а именно автогазозаправщика, предназначенного для заправки транспортных средств сжатым горючим газом, замена транспортных ресиверных батарей (2) с израсходованным запасом газа, их транспортировка на автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию для заправки сжатым горючим газом и возвращение на назначенное место сбора и последующей заправки транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе, производится тягачом, работающем на сжатом горючем газе, причем один тягач при предлагаемом способе заправки транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе, приходится, как минимум, на две транспортные ресиверные батареи (2). При увеличении потребности в сжатом горючем газе дополнительно в работу могут быть включены, как минимум, две транспортные ресиверные батареи (2) и один тягач. При назначении дополнительного числа транспортных ресиверных батарей (2) и тягачей для них также учитывается время движения тягача с транспортными ресиверными батареями (2) до автомобильной газонаполнительной компрессорной станции и обратно, до назначенного места сбора и заправки транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе, а также время заправки самих транспортных ресиверных батарей (2).

При необходимости передвижной автогазозаправщик (1) может сам покидать место сбора и заправки транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе, и буксируя, как минимум, одну транспортную ресиверную батарею (2), прибыть на автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию для заправки сжатым горючим газом. После заправки сосудов высокого давления как собственных, так и, как минимум, одной транспортной ресиверной батареи (2), передвижной автогазозаправщик (1) с, как минимум, одной транспортной ресиверной батареей (2) возвращается на место сбора и заправки транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе.

По завершении всего объема работ, выполняемых в данной местности с использованием транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе и, следовательно, в отсутствии потребности в их заправке сжатым горючим газом автогазозаправщик покидает данное место сбора и заправки транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе и перемещается на новое место сбора и заправки транспортных средств, работающих на сжатом горючем газе.

Формула изобретения


1. Устройство для заправки транспортных средств сжатым горючим газом, а именно передвижной автогазозаправщик, состоящий из грузового автомобиля, оборудованного заправочными приспособлениями для заправки одного или одновременно двух транспортных средств, сосудами высокого давления, разделенными на блоки запорно-регулирующей арматурой, отличающееся тем, что оно снабжено одной или несколькими транспортными ресиверными батареями, каждая из которых состоит из автомобильного прицепа и сосудов высокого давления, разделенных на два равных между собой по внутреннему объему блока, а именно левый и правый блоки сосудов высокого давления, подсоединенных к блокам сосудов высокого давления грузового автомобиля, разделенным на два равных между собой по внутреннему объему блока сосудов высокого давления, а управление одним блоком сосудов высокого давления осуществляется одной группой органов управления запорно-регулирующей арматурой, заведенных в отапливаемую кабину управления запорно-регулирующей арматурой, которая выполнена сдвоенной с кабиной управления грузовым автомобилем.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что блоки сосудов высокого давления транспортных ресиверных батарей подсоединяются к блокам сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика последовательно, а именно левые блоки сосудов высокого давления транспортных ресиверных батарей подсоединяются к левому блоку сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика, а правые блоки сосудов высокого давления транспортных ресиверных батарей подсоединяются к правому блоку сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что блоки сосудов высокого давления транспортных ресиверных батарей подсоединяются к блокам сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика параллельно, а именно оба блока сосудов высокого давления одних транспортных ресиверных батарей подсоединяются к одному любому блоку сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика, а оба блока сосудов высокого давления других транспортных ресиверных батарей подсоединяются к оставшемуся свободным блоку сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика.

4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что блоки сосудов высокого давления транспортных ресиверных батарей подсоединяются к блокам сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика комбинировано, а именно блоки сосудов высокого давления одних транспортных ресиверных батарей подсоединяются к блокам сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика последовательно, а блоки сосудов высокого давления других транспортных ресиверных батарей подсоединяются к блокам сосудов высокого давления передвижного автогазозаправщика параллельно.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4


PD4A – Изменение наименования обладателя патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

(73) Новое наименование патентообладателя:

Общество с ограниченной ответственностью “Газпром трансгаз Сургут” (RU)

Адрес для переписки:

628412, Тюменская обл., Ханты-Мансийский Автономный округ – Югра, г. Сургут, ул. Университетская, д.1, ООО “Газпром трансгаз Сургут”

Извещение опубликовано: 7.06.2008 БИ: 18/2008


Categories: BD_2185000-2185999