Патент на изобретение №2184683

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2184683 (13) C1
(51) МПК 7
B64C15/12, G01C23/00, F41G3/22
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 10.05.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2001134248/28, 20.12.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

20.12.2001

(45) Опубликовано: 10.07.2002

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
ЛЕВИН М.А. и др. Современные истребители. – М.: ХОББИКНИГА, 1994, с.204-210, самолет F/A-18F “Hornet”. RU 2174932 С1, 20.10.2001. RU 4109 U1, 16.05.1997.

Адрес для переписки:

125284, Москва, ул. Поликарпова, 23а, АООТ “ОКБ Сухого”, Начальнику юридического управления Т.В. Можаровой

(71) Заявитель(и):

Акционерное общество открытого типа “ОКБ Сухого”

(72) Автор(ы):

Балк А.С.,
Барковский А.Ф.,
Бекетов В.И.,
Блинов А.И.,
Бекирбаев Т.О.,
Бражник В.М.,
Вепрев А.А.,
Галушко В.Г.,
Герасимов Г.И.,
Григоренко А.И.,
Дементьев В.П.,
Джанджгава Г.И.,
Дубовский Э.А.,
Евдокимов Г.И.,
Ефанов А.А.,
Калибабчук О.Г.,
Кнышев А.И.,
Ковальков В.В.,
Корчагин В.М.,
Негриков В.В.,
Орехов М.И.,
Панков О.Д.,
Петров В.М.,
Погосян М.А.,
Поляков В.Б.,
Семаш А.А.,
Симонов М.П.,
Троельников Ю.В.,
Федоров А.И.,
Цециновский М.В.,
Чепкин В.М.,
Шенфинкель Ю.И.

(73) Патентообладатель(и):

Акционерное общество открытого типа “ОКБ Сухого”,
Открытое акционерное общество “Иркутское авиационное производственное объединение”,
Открытое акционерное общество “Раменское приборостроительное конструкторское бюро”

(54) МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ДВУХМЕСТНЫЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ САМОЛЕТ ТАКТИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ


(57) Реферат:

Изобретение относится к области авиастроения и предназначено для использования в тактической авиации, выполняющей обнаружение и поражение воздушных, надводных и наземных целей. В отличие от известных предложенный самолет оснащен подключенными входами-выходами к каналу информационного обмена многофункциональным пультом летчика, дисплейным процессором летчика, внутрикабинной камерой телевизионного обзора, многофункциональным пультом оператора, дисплейным процессором оператора и введенными в состав бортовой вычислительной системы вычислительно-логическими модулями координации ведения боевых действий, координации учебно-тренировочных действий, координированного взаимодействия воздух-воздух, координированного взаимодействия воздух-поверхность, координированного взаимодействия воздух-воздух-поверхность. Самолет обладает расширенными функциональными возможностями и выполняет, в частности, координированные функции боевого и учебно-боевого истребителя, перехватчика, бомбардировщика, штурмовика, оперативного разведчика и постановщика помех в пространственно-временной координации, что значительно повышает эффективность его применения. 1 ил.


Изобретение относится к области авиастроения, в частности к самолетам тактической авиации, выполняющим обнаружение и поражение воздушных, надводных и наземных целей.

Из известных современных отечественных и зарубежных двухместных многофункциональных самолетов тактического назначения наиболее близким аналогом является самолет, описанный в книге М.А. Левина, В.Е. Ильина “Современные истребители”, Москва, ХОББИКНИГА, 1994г. , стр. 204-210, самолет F/A-18F “Hornet”, содержащий планер, двигательную установку, средства механизации; общесамолетное оборудование, систему аварийного покидания самолета экипажем, систему управления самолетом и двигательной установкой, комплекс средств связи, систему контроля и регистрации параметров, комплекс пилотажно-навигационных средств, комплекс обзорно-прицельных средств, телекомандную систему наведения, систему управления средствами поражения и пассивного противодействия, комплект средств поражения и пассивного противодействия, комплекс средств радиоэлектронного противодействия, многофункциональные индикаторы летчика и оператора, индикаторы летчика и оператора на лобовом стекле, индикатор нашлемной системы целеуказания летчика, средства оперативного управления летчика и оператора, бортовую вычислительную систему, включающую вычислительно-логические модули объединенной базы данных, формирования навигационно-пилотажных параметров, формирования параметров целеуказания и применения, формирования параметров отображаемой информации, ввода-вывода-управления информационным обменом, взаимосоединенными по магистрали вычислительного обмена и с бортовым оборудованием по каналу информационного обмена.

При соответствующем наборе средств поражения и противодействия многофункциональный самолет выполняет функции истребителя, штурмовика, перехватчика, бомбардировщика, оперативного разведчика, постановщика помех. Однако в опасных боевых быстроменяющихся ситуациях сочетание вышеупомянутых функций необходимо выполнять координировано, а отработка экипажем сложных боевых ситуаций возможна только с проведением учебно-тренировочных работ в полете в условиях реальных эволюций и перегрузок.

Задачей изобретения является расширение функциональных возможностей двухместного высокоманевренного самолета тактического назначения и, как следствие этого, повышение эффективности его применения.

Достигается указанный результат тем, что многофункциональный двухместный высокоманевренный самолет тактического назначения, содержащий взаимосоединенные входами-выходами по каналу информационного обмена планер, двигательную установку, средства механизации; общесамолетное оборудование, систему аварийного покидания самолета экипажем, систему управления самолетом и двигательной установкой, комплекс средств связи, систему контроля и регистрации параметров, комплекс навигационно-пилотажных средств, комплекс обзорно-прицельных средств, телекомандную систему наведения, систему управления средствами поражения и пассивного противодействия, комплект средств поражения и пассивного противодействия, комплекс средств радиоэлектронного противодействия, многофункциональные индикаторы летчика, индикатор летчика на лобовом стекле, индикатор нашлемной системы целеуказания, средства оперативного управления летчика, многофункциональные индикаторы оператора, индикатор оператора на лобовом стекле, средства оперативного управления оператора, бортовую цифровую вычислительную систему, включающую взаимосоединенные входами-выходами по магистрали вычислительного обмена вычислительно-логические модули объединенной базы данных, формирования навигационно-пилотажных параметров, формирования параметров целеуказания и применения, формирования параметров отображения информации, ввода-вывода-управления информационным обменом, другой вход-выход которого является входом-выходом бортовой вычислительной системы, дополнительно снабжен подключенными входами-выходами к каналу информационного обмена многофункциональным пультом летчика, дисплейным процессором летчика, внутрикабинной камерой телевизионного обзора, многофункциональным пультом оператора, дисплейным процессором оператора и введенными в состав бортовой цифровой вычислительной системы, подключенными входами-выходами к магистрали вычислительного обмена вычислительно-логическими модулями координации ведения боевых действий, координации учебно-тренировочных действий, координированного взаимодействия воздух-воздух, координированного взаимодействия воздух-поверхность, координированного взаимодействия воздух-воздух-поверхность.

На чертеже представлена блок-схема многофункционального двухместного высокоманевренного самолета, где
1 – планер, двигательная установка средства механизации ПДУМ,
2 – общесамолетное оборудование ОСО,
3 – система аварийного покидания самолета экипажем САПС,
4 – система управления самолетом и двигательной установкой СУСД,
5 – комплекс средств связи КСС,
6 – система контроля и регистрации параметров СКРП,
7 – комплекс навигационно-пилотажных средств КНПС,
8 – комплекс обзорно-прицельных средств КОПС,
9 – телекомандная система наведения ТКСН,
10 – система управления средствами поражения и пассивного противодействия СУСП,
11 – комплект средств поражения и пассивного противодействия КСПП,
12 – комплекс средств радиоэлектронного противодействия КСРП,
13 – канал информационного обмена КИО,
14 – многофункциональные индикаторы летчика МФИЛ,
15 – индикатор летчика на лобовом стекле ИЛЛС,
16 – индикатор нашлемной системы целеуказания ИНСЦ,
17 – многофункциональный пульт летчика МФПЛ,
18 – средства оперативного управления летчика СОУЛ,
19 – дисплейный процессор летчика ДПЛ,
20 – многофункциональные индикаторы оператора МФИО,
21 – индикатор оператора на лобовом стекле ИОЛС,
22 – внутрикабинная камера телевизионного обзора ВТКО,
23 – многофункциональный пульт оператора МФПО,
24 – средства оперативного управления оператора СОУО,
25 – дисплейный процессор оператора ДПО,
26 – ботовая цифровая вычислительная система БЦВС,
27 – вычислительно-логический модуль (ВЛМ) объединенной базы данных ОБД,
28 – ВЛМ формирования навигационно-пилотажных параметров ФНПП,
29 – ВЛМ ввода-вывода-управления информационным обменом ВВУО,
30 – ВЛМ формирования параметров целеуказания и применения ФПЦП,
31 – ВЛМ формирования параметров отображаемой информации ФОИ,
32 – магистраль вычислительного обмена МВО,
33 – ВЛМ координации ведения боевых действий КВБД,
34 – ВЛМ координированного взаимодействия воздух-воздух КВВВ,
35 – ВЛМ координированного взаимодействия воздух-поверхность КДВП,
36 – ВЛМ координированного взаимодействия воздух-воздух-поверхность ВВВП,
37 – ВЛМ координации учебно-тренировочных действий КУТД.

ПДУМ 1 включает конструкцию самолета с двигательной установкой на основе двух двухконтурных форсированных турбореактивных двигателей с суживающе-расширяющимися регулируемыми соплами и средствами механизации – шасси, горизонтальное и вертикальное оперение, средства отклонения сопла двигателя при изменении направления вектора тяги. Взаимосвязь исполнительных устройств средств механизации с взаимодействующим оборудованием осуществляется через вход-выход ПДУМ 1 по КИО 13.

ОСО 2 включает электродистанционную систему управления средствами механизации, обеспечивающую повышение аэродинамических характеристик, обеспечение заданных характеристик устойчивости и управляемости; гидравлическую систему выпуска и уборки шасси, аварийного и стартового торможения колес шасси; противопожарную систему сигнализации и средств ликвидации пожара в отсеках двигателей; систему энергоснабжения оборудования самолета постоянным и переменным током; систему кондиционирования, охлаждения и наддува для поддержания заданной температуры и давления в кабине, в гермокостюмах летчика и оператора и во взаимосвязанных приборах и оборудовании, требующем охлаждения и наддува; топливную систему, светотехническое оборудование внутрикабинного освещения, освещения взлетно-посадочной полосы и обозначения габаритов истребителя и направления его полета.

САПС 3 включает катапультируемые кресла летчика и оператора, пиротехнические средства сброса фонаря и катапультирования кресел и устройство формирования циклограммы раскрытия основного и стабилизирующих парашютов после катапультирования по данным, полученным на вход-выход САПС 3 от КНПС 7 через КИО 13 до момента катапультирования.

СУСД 4 по данным, полученным на вход-выход через КИО 13 от взаимодействующего оборудования в режимах ручного, полуавтоматического и автоматического управления осуществляет формирование управляющих сигналов и их выдачу через КИО 13 на исполнительные устройства средств механизации ПДУМ 1. При этом сочетание управления средствами механизации самолета и двигательной установки обеспечивает выполнение сверхманевров типа “колокол”, “кобра”, “хук” и их пространственные комбинации.

КСС 5 обеспечивает двухстороннюю радиотелефонную связь между членами экипажа, телекодовую связь между взаимодействующими самолетами и с наземными пунктами управления и наведения, информационный обмен осуществляется через вход-выход КСС 5 по КИО 13.

СКРП 6 взаимодействует по КИО 13 со всем бортовым оборудованием, обеспечивая его контроль и регистрацию на информационные носители в текущем времени основных параметров для последующей расшифровки и анализа на наземных средствах.

КНПС 7 включает физически разнородные (инерциальные, воздушные, радиотехнические, спутниковые) информационные системы и датчики параметров состояния самолета, формирующие координаты местоположения, составляющие скоростей и угловых скоростей, составляющие ускорений и перегрузок, составляющие воздушных скоростей; углы курса, крена, тангажа, атаки и скольжения; сигналы, которых с входа-выхода КНПС 7 по КИО 13 поступают на входы-выходы взаимодействующего оборудования.

КОПС 8 включает физически разнородные (радиолокационные с синтезированной антенной решеткой, оптиколокационные, лазерные, телевизионные, тепловизионные, визирные – нашлемная система целеуказания) системы и датчики обзора окружающего пространства, фиксацию, идентификацию и сопровождение воздушных, наземных и надводных подвижных и неподвижных целей; параметры относительного движения самолета относительно целей, характеристики идентифицированных целей с входа-выхода КОПС 8 по КИС 13 поступают на входы-выходы взаимодействующего оборудования.

ТКСН 9 обеспечивает применение средств поражения из состава КСПП 11 с телевизионными и радиолокационными головками самонаведения, имеющими выход по телевизионному сигналу и сигналу командной радиолинии, которые с входа-выхода ТКСН 9 через КИО 13 поступают на вход-выход взаимодействующего оборудования.

СУСП 10 обеспечивает распределение сигналов целеуказаний на средства поражения, формирования команд на подготовку и пуск средств поражения и пассивного противодействия, выдачу команд о состоянии системы и средств в составе КСПП 11. СУСП 10 функционирует в режимах автоматического, ручного, аварийного, проверочного и учебно-тренировочного взаимодействия, обмен сигналами с взаимодействующим оборудованием осуществляется через вход-выход СУПС 10 по КИО 13.

КСПП 11 содержит средства поражения – стрелково-пушечное вооружение, управляемое, самонаводящееся и неуправляемое ракетное вооружение класса “воздух-воздух”, управляемое, самонаводящееся и неуправляемое ракетное вооружение класса “воздух-поверхность”, управляемое, самонаводящееся и неуправляемое бомбардировочное вооружение, средства пассивного противодействия – ложные тепловые и радиолокационные цели, обмен сигналами с взаимодействующим оборудованием осуществляется через вход-выход КСПП 11 по КИО 13.

КСРП 12 обеспечивает фиксацию фактов обнаружения самолета радиолокационными (наземными и воздушными) станциями противника, пеленгацию радиоизлучающих и теплоизлучающих целей, формирование активного радиолокационного помехового излучения, обмен сигналами с взаимодействующим оборудованием осуществляется через вход-выход КСРП 12 по КИО 13.

В состав МФИЛ 14 входят “к” многофункциональных индикаторов (МФИ) на основе цветных жидкокристаллических экранов (ЖКЭ). В состав МФИО 20 входят “n” МФИ. Количество “к” и “n” определяется размерами кабины и МФИ, расположением летчика относительно передней стенки кабины и, соответственно, размерами оптимально-видимой части информационно-управляющего поля. Отображение информации на экранах осуществляется в едином времени (запаздывания меньше естественных запаздываний в смене изображений и изменении текущих данных) с текущей ситуацией. На ЖКЭ осуществляется отображение поступающей монохромной и цветной знакографической, телевизионной, картографической и смешанной информации. Все “к” и “n” МФИ могут функционировать в одинаковых и различных режимах индикации, задаваемых автоматически или нажатием членами экипажа режимных кнопок-клавиш:
– индикатор тактической обстановки,
– индикатор вертикальной обстановки,
– индикатор обзорно-прицельных средств,
– индикатор средств радиоэлектронного противодействия,
– индикатор комплексной информационной сигнализации,
– индикатор учебно-тренировочных режимов,
– индикатор камеры телевизионного обзора.

Многофункциональные кнопки-клавиши, обрамляющие ЖКЭ, автоматически назначаются (с подсветом названий) по режимам индикации и служат для ручного выбора подрежимов в соответствии с назначением.

Таким образом, на МФИЛ 14 и МФИО 20 осуществляется отображение заданных режимов работы самолета, состояние всего бортового оборудования с возможностью автоматического и ручного выбора и изменения индикационных режимов работы ПДУМ 1 и всего взаимодействующего оборудования для управления и представления информации в различных ситуациях (подготовка, взлет, посадка, маршрутный полет, боевые режимы).

ИЛЛС 15 и ИОЛС 21 являются коллиматорными индикаторами отображения на полупрозрачный экран навигационно-пилотажной, прицельной и тактической информации на фоне окружающего пространства, видимого через лобовое стекло и полупрозрачный экран.

ИНСЦ 16 является монокулярной или бинокулярной оптической системой отображения видимого пространства с наложением стандартных данных, аналогичных отображаемым на индикаторах на лобовом стекле с данными целеуказания, поступающим на вход-выход ИНСЦ 16 по КИО 13.

ВКТО 22 является внутрикабинной видеокамерой, фиксирующей телевизионное изображение закабинного пространства на фоне информационных кадров ИЛЛС 15. Телевизионный сигнал с входа-выхода ВКТО 22 по КИО 13, поступает во взаимодействующее оборудование, в частности при реализации ИОЛС 21 на основе МФИ, сигналы телевизионного отображения, видимого на ИЛЛС 15, снимается ВКТО 22 и передается через КИО 13 на ЖКЭ многофункционального индикатора, имитирующего ИОЛС 21.

СОУЛ 18 и СОУО 24 включают ручки управления средствами механизации самолета и двигательной установки с установленными на них гашетками пушечных установок, манипулятора наведения прицельного перекрестия на выбранную цель и пуска средств поражения и пассивного противодействия. Дополнительно введенные МФПЛ 17 и МФПО 23 содержат:
– режимные гравированные кнопки, соответствующие режимам работы самолета (ПДГ- подготовке, НАВ – навигация, БР – боевой режим и др.), режимом работы бортового оборудования (КСС – комплекс средств связи, КОПС – комплекс обзорно-прицельных средств и др. ), по включению которых пульт становится средством управления соответствующим режимом или оборудованием,
– гравированные кнопки ввода цифробуквенных исходных данных при подготовке и в полете и формирования исполнительных команд (ВВД – ввод, КНТ- самоконтроль и др.),
– информационное табло, обрамленное безымянными многофункциональными кнопками, соответствующими составляющим режимов работы самолета и бортового оборудования, зафиксированным режимными гравированными кнопками, при этом информационное табло разделено на части, соответствующие расположенной рядом многофункциональной кнопке, назначение которой подсвечивается на указанной части информационного табло, например, в режиме, обозначенном режимной кнопкой “ПДГ”, безымянные многофункциональные кнопки обозначены надписями “КОНТРОЛЬ”, “ВЫСТАВКА”, “ТРЕНАЖ” и др.,
– табло подсказок, осуществляющее индикацию названия выбранного режима и подсказок членам экипажа типа “ВВЕДИ ППМ” – введи промежуточный пункт маршрута, “ВКЛ.КОПС” – включи комплекс обзорно-прицельных средств и др.

МФПЛ 17 и МФПО 20 взаимодействуют с бортовым оборудованием через свои входы-выходы по КИО 13.

ДПЛ 19 и ДПО 25 являются стандартными быстродействующими цифровыми вычислителями, обеспечивающими в текущем времени формирования информационных кадров для отображающих средств – МФИЛ 14, МФИО 20, ИНСЦ 16, ИЛЛС 15, ИОЛС 21, отображения телевизионных кадров с ВКТО 22; взаимодействие ДПЛ 19 и ДПО 25 с бортовым оборудованием осуществляется через их входы-выходы по КИО 13.

БЦВС 26 является сдвоенной или строенной вычислительной системой на основе современных быстродействующих цифровых вычислителей, обеспечивающих прием, обработку и выдачу информации практически в реальном времени. БЦВС 26 содержит выполненные на стандартных элементах вычислительной техники вычислительно-логические модули (ВЛМ):
– ВЛМ ВВУО 29 – осуществляет через один вход-выход прием, преобразование и передачу данных во взаимодействующее оборудование по КИО 13, другой вход-выход ВВУО 29 подключен к МВО 32, обеспечивающей вычислительно-информационный обмен между всеми ВЛМ БЦВС 26,
– ВЛМ ОБД 27 является долговременным запоминающим устройством, хранящим исходные оперативные данные маршрута полета, внесенные с переносных носителей полетных заданий, исходные долговременные данные по баллистическим характеристикам средств поражения и пассивного противодействия, данные цифровой аэронавигационной карты района действий, юстировочные характеристики бортового оборудования, параметры моделей типовых целей, параметры моделей учебно-боевых режимов, графические символы обобщенной информации и другие параметры, необходимые для обеспечения вычислительных процессов в ВЛМ БЦВС 26 и функционирования взаимодействующего бортового оборудования,
– ВЛМ ФНПП 28 осуществляет комплексную обработку информации от КНПС 7, КОПС 8 с исходными данными от ОБД 27 и формирует навигационно-пилотажные параметры на всех режимах полета от предполетной подготовки до посадки, которые с входа-выхода ФНПП 28 через МВО 32 поступают на входы-выходы взаимодействующих ВЛМ БЦВС 26, в том числе в ВВУО 29 для передачи через КИО 13 во взаимодействующее оборудование,
– ВЛМ ФПЦП 30 осуществляет комплексную обработку информации, полученную от КОПС 8, КСРП 12, ТКСН 9, КНПС 7, КСПП 11 и формирует прицельные параметры и команды на всех режимах полета для всех средств из состава КСПП 11, которые с входа-выхода ФПЦП 30 через МВО 32 поступают во взаимодействующие ВЛМ БЦВС 26, в том числе в ВВУО 29 для передачи по КИО 13 во взаимодействующее оборудование,
– ВЛМ ФОИ 31 по данным, полученным по МВО 32 от ОБД 27, ФНПП 28, ФПЦП 30, от взаимодействующего оборудования через КИО 13 и ВВУО 29, формирует обобщенную функциональную отображаемую информацию, цифробуквенную информацию, телевизионную информацию, информацию аэронавигационной карты, сигналы которой с входа-выхода ФОИ 31 через МВО 32 ВВУО 29, КИО 13 поступают на входы-выходы ДПЛ 19 и ДПО 25, формирующих кадры отображаемой информации в необходимых комбинациях и форматах для отображения на МФИЛ 14, МФИО 20, ИЛЛС 15, ИОЛС 21, ИНСЦ 16. При этом ИОЛС 21 может быть выполнен на МФИ, информационные кадры изображений для которого формируются в ДПО 25 по телевизионному изображению ВКТО 22.

Дополнительно введенные в состав БЦВС 26 вычислительно-логические модули КВБД 33, КВВВ 34, КВВП 35, ВВВП 36, КУТД 37 реализуются на стандартных элементах вычислительной техники – взаимосоединенных процессоре и запоминающем устройстве с входом-выходом на МВО 32, при этом процессор и запоминающее устройство могут быть частью объединенного процессора и объединенного запоминающего устройства в составе БЦВС 26.

В процессе полета КОПС 8 и КСРП 12 осуществляют обзор воздушного пространства и земной поверхности, осуществляют фиксацию, сопровождение и селекцию цепей и ориентиров, координаты местоположения и характеристики которых через КИО 13, ВВУО 29, МВО 32 поступают в ОБД 27, где фиксируется обнаруженное множество ориентиров и целей, в том числе введенных перед полетом.

В ВЛМ КВБД 33 в связи с КОПС 8, КСРП 12, КНПС 7, ОБД 27 осуществляется
– анализ целевой обстановки и ранжирование целей по степени опасности (приоритету угроз) и по степени важности (необходимости поражения при различных степенях опасности),
– назначение типа взаимодействия – “воздух-воздух”, “воздух-поверхность”, “воздух-воздух-поверхность”; сигналы типа взаимодействия с входа-выхода КВБД 33 по МВО 32, поступают в КВВВ 34, КВВП 35, ВВВП 36, ФОИ 31 и через ВВУО 29, КИО 13, ДПЛ 19, ДПО 25 на МФИЛ 14, МФИО 20 для индикации экипажу.

В соответствии с назначенным типом взаимодействия в ВЛМ КВВВ 34, КВВП 35, ВВВП 36 во взаимосвязи с остальными ВЛМ БЦВС 26 и бортовым оборудованием через ВВУО 29 по КИО 13 на основе оптимизации функционала минимума потерь и максимума поражения осуществляется
– распределение целей и средств их лоцирующих для работы летчику и оператору,
– распределение средств КОПС 8, КСРП 12 по сопровождаемым целям,- распределение средств поражения и пассивного противодействия КСПП 11 для применения по поражаемым целям,
– назначение и оперативное изменение порядка работы радиоизлучающих и радиоприемных средств КНПС 7, КОПС 8, КСРП 12,
– назначение порядка применения средств активного противодействия из состава КСРП 12,
– назначение маневров (в том числе сверхманевров) и способы их исполнения (ручной, полуавтоматический, автоматический) на различных этапах выбранного взаимодействия,
– назначения режимов и подрежимов работы средств отображения МФИЛ 14, МФИО 20, ИЛЛС 15, ИОЛС 20, ИНСЦ 16.

Команды и сигналы в соответствии с выработанными циклограммами с входов-выходов КВВВ 34, КВВП 35, ВВВП 36 через МВО 32 поступают на взаимодействующие ВЛМ БЦВС 26 и через ВВУО 29, КИО 13 на входы-выходы взаимодействующего оборудования.

Например, при перехвате ДВЦ – дальней важной воздушной цели (бомбардировщик, группа бомбардировщиков противника), средствами КОПС 8 обнаружен атакующий истребитель противника (опасная воздушная цель ОВЦ) в вычислительно-логических модулях КВБД 33, КВВВ 34
– решается задача целераспределения ДВЦ – оператору, ОВЦ – летчику,
– назначаются средства сопровождения целей – радиолокационная станция РЛС из состава КОПС 8 – оператору, нашлемная система целеуказания НСЦ из состава КОПС 8 – летчику,
– назначаются средства поражения из состава КСПП 11 – ракеты “воздух-воздух” средней и большой дальности с активной радиолокационной или тепловой головкой самонаведения – оператору; высокоманевренные ракеты “воздух-воздух” малой дальности для встречи на догонных и встречнопересекающихся курсах и пушечное вооружение – летчику,
– назначаются средства пассивного противодействия (ложные тепловые цели) из состава КСПП 11 – летчику,
– назначаются режимы индикации МФИЛ 14, ИЛЛС 15, МФИО 20, ИОЛС 21, ИНСЦ 16 при которых данные о целях и средствах поражения и пассивного противодействия сосредоточены в оптимальном поле зрения летчика и оператора,
– назначается способ и порядок выполнения маневра или сверхманевра, при котором управляемый летчиком самолет находится в более выгодном положении относительно ОВЦ, а оператор продолжает (или уже выполнил) боевую работу по ДВЦ.

Расчет пуска средств поражения и пассивного противодействия проводится в ФПЦП 30, пуск осуществляется членами экипажа подачей команд с СОУЛ 18 и СОУО 24 через КИО 13 и СУСП 10 на вход-выход КСПП 11.

Таким образом, самолет одновременно выполняет функции дальнего воздушного перехватчика, высокоманевренного истребителя воздушного ближнего боя с осуществлением постановки помех – ложных тепловых или радиолокационных целей.

Например, при сопровождении НСЦ из состава КОПС 8 и атаке важной наземной цели ВНЦ (железнодорожный узел со средствами противовоздушной обороны ПВО – радиолокационной станцией обнаружения и постановки помех, зенитно-ракетными комплексами ЗРК) средствами КСРП 12 зафиксирован факт обнаружения самолета средствами ПВО, а РЛС из состава КОПС 8 обнаружена атакующая непоражаемая ракета “земля-воздух” (НАРЗ) в КВБД 33, КВВП 34:
– решается задача целераспределения ВНЦ – оператору, НАРЗ – летчику,
– назначаются средства сопровождения целей ИОЛС 21 (с отображением телевизионного изображения от ВКТО 22) – оператору,
– назначаются средства поражения из состава КСПП 11 – бомбардировочное вооружение и ракеты “воздух-поверхность” малой дальности с пассивной телевизионной головкой самонаведения – оператору для работы по ВНЦ, средства пассивного противодействия (ложные тепловые и радиолокационные цели) – летчику для отвлечения атакующей НАРЗ на ложную цель,
– назначается маневр или сверхманевр, при котором осуществляется поражение ВНЦ и уход (с потерей локационного контакта) от НАРЗ.

Расчет пуска средств поражения и пассивного противодействия осуществляется в ФПЦП 30, пуск осуществляется членами экипажа посредством подачи команд с СОУЛ 18, СОУО 24 через КИО 13, СУСП 10 на вход-выход КСПП 11.

Если НАРЗ не обнаружена, работу по ВНЦ выполняет летчик, оператору назначается работа с КСРП 12 – подготовка и пуск ракет “воздух-поверхность” с пассивными радиолокационными головками самонаведения и постановкой активного радиолокационного излучения на средства ПВО. Посредством ВКТО 22, СКРП 6 фиксируется состояние ВНЦ после поражения для дальнейших операций, оперативные данные с ВКТО 22 через КИО 13, КСС 5 передаются на взаимодействующие самолеты и наземные пункты управления.

Таким образом, самолет одновременно выполняет функции штурмовика-бомбардировщика, постановщика активных и пассивных помех и выполняет оперативные разведывательные операции.

Например, если при действии по дальним запрограммированным наземным (надводным) целям ДЗЦ, РЛС из состава КОПС 8 на большой дальности обнаружен атакующий истребитель противника – ОВЦ, в КВБД 33, ВВВП 36
– осуществляется целераспределение ДЗЦ – оператору, ОВЦ -летчику,
– назначаются средства сопровождения целей РЛС из состава КОПС 8 – летчику, ТКСН 9 – оператору,
– назначаются средства поражения из состава КСПП 11 – ракеты большой дальности “воздух-воздух” с тепловыми или радиолокационными головками самонаведения для поражения ОВЦ летчиком, ракета большой дальности “воздух-поверхность” с телекомандной системой наведения для наведения и пуска по ДЗЦ оператором,
– назначаются режимы работы МФИЛ 14, ИЛЛС 15, МФИО 20, ИОЛС 21, ИНСЦ 16 при которых данные о целях и средствах поражения сосредоточены в оптимальном поле зрения летчика и оператора.

Оператор по ТКСН 9 посредством СОУО 24 осуществляет наведение (и пуск по данным от ФПЦП 30) выбранного средства поражения на заданную цель, в ФИО 31 определяется момент пуска, телевизионное изображение земной поверхности (и целей на ней) передаваемые с телевизионного выхода средства поражения ДЗЦ через КИО 13 передается на СКРП 6 для записи и через КСС 5 на наземные пункты для принятия оперативных решений.

Летчик осуществляет работу на ОВЦ, по данным расчета в ФПЦП 30 осуществляется применение средств поражения по ОВЦ.

Таким образом, самолет одновременно выполняет функции дальнего бомбардировщика-штурмовика, истребителя-перехватчика и оперативного разведчика.

При работе по ДЗЦ возможны ситуации обнаружения самолета средствами воздушной разведки с самолетов типа “Авакс” или радиолокационными станциями наземных средств ПВО противника, тогда самолет выполняет функции дальнего бомбардировщика-штурмовика, постановщика помех и оперативного разведчика наземных (надводных) и воздушных целей.

При проведении учебно-тренировочных работ, переход на которые осуществляется подачей команд с органов управления (кнопок-клавиш) на МФИЛ 14, МФИО 20, формируются команды типовых учебно-тренировочных ситуаций – предполетный тренаж, наземный тренаж, воздушный тренаж, поступающие через КИО 13, ВВУО 20 в КУТД 39 и во взаимодействующее оборудование, переводимое в тренажное состояние.

При предполетном тренаже в КУТД 37 по данным ОБД 27 в соответствии с введенным полетным заданием формируются модели движения самолета на всех этапах полета и модели движения и характеристика запрограммированных целей. Во взаимодействии ВЛМ БЦВС 26 и взаимодействующего оборудования осуществляется пролет по запрограммированному маршруту от взлета до посадки с проверкой применения заданных средств поражения и противодействия по заданным целям в заданных режимах ручного, полуавтоматического или автоматического управления, результаты тренажа фиксируются на СКРП 6, а члены экипажа контролируют и отрабатывают свои действия, при этом через КСС 5 процесс и результаты тренажа могут одновременно транслироваться на наземный пункт подготовки и планирования полетных заданий.

В режиме “наземный тренаж” на наземном пункте планирования и подготовки полетных заданий формируется задание на учебно-тренировочный полет с введением имитирующих оперативных ситуаций, вносимых в ОБД 27. В КУТД 37 по данным ОБД 27 формируется модель движения объекта и модели движения и характеристики заданных целей, поступающие в КВБД 33, назначающего в зависимости от имитационной ситуации работу КВВВ 34, КВВП 35 или ВВВП 36. Во взаимодействии ВЛМ БЦВС 26, бортового оборудования и ПДУМ 1, переведенного в режим “наземный тренаж” осуществляется имитирующий полет с работой членов экипажа и последующей проверкой качества его выполнения по записям на СКРП 6 или оперативной проверкой на наземных пунктах управления в их связи с бортом самолета через КСС 5.

В режиме “воздушный тренаж” осуществляется полет в соответствии с занесенным в ОБД 27 полетным заданием, в том числе с имитацией оперативных ситуаций. В КУТД 37 по данным ОБД 27 формируются модели движения и характеристики целей, по которым в КВБД 33 назначается работа КВВВ 34, КВВП 35 или ВВВП 36. Во взаимодействии ВЛМ БЦВС 26, бортового оборудования, переведенного в режим “воздушный тренаж”, осуществляется имитирующий полет с работой членов экипажа с последующей проверкой качества его выполнения по записям на СКРП 6 или оперативной взаимопроверкой и проверкой на наземных пунктах управления, взаимосвязанных с бортом самолета через КСС 5.

МФИЛ 14, ИЛЛС 15, ИНСЦ 16, МФПЛ 17, СОУЛ 18, ДПЛ 19, МФИО 20, ИОЛС 21, ВКТО 22, МФПО 23, СОУО 24, ДПО 25 во взаимосвязи с бортовым оборудованием и БЦВС 26 по КИО 13 обеспечивают высокую ситуационную осведомленность экипажа и образуют оперативный информационно-индикационный управляющий вычислительный центр, позволяющий членам экипажа в опасных, быстроменяющихся режимах одновременно во взаимодействии и одновременно независимо реализовать концепцию управления ситуациями типа “обнаружил-поразил-ушел от ответного удара”, “обнаружил-ушел от удара-поразил”, “обнаружил-поразил-зафиксировал результаты атаки”.

Таким образом, на примерах технической реализации показано достижение результата в части расширения функциональных возможностей многофункционального двухместного высоманевренного самолета, выполняющего координированные функции боевого и учебно-боевого истребителя, перехватчика, бомбардировщика, штурмовика, оперативного разведчика и постановщика помех в пространственно-временной координации, что значительно повышает эффективность его применения.

Формула изобретения


Многофункциональный двухместный высокоманевренный самолет тактического назначения, содержащий взаимосоединенные входами-выходами по каналу информационного обмена планер, двигательную установку и средства механизации, общесамолетное оборудование, систему аварийного покидания самолета экипажем, систему управления самолетом и двигательной установкой, комплекс средств связи, систему контроля и регистрации параметров, комплекс навигационно-пилотажных средств, комплекс обзорно-прицельных средств, телекомандную систему наведения, систему управления средствами поражения и пассивного противодействия, комплект средств поражения и пассивного противодействия, комплекс средств радиоэлектронного противодействия, многофункциональные индикаторы летчика, индикатор летчика на лобовом стекле, индикатор нашлемной системы целеуказания, средства оперативного управления летчика, многофункциональные индикаторы оператора, индикатор оператора на лобовом стекле, средства оперативного управления оператора, бортовую цифровую вычислительную систему, включающую взаимосоединенные входами-выходами по магистрали вычислительного обмена вычислительно-логические модули объединенной базы данных, формирования навигационно-пилотажных параметров, формирования параметров целеуказания и применения, формирования параметров отображаемой информации, ввода-вывода-управления информационным обменом, другой вход-выход которого является входом-выходом бортовой вычислительной системы, отличающийся тем, что он дополнительно оснащен подключенными входами-выходами к каналу информационного обмена многофункциональным пультом летчика, дисплейным процессором летчика, внутрикабинной камерой телевизионного обзора, многофункциональным пультом оператора, дисплейным процессором оператора и введенными в состав бортовой цифровой вычислительной системы, подключенными входами-выходами к магистрали вычислительного обмена, вычислительно-логическими модулями координации ведения боевых действий, координации учебно-тренировочных действий, координированного взаимодействия воздух-воздух, координированного взаимодействия воздух-поверхность, координированного взаимодействия воздух-воздух-поверхность.

РИСУНКИ

Рисунок 1

Categories: BD_2184000-2184999