Патент на изобретение №2184360
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЦИЛИНДРО-ПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
(57) Реферат: Коленчатый вал (КВ) двигателя прокручивают внешним источником, сообщая на такте сжатия надпоршневое пространство цилиндра с атмосферой и изолируя на такте расширения надпоршневое пространство от атмосферы, измеряют на такте расширения максимальное первое разрежение Р1и в надпоршневом пространстве и определяют техническое состояние клапанного механизма путем сравнения Р1и с предварительно установленным предельным разрежением для клапанного механизма PVп. При Р1и>PVп определяют техническое состояние гильзы цилиндра путем сравнения Р1и с предварительно установленными предельным разрежением для гильзы РSп и номинальным разрежением для гильзы PSп. При Р1и>PSп дополнительно прокручивают КВ, изолируя на тактах расширения и сжатия надпоршневое пространство от атмосферы, измеряют при этом на такте расширения максимальное второе разрежение в надпоршневом пространстве и определяют техническое состояние компрессионных колец путем сравнения измеренного второго разрежения Р2и с предварительно установленными предельным разрежением для колец PRп и номинальным разрежением колец PRн. При количестве цилиндров в двигателе больше одного и при условиях, что во всех цилиндрах Р1и>PSп и не осуществлялись замена или ремонт каких-либо отдельных гильз, определяют разницу между двумя наибольшими измеренными значениями Р1и в двух разных цилиндрах и по величине указанной разницы определяют состояние маслосъемных колец цилиндра, имеющего максимальное значение Р1и. Изобретение позволяет наименее трудоемко и достоверно определить по отдельности техническое состояние клапанного механизма, гильзы цилиндра, поршневых колец. 1 з.п. ф-лы, 1 ил., 2 табл. Изобретение относится к области технической диагностики и может быть использовано для определения технического состояния отдельных цилиндров (цилиндро-поршневой группы) в двигателе внутреннего сгорания путем измерения разрежения в надпоршневом пространстве. Среди различных методов, используемых для диагностирования цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) двигателя внутреннего сгорания (ДВС), довольно широко распространен пневматический метод, основанный на измерении разрежения в надпоршневом пространстве ЦПГ. Так, известен способ диагностирования ЦПГ ДВС, заключающийся в том, что прокручивают коленчатый вал двигателя внешним источником, сообщая на такте сжатия надпоршневое пространство с атмосферой и изолируя на такте расширения надпоршневое пространство от атмосферы, измеряют на такте расширения максимальное разрежение (P1) в надпоршневом пространстве, дополнительно прокручивают коленчатый вал, изолируя на тактах расширения и сжатия надпоршневое пространство от атмосферы, измеряют при этом на такте расширения новое разрежение (Р2) в надпоршневом пространстве и определяют техническое состояние компрессионных колец по двум измеренным разрежениям, а именно по их отношению (авт. св. СССР 1467423, МПК G 01 M 15/00, 1989). Указанный известный способ позволяет оценить состояние компрессионных колец при условии, что состояние гильзы цилиндра и маслосъемных колец удовлетворительно. Однако, во-первых, в известном способе не раскрывается, что следует понимать под удовлетворительным состоянии гильзы и маслосъемных колец и каким методом это состояние определяется. Во-вторых, использование отношения двух указанных измеренных разрежений для определения состояния компрессионных колец в этом способе имеет недостаток, связанный со следующим. По результатам многочисленных исследований было установлено, что величина P1 практически не зависит от состояния компрессионных колец, а зависит в основном от состояния гильзы и, как будет показано далее, клапанного механизма, причем с увеличением износа гильзы P1 снижается. С другой стороны, величина P2 зависит от состояния как гильзы, так и компрессионных колец, и с увеличением износа также увеличивается. Представим случай, когда износ гильзы близок к предельному, а компрессионные кольца не изношены. При этом величина P1 вследствие износа гильзы будет снижена, а величина Р2 несколько увеличится по этой же причине. Тогда отношение P1/P2 значительно уменьшится (в сравнении со случаем, когда и гильза, и компрессионные кольца не изношены) и формально в соответствии с известным способом будет ошибочно указывать на какую-то неисправность компрессионных колец. Таким образом, оценка состояния компрессионных колец по отношению 1/P2 не всегда дает достоверные результаты. Диагностирование общего состояния ЦПГ с оценкой суммарной величины неплотностей в надпоршневом пространстве описано в другом источнике информации, из которого известен способ диагностирования ЦПГ дизельного двигателя, заключающийся в том, что прокручивают коленчатый вал двигателя внешним источником, сообщая на такте сжатия надпоршневое пространство цилиндра с атмосферой и изолируя на такте расширения надпоршневое пространство от атмосферы, измеряют на такте расширения максимальное разрежение в надпоршневом пространстве и определяют техническое состояние цилиндро-поршневой группы по измеренному разрежению, сравнивая его с предварительно установленным предельным (допускаемым) разрежением (см. Бельских В.И. Справочник по техническому обслуживанию и диагностированию тракторов, М. , Сельхозиздат, 1986 г., с. 123-125). Этот способ принят в качестве прототипа заявленного способа. В соответствии с этим известным способом при величине измеренного разрежения меньше допускаемого (0,78 кг/см2) проверяют неплотности клапанов и, если клапаны не требуют притирки (то есть их техническое состояние удовлетворительно), то принимают решение о ремонте гильзы цилиндра и колец. Указанный способ дает возможность оценить в целом состояние гильзы цилиндра и компрессионных колец и до некоторой степени состояние клапанов. Этот способ не позволяет без разборочных работ оценить состояние клапанного механизма отдельно от состояния гильзы, поскольку, как показали дальнейшие исследования, сравнение измеренного разрежения с вышеуказанной допускаемой величиной, которая для дизелей составляет 0,78 кг/см2, в действительности не может быть использовано для характеризования состояния клапанов. Для уточнения их состояния после диагностирования по указанному способу требуется разборка двигателя. Этот способ не позволяет также определять по отдельности технические состояния гильзы и компрессионных колец, а именно обнаруживать неисправность компрессионных колец при удовлетворительном состоянии гильзы. Кроме того, ни по одному из указанных известных способов нельзя определить состояние маслосъемных колец. Задача настоящего изобретения заключается в создании технологии диагностирования ЦПГ ДВС, которая обеспечивает по возможности наименее трудоемкое и вполне достоверное определение по отдельности технического состояния прежде всего клапанного механизма, а также гильзы цилиндра, компрессионных и маслосъемных колец. Указанная задача достигается тем, что в способе диагностирования ЦПГ ДВС, заключающемся в том, что прокручивают коленчатый вал двигателя внешним источником, сообщая на такте сжатия надпоршневое пространство цилиндра с атмосферой и изолируя на такте расширения надпоршневое пространство от атмосферы, измеряют на такте расширения максимальное первое разрежение P1и в надпоршневом пространстве и определяют техническое состояние клапанного механизма, согласно заявленному способу техническое состояние клапанного механизма определяют путем сравнения измеренного первого разрежения (P1и) с предварительно установленным предельным разрежением для клапанного механизма (PVп). Сравнение в предложенном способе значения P1и с предельным значением PVп, которое характеризует предельное состояние именно клапанного механизма, позволяет с определенной степенью достоверности оценить состояния клапанов независимо от состояния других элементов ЦПГ. Далее, при P1и>PVп определяют техническое состояние гильзы цилиндра путем сравнения P1и с предварительно установленными предельным разрежением для гильзы (PSп) и номинальным разрежением для гильзы (РSн), далее, при P1и>PSп дополнительно прокручивают коленчатый вал, изолируя на тактах расширения и сжатия надпоршневое пространство от атмосферы, измеряют при этом на такте расширения максимальное второе разрежение в надпоршневом пространстве и определяют техническое состояние компрессионных колец путем сравнения измеренного второго разрежения (Р2и) с предварительно установленными предельным разрежением для компрессионных колец (РRп) и номинальным разрежением для компрессионных колец (РRн). При количестве цилиндров в двигателе больше одного и при условиях, что во всех цилиндрах P1и>PSп не осуществлялись замена или ремонт каких-либо отдельных гильз, определяют разницу между двумя наибольшими измеренными значениями Р1и в двух разных цилиндрах и по величине указанной разницы определяют состояние маслосъемных колец цилиндра, имеющего максимальное значение Р1и. Обширные статистические данные, собранные авторами настоящего изобретения, показали следующее. Неисправность клапанного механизма ЦПГ проявляется практически в виде внезапного отказа (скол, трещина, прогар, нагар), приводящего к потере работоспособности определенного цилиндра. Связанное с этим образование условного отверстия в камере сгорания приводит к резкому уменьшению измеренной величины первого разрежения P1и, так как никакой источник дополнительной пневмоплотности (лишнее масло, несгоревшее топливо) не в состоянии уплотнить это образующееся отверстие. Поэтому техническое состояние клапанного механизма можно определять путем сравнения величины Р1и с заранее установленной величиной P1, которая соответствует состоянию клапанного механизма, непосредственно предшествующему моменту появления в нем внезапного отказа, характеризует предельно допустимое состояние клапанного механизма и обозначена здесь как предельное разрежение для клапанного механизма (PVп). Таким образом, если P1и Vп, то следует вывод о неисправности клапанного механизма в данном цилиндре, при этом о состоянии гильзы и компрессионных колец ничего определенного сказать нельзя, так как в этом случае неисправность клапанов “перекрывает” другие возможные неисправности, характеризующие неплотности в ЦПГ. Любая неплотность, связанная с износом гильзы (в т.ч. предельным) и неисправностью компрессионных колец, и даже сумма этих неплотностей не покажут уменьшение P1и ниже PVп. Таким образом, при Р1и Vп, может иметь место также при прогаре поршня. Однако, во-первых, согласно статистическим данным по числу отказов ДВС прогар поршня возникает значительно (примерно в 5 раз) реже, чем неплотности клапанного механизма, а во-вторых, прогар поршня легко определяется по внешнему признаку – выбросу масла из сапуна, в то время как предлагаемый способ предназначен для определения прежде всего тех неисправностей, которые по внешним признакам однозначно установить невозможно. При нормальном состоянии клапанного механизма, т.е. при Р1и>PVп состояние гильзы можно оценить путем сравнения Р1и со значениями разрежения, характеризующими предельно допустимое и номинальное состояния гильзы, которые обозначены здесь соответственно как предельное разрежение для гильзы (PSп) и номинальное разрежение для гильзы (РSн). При PVп1и ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Измерение P1 показало наличие источника дополнительной пневмоплотности в 5-м цилиндре ( ![]() ![]() Величины P1 показывают номинальное состояние гильз всех цилиндров. Величина Р2 для второго цилиндра значительно больше РRп, что объясняется повреждением компрессионных колец. Пример 3 Когда износ гильз больше предельного (цилиндры 3 и 4), величина Р2 не характеризует действительное состояние компрессионных колец. Хотя величина Р2 значительно больше РRп в обоих цилиндрах 3 и 4, неисправным оказалось компрессионное кольцо только в цилиндре 3. Пример 4 В цилиндре 5 P1 меньше PVп в результате неисправности клапана, при этом Р2 не характеризует состояние компрессионных колец в этом цилиндре. Пример 5 Величина Р2 в цилиндре 5 значительно больше РRп в результате неисправности компрессионных колец. Пример 6 Износ гильзы в цилиндре 3 больше предельного, величина P2 в этом цилиндре не характеризует состояние компрессионных колец. Пример 7 Предельный износ поршневых групп цилиндров 1 и 2. Износ гильз и компрессионных колец в цилиндрах 3 и 4 близок к предельному. Пример 8 При практически номинальном состоянии гильз повышенное значение P2 в цилиндре подтверждает неисправность, связанную с состоянием компрессионных колец (отсутствие такого кольца). Кроме того, ![]() ![]() ![]() Состояние гильз в целом близко к предельному. Износ компрессионных колец больше предельного. Пример 11 Допускаемый износ гильз во всех цилиндрах. Износ компрессионных колец в цилиндрах 1 и 2 в пределах допускаемого, неисправность компрессионных колец в цилиндрах 3 и 4. Пример 12 P1 в цилиндре 3 меньше PVн в результате неисправности клапана, и Р2 в этом цилиндре не характеризует состояние компрессионных колец, все они находились в номинальном состоянии. Пример 13 Износ гильз всех цилиндров в пределах допуска, величины Р2 во всех цилиндрах подтверждают номинальное состояние новых компрессионных колец. Пример 15 В цилиндре 1 при номинальном состоянии гильзы повышение Р2 подтвердило неисправность компрессионного кольца. При этом ![]() ![]() Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 27.07.2004
Извещение опубликовано: 10.10.2005 БИ: 28/2005
NF4A Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение
Извещение опубликовано: 7.02.2006 БИ: 06/2006
|
||||||||||||||||||||||||||