Патент на изобретение №2184227
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) УСТРОЙСТВО СОЕДИНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
(57) Реферат: Изобретение относится к технологии обеспечения бурения под нефть, газ и для других целей. Задачей изобретения является обеспечение надежного крепления, ускорение монтажа и демонтажа модулей, исключение повреждения сопрягаемых с модулями деталей. Устройство соединения отдельных модулей телеметрической системы содержит соединяющую модули деталь, выполненную в виде внутренней втулки с резьбой, упирающейся своим торцом в полукольца упорные, которые удерживаются полукольцами стопорными, зафиксированными запорным кольцом. В одном из модулей установлен элемент, обеспечивающий осевую фиксацию и предотвращающий проворот модулей. Полукольца упорные содержат выступ, который входит под втулку. Модули уплотнены между собой и с внутренней втулкой. 2 з.п. ф-лы, 4 ил. Изобретение относится к технологии обеспечения бурения под нефть, газ и для других целей. Конкретно, изобретение может применяться для надежного крепления генератора или отдельных частей скважинного прибора в составе забойной телеметрической системы. Известно устройство соединения отдельных модулей телеметрической системы (узел крепления генератора в телеметрической системе) [1]. Устройство соединения отдельных модулей системы совмещено с узлом регулирования расхода бурового раствора. Это механизм достаточно сложный и содержит много деталей. Кроме того, он нетехнологичный в изготовлении и сборке. Такая конструкция уменьшает проходное сечение бурового раствора, что приводит к увеличению скоростей бурового раствора и быстрому абразивному износу деталей, предназначенных для фиксации генератора. Известно устройство соединения отдельных модулей системы (узел соединения генератора) [2] , содержащее установленные в охранном кожухе генератора переводник и крепежную деталь, смонтированную на торце переводника посредством фланцевого соединения с одной стороны и сопряженную с генератором с другой стороны. Недостатки этого устройства: – низкая надежность соединения модулей, входящих в состав телеметрической системы, – сложность соединения модулей, – возникновение кавитации вследствие изменения гидравлического сечения при прохождении бурового раствора, – уменьшение проходного сечения, что приводит к увеличению гидравлического сопротивления и интенсивному абразивному износу, – необходимость применения больших усилий для демонтажа. В связи с этим, для разборки соединения требуется специальный съемник, а при демонтаже модуля не исключена возможность повреждения сопрягаемых деталей: уплотнений и разъемов электрических соединений. В качестве ближайшего аналога выбрано устройство соединения отдельных модулей телеметрической системы [3]. Соединение обеспечивается посредством соединяющей модули детали, включающей внутреннюю переходную втулку, уплотнения и фланцевое соединение. Недостатки этого устройства практически повторяют недостатки предыдущего. Задачами создания изобретения являются обеспечение надежного крепления (с обеспечением осевой и окружной фиксации модулей), уменьшение его диаметральных габаритов, ускорение монтажа и демонтажа модуля, исключение повреждения сопрягаемых с модулем деталей. Указанные задачи достигнуты за счет того, что в устройстве соединения отдельных модулей телеметрической системы, содержащем соединяющую модули деталь, включающую внутреннюю втулку, соединяющая модули деталь снабжена полукольцами стопорными, полукольцами упорными и запорным кольцом, при этом внутренняя втулка выполнена с резьбой и упирающейся своим торцом в полукольца упорные, удерживаемые полукольцами стопорными, зафиксированными запорным кольцом, а в одном из модулей установлен элемент, обеспечивающий осевую фиксацию и предотвращающий проворот модулей. При этом полукольца упорные могут содержать выступ, который входит под втулку. Модули могут быть уплотнены между собой и с внутренней втулкой. Предложенное техническое решение обладает новизной, промышленной применимостью и изобретательским уровнем, т.е. удовлетворяет критериям изобретения. Сущность изобретения поясняется чертежами, где: на фиг. 1 приведена схема узла соединения модулей телеметрической системы, на фиг.2 приведены полукольца упорные 7, на фиг.3 – полукольца стопорные 8, на фиг.4 – запорное кольцо 9. Устройство соединения отдельных модулей телеметрической системы содержит установленные в колонне бурильных труб 1 первый модуль 2 и второй модуль 3. Внутри модулей 2 и 3 установлены электронные блоки 4. На торце модуля 2 установлен электрический соединительный разъем 5. Соединяющая модули деталь выполнена в виде внутренней втулки с резьбой 6, упирающейся своим торцом в полукольца упорные 7 (фиг.2), которые удерживаются полукольцами стопорными 8 и зафиксированы запорным кольцом 9. Внешний бурт внутренней втулки с резьбой 6 приспособлен для работы с ключом. Полукольца упорные 7, полукольца стопорные 8 (фиг. 3) и запорное кольцо 9 (фиг.4) установлены в кольцевой проточке 10, выполненной на первом модуле 2. На втором модуле 3 установлен элемент, обеспечивающий осевое направление и предотвращение проворота. Этот элемент может быть выполнен в виде штифта 11, входящего в паз 12, расположенный на первом модуле 2. Полукольца упорные 7 содержат выступ 13, которым входят под внутреннюю втулку с резьбой 6. Внутренняя втулка с резьбой 6 уплотнена по цилиндрическим поверхностям модулей 2 и 3 уплотнениями 14. Модули 2 и 3 уплотнены также кольцами 15. Соединение модулей 2 и 3 осуществляется следующим образом. Предварительно устанавливают уплотнения 14 и кольца 15. На первый модуль 2 устанавливают внутреннюю втулку с резьбой 6. В кольцевую проточку 10 устанавливают полукольца упорные 7 (фиг.2), таким образом, чтобы их выступы 13 входили под внутреннюю втулку с резьбой 6. Полукольца упорные 7 фиксируются полукольцами стопорными 8 (фиг.3), сжатыми запорным кольцом 9 (фиг.4). После чего первый модуль 2 вставляется во второй модуль 3 и они стягиваются внутренней втулкой с резьбой 6. Работает устройство следующим образом. При прохождении бурового раствора между колонной бурильных труб 1 и устройством, вследствие того, что первый, второй модули 2, 3 и внутренняя втулка с резьбой 6 выполнены одинакового диаметра и собраны без уступов, уменьшается гидравлическое сопротивление и абразивный износ деталей. Это улучшит условия работы забойного двигателя, использующего энергию бурового раствора (на фиг. не показано). Применение изобретения позволило: 1. Обеспечить надежность монтажа модулей в телеметрической системе и их фиксацию в окружном и осевом направлениях. 2. Ускорить и облегчить монтаж и демонтаж модулей. 3. Улучшить условия эксплуатации системы. 4. Предотвратить повреждение сопрягаемых с модулями деталей, в том числе соединительного электрического разъема. 5. Предотвратить поворот модулей при сборке, что позволило обеспечить сборку электрического соединительного разъема без закручивания проводов. 6. Уменьшить гидравлическое сопротивление и абразивный износ за счет неизменного сечения для прохождения бурового раствора и малых диаметральных габаритов устройства. Источники информации 1. RU 2109940 C1, МПК Е 01 В 47/00, опубл. 27.04.1996. 2. SU 1006738 A, МПК Е 21 В 47/022, опубл. 23.03.1983. 3. Молчанов А.А., Измерение геофизических и технологических параметров в процессе бурения скважин, М., Недра, 1983, с. 150. Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 11.08.2002
Номер и год публикации бюллетеня: 8-2004
Извещение опубликовано: 20.03.2004
|
||||||||||||||||||||||||||