Патент на изобретение №2184190
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ РАЗГРУЗКИ КОВША ДРАГЛАЙНА И РАБОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДРАГЛАЙНА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭТОГО СПОСОБА
(57) Реферат: Изобретение относится к экскаваторам – драглайнам, а более конкретно к способам разгрузки ковша драглайна и к его рабочему оборудованию для осуществления этого способа. Способ разгрузки ковша драглайна осуществляется путем его поворота в вертикальной плоскости над местом разгрузки за счет манипулирования канатами, соединяющими ковш с соответствующими лебедками. Манипулирование канатами осуществляют таким образом, чтобы в процессе разгрузки обеспечивалась неподвижность режущей кромки ковша, а поворот ковша производят относительно его неподвижной режущей кромки. Рабочее оборудование драглайна включает стрелу, подвешенный к ней ковш с упряжью, тяговую лебедку с барабаном и тяговым канатом, связанным с ковшом, разгрузочный канат, связанный с ковшом, и подъемный канат, соединенный с упряжью ковша. Разгрузочный канат пропущен через подвижной блок, соединенный с приводным силовым гидроцилиндром. Барабан тяговой лебедки выполнен двухсекционным с разъемным соединением секции. Тяговый канат связан с первой секцией двухсекционного барабана, а разгрузочный канат связан с его второй секцией, выполненной конической, и прикреплен к упряжи ковша в месте присоединения к ней подъемного каната. Привод силового гидроцилиндра содержит контуры высокого и низкого давления и снабжен коммутационным устройством для их переключения. Коническая секция барабана снабжена дополнительным, индивидуальным приводом. Привод силового гидроцилиндра снабжен пневмогидроаккумуляторами. Повышается эффективность работы драглайна. 2 с. и 2 з.п. ф-лы, 1 ил. Изобретение относится к землеройной технике и может быть использовано на экскаваторах-драглайнах в горнорудной, угольной и строительной промышленности. Более конкретно изобретение относится к способам разгрузки ковша драглайна, а также к рабочему оборудованию драглайна для осуществления этого способа. Драглайны не приспособлены к погрузке горной массы в транспортные средства и используются в основном в бестранспортных системах разработки с выгрузкой горной массы в отвал. При погрузке в кузова транспортных средств возникают значительные трудности, связанные с радиальным перемещением режущей кромки ковша в процессе разгрузки, приводящим к просыпи горной массы за габариты кузова транспортного средства, в результате чего резко снижается эффективность разгрузки. Известен способ разгрузки ковша драглайна, который заключается в том, что ковш в месте разгрузки поворачивают в вертикальной плоскости путем манипулирования соединенными с соответствующими лебедками канатами, на которых ковш подвешен к стреле [1]. При этом ковш поворачивается относительно горизонтальной оси, проходящей приблизительно через середину боковых стенок ковша. Такой способ не позволяет достаточно точно осуществить прицельную разгрузку в кузов транспортного средства, что резко снижает эффективность или делает невозможным использование драглайна при транспортных системах разработки. Задача изобретения заключается в том, чтобы создать способ разгрузки ковша в кузов транспортного средства, обеспечивающий существенное повышение точности разгрузки путем уменьшения радиуса разброса горной массы относительно центра кузова транспортного средства и, таким образом, обеспечить достаточно эффективную работу драглайна в условиях транспортной системы разработки. Эта задача решается тем, что в способе разгрузки ковша драглайна путем его поворота над местом разгрузки в вертикальной плоскости за счет манипулирования канатами, соединяющими ковш с соответствующими лебедками, согласно изобретению манипулирование канатами производят таким образом, чтобы в процессе разгрузки обеспечивалась неподвижность режущей кромки ковша, а поворот ковша производят относительно его неподвижной режущей кромки. Известен также экскаватор-драглайн, рабочее оборудование которого включает стрелу, подвешенный к ней ковш с упряжью, тяговую и подъемную лебедки с соответствующими канатами и барабанами. Тяговый канат связан с передней частью ковша, а другой его конец закреплен на барабане тяговой лебедки. Разгрузочный канат соединен с задней стенкой ковша и проходит через подвижный блок, при этом подвижный блок соединен с силовым гидроцилиндром, а подъемный канат связан с упряжью ковша [1]. Такая подвеска ковша не обеспечивает его поворот относительно режущей кромки, что затрудняет использование драглайна для погрузки горной массы в транспортные средства. Поэтому задача изобретения заключается также в том, чтобы создать рабочее оборудование драглайна, позволяющее реализовать предлагаемый способ разгрузки ковша и, тем самым, обеспечить возможность использования экскаватора для погрузки в кузова транспортных средств. Эта задача решается тем, что в рабочем оборудовании экскаватора-драглайна, включающем стрелу, подвешенный к ней ковш с упряжью, тяговую лебедку с барабаном и тяговым канатом, связанным с ковшом, разгрузочный канат, связанный с ковшом, и подъемный канат, соединенный с упряжью ковша, при этом разгрузочный канат пропущен через подвижный блок, соединенный с силовым гидроцилиндром, согласно изобретению барабан тяговой лебедки выполнен двухсекционным с разъемным соединением секций, причем тяговый канат связан с первой секцией двухсекционного барабана, а разгрузочный канат связан с его второй секцией, выполненной конической, и прикреплен к упряжи ковша в месте присоединения к ней подъемного каната, а привод силового гидроцилиндра содержит контуры высокого и низкого давления и снабжен коммутационным устройством для их переключения. Согласно вариантам изобретения коническая секция может быть снабжена дополнительным индивидуальным приводом, а в приводе силового гидроцилиндра целесообразно использовать пневмогидроаккумуляторы. На чертеже представлена схема рабочего оборудования экскаватора – драглайна, служащего для осуществления способа разгрузки по п.1 формулы изобретения. Рабочее оборудование драглайна включает стрелу 1, к которой с помощью подъемного каната 2 подвешен ковш 3 с упряжью 4. Спереди к ковшу присоединен тяговый канат 5, другой конец которого закреплен на первой секции 6 двухсекционного барабана 7 тяговой лебедки. Вторая секция 8 барабана 7 предназначена для закрепления и намотки разгрузочного каната 9, другой конец которого в месте прикрепления подъемного каната соединен с упряжью 4. Секция 8 и секция 6 барабана 7 установлены на одном валу и вращаются синхронно от одного привода. Однако соединение секций 6 и 8 является разъемным, причем секция 8 для разгрузочного каната может быть отделена от секции 6 и подключена к дополнительному приводу, который может быть использован с целью облегчения монтажно-наладочных работ. Секция 8 барабана 7 выполнена конической. Разгрузочный канат 9 проходит через подвижный блок 11, соединенный с приводным гидроцилиндром 12. Привод гидроцилиндра 12 выполнен двухконтурным (контур 13 высокого давления и контур 14 низкого давления). Переключение контуров производится с помощью коммутационного устройства 15. При движении ковша на забой, черпании горной массы и движении на выгрузку контур 14 низкого давления сообщен с рабочей полостью гидроцилиндра 12, в которой поддерживается сравнительно низкое давление, обеспечивающее поддержание в разгрузочном канате 9 заданного натяжения (в пределах 1,0-1,5 т), что предотвращает ослабление и провисание разгрузочного каната, но не оказывает заметного влияния на процесс перемещения ковша и копания. При установке ковша над транспортным средством, что осуществляется сочетанием движения тягового и подъемного канатов 5 и 2, лебедки этих канатов останавливаются и коммутационное устройство 15 соединяет контур 13 высокого давления с гидроцилиндром 12. В результате этого подвижной блок 11 поднимается на определенную, соответствующую ходу штока гидроцилиндра, высоту, осуществляя независимое от тягового каната перемещение разгрузочного каната 9. Ковш поворачивается в вертикальной плоскости относительно линии зубьев и производится разгрузка над кузовом транспортного средства. После этого коммутационное устройство 15 снова подключает гидроцилиндр 12 к контуру 14 низкого давления, и работа драглайна продолжается в обычном режиме. С целью сокращения времени разгрузки и снижения установленной мощности гидронасосов подача жидкости в гидроцилиндр 12 в процессе разгрузки ковша осуществляется от гидропневмоаккумуляторов высокого давления 16. Так как секции 6 и 8 барабана 7 установлены на одном валу и связаны друг с другом, обеспечивается согласование скоростей движения тягового и разгрузочного канатов 5 и 9. Возможные отклонения текущих значений этих скоростей, которые могут возникать за счет неодинаковой вытяжки этих канатов и вследствие их присоединения к ковшу в разных точках, компенсируются благодаря конической форме секции 8 для намотки разгрузочного каната, а также в результате натяжения разгрузочного каната с помощью подвижного блока 11 и гидроцилиндра 12, подключенного к контуру низкого давления, который также снабжен пневмогидроаккумулятором 17, обеспечивающим поддержание давления в гидроцилиндре и натяжения в разгрузочном канате в заданных пределах. При необходимости независимого вращения конусной секции 8 барабана 7 (например, при монтажно-наладочных работах) производят ее отсоединение от секции 6. В этом случае конусная секция 8 приводится во вращение от специального гидромотора (не показан). В отличие от известных конструкций рабочего оборудования драглайнов предлагаемая конструкция позволяет осуществить прицельную выгрузку ковша в кузов транспортного средства путем его поворота относительно линии зубьев. При этом обеспечивается погрузка в транспортное средство, расположенное не на нижней, а на верхней площадке уступа, а также создается возможность увеличения угла откоса рабочего борта карьера. Источник информации 1. Патент СССР 1788998, Е 02 F 3/48, 15.01.93, бюл. 2. Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 18.11.2003
Извещение опубликовано: 7.04.2005 БИ: 12/2005
NF4A Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение
Извещение опубликовано: 20.10.2005 БИ: 29/2005
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 18.11.2006
Извещение опубликовано: 20.06.2008 БИ: 17/2008
NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение
Дата, с которой действие патента восстановлено: 27.10.2008
Извещение опубликовано: 7.10.2008 БИ: 30/2008
|
||||||||||||||||||||||||||