Патент на изобретение №2184172

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2184172 (13) C2
(51) МПК 7
C22C38/32, C22C38/34
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 10.05.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2000112826/02, 24.05.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

24.05.2000

(45) Опубликовано: 27.06.2002

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2040584 С1, 25.07.1995. SU 595417, 20.03.1978. SU 399567, 15.11.1974. US 4043843, 23.08.1977. US 5316721 A, 31.05.1994.

Адрес для переписки:

107005, Москва, ул. Радио, 17, ВИАМ, Генеральному директору Е.Н.Каблову

(71) Заявитель(и):

Государственное предприятие “Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов”

(72) Автор(ы):

Каблов Е.Н.,
Уткина А.Н.,
Шалькевич А.Б.,
Буцкий Е.В.,
Беляков Л.Н.,
Тарасенко Л.В.,
Титов В.И.,
Усанкова Л.А.,
Жегина И.П.,
Борисов М.В.,
Зуев В.В.,
Банас И.П.,
Верещагина А.А.,
Бабаков Г.А.,
Лещинская О.И.

(73) Патентообладатель(и):

Государственное предприятие “Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов”

(54) КОНСТРУКЦИОННАЯ СТАЛЬ И ИЗДЕЛИЕ, ВЫПОЛНЕННОЕ ИЗ НЕЕ


(57) Реферат:

Изобретение относится к металлургии, а именно к созданию конструкционных высокопрочных коррозионно-стойких сталей. Предложена конструкционная сталь, содержащая компоненты в следующем соотношении, мас.%: углерод 1,4-1,55; кремний 1,25-2,0; марганец 0,1-0,35; хром 14-16; ванадий 3,0-4,5; молибден 1,5-2,0; церий 0,0015-0,005; кальций 0,0015-0,005; ниобий 0,1-0,15; бор 0,002-0,005 и железо – остальное. Из заявленной стали изготавливают различные изделия, в частности детали редукторов и гидроприводов топливной аппаратуры, работающей в среде обводненного авиационного топлива и в условиях влажной атмосферы. Техническим результатом изобретения является повышение коррозионной стойкости и контактной прочности без химико-термической обработки. 2 с.п. ф-лы, 2 табл.


Изобретение относится к области металлургии, а именно к созданию конструкционных высокопрочных коррозионно-стойких сталей для деталей агрегатов различного назначения, подвергаемых химико-термической обработке: редукторов, гидроприводов топливной аппаратуры (щестерни, валы, золотники и др. ), работающих в среде обводненного авиационного топлива, а также в условиях влажной атмосферы.

Шестерни редукторов испытывают высокие контактно-усталостные нагрузки, которые приводят к износу, питтинговому выкрашиванию и коррозионным повреждениям.

Известны высокопрочные конструкционные стали 1Х16Н2М, 95Х18 и американская мартенситная сталь типа Х15ФГС, предназначенные для деталей агрегатов топливной аппаратуры (Митом,1968 г., ГОСТ 5632-72 и заявка WO 9513403, 24.10.94 г.).

Недостатком известной стали 95Х18 является низкая контактная прочность, низкие значения статической прочности при изгибе и вязкости разрушения.

У стали 1Х16Н2М низкая коррозионная стойкость, износостойкость и ударная вязкость. Кроме того, сталь не технологична и требует длительной химико-термической обработки.

Американская мартенситная сталь типа Х15ФГС уступает по коррозионной стойкости, вязкости разрушения и статической прочности при изгибе.

Эти стали не позволяют изготавливать агрегаты системы автоматизированного управления (САУ) двигателей воздушного и морского транспорта с требуемым комплексом свойств.

Наиболее близкой по химическому составу и назначению является высокопрочная конструкционная сталь Х6Ф6М следующего химического состава, мас.%:
С – 1,6-2,1
Si – 0,1-0,4
Mn – 0,2-0,6
Cr – 5,5-9,0
Мо – 0,6-1,0
Ni – 0,5-1,5
Се – 0,0015-0,005
Са – 0,0015-0,005
V – 5,5-9,0
Железо – Основа
(патент РФ 2040584, С 22 С 38/56).

Недостатком стали, принятой за прототип, является недостаточная контактная прочность и вязкость разрушения. Кроме того, сталь не коррозионно-стойкая.

Детали агрегатов, изготовленные из стали Х6Ф6М и сталей типа Х15ФГС, имеют коррозионные и питтинговые выкрашивания.

Технической задачей данного изобретения является разработка состава коррозионно-стойкой износостойкой стали без химико-термической обработки, обеспечивающей изделиям, выполненным из нее, увеличение ресурса за счет высокой коррозионной стойкости и контактной прочности.

Для решения поставленной задачи предлагается конструкционная сталь, содержащая углерод, кремний, марганец, хром, ванадий, молибден, церий, кальций и железо. Дополнительно предлагаемая сталь содержит ниобий и бор при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Углерод – 1,4-1,55
Кремний – 1,25-2,0
Марганец – 0,1-0,35
Хром – 14-16
Ванадий – 3,0-4,5
Молибден – 1,5-2,0
Церий – 0,0015-0,005
Кальций – 0,0015-0,005
Ниобий – 0,1-0,15
Бор – 0,002-0,005
Железо – Остальное
Из заявленной стали выполняют изделия различного назначения, а именно, детали редукторов и гидроприводов топливной аппаратуры и др. Изделия выполняют из конструкционной стали, содержащей компоненты в следующем соотношении, мас.%:
Углерод – 1,4-1,55
Кремний – 1,25-2,0
Марганец – 0,1-0,35
Хром – 14-16
Ванадий – 3,0-4,5
Молибден – 1,5-2,0
Церий – 0,0015-0,005
Кальций – 0,0015-0,005
Ниобий – 0,1-0,15
Бор – 0,002-0,005
Железо – Остальное
При разработке химического состава новой стали исходили из того, что сталь после закалки должна содержать в твердом растворе > 10% хрома для обеспечения высокой коррозионной стойкости и 0,4 – 0,45% углерода в твердом растворе для обеспечения заданной твердости ( > 58 HRC).

В предлагаемой стали значительно увеличено содержание хрома и несколько снижено содержание углерода, увеличено содержание молибдена и кремния и дополнительно введены ниобий и бор.

Оптимальное содержание в стали хрома, а также углерода, ванадия, молибдена, кремния позволяет сделать сталь коррозионно-стойкой, а также повысить основные механические свойства для шестерен, в том числе, контактную прочность.

Содержание хрома в стали составляет 14 – 16%, а в твердом растворе 11,5 – 12%, что обеспечивает коррозионную стойкость на уровне стали 95Х18. При этом обеспечиваются высокие значения контактной долговечности.

Содержание хрома в -твердом растворе прототипа (1Х16Н2М) значительно ниже (5%), что и понижает ее коррозионную стойкость. При меньшем содержании хрома (<14%) понижается коррозионная стойкость стали, тогда как увеличение содержания хрома (>16%) способствует формированию значительного количества карбидной фазы, обеднению углеродом твердого раствора и снижению твердости.

Содержание углерода в стали ограничено: так с уменьшением содержания углерода (менее 1,4%) не обеспечивается заданная твердость (>58 HRC), а с увеличением содержания углерода >1,55% снижается коррозионная стойкость, так как уменьшается содержание хрома в альфа твердом растворе.

Ванадий повышает пластичность и ударную вязкость стали.

Молибден повышает ее коррозионную стойкость.

Кремний позволяет повысить коррозионную стойкость стали и упрочняет матрицу.

Микролегирование стали ниобием и бором позволяет измельчить величину зерна, повысить механические свойства и обеспечить стабильность свойств по ударной вязкости.

Таким образом, в результате комплексного легирования при строгом соотношении легирующих элементов в пределах предложенного состава достигаются необходимые характеристики коррозионной стойкости и контактно-усталостной прочности, что позволяет создать агрегаты топливной аппаратуры, работающие в условиях различных коррозионных сред.

В опытных лабораторных условиях проведено опробование предлагаемого состава стали в сравнении с известной сталью Х6Ф6М по оптимальным, предельным и запредельным значениям.

Химический состав и механические свойства приведены в табл. 1 и 2.

Оценка коррозионной стойкости проводилась по количеству коррозионных точек и в баллах после испытаний в течение 30 суток по методике ВИАМ.

Химический состав и механические свойства, приведенные в табл. 1 и 2, определялись на стандартном оборудовании после термической обработки по режимам: закалка 1050 -1100oС, масло, отпуск 250oС (Х6Ф6М), закалка 1100oС, масло, обработка холодом (-70oС) 2 часа, отпуск 180- 250oС, воздух.

Как видно из табл.2, у предлагаемой стали контактная долговечность повышается на 30%, ударная вязкость повышена на 35-40% и она обладает удовлетворительной коррозионной стойкостью. Все это позволяет применять предлагаемую сталь в конструкциях и агрегатах, работающих в среде обводненного авиационного топлива, а также в условиях влажной атмосферы.

Таким образом, использование предлагаемой стали позволит создать универсальные агрегаты для двигателей воздушного и морского транспорта, обеспечить увеличение ресурса и снизить трудоемкость изготовления шестерен агрегатов на 30-40%.

Формула изобретения


1. Конструкционная сталь, содержащая углерод, кремний, марганец, хром, ванадий, молибден, церий, кальций и железо, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит ниобий и бор при следующем соотношении компонентов, мас. %:
Углерод – 1,4-1,55
Кремний – 1,25-2,0
Марганец – 0,1-0,35
Хром – 14-16
Ванадий – 3,0-4,5
Молибден – 1,5-2,0
Церий – 0,0015-0,005
Кальций – 0,0015-0,005
Ниобий – 0,1-0,15
Бор – 0,002-0,005
Железо – Остальное
2. Изделие из конструкционной стали, отличающееся тем, что оно выполнено из стали, содержащей компоненты в следующем соотношении, мас. %:
Углерод – 1,4-1,55
Кремний – 1,25-2,0
Марганец – 0,1-0,35
Хром – 14-16
Ванадий – 3,0-4,5
Молибден – 1,5-2,0
Церий – 0,0015-0,005
Кальций – 0,0015-0,005
Ниобий – 0,1-0,15
Бор – 0,002-0,005
Железо – Остальное

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

Categories: BD_2184000-2184999