Патент на изобретение №2184167

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2184167 (13) C2
(51) МПК 7
C22C21/16
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 10.05.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2000123608/02, 14.09.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

14.09.2000

(45) Опубликовано: 27.06.2002

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 1584414 С, 15.10.1994. RU 1720291 С, 30.10.1994. SU 1785286 C1, 05.12.1992. ЕР 0158571 А, 16.10.1985. US 4816087 A, 28.03.1989.

Адрес для переписки:

107005, Москва, ул. Радио, 17, ГП ВИАМ, Ген. директору Е.Н.Каблову

(71) Заявитель(и):

Государственное предприятие “Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов”

(72) Автор(ы):

Фридляндер И.Н.,
Каблов Е.Н.,
Сандлер В.С.,
Боровских С.Н.

(73) Патентообладатель(и):

Государственное предприятие “Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов”

(54) СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ И ИЗДЕЛИЕ, ВЫПОЛНЕННОЕ ИЗ ЭТОГО СПЛАВА


(57) Реферат:

Изобретение относится к сплавам на основе алюминия системы алюминий-медь-литий, используемым в качестве конструкционных материалов в авиакосмической технике. Сплав характеризуется следующим химическим составом, мас.%: медь 3,0-3,8, литий 1,4-1,7, цирконий 0,0001-0,04, скандий 0,16-0,35, железо 0,01-0,5, магний 0,01-0,7, марганец 0,05-0,5, водород 1,010-5-5,010-5, барий 0,001-0,2, галлий 0,001-0,08, сурьма 0,00001-0,001, алюминий – остальное. Техническим результатом изобретения является улучшение конструктивной прочности, ударопрочности, снижение скорости роста усталостных трещин при сохранении высокого уровня прочностных свойств (предела прочности, текучести) и свариваемости. 2 с.п. ф-лы, 2 табл.


Изобретение относится к области цветной металлургии, а именно к сплавам па основе алюминия системы алюминий-медь-литий. Изделия из этих сплавов используются в авиакосмической технике, например в баках, обшивке и силовом наборе.

Известны конструкционные деформируемые сплавы системы Al-Cu-Li (патенты РФ 1707986 и 1720291, патент Франции 2561260, МКИ С 22 С 21/12). Они предназначены для баков, элементов крыла и силового набора. Однако эти сплавы, имея пониженную плотность, высокие прочностные свойства при однократном и повторном нагружении, обладают пониженными значениями конструктивной прочности, ударопрочности и повышенной скоростью роста трещины усталости (СРТУ), а также недостаточно высокими характеристиками свариваемости.

Эти свойства во многих случаях являются определяющими при эксплуатации изделий авиакосмической техники.

Наиболее близким по назначению и по химическому составу, принятым за прототип, является сплав на основе алюминия системы алюминий-медь-литий следующего химического состава (мас.%):
Медь – 1,4-6,0
Литий – 1,0-4,0
Цирконий – 0,02-0,3
Титан – 0,01-0,15
Бор – 0,0002-0,07
Церий – 0,005-0,15
Железо – 0,03-0,25
по крайней мере один элемент из группы, содержащей (мас. %):
Неодим – 0,0002-0,1
Скандий – 0,1-0,35
Ванадий – 0,01-0,15
Марганец – 0,05-0,6
Магний – 0,6-2,0
Алюминий – Остальное
(патент РФ 1584414, БИ 19, 1994г.)
Этот сплав обладает улучшенным сочетанием прочностных характеристик, параметров пластичности, свариваемости. Он используется как конструкционный материал в авиакосмической технике.

Однако указанный сплав обладает пониженными конструктивной прочностью, ударопрочностью и повышенной скоростью роста трещины усталости, что затрудняет его использование, например, в самолетостроении, в частности, в изделиях, длительно работающих при повторных нагрузках или подверженных внешним ударам.

Технической задачей данного изобретения является создание сплава, обладающего, наряду с высокими прочностными свойствами (пределами прочности, текучести) и свариваемостью, повышенными конструктивной прочностью, ударопрочностью и пониженной СРТУ. Это позволит изготавливать изделия авиакосмической техники с большим ресурсом эксплуатации, повышенной надежности и безопасности.

Для достижения поставленной задачи предложен сплав на основе алюминия, имеющий следующий химический состав (мас.%):
Медь – 3,0-3,8
Литий – 1,4-1,7
Цирконий – 0,0001-0,04
Скандий – 0,16-0,35
Железо – 0,01-0,5
Магний – 0,01-0,7
Марганец – 0,05-0,5
Водород – 1,010-5-5,010-5
Барий – 0,001-0,2
Галлий – 0,001-0,08
Сурьма – 0,00001-0,001
Алюминий – Остальное
и изделие, выполненное из этого сплава.

Предлагаемый сплав отличается от прототипа тем, что он дополнительно содержит водород, барий, галлий и сурьму.

Улучшение конструктивной прочности, ударопрочности и снижение СРТУ как важных характеристик, обеспечивающих повышение эксплуатационных свойств и ресурса ряда изделий, достигается дополнительным легированием водородом, барием, а также добавкой галлия и сурьмы.

Присутствие водорода в виде соединений (например, гидридов лития) затрудняет деформацию вблизи вершины растущей трещины, замедляя ее распространение. Барий совместно со скандием и цирконием снижает поверхностное натяжение расплава в процессе сварки, что сказывается на уменьшении размеров интерметаллидов при кристаллизации металла шва. Это улучшает работоспособность и конструктивную прочность сварного соединения. Галлий и сурьма, находясь в твердом растворе, влияют на взаимодействие дислокации с выделениями, затрудняя деформацию у вершины трещины, тем самым снижая СРТУ.

Пример осуществления
Из слитков сплавов 1-4 в лабораторных условиях при температуре 450oС были отпрессованы полосы. Из полос путем поперечной горячей (при 420-470oС), а затем холодной прокатки получали листы толщиной 3 мм. Листы закаливали от 530oС в воде, подвергали растяжке на 2-3% и старили по ступенчатому режиму при 160-180oС.

Сварные соединения получали аргонодуговой сваркой с присадочной проволокой св 1217.

Проведены испытания механических свойств листов и сварных соединений. Испытания ударопрочности листов проводили на вертикальном копре с полусферическим стальным наконечником диаметром 25 мм. Образец – пластина размером 1х100х150 мм. Определяли пороговую энергию удара, отвечающую появлению трещины в образце.

Для оценки конструктивной прочности были изготовлены сварные бачки диаметром 380 мм, которые испытывали до разрушения внутренним давлением. Оценивали напряжение, отвечающее разрушению бачка. Скорость роста трещины усталости (d21/dN) определяли на образцах шириной 200 мм при K = 100кгc/мм3/2.
В табл. 1 представлены химические составы предложенного сплава и прототипа. В табл. 2 приведены свойства предложенного сплава и прототипа. Полученные результаты показывают, что предложенный сплав, по сравнению с известным сплавом, обладает близкими значениями пределов прочности, текучести и относительного удлинения основного материала, а также предела прочности сварного соединения. Однако по конструктивной прочности и ударопрочности предложенный сплав превосходит известный сплав соответственно на 15 и 35%, а СРТУ предложенного сплава в 1,8 раза меньше, чем у известного сплава.

Таким образом, применение предложенного сплава в авиакосмической технике обеспечит повышение ресурса эксплуатации, а значит повысит надежность и экономичность работы изделий.

Формула изобретения


1. Сплав на основе алюминия, содержащий медь, литий, цирконий, скандий, железо, магний, марганец, отличающийся тем, что он дополнительно содержит водород, галлий, барий и сурьму при следующем соотношении компонентов, мас. %:
Медь – 3,0-3,8
Литий – 1,4-1,7
Цирконий – 0,0001-0,04
Скандий – 0,16-0,35
Железо – 0,01-0,5
Магний – 0,01-0,7
Марганец – 0,05-0,5
Водород – 1,010-5-5,010-5
Барий – 0,001-0,2
Галлий – 0,001-0,08
Сурьма – 0,00001-0,001
Алюминий – Остальное
2. Изделие, выполненное из сплава на основе алюминия, отличающееся тем, что сплав имеет следующий химический состав, мас. %:
Медь – 3,0-3,8
Литий – 1,4-1,7
Цирконий – 0,0001-0,04
Скандий – 0,16-0,35
Железо – 0,01-0,5
Магний – 0,01-0,7
Марганец – 0,05-0,5
Водород – 1,010-5-5,010-5
Барий – 0,001-0,2
Галлий – 0,001-0,08
Сурьма – 0,00001-0,001
Алюминий – Остальное

РИСУНКИ

Рисунок 1

Categories: BD_2184000-2184999