Патент на изобретение №2184045

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2184045 (13) C1
(51) МПК 7
B62D57/00, F03G3/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 10.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2001108048/28, 26.03.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

26.03.2001

(45) Опубликовано: 27.06.2002

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
ТОЛЧИН В.Н. Инерцоид. – г. Пермь: Пермское книжное издательство, 1977, с.84. FR 2436893 A2, 18.04.1980. FR 2630784 A, 03.11.1989. RU 2110432 C1, 10.05.1998.

Адрес для переписки:

614600, г.Пермь, ГСП, ул. Букирева, 15, Пермский государственный университет, патентный отдел, А.А.Онорину

(71) Заявитель(и):

Пермский государственный университет

(72) Автор(ы):

Тарунин Е.Л.,
Ким А.С.

(73) Патентообладатель(и):

Пермский государственный университет

(54) ИНЕРЦОИД


(57) Реферат:

Изобретение относится к транспортным средствам. Инерцоид содержит тележку, опирающуюся на четыре колеса, на которой расположен двигатель и два рычага с грузами на концах, колеблющимися относительно оси движения и оси инерцоида. В качестве шарнирно-рычажных механизмов использованы два четырехзвенных шарнирно-рычажных механизма Чебышева, которые соединены с двигателем так, что угол синхронных колебаний ведомых звеньев – рычагов с грузами на концах – 115-125o. Грузы выполнены в виде шара. Изобретение направлено на увеличение средней скорости перемещения за один период и кпд 1 з.п. ф-лы., 3 ил.


Изобретение относится к области нелинейных динамических систем и может быть использовано как транспортное средство.

Однако данное устройство имеет недостатки – инерционный привод сложен, и мала средняя скорость передвижения за один цикл.

Данное устройство имеет также недостатки:
1) шарнирно-рычажный механизм сложен;
2) использование пружины тормоза предполагает, что каждый раз после определенного периода работы надо подбирать натяжение пружины, так как со временем сказывается усталость металла, из которого сделана пружина;
3) мала средняя скорость передвижения.

Задачей данного изобретения является разработка инерцоида с двумя рычагами с грузами на концах простого и надежного в изготовлении, а также обладающего оптимальными параметрами.

Эта задача достигается тем, что в инерцоиде, содержащем тележку, опирающуюся на четыре колеса, на которой расположен двигатель и два рычага с грузами на концах, колеблющимися относительно оси движения и оси инерцоида, в качестве шарнирно-рычажных механизмов использованы два четырехзвенных шарнирно-рычажных механизма Чебышева, которые соединены с двигателем так, чтобы ведомые звенья – рычаги с грузами на концах – колебались синхронно, причем угол колебаний установлен 115-125 градусов. Причем грузы выполнены в виде шара.

Ниже раскрывается наличие причинно-следственной связи между совокупностью существенных признаков заявляемого изобретения и достигаемым результатом.

Во-первых, впервые теоретически объяснено движение инерцоида с двумя рычагами с грузами на концах, колеблющимися относительно оси движения и оси инерцоида.

Во-вторых, получено значительное увеличение (более 2 раз) средней скорости перемещения данного типа инерцоида за счет правильного выбора угла колебания (качания) рычагов с грузами на концах.

В третьих, предлагаемый инерцоид прост в изготовлении.

Анализ отличительных признаков предлагаемого изобретения показал, что такой инерцоид не обнаружен. Он обладает новизной и высоким изобретательским уровнем.

На фиг. 1 приведен общий вид предлагаемого инерцоида (вид сверху), на фиг. 2 – четырехзвенный шарнирно-рычажный механизм Чебышева, специально разработанный для данного устройства, на фиг.3 – схематическое изображение инерцоида (теоретическая модель).

Инерцоид состоит (фиг. 1) из: 1 – тележки, 2 – четырех колес, 3 – двигателя, 4 – двух шарнирно-рычажных механизмов Чебышева, 5 – рычагов с грузами 6 на концах.

На тележке (1) располагается двигатель (3), который связан с вращающимися валами шарнирно-рычажных механизмов (4). Ведомые звенья этих механизмов – рычаги (5), на концах которых закреплены грузы (6). Рычаги колеблются (качаются) синхронно относительно оси движения и оси инерцоида.

В теоретической модели (фиг.3) учитываются только основные части инерцоида корпус и два рычага с грузами: М – масса тележки, 2m0 – масса колеблющихся грузов, – угол отклонения рычагов от оси X, а – длина рычагов.

Между координатами тележки х и координатами грузиков хm и ym имеются связи
xm= x+acos; ym= asin. (1)
Закон изменения проекции грузиков f(t) на ось Х по периодическому закону

Здесь Т – полный период движения грузов, – время смещения грузов назад, (T-) – время смещения их вперед. Три параметра: , Т, а, полностью определяют кинематику грузов в направлении оси X. Характер движения грузов по оси Y не влияет на поведение инерцоида в силу упомянутой симметрии вращения рычагов. Такой кинематике соответствует вращение с кусочно-постоянными угловыми скоростями

Движение инерцоида описывается дифференциальным уравнением второго порядка

Это уравнение – второй закон Ньютона при наличии в корпусе инерцоида тела массы m = 2m0 (m0 – масса одного грузика), совершающего перемещение f(t) относительно корпуса инерцоида.

При введении обозначений

уравнение (4) принимает вид

Расчеты велись для случая вязкого трения (v – скорость корпуса инерцоида)
fT= v+v|v| (7)
при различных значениях коэффициентов и .
В случае линейного трения ( = 0) легко находится аналитическое периодическое решение

где
a1= 21,



Смещение инерцоида, в установившемся периодическом режиме, возможно только при наличии нелинейности в вязком законе трения (0).
Например, средняя скорость при оптимальном значении угла качания (115-125 градусов) примерно в 2,18 раза больше, чем при использованном в прототипе (155 градусов).

На фиг. 2 приведен четырехзвенный шарнирно-рычажный механизм Чебышева, параметры которого специально рассчитаны для данного устройства (для угла качания 120 градусов). Данные звеньев удовлетворяют следующим условиям:
АВ = СВ = МВ = 1; ЕА = 0,51; СЕ = 1,29;
(угол АВМ) = 30 градусов; MD = 1,6;
CF = 1,92; EF = 2,57.

Рассмотрим процесс передвижения инерцоида по плоской поверхности. При включении двигателя 3 вращается его ось, которая соединена с обеих сторон с валами кривошипов 7 двух четырехзвенных шарнирно-рычажных механизмов Чебышева.

Точка М шатуна 8 шарнирно-рычажного четырехзвенного механизма ЕАВС (одного такого механизма) описывает симметричную шатунную кривую с точкой С. Звено 9 с одного конца входит во вращательную пару М с шатуном 8 и с другого конца – во вращательную пару D со звеном 10 (рычагом с грузом на конце), вращающимся вокруг неподвижной оси F. При указанных размерах звеньев механизма за один оборот (цикл) кривошипа 7 рычаг 5 с грузом 6 на конце делает два полных качания (колебания) – одно медленное и одно быстрое. Малая или очень большая величина этого угла ведут к уменьшению шага передвижения за один оборот кривошипа. Для конкретного устройства – такого типа инерцоида – оптимальным является угол качания 115-125 градусов.

Грузы на концах рычагов выполнены в виде шара. Такая форма лучше по простоте изготовления, настройке устройства и меньше создает сопротивление при движении рычагов.

Средняя скорость перемещения предлагаемого изобретения по сравнению со средней скоростью перемещения прототипа больше, чем в два раза.

Необходимый для конкретного устройства четырехзвенный шарнирно-рычажный механизм Чебышева можно точно рассчитать. Он прост в изготовлении и эксплуатации. Устройство, в котором используется этот механизм, также обладает всеми этими свойствами.

Формула изобретения


1. Инерцоид, содержащий тележку, опирающуюся на четыре колеса, на которой расположен двигатель и два рычага с грузами на концах, колеблющимися относительно оси движения и оси инерцоида, отличающийся тем, что в качестве шарнирно-рычажных механизмов использованы два четырехзвенных шарнирно-рычажных механизма Чебышева, которые соединены с двигателем так, чтобы ведомые звенья – рычаги с грузами на концах – колебались синхронно, причем угол колебаний установлен 115-125o.

2. Инерцоид по п. 1, отличающийся тем, что грузы выполнены в виде шара.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 27.03.2004

Извещение опубликовано: 7.04.2005 БИ: 12/2005


Categories: BD_2184000-2184999