Патент на изобретение №2184045
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ИНЕРЦОИД
(57) Реферат: Изобретение относится к транспортным средствам. Инерцоид содержит тележку, опирающуюся на четыре колеса, на которой расположен двигатель и два рычага с грузами на концах, колеблющимися относительно оси движения и оси инерцоида. В качестве шарнирно-рычажных механизмов использованы два четырехзвенных шарнирно-рычажных механизма Чебышева, которые соединены с двигателем так, что угол синхронных колебаний ведомых звеньев – рычагов с грузами на концах – 115-125o. Грузы выполнены в виде шара. Изобретение направлено на увеличение средней скорости перемещения за один период и кпд 1 з.п. ф-лы., 3 ил. Изобретение относится к области нелинейных динамических систем и может быть использовано как транспортное средство. Однако данное устройство имеет недостатки – инерционный привод сложен, и мала средняя скорость передвижения за один цикл. Данное устройство имеет также недостатки: 1) шарнирно-рычажный механизм сложен; 2) использование пружины тормоза предполагает, что каждый раз после определенного периода работы надо подбирать натяжение пружины, так как со временем сказывается усталость металла, из которого сделана пружина; 3) мала средняя скорость передвижения. Задачей данного изобретения является разработка инерцоида с двумя рычагами с грузами на концах простого и надежного в изготовлении, а также обладающего оптимальными параметрами. Эта задача достигается тем, что в инерцоиде, содержащем тележку, опирающуюся на четыре колеса, на которой расположен двигатель и два рычага с грузами на концах, колеблющимися относительно оси движения и оси инерцоида, в качестве шарнирно-рычажных механизмов использованы два четырехзвенных шарнирно-рычажных механизма Чебышева, которые соединены с двигателем так, чтобы ведомые звенья – рычаги с грузами на концах – колебались синхронно, причем угол колебаний установлен 115-125 градусов. Причем грузы выполнены в виде шара. Ниже раскрывается наличие причинно-следственной связи между совокупностью существенных признаков заявляемого изобретения и достигаемым результатом. Во-первых, впервые теоретически объяснено движение инерцоида с двумя рычагами с грузами на концах, колеблющимися относительно оси движения и оси инерцоида. Во-вторых, получено значительное увеличение (более 2 раз) средней скорости перемещения данного типа инерцоида за счет правильного выбора угла колебания (качания) рычагов с грузами на концах. В третьих, предлагаемый инерцоид прост в изготовлении. Анализ отличительных признаков предлагаемого изобретения показал, что такой инерцоид не обнаружен. Он обладает новизной и высоким изобретательским уровнем. На фиг. 1 приведен общий вид предлагаемого инерцоида (вид сверху), на фиг. 2 – четырехзвенный шарнирно-рычажный механизм Чебышева, специально разработанный для данного устройства, на фиг.3 – схематическое изображение инерцоида (теоретическая модель). Инерцоид состоит (фиг. 1) из: 1 – тележки, 2 – четырех колес, 3 – двигателя, 4 – двух шарнирно-рычажных механизмов Чебышева, 5 – рычагов с грузами 6 на концах. На тележке (1) располагается двигатель (3), который связан с вращающимися валами шарнирно-рычажных механизмов (4). Ведомые звенья этих механизмов – рычаги (5), на концах которых закреплены грузы (6). Рычаги колеблются (качаются) синхронно относительно оси движения и оси инерцоида. В теоретической модели (фиг.3) учитываются только основные части инерцоида корпус и два рычага с грузами: М – масса тележки, 2m0 – масса колеблющихся грузов, – угол отклонения рычагов от оси X, а – длина рычагов. Между координатами тележки х и координатами грузиков хm и ym имеются связи xm= x+acos; ym= asin. (1) Закон изменения проекции грузиков f(t) на ось Х по периодическому закону Здесь Т – полный период движения грузов, – время смещения грузов назад, (T-) – время смещения их вперед. Три параметра: , Т, а, полностью определяют кинематику грузов в направлении оси X. Характер движения грузов по оси Y не влияет на поведение инерцоида в силу упомянутой симметрии вращения рычагов. Такой кинематике соответствует вращение с кусочно-постоянными угловыми скоростями Движение инерцоида описывается дифференциальным уравнением второго порядка Это уравнение – второй закон Ньютона при наличии в корпусе инерцоида тела массы m = 2m0 (m0 – масса одного грузика), совершающего перемещение f(t) относительно корпуса инерцоида. При введении обозначений уравнение (4) принимает вид Расчеты велись для случая вязкого трения (v – скорость корпуса инерцоида) fT= v+v|v| (7) при различных значениях коэффициентов и . В случае линейного трения ( = 0) легко находится аналитическое периодическое решение где a1= 21, Смещение инерцоида, в установившемся периодическом режиме, возможно только при наличии нелинейности в вязком законе трения (0). Например, средняя скорость при оптимальном значении угла качания (115-125 градусов) примерно в 2,18 раза больше, чем при использованном в прототипе (155 градусов). На фиг. 2 приведен четырехзвенный шарнирно-рычажный механизм Чебышева, параметры которого специально рассчитаны для данного устройства (для угла качания 120 градусов). Данные звеньев удовлетворяют следующим условиям: АВ = СВ = МВ = 1; ЕА = 0,51; СЕ = 1,29; (угол АВМ) = 30 градусов; MD = 1,6; CF = 1,92; EF = 2,57. Рассмотрим процесс передвижения инерцоида по плоской поверхности. При включении двигателя 3 вращается его ось, которая соединена с обеих сторон с валами кривошипов 7 двух четырехзвенных шарнирно-рычажных механизмов Чебышева. Точка М шатуна 8 шарнирно-рычажного четырехзвенного механизма ЕАВС (одного такого механизма) описывает симметричную шатунную кривую с точкой С. Звено 9 с одного конца входит во вращательную пару М с шатуном 8 и с другого конца – во вращательную пару D со звеном 10 (рычагом с грузом на конце), вращающимся вокруг неподвижной оси F. При указанных размерах звеньев механизма за один оборот (цикл) кривошипа 7 рычаг 5 с грузом 6 на конце делает два полных качания (колебания) – одно медленное и одно быстрое. Малая или очень большая величина этого угла ведут к уменьшению шага передвижения за один оборот кривошипа. Для конкретного устройства – такого типа инерцоида – оптимальным является угол качания 115-125 градусов. Грузы на концах рычагов выполнены в виде шара. Такая форма лучше по простоте изготовления, настройке устройства и меньше создает сопротивление при движении рычагов. Средняя скорость перемещения предлагаемого изобретения по сравнению со средней скоростью перемещения прототипа больше, чем в два раза. Необходимый для конкретного устройства четырехзвенный шарнирно-рычажный механизм Чебышева можно точно рассчитать. Он прост в изготовлении и эксплуатации. Устройство, в котором используется этот механизм, также обладает всеми этими свойствами. Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 27.03.2004
Извещение опубликовано: 7.04.2005 БИ: 12/2005
|
||||||||||||||||||||||||||