Патент на изобретение №2183788
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ СЖАТОГО ГАЗА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
(57) Реферат: Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для транспортирования сжатого газа по трубопроводам, в частности, на участках большой протяженности, связанной с невозможностью или трудностью возведения промежуточных компрессорных станций. В способе транспортирования сжатого газа по магистральному газопроводу дополнительный напор газа в основном газопроводе создают посредством отбора газа на промежуточных и/или конечной компрессорных станциях из основного газопровода, дополнительного его компримирования и последующей подачи эжектирующего потока газа в промежуточные пункты основного газопровода; в устройстве для транспортирования сжатого газа по магистральному газопроводу линейный участок основного газопровода, примыкающий к конечной или промежуточной компрессорным станциям, снабжен по крайней мере одним дополнительным газопроводом, расположенным с возможностью подачи в промежуточные пункты линейного участка основного газопровода в обратном направлении потоков газа более высокого давления, создаваемых на той компрессорной станции, к которой он примыкает. Техническим результатом изобретения является снижение удельного расхода металла, затрат на изготовление и сооружение газопровода, сокращение на компрессорных станциях парка агрегатов для компримирования газа высокого давления; повышение надежности и безопасности эксплуатации магистрального газопровода. 2 с. п. ф-лы, 2 ил. Изобретение относится к газовой промышленности и может быть использовано при сооружении и эксплуатации участков магистральных газопроводов повышенной протяженности, связанной с невозможностью или трудностью возведения промежуточных компрессорных станций (КС). Известны способы и устройства для транспортирования сжатого газа по одно- или многониточным газопроводам при начальном давлении газа на линейных участках 5,5-7,5 МПа и степени сжатия на КС, равной 1,45-1,50. Недостатками этих способов и устройства являются: повышенные энергозатраты на компримирование газа вследствие относительно невысокого коэффициента использования полезного напора (0,68-0,70); значительные удельные затраты, связанные с сооружением и эксплуатацией КС, размещаемых через 110-150 км [Е. И. Яковлев. Газовые сети и газохранилища. М.: Недра, 1991 г., с. 46,47]. Известен также способ и устройства для транспортирования сжатого газа с подачей его по основному газопроводу и дополнительным газопроводам равного (лупинг) или большего (вставка) диаметров, чем достигается некоторое повышение пропускной способности газопровода-прототипа [см. Яблонский С.Я. Проектирование нефтегазопроводов. Гостоптехиздат. М., 1959, с.270,285]. Основной недостаток этого способа и устройства связан с повышенным удельным расходом металла при незначительном увеличении длины линейного участка газопровода. В настоящем изобретении решаются задачи: – снижения начального давления газа в основном газопроводе линейного участка большой протяженности при сохранении заданных пропускной способности его и конечного давления газа; – повышения пропускной способности линейного участка газопровода большой протяженности при заданных начальном и конечном давлениях газа в основном газопроводе; – увеличения протяженности линейного участка газопровода при сохранении заданной пропускной способности его и приемлемом уровне начального давления газа. Техническим результатом изобретения являются: – снижение удельного расхода металла на сооружение магистрального газопровода, поскольку равное предельное давление газа в трубах большего и меньшего диаметров обеспечивается в последних при меньшей толщине стенок; и, как следствие, уменьшение затрат на изготовление труб (часто в специальном исполнении) и сооружение газопровода; – сокращение парка агрегатов для компримирования газа с высоким уровнем давления, поскольку многократно сокращается доля такого газа и, как следствие, снижаются энергозатраты на его получение; – повышение надежности и безопасности эксплуатации магистрального газопровода, так как газ более высокого давления подают по трубам меньшего диаметра, у которых снижается вероятность появления дефектов структуры материала. Решение поставленной задачи достигается тем, что дополнительный напор газа в основном газопроводе создают посредством отбора газа на промежуточных и/или конечной компрессорных станциях из основного газопровода, дополнительного его компримирования и последующей подачи эжектирующего потока газа в промежуточные пункты основного газопровода; линейный участок основного газопровода, примыкающий к конечной или промежуточной компрессорным станциям, снабжен по крайней мере одним дополнительным газопроводом, расположенным с возможностью подачи в промежуточные пункты линейного участка основного газопровода в обратном направлении потоков газа более высокого давления, создаваемых на той компрессорной станции, к которой он примыкает. В дальнейшем изобретение поясняется описанием его сущности, порядком расчета параметров транспортирования газа, примером сопоставительной оценки известного и предлагаемого вариантов транспортирования газа и сопровождающими чертежами, где показаны сравниваемые варианты транспортирования газа: – на фиг.1 – схема транспортирования газа с двумя промежуточными пунктами подачи эжектирующих потоков (предлагаемый вариант); – на фиг.2 – схема транспортирования газа с высоким начальным давлением (известный вариант). Сущность изобретения заключается в том, что понижающееся по длине линейного участка газопровода давление в газовом потоке повышают путем эжектирования его газовым потоком с более высоким давлением газа, причем эжектирующий газовый поток может быть создан на головной КС и доставлен в промежуточный пункт линейного участка по дополнительному газопроводу или же на следующей, промежуточной КС. В последнем случае эжектирующий газовый поток создают на промежуточной КС посредством отбора газа из газового потока основного газопровода, компримируют его до необходимого уровня и подают к промежуточному пункту подачи в основной газопровод по дополнительному газопроводу. Используемый для эжектирования некоторый объем газа циркулирует на последнем этапе линейного участка в качестве составной части основного потока газа, преобразуемой в поток газа высокого давления, направляемый в промежуточный пункт подачи для эжектирования потока газа в основном газопроводе. Предлагаемый способ и устройство для транспортирования сжатого газа осуществляют следующим образом. При известной длине протяженного участка и заданной пропускной способности газопровода q принимают его диаметр D, отвечающий условиям его эксплуатации. Оценивают параметры исходного варианта транспортирования газа с постепенным снижением давления по длине линейного участка газопровода. Далее задаются примерным уровнем снижения начального давления газа или же посредством оценки нескольких вариантов подачи в газопровод эжектирующих потоков определяют максимально возможный уровень снижения начального давления газа в основном газопроводе. При этом в зависимости от протяженности линейного участка могут быть оценены различные конструктивные схемы расположения дополнительных газопроводов. В случае одного промежуточного пункта подачи в основной газопровод эжектирующего потока дополнительный газопровод может быть протянут от головной КС или от следующей промежуточной КС. При значительной протяженности линейного участка эжектирование основного газового потока производят не в одном промежуточном пункте, а в двух и более с подачей эжектирующих потоков от головной и промежуточной КС. Для газовых потоков с дозвуковой скоростью и камер смешения цилиндрической формы, к каковым относятся условия работы магистральных газопроводов, такие параметры, как давление газа и диаметр труб с достаточной для практических целей точностью (погрешность 2-4%) связаны зависимостью [см. Г.Н. Абрамович. Прикладная газовая динамика, М.: Наука, 1969, с. 493]: ![]() где Р03 – полное давление потока газа в камере смешения, Па; ![]() F1, F2 – соответственно площади поперечного сечения каналов эжектирующего и эжектируемого потоков газа, м2; P1, Р2 – соответственно полное давление эжектирующего и эжектируемого потоков газа, Па. Порядок реализации способа показан на примере функционирования линейного участка магистрального газопровода с двумя промежуточными пунктами подачи эжектирующих потоков – вариант 1(см. фиг.1) в сравнении с однониточным газопроводом – вариант 2 (см. фиг.2). Протяженность l основных газопроводов и их внутренний диаметр DВН в обоих вариантах одинаковы. Транспортирование газа по однониточному газопроводу 1 производится при начальном давлении РН, создаваемом на головной КС 1, и конечном давлении РК на входе промежуточной КС 3, обеспечивая пропускную способность q. В соответствии с предлагаемой конструктивной схемой газопровода линейный участок с двумя промежуточными пунктами подачи эжектирующих потоков 4 и 5 делят на три части равной или неравной длины l1, l2 и l3. По условиям сложности трассы газопровода один дополнительный газопровод 6 проложен от КС 1 до пункта 4, а другой дополнительный газопровод 7 – от КС 3 до пункта 5. Пропускная способность магистрального газопровода по варианту 1 определяется пропускными способностями основного 0 и дополнительного qд газопроводов, т. е. q=q0+qд. Поскольку q0 НО,то> Формула изобретения
РИСУНКИ
|
||||||||||||||||||||||||||