Патент на изобретение №2183543
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РОТОРА ВИНТОВОГО ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ
(57) Реферат: Изобретение относится к технике строительства скважин, а именно к роторам винтовых забойных двигателей для бурения нефтяных и газовых скважин, и может найти применение для добычи нефти и газа. Осуществляют формообразование профиля винтовых зубьев с получением промежуточного профиля зубьев в торцевом сечении в соответствии с выражениями xo= x- ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Изобретение относится к технике строительства скважин, а именно к роторам винтовых забойных двигателей для бурения нефтяных и газовых скважин, и может быть использовано в винтовых насосах для добычи нефти и перекачивания жидкости, а также в винтовых гидромашинах общего назначения (насосах и моторах). Известен способ изготовления ротора винтового забойного двигателя, при котором номинальный (расчетный) профиль винтовых зубьев в торцевом сечении получается путем формообразования посредством зубообработки червячной фрезой без нанесения износостойкого покрытия (см. Гусман М.Т. и др. “Винтовые забойные двигатели для бурения скважин”, М., Недра, 1981, стр.125-126). Недостатком указанного способа является то, что зубья ротора имеют недостаточную долговечность вследствие низкой твердости и быстро изнашиваются, что снижает долговечность двигателя в целом. Известен способ изготовления ротора винтового забойного двигателя, при котором номинальный профиль винтовых зубьев ротора в торцевом сечении образуется путем формообразования посредством нарезания их червячной фрезой, а затем производится нанесение на винтовые зубья износостойкого покрытия, например, хромового (см. статью В.А. Шулепова и Ю.А. Коротаева “Методы чистовой зубообработки роторов винтовых гидродвигателей” в книге Совершенствование процессов абразивно-алмазной и упрочняющей обработки в машиностроении, Пермь, 1998, стр.196). Это позволяет повысить твердость поверхности и износостойкость зубьев ротора, что, в свою очередь, повышает долговечность ротора, а также двигателя в целом. В настоящее время по такому способу изготавливаются роторы винтовых забойных двигателей, серийно выпускаемые заводами СНГ. Недостатком указанного способа является то, что толщина износостойкого покрытия имеет непостоянную величину (минимальное значение во впадинах зубьев и максимальное – на выступах). Поэтому профиль винтовых зубьев ротора после нанесения износостойкого покрытия отличается (не совпадает) от номинального профиля. Из-за непостоянной толщины износостойкого покрытия по профилю винтовых зубьев ротора возникают погрешности в зацеплении, что приводит к износу ротора, потере натяга в зацеплении ротора со статором двигателя, утечкам промывочной жидкости и, в конечном счете, к снижению долговечности двигателя. Задачей настоящего изобретения является устранение указанных недостатков известного способа, увеличение долговечности ротора винтового забойного двигателя за счет повышения точности профиля зубьев ротора. Поставленная задача решается за счет того, что в способе изготовления ротора винтового забойного двигателя, при котором осуществляют формообразование профиля винтовых зубьев и нанесение износостойкого покрытия, формообразование винтовых зубьев осуществляют с получением промежуточного профиля зубьев в торцевом сечении в соответствии с выражениями: x0 = x- ![]() ![]() ![]() ![]() где х, у – координаты номинального профиля ротора, ![]() ![]() ![]() ![]() где ![]() z – число зубьев ротора; ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Следующим отличием является то, что толщина ![]() ![]() ![]() Выполнение формообразования профиля винтовых зубьев ротора по указанным выражениям с нахождением xо и уо с изменением номинального профиля на величину ![]() на фиг.2 – поперечное сечение ротора по линии А-А фиг.1; на фиг.3 – в увеличенном масштабе торцовый номинальный профиль винтовых зубьев ротора и торцовый профиль зубьев до нанесения износостойкого покрытия; износостойкое покрытие изображено не в масштабе для лучшего понимания. Изготавливаемый ротор винтового забойного двигателя содержит наружные винтовые зубья 1, имеющие выступы 2 и впадины 3 (фиг.1, 2). Способ изготовления ротора винтового забойного двигателя включает формообразование винтовых зубьев 1 с получением промежуточного профиля 4 и нанесение износостойкого покрытия 5 с получением номинального (окончательного) профиля 6. Формообразование винтовых зубьев 1 ротора с получением промежуточного профиля 4 осуществляют перед нанесением износостойкого покрытия 5 посредством нарезания промежуточного профиля 4 зубьев 1 червячной фрезой. При этом промежуточный профиль 4 отличается от номинального профиля 6 на величину ![]() x0 = x- ![]() ![]() y0 = y- ![]() ![]() где х, у – координаты номинального профиля 6 ротора; ![]() ![]() ![]() ![]() где ![]() ![]() z – число зубьев ротора; ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Толщина ![]() ![]() ![]() Нижнее значение толщины ![]() ![]() ![]() Пример. Изготавливался ротор наружным диаметром 125 мм, число зубьев 9, высота зубьев 9,8 мм, промежуточный профиль выполнялся методом зубофрезерования червячной фрезой и рассчитывался по вышеуказанным формулам. Промежуточный профиль ротора отличался от номинального по выступам зубьев на 0,2 мм, по впадинам зубьев на 0,05 мм, а по середине боковых сторон зубьев на 0,08 мм. На ротор с промежуточным профилем зубьев наносилось износостойкое хромовое покрытие. Получен ротор с номинальным профилем хромированного ротора, который заложен в расчетах. За счет выполнения откорректированного профиля на роторе до нанесения износостойкого покрытия обеспечивается номинальный профиль ротора с износостойким покрытием, повышается точность в зацеплении, уменьшаются утечки промывочной жидкости, что повышает долговечность двигателя.Формула изобретения
xo = x- ![]() ![]() yo = y- ![]() ![]() где х, у – координаты номинального профиля ротора; ![]() ![]() а нанесение износостойкого покрытия осуществляют с получением номинального профиля. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что отклонение ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() где ![]() z – число зубьев ротора; ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 4. Способ по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что толщину ![]() ![]() РИСУНКИ
PC4A – Регистрация договора об уступке патента Российской Федерации на изобретение
Номер и год публикации бюллетеня: 10-2004
(73) Патентообладатель:
(73) Патентообладатель:
Дата и номер государственной регистрации перехода исключительного права: 20.02.2004 № 18518
Извещение опубликовано: 10.04.2004
PD4A – Изменение наименования обладателя патента Российской Федерации на изобретение
(73) Новое наименование патентообладателя:
Извещение опубликовано: 7.12.2006 БИ: 36/2006
|
||||||||||||||||||||||||||