Патент на изобретение №2183537

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2183537 (13) C2
(51) МПК 7
B23F17/00, B23H9/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 10.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2000116945/02, 26.06.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

26.06.2000

(45) Опубликовано: 20.06.2002

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1646729 A1, 07.05.1991. SU 876344, 30.10.1981. SU 1340953 A1, 30.09.1987. RU 12540 U1, 20.01.2000. GB 2162454 A, 05.02.1986. EP 0292081 A1, 23.11.1988. EP 0491052 A1, 24.06.1992.

Адрес для переписки:

394026, г.Воронеж, Московский пр-т, 14, ВГТУ, патентный отдел

(71) Заявитель(и):

Воронежский государственный технический университет

(72) Автор(ы):

Смоленцев В.П.,
Писарев А.В.,
Смоленцев Е.В.,
Склокин В.Ю.,
Кириллов О.Н.

(73) Патентообладатель(и):

Воронежский государственный технический университет

(54) СПОСОБ ФЛАНКИРОВАНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС


(57) Реферат:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к изготовлению фланков на зубчатых колесах. Способ заключается в том, что обработку осуществляют электродом-щеткой с торцевой рабочей частью из пучков проволоки с высокой пассивационной способностью. Для повышения производительности образования фланка и долговечности зубчатых колес электроду-щетке придают вибрацию и подают вдоль ее оси, одновременно перемещая вдоль образующей профиля со скоростью, обратно пропорциональной глубине фланка на торце зубчатого колеса. 2 ил.


Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении фланков на зубчатых колесах.

Известен метод образования фланков [1], заключающийся в пластической деформации кромок, однако при этом происходит образование утолщений из смещенного металла, что нарушает точность и качество профиля.

Такой метод пригоден только для колес малой точности и в значительной степени трудоемок.

Известен метод образования фланков [2] , при котором их образование осуществляется долбяками и червячными фрезами.

Однако этот метод трудоемок, при его использовании образуются острые кромки и переходные участки с кромкой в местах сопряжения фланка с боковой поверхностью зуба.

Наиболее близким к заявленному изобретению является способ электромеханической обработки [3] , осуществляемый вращающимся электродом-щеткой, проволоки которой помещены в трубки из эластичного диэлектрического материала. Однако известный способ пригоден при чистовой обработке пластичных токопроводящих заготовок простой формы и не обеспечивает избирательности процесса обработки.

Изобретение направлено на повышение производительности образования фланка и долговечности зубчатых передач.

Это достигается тем, что электроду-щетке с торцевой рабочей частью из пучков проволоки, с высокой пассивационной способностью придают вибрацию и подают вдоль ее оси, при этом электрод-щетку перемещают вдоль образующей профиля со скоростью обратно пропорциональной глубине фланца на торце зубчатого колеса.

На фиг.1 представлена схема осуществления способа; на фиг. 2 представлены инструмент и профиль зуба зубчатого колеса.

Способ выполняется следующим образом.

Электрод-щетку 1 подводят к торцевой части зубчатого колеса 2, устанавливают торцы пучков 3 (фиг.1) против межзубовых впадин 4 так, что пучки размещаются по касательной к диаметру D, проходящему через точки (а-Б) сопряжения профиля зуба с радиусом r выкружки впадины между соседними зубьями (фиг. 2), включают вибрацию 5 с частотой 50-100 Гц и амплитудой 0,3-0,5 мм, подают электролит VЭ из емкости 6 на пучки, включают ток с напряжением, обеспечивающим плотность на электродах для сталей 1,5-2 А/см2, для титановых сплавов 1-1,2 А/см2, включают подачу 7 со скоростью V.

Скорость (V) подачи 7 рассчитывают по зависимости, полученной из условия равенства времени растворения припуска h на торце и времени подачи инструмента на величину длины L фланка (фиг.2)

где – электрохимический эквивалент материала обрабатываемого колеса 2;
– выход по току;
– электропроводимость электролита;
u – напряжение на электродах, находится из условия получения предельной плотности тока, при которой процесс анодного растворения прекращается;
u – потери напряжения;
– плотность материала зубчатого колеса;
s – межэлектродный зазор, его размер не менее оксидной пленки на боковой поверхности проволоки в пучках.

За счет трения между пучками 3 и боковой поверхностью зубьев колеса 2 оксидная пленка на пучках 3 частично снимается и начинается анодный съем материала на боковых поверхностях зубьев.

Пример конкретного осуществления способа.

Зубчатое колесо шириной 15 мм с модулем 3 и числом зубьев 28 обрабатывается с торца электродом-щеткой с пучками из титановой ленты, шириной 0,5 мм. Электролит, 10 %-ный раствор NaNO3, подается поливом из бачка на пучки. Подается напряжение на электрод-щетку 1 и зубчатое колесо 2, величина напряжения 3,2 В, включают вибратор с частотой 50 Гц и амплитудой 0,3 мм. По амперметру наблюдают рост тока. В нашем случае 32 А. Включают подачу 7 на расчетную величину 12 мм/мин. Длина фланка L=4 мм. Время обработки 20 секунд. Съем с торца 25-30 мкм (допустимое изменение глубины фланка 20-40 мкм). Время обработки по сравнению с обработкой долбяком сократилось в 40-50 раз. Аналогично ведется фланкирование с другого торца. Испытания фланкированных колес на стендах при ударных нагрузках показали повышение ресурса зубчатых передач в 15-20 раз.

Источники информации
1.А.М. Абрамов и др. Производство газотурбинных двигателей. М: Машиностроение, 1966, с. 313-318.

2. М. И. Евстигнеев и др. Изготовление основных деталей авиадвигателей. М: Машиностроение, 1972, с. 171.

3. А. с. СССР 1646729 A1, B 23 Н 7/12, 3/04, 1991, Бюл. 17.

Формула изобретения


Способ фланкирования зубчатых колес электродом-щеткой с торцевой рабочей частью из пучков проволоки с высокой пассивационной способностью, отличающийся тем, что электроду-щетке придают вибрацию и подают вдоль ее оси, при этом электрод-щетку перемещают вдоль образующей профиля со скоростью, обратно пропорциональной глубине фланка на торце зубчатого колеса.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 27.06.2002

Номер и год публикации бюллетеня: 8-2004

Извещение опубликовано: 20.03.2004


Categories: BD_2183000-2183999