Патент на изобретение №2183351
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) SOS-СИСТЕМА ДЛЯ АВТОМАГИСТРАЛЕЙ
(57) Реферат: Изобретение относится к средствам обеспечения безопасности, защиты и спасения в условиях движения на крупных автомагистралях. Энергопреобразовательная часть системы располагается в герметичном прозрачном корпусе и ориентируется на солнце или наиболее освещенную часть неба с помощью фотодиодов с цилиндрическими отражателями, работающими на принципе равносигнальной зоны, и сельсинных двигателей. Отдельные SOS-системы устанавливаются на разделительном барьере автомагистрали на расстоянии 0,8-1 км друг от друга и имеют доступ для участников движения с обеих полос автомагистрали. Предложенное техническое решение обеспечивает компактность SOS, ее всепогодное использование и не требует существенных материальных затрат для реализации. 2 ил. Область техники, к которой относится изобретение Изобретение относится к области средств обеспечения безопасности, защиты и спасения в условиях движения на крупных автомобильных магистралях. Уровень техники В последнее время на крупных автомагистралях западных стран (США, Германия, Южная Корея) в целях оперативного сообщения о дорожно-транспортном происшествии, по обеим сторонам магистрали через каждый километр устанавливаются системы SOS – телефоны прямой радиосвязи с ближайшими пунктами оказания медицинской и технической помощи. Эти системы имеют автономные источники питания и постоянно настроены на волну соответствующего пункта. Чаще всего используются автономные системы с солнечными источниками энергии (Фиг.1) и иногда с системой их ориентации на Солнце [1]. Система устанавливается в непосредственной близости от магистрали на бетонном столбе 1 высотой 12-15 метров, в верхней части которого расположена постоянно закрепленная солнечная кремниевая батарея 2 площадью 0,350,35= 0,12 м2 и максимальной электрической мощностью в полдень около 10 Вт, трехштырьковая радиоантенна 3 и герметичная коробка с микрофоном и кнопкой вызова, внутри которой расположена буферная щелочная аккумуляторная батарея, подзаряжающаяся от солнечной батареи для работы в ночное время, и радиопередатчик. Солнечная батарея постоянно направлена на Юг под углом 30o к горизонту. Недостатками такой системы являются: – дороговизна, связанная с использованием высоких бетонных столбов для предотвращения хищения солнечной батареи; – недостаточная эффективность в пасмурные дни и малый кпд в неориентируемом на солнце положении солнечной батареи. Задачей изобретения является создание компактных неразборных устройств, приспособленных для эксплуатации в средних широтах. Сущность изобретения Задача решается следующим путем: – в качестве источника энергии используется ориентируемая на солнце или на наибольшую освещенность неба герметичная солнечная батарея с концентраторами; – система устанавливается на разделительном барьере автомагистрали и имеет доступ с обеих ее полос движения. Устройство системы показано на Фиг.2. Солнечная батарея 1 представляет собой набор солнечных параболоидных оптических концентраторов 2, сфокусированных на арсенид-галлиевые преобразователи, размещенные на тыловой стороне планок 3. Для азимутально-зенитальной ориентации по бокам батареи установлены фотодиоды 4 с отражателями 5, управляющие сельсинами 6. Батарея установлена в герметичном прозрачном полусферическом колпаке 7 на герметичной коробке 8, внутри которой расположены буферная щелочная батарея и радиопередатчик, а на противоположных стенках коробки размещены микрофоны 9 и кнопки вызова 10. Штырьковая радиоантенна 11 установлена в верхней части полусферы, а вся системы закреплена на разделительном барьере 12 автомагистрали. Система работает следующим образом. При возникновении дорожно-транспортного происшествия его участники нажимают кнопку 10 и через микрофон 9 сообщают в дежурную часть о подробностях случившегося. В течение дня солнечную батарею ориентируют на солнце (или на наиболее освещенную часть неба) при помощи фотодиодов 4 с отражателями 5, которые на основе достижения равносигнальной зоны управляют сельсинами 6. При этом подзаряжают буферную батарею для работы в ночное время. Технические характеристики системы: Степень концентрирования – 55 КПД – до 20% Фотоприемники – Арсенид-галлиевые Мощность – 8 Вт Удельная мощность – 200 Вт/м2 Точность ориентации на солнце – 2o Количество зеркальных параболических концентраторов – 20 шт. Площадь батареи – 0,04 м2 В качестве прототипа батареи может быть использован солнечный модуль российской автоматической орбитальной станции типа АОС, запущенной в марте 1994 года и разработанной научно-производственной фирмой “Гранат” по программе “Корона” [2]. Фиг.1 – общий вид типичной SOS-системы, устанавливаемой на крупных автомагистралях Южной Кореи. Фиг.2 – общий вид предлагаемой SOS-системы. Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения а) Система ориентации батареи подобна той, которая использована в заявке на изобретение [1], где в качестве чувствительных элементов используются термоэлементы. б) Система радиосвязи и энергоснабжения в ночное время аналогична использующейся в Южной Корее. в) Герметизация корпуса системы применительно к новым климатическим условиям не представляет особых трудностей. Источники информации 1. Заявка N 93009397/11, приор. 18.02.93. 2. Отчет НИИТП (НПО Гранат) по результатам эксперимента на спутники АОС с концентраторами солнечной энергии. 1994 г., п. 1 ф-лы, 2 ил. Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 04.07.2002
Номер и год публикации бюллетеня: 9-2004
Извещение опубликовано: 27.03.2004
|
||||||||||||||||||||||||||