Патент на изобретение №2183312
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТОЧНОСТИ ЮСТИРОВКИ ПРИЦЕЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ
(57) Реферат: Изобретение относится к области испытаний и проверки средств прицеливания и наводки, в частности к оперативной юстировке прицельных систем летательного аппарата (ЛА). Техническим результатом предлагаемого способа является возможность контроля точности юстировки прицела летательного аппарата в горизонтальной плоскости. Сущность изобретения заключается в том, что привязку связанной системы координат летательного аппарата к установленной впереди него мишени производят в полете в режиме “Визуальная коррекция”. После стабилизации системой автоматического управления положения ЛА, не изменяя положения его органов управления, осуществляют совмещение подвижной марки прицела с мишенью, используя механизм управления перекрестием. Погрешность юстировки определяют как рассогласование г между перекрестием, индицирующим требуемое положение нуля неподвижной оси прицела на мишени, и истинным положением нуля неподвижной оси прицела с использованием аналитической зависимости где D0 – дальность до мишени в момент выполнения визуальной коррекции координат ЛА; D – дальность до мишени; г – погрешность юстировки; fг – угол визирования мишени. Изобретение относится к области испытаний и проверки средств прицеливания и наводки, в частности к оперативной юстировке прицельных систем летательного аппарата (ЛА). Известен способ юстировки прицельных систем, основанный на анализе результатов боевого применения авиационных средств поражения (АСП). В нем вычисляют характеристики промахов АСП от цели (математическое ожидание, среднее квадратическое отклонение) и на основании этих характеристик судят о точности юстировки (Анализ результатов боевых применений ВВС. Выпуск 4738 -Б. – М.: 1982). К недостаткам способа можно отнести большую трудоемкость и неоперативность, а также возникновение неопределенностей в принятии решения о точности юстировки прицельной системы, вследствие того, что характеристики промахов обусловлены не только точностью весовых, баллистических и других свойств АСП, определяющих их техническое рассеивание, а также точностью пристрелки агрегатов подвески авиационного вооружения. Известен способ юстировки прицельных систем при помощи специальной мишени (Технология проверки наводки агрегатов вооружения и юстировки прицельного комплекса без предварительной выставки самолета 32-36 в плоскость горизонта. ВВС. Выпуск 5349, 1985). Сущность данного способа состоит в привязке связанной системы координат ЛА к мишени, установленной впереди ЛА, определении визуально по отчетному визиру (ОВ) рассогласования между перекрестием на мишени, индицирующим требуемое положение “нуля” неподвижной оси прицела. К недостаткам способа можно отнести большое количество применяемых средств, а также высокие трудозатраты при проведении юстировки. В качестве прототипа выбран способ контроля точности неподвижной оси прицела в вертикальной плоскости, изложенный в (Описание изобретения к патенту Российской Федерации RU 2102685 С1, зарегистрировано в Государственном реестре изобретений 20 января 1998 года). Сущность данного способа заключается в привязке во время полета связанной системы координат ЛА к мишени, находящейся на земле, и выполнении маневром ЛА слежения за ней с фиксированным углом прицеливания. Погрешность юстировки определяют по формуле: = фв– *в , (1) как разность между фиксированным углом прицеливания – “нулем” неподвижной оси фв и расчетным углом прицеливания *в, определяемым на Земле по материалам средств объективного контроля (СОК) с использованием аналитической зависимости: где 0– угол тангажа ЛА в момент привязки к мишени; – текущий угол тангажа ЛА; ат– угол атаки ЛА; D0 – начальная дальность до мишени; D – текущая дальность до мишени; *в– расчетный угол прицеливания. Недостатком данного способа является невозможность его применения для контроля точности юстировки в горизонтальной плоскости. Техническим результатом предлагаемого способа является возможность контроля точности юстировки прицела ЛА в горизонтальной плоскости. Сущность предлагаемого способа контроля точности юстировки прицела в горизонтальной плоскости заключается в том, что привязку связанной системы координат летательного аппарата к установленной впереди него мишени (наземному ориентиру с запрограммированными координатами) производят в полете в режиме “Визуальная коррекция” (Зенкевич Н.И., Ганулич А.К. Прицельно-навигационные системы. -М. ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 1972, С. 222). После стабилизации системой автоматического управления (САУ) положения ЛА, не изменяя положения органов управления ЛА, осуществляют совмещение подвижной марки прицела с мишенью, используя механизм управления перекрестием. Погрешность юстировки определяют как рассогласование г между перекрестием, индицирующим требуемое положение нуля неподвижной оси прицела на мишени, и истинным положением нуля неподвижной оси прицела с использованием аналитической зависимости: где D0 – дальность до мишени в момент выполнения визуальной коррекции координат ЛА; D – дальность до мишени; г – погрешность юстировки; fг – угол визирования мишени. Сущность способа поясняется следующими рассуждениями. Для привязки связанной системы координат ЛА к установленной впереди него на Земле мишени, используют режим “Визуальная коррекция”, применяемый для автоматической коррекции счисляемых на борту координат местоположения ЛА с использованием оптического прицела. При этом координаты мишени (наземного ориентира) должны быть заранее введены в бортовую цифровую вычислительную систему (БЦВС) ЛА. Пилотированием ЛА помещают мишень в створ прицела, при помощи механизма управления перекрестием управляют положением подвижной марки, совмещают ее с изображением мишени и нажимают кнопку “В.К.”. В этот момент, координаты подвижной марки в индикаторной системе координат пересчитываются в связанную, а затем в стабилизированную систему координат для определения углов отклонения линии визирования (ЛВ) мишени в горизонтальной fг и вертикальной fв плоскостях от оси ОХ (Зенкевич Н.И., Ганулич А.К. Прицельно-навигационные системы. -М. , ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 1972, С. 114). Ось ОХ принимают по положению неподвижного перекрестия. В зависимости от углов fг и fв автоматически рассчитываются дальность Х до мишени и боковое отклонение ЛА Z от линии заданного пути (ЛЗП) в частно-ортодромической системе координат: X = Hctg(fв– ), Z = Htgfгctg(fв– ), (4) где X, Z – дальность до мишени и боковое отклонение ЛА от ЛЗП; Н – высота полета ЛА, вычисляемая радиовысотомером (РВ); – угол тангажа ЛА. Значения Х и Z используются в САУ при путевом методе управления для формирования значения заданного курса: где зад– заданный курс ЛА; лзп– курс линии заданного пути. В зависимости от полученного значения заданного курса зад, САУ формирует закон управления ЛА, в результате которого выполняется вывод ЛА на новую линию заданного пути, соответствующую зад, а также стабилизация ЛА по тангажу и крену. При путевом методе, САУ выдает сигналы управления, поворачивающие ЛА в направлении мишени, при этом неподвижное перекрестие прицела оказывается наложенным на ее изображение. Отсутствие ошибок юстировки характеризуется одинаковым направлением в горизонтальной плоскости оси ОХ индикаторной системы координат и оси ОХ связанной системы координат. Поэтому, при дальнейшем движении ЛА, без вмешательства летчика в контур управления, неподвижное перекрестие будет оставаться на изображении мишени. При наличии ошибки Дг, расчет бокового отклонения Z по (4) будет неверным и отличаться от истинного значения на величину Z = D0tgг, (6) где ДZ – ошибка вычисления бокового отклонения, вызванная погрешностью юстировки Дг; D0 – дальность до мишени в момент выполнения визуальной коррекции координат ЛА. Соответственно неверно будет рассчитано и значение заданного курса зад, при принятии которого ЛА будет двигаться с постоянным боковым отклонением ДZ от линии заданного пути. При этом изображение мишени будет смещаться относительно перекрестия. В этом случае, с помощью механизма управления перекрестием, повторно накладывают подвижную марку на изображение мишени. При этом угол визирования мишени fг фиксируется средствами объективного контроля, а величина бокового отклонения ДZ может быть определена как Z = Dtg(г+ fг), (7) где ДZ – ошибка вычисления бокового отклонения, вызванная погрешностью юстировки Дг; D – дальность до мишени в момент наложения подвижной марки на изображение мишени; fг – угол визирования мишени. Таким образом, используя выражения (6) и (7), получаем зависимость из которой путем преобразований получают (3). На Земле, для определения погрешности юстировки как рассогласования г между перекрестием, индицирующим требуемое положение нуля неподвижной оси прицела на мишени, и истинным положением нуля неподвижной оси прицела используют аналитическую зависимость (3) и данные средств объективного контроля. Реализация данного способа в алгоритмах наземной системы обработки полетных данных позволит определять точность юстировки прицела ЛА в горизонтальной плоскости для ее последующей коррекции, снизив количество применяемых средств. Это обстоятельство обеспечивает технико-экономический эффект от использования данного изобретения. Формула изобретения
где D0 – дальность до мишени в момент выполнения визуальной коррекции координат ЛА; D – дальность до мишени; г – погрешность юстировки; fг – угол визирования мишени. MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 14.03.2002
Номер и год публикации бюллетеня: 26-2003
Извещение опубликовано: 20.09.2003
|
||||||||||||||||||||||||||