Патент на изобретение №2183168

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2183168 (13) C2
(51) МПК 7
B60Q1/00, B60Q1/26
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 10.05.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2000110573/28, 27.04.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

27.04.2000

(43) Дата публикации заявки: 10.03.2002

(45) Опубликовано: 10.06.2002

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
Автомобили ВАЗ-2110, -2111, -2112. Руководство по техническому обслуживанию и ремонту. – М.: За рулем, 1999, с. 136. RU 2104883 C1, 20.02.1998. US 5412381 C1, 02.05.1995. US 5457347 A, 10.10.1995.

Адрес для переписки:

109280, Москва, ул. Автозаводская, 23, АМО ЗИЛ, ТУ, отдел экономических исследований

(71) Заявитель(и):

Открытое акционерное московское общество “Завод им. И.А. Лихачева”

(72) Автор(ы):

Ситников С.Н.,
Суханов К.А.,
Жучкова О.В.,
Греков А.В.

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное московское общество “Завод им. И.А. Лихачева”

(54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАДНИМИ ПРОТИВОТУМАННЫМИ ФОНАРЯМИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА


(57) Реферат:

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств. Система содержит центральный переключатель света, выключатель передних противотуманных фар, переключатель задних противотуманных фар, замыкающее реле передних противотуманных фонарей, замыкающее реле блокировки задних противотуманных фонарей и размыкающее реле управления обмоткой замыкающего реле блокировки задних противотуманных фонарей. Задние противотуманные фонари могут быть включены только после включения фар головного света или передних противотуманных фар. Включение и выключение задних противотуманных фонарей может производиться только пока включены габаритные огни. Задние противотуманные гасятся автоматически после выключения габаритных огней и не включаются после их включения при оставленном (забытом) во включенном состоянии переключателе заднего противотуманного фонаря. Обеспечивается также непрерывность горения задних противотуманных фонарей при переключении режима освещения центральным переключателем света и при переключении фар головного света с ближнего на дальний. Таким образом, система обладает повышенной эффективностью управления задними противотуманными фонарями, что повышает безопасность движения. 1 ил.


Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, а именно – к системам управления задними противотуманными фонарями автомобиля.

Известны системы управления источниками противотуманного света на транспортных средствах, содержащие фонари противотуманного света, центральный переключатель наружного освещения, переключатель противотуманного света и реле включения ламп противотуманного света (см., например: Резник А.М. Электрооборудование автомобилей. М.: Транспорт, 1990, с. 213-215, 240-243).

Недостатком известных систем управления является низкая эффективность управления задними противотуманными фонарями, так как при их использовании не достигается необходимая последовательность включения/выключения задних противотуманных фонарей в зависимости от включения/выключения других источников освещения на транспортном средстве, например, фар головного света или габаритных огней, и, таким образом, не обеспечивается необходимая безопасность движения на дорогах.

Наиболее близким аналогом заявляемого технического решения является система управления задними противотуманными фонарями автомобиля, которая включает задние противотуманные фонари, после включения фар головного света или после включения передних противотуманных фар (Автомобили ВАЗ-2110, -2111, -2112. Руководство по техническому обслуживанию и ремонту. – М.: За рулем, 1999, с. 136), содержащая задние противотуманные фонари, центральный переключатель света, выключатель передних противотуманных фар, переключатель задних противотуманных фонарей и замыкающее реле передних противотуманных фар, при этом контакт центрального переключателя света, включающий габаритные огни, соединен с переключателем задних противотуманных фонарей и выключателем передних противотуманных фар, а выходной контакт переключателя задних противотуманных фонарей соединен с задними противотуманными фонарями.

Недостатком указанной системы управления задними противотуманными фонарями является то, что при ее использовании оставленный (забытый) водителем во включенном состоянии переключатель задних противотуманных фонарей включит задние противотуманные фонари при повторном включении на автомобиле осветительных приборов, например, фар головного света или габаритных огней, что недопустимо по требованиям безопасности движения. Кроме этого, не обеспечивается непрерывность горения ламп задних противотуманных фонарей при переключении режима освещения центральным переключателем света и при переключении фар головного света с ближнего на дальний свет.

Исходя из указанного недостатка, задача, на решение которой направлено заявляемое техническое решение, заключается в повышении эффективности управления задними противотуманными фонарями транспортного средства, что повышает безопасность движения.

Повышение эффективности управления задними противотуманными фонарями транспортного средства достигается за счет того, что система управления задними противотуманными фонарями, содержащая задние противотуманные фонари, центральный переключатель света, выключатель передних противотуманных фар, переключатель задних противотуманных фонарей и замыкающее реле передних противотуманных фар, при этом контакт центрального переключателя света, включающий габаритные огни, соединен с переключателем задних противотуманных фонарей и выключателем передних противотуманных фар, а выходной контакт переключателя задних противотуманных фонарей соединен с задними противотуманными фонарями, содержит замыкающее реле блокировки задних противотуманных фонарей, размыкающее реле управления обмоткой замыкающего реле блокировки задних противотуманных фонарей, при этом переключатель задних противотуманных фонарей снабжен тремя контактами, выключатель передних противотуманных фар выполнен с двумя парами контактов, центральный переключатель света выполнен трехпозиционным, управляющая обмотка размыкающего реле управления обмоткой замыкающего реле блокировки задних противотуманных фонарей соединена с контактом центрального переключателя света, подключаемым к “плюсу” электросхемы транспортного средства в позиции центрального переключателя света “включение обмотки размыкающего реле управления обмоткой замыкающего реле блокировки задних противотуманных фонарей”, выходной контакт управляющей обмотки замыкающего реле блокировки задних противотуманных фонарей соединен с входным контактом размыкающего реле управления обмоткой замыкающего реле блокировки задних противотуманных фонарей и через постоянно разомкнутый выходной контакт размыкающего реле управления обмоткой замыкающего реле блокировки – с “минусом” электросхемы транспортного средства, входной контакт управляющей обмотки замыкающего реле блокировки и его силовой контакт соединены между собой и через переключатель задних противотуманных фонарей, находящегося в положении “выключение заднего противотуманного фонаря”, через диод с контактом центрального переключателя света, выключающим фары головного света в позиции “включение фар головного света”, и с первой парой контактов выключателя передних противотуманных фар, выходной постоянно разомкнутый контакт замыкающего реле блокировки задних противотуманных фонарей соединен с “плюсом” электросхемы транспортного средства, контакты замыкающего реле передних противотуманных фар и три входных контакта центрального переключателя света соединены с “плюсом” электросхемы транспортного средства, управляющая обмотка замыкающего реле передних противотуманных фар через вторую пару контактов выключателя передних противотуманных фар соединена с контактами центрального переключателя света, включаемыми в позиции “включение фар головного света” и позиции “включение габаритных огней”.

Техническим результатом от использования заявляемого технического решения является то, что задние противотуманные фонари могут быть включены только после включения фар головного света или передних противотуманных фар. Кроме того, включение и выключение задних противотуманных фонарей может производится только пока включены габаритные огни. При этом противотуманные фонари погаснут после выключения габаритных огней автоматически и не включатся после их включения при оставленном (забытом) во включенном состоянии переключателе заднего противотуманного фонаря.

Другим техническим результатом от использования заявляемого технического решения является обеспечение непрерывности (без морганий) горения ламп задних противотуманных фонарей при переключении режима освещения центральным переключателем света и при переключении фар головного света с ближнего на дальний свет, что обеспечивается благодаря наличию замыкающего реле блокировки заднего противотуманного фонаря и размыкающего реле управления обмоткой замыкающего реле блокировки задних противотуманных фонарей. При стабильном горении ламп (без морганий) возрастает срок их службы.

На чертеже показана схема управления задними противотуманными фонарями с отдельными ее элементами, каждый из которых изображен в виде принципиальной схемы.

Система управления задними противотуманными фонарями содержит задние противотуманные фонари 1, переключатель 2 задних противотуманных фонарей 1 с тремя контактами 3, 4, 5, который соединен с задними противотуманными фонарями 1 через контакт 3, передние противотуманные фары 6, замыкающее реле 7 передних противотуманных фар 6 с контактами 8, 9, 10, которое соединено с передними противотуманными фарами 6 через контакт 9, и выключатель 11 передних противотуманных фар 6, который выполнен с двумя парами контактов: 12, 13 и 14, 15 и соединен через контакт 13 с контактом 8 замыкающего реле 7. Система управления задними противотуманными фонарями содержит также замыкающее реле блокировки 16 (РБ) задних противотуманных фонарей 1, которое снабжено входным 17 и выходным 18 контактами его управляющей обмотки и силовыми контактами 19 и 20. Система управления задними противотуманными фонарями содержит также размыкающее реле управления обмоткой (РУО) 21 замыкающего РБ 16 задних противотуманных фонарей 1, которое снабжено входным контактом 22, постоянно замкнутым выходным контактом 23 и контактом 24. В систему управления задними противотуманными фонарями включен также центральный переключатель света 25, который снабжен контактами 26, 27, 28, 29 и входными контактами 30, 31, 32 и выполнен трехпозиционным с позициями: “включение обмотки размыкающего РУО 21 замыкающего РБ 16 задних противотуманных фонарей 1”, “включение фар головного света” и “включение габаритных огней”. Управляющая обмотка размыкающего РУО 21 соединена через контакт 24 с контактом 26 центрального переключателя света 25, подключаемым к “плюсу” электросхемы транспортного средства в позиции центрального переключателя света 25 “включение обмотки РУО 21 замыкающего РБ 16 задних противотуманных фонарей 1”. Выходной контакт 18 управляющей обмотки замыкающего РБ 16 соединен с входным контактом 22 размыкающего РУО 21 и через постоянно замкнутый выходной контакт 23 размыкающего РУО 21 – с “минусом” электросхемы транспортного средства. Входной контакт 17 управляющей обмотки замыкающего РБ 16 и его силовой контакт 20 соединены между собой и через переключатель 2 задних противотуманных фонарей 1, находящийся в положении “выключение задних противотуманных фонарей”, через диод 33 с контактом 27 центрального переключателя света 25, включающим фары головного света 34 в позиции “включение фар головного света”, и с первой парой контактов 14 и 15 выключателя 11 передних противотуманных фар 6. Выходной постоянно разомкнутый контакт 19 замыкающего РБ 16 задних противотуманных фонарей 1 соединен с “плюсом” электросхемы транспортного средства. Постоянно разомкнутый контакт 10 замыкающего реле 7 передних противотуманных фар 6 и входные контакты 30, 31, 32 центрального переключателя света 25 соединены с “плюсом” электросхемы транспортного средства. Управляющая обмотка замыкающего реле 7 передних противотуманных фар 6 через контакт 8 и контакты 12, 13 выключателя 11 передних противотуманных фар 6 соединена с контактами 28 и 29 центрального переключателя света 25, включаемыми в позиции “включение фар головного света” и в позиции “включение габаритных огней”.

Система управления задними противотуманными фонарями работает следующим образом. При включении переключателем 2 задних противотуманных фонарей 1 ток на них подается от “плюса” электросхемы транспортного средства через предохранитель (не показан) от центрального переключателя света 25 только после срабатывания замыкающего РБ 16. При этом управляющая обмотка замыкающего РБ 16 запитывается от контактов 4 и 5 переключателя 2 задних противотуманных фонарей 1, ток на которые подается или от контакта 15 выключателя 11 передних противотуманных фар 6 при их включении или через диод 33 от контакта 27 центрального переключателя света 25, включающего фары головного света 34. В результате соединения контакта 18 замыкающего РБ 16 и контакта 22 размыкающего РОУ 21 замыкающего РБ 16 и контакта 24 управляющей обмотки РУО 21 с контактом 26 центрального переключателя света 25, подключаемым к “плюсу” электросхемы транспортного средства в позиции “включение обмотки размыкающего РУО 21 замыкающего РБ 16”, на размыкающее РУО 21 замыкающего РБ 16, пока не включены габаритные огни, подается постоянное питание. При этом размыкающее РУО 21 замыкающего РБ 16 отключает обмотку замыкающего РБ 16 и задние противотуманные фонари 1 не могут быть включены. После включения габаритных огней, передних противотуманных фар 6 или фар головного света 34 размыкающее РУО 21 замыкающего РБ 16 обесточивается и подключает выходной контакт 18 управляющей обмотки замыкающего РБ 16 через свой входной контакт 22 и через свой постоянно замкнутый выходной контакт 23 к “минусу” электросхемы транспортного средства. Замыкающее РБ 16 срабатывает, замыкая контакты 19 и 20, и подает питание на контакт 5 переключателя 2 задних противотуманных фонарей 1. Переключатель 2 ставится в положение “включение задних противотуманных фонарей”. Задние противотуманные фонари 1 включаются, при этом напряжение подается на управляющую обмотку замыкающего РБ 16 и оно остается включенным независимо от включения или выключения фар головного света 34 или передних противотуманных фар 6. После включения фар головного света 34 и габаритных огней центральным переключателем света 25 переводом его в позицию “включение обмотки размыкающего РУО 21 замыкающего РБ 16” размыкающее РУО 21 замыкающего РБ 16 срабатывает, размыкает контакты 22 и 23, обмотка замыкающего РБ 16 отключается, контакты 19 и 20 размыкаются, цепь питания задних противотуманных фонарей 1 разрывается, фонари 1 отключаются и не могут быть включены до тех пор, пока не будут подключены вновь включением центрального переключателя света 25 и переключателя 2 задних противотуманных фонарей.

Предлагаемая система управления задними противотуманными фонарями может быть установлена и использована на транспортных средствах, как укомплектованных передними противотуманными фарами, так и не укомплектованных ими, а также имеющих один или два задних противотуманных фонаря.

При использовании предлагаемой системы обеспечивается работа задних противотуманных фонарей транспортного средства, полностью соответствующая требованиям Правил 48.01 ЕЭК ООН и условиям сертификации.

Формула изобретения


Система управления задними противотуманными фонарями транспортного средства, содержащая задние противотуманные фонари, центральный переключатель света, выключатель передних противотуманных фар, переключатель задних противотуманных фонарей и замыкающее реле передних противотуманных фар, при этом контакт центрального переключателя света, включающий габаритные огни, соединен с переключателем задних противотуманных фонарей и выключателем передних противотуманных фар, а выходной контакт переключателя задних противотуманных фонарей соединен с задними противотуманными фонарями, отличающаяся тем, что она содержит замыкающее реле блокировки задних противотуманных фонарей, размыкающее реле управления обмоткой замыкающего реле блокировки задних противотуманных фонарей, при этом переключатель задних противотуманных фонарей снабжен тремя контактами, выключатель передних противотуманных фар снабжен двумя парами контактов, центральный переключатель света выполнен трехпозиционным, управляющая обмотка размыкающего реле управления обмоткой замыкающего реле блокировки задних противотуманных фонарей соединена с контактом центрального переключателя света, подключаемым к “плюсу” электросхемы транспортного средства в позиции центрального переключателя света “включение обмотки размыкающего реле управления обмоткой замыкающего реле блокировки задних противотуманных фонарей”, выходной контакт управляющей обмотки замыкающего реле блокировки задних противотуманных фонарей соединен с входным контактом размыкающего реле управления обмоткой замыкающего реле блокировки задних противотуманных фонарей и через постоянно замкнутый выходной контакт размыкающего реле управления обмоткой замыкающего реле блокировки задних противотуманных фонарей – с “минусом” электросхемы транспортного средства, входной контакт управляющей обмотки замыкающего реле блокировки задних противотуманных фонарей и его силовой контакт соединены между собой и через переключатель задних противотуманных фонарей, находящийся в положении “выключение заднего противотуманного фонаря”, через диод – с контактом центрального переключателя света, включающим фары головного света в позиции “включение фар головного света”, и с первой парой контактов выключателя передних противотуманных фар, выходной постоянно разомкнутый контакт замыкающего реле блокировки задних противотуманных фонарей соединен с “плюсом” электросхемы транспортного средства, контакты замыкающего реле передних противотуманных фар и три входных контакта центрального переключателя света соединены с “плюсом” электросхемы транспортного средства, управляющая обмотка замыкающего реле передних противотуманных фар через вторую пару контактов выключателя передних противотуманных фар соединена с контактами центрального переключателя света, включаемыми в позиции “включение фар головного света” и позиции “включение габаритных огней”.

РИСУНКИ

Рисунок 1


PC4A – Регистрация договора об уступке патента Российской Федерации на изобретение

(73) Патентообладатель:

Открытое акционерное московское общество “Завод имени И.А. Лихачева”

(73) Патентообладатель:

ЗАО “ЗИЛ-АйПи”

Дата и номер государственной регистрации перехода исключительного права: 05.12.2005 № РД0004676

Извещение опубликовано: 20.02.2006 БИ: 05/2006


Categories: BD_2183000-2183999