Патент на изобретение №2182984

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2182984 (13) C2
(51) МПК 7
F02K9/48
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 17.05.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2000111347/06, 06.05.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

06.05.2000

(45) Опубликовано: 27.05.2002

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2095608 С1, 10.11.1997. RU 2095607 С1, 10.11.1997. RU 2148181 С1, 27.04.2000. US 3049870 А, 21.08.1962. US 3516254 А, 23.06.1970. FR 2640322 А1, 15.06.1990. US 6052987 А, 25.04.2000. DE 3506826 А1, 28.08.1986. БАБКИН А.И. Основы теории автоматического управления ракетными двигательными установками. – М.: Машиностроение, 1986, с.9, рис.1.7. КУДРЯВЦЕВ В.М. Основы теории и расчета жидкостных ракетных двигателей. М.: Высшая школа, 1993, кн.2, с.109-117. КОЗЛОВ А.А. Системы питания и управления жидкостных двигательных установок. – М.: Машиностроение, 1988, с.115-125.

Адрес для переписки:

141070, Московская обл., г. Королев, ул. Ленина, 4а, ОАО РКК “Энергия” имени С.П. Королева, отдел промышленной собственности и инноватики

(71) Заявитель(и):

Открытое акционерное общество “Ракетно-космическая корпорация “Энергия” имени С.П. Королева”

(72) Автор(ы):

Катков Р.Э.,
Тупицын Н.Н.,
Чикаев И.П.

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “Ракетно-космическая корпорация “Энергия” имени С.П. Королева”

(54) ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ


(57) Реферат:

Жидкостный ракетный двигатель предназначен для использования в составе космических разгонных блоков, ступеней ракетоносителей и как маршевый двигатель космических аппаратов, включает в себя камеру сгорания с регенеративным трактом охлаждения, насосы подачи компонентов – горючего и окислителя с турбиной на одном валу, в который введен конденсатор. Выход конденсатора по линии хладагента соединен с входом в камеру сгорания и с входом в тракт регенеративного охлаждения камеры сгорания. Выход из конденсатора по линии теплоносителя соединен с входом в насос одного из компонентов. Выход из насоса того же компонента сообщен с входом конденсатора по линии хладагента. Второй вход конденсатора сообщен с выходом турбины. Выход насоса другого компонента сообщен с входом в камеру сгорания. Изобретение позволяет повысить эффективность жидкостного ракетного двигателя и расширить возможности его применения. 1 ил.


Данный жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) предназначен для использования в составе космических разгонных блоков (РБ), ступеней ракетоносителей (РН) и как маршевый двигатель космических аппаратов.

Аналогом данного ЖРД является ЖРД замкнутой схемы с дожиганием рабочего газа турбины турбонасосного агрегата (ТНА). В качестве рабочего газа, как правило, выступает один из компонентов топлива, газифицируемый в газогенераторе (ГГ). Использование для ГГ специального компонента или запаса газа ведет к увеличению сложности ЖРД и росту его массы, но не устраняет недостатков, присущих этой схеме.

В большинстве случаев, кроме ЖРД на топливе водород+кислород, в ГГ газифицируется окислитель, т. к. на борту его всегда в несколько раз больше, чем горючего, за счет чего возможно значительно увеличить давление в камере сгорания (КС), что в свою очередь приводит к снижению массы ЖРД, резкому сокращению его габаритов и увеличению эффективности использования топлива.

Более подробно схемы с дожиганием рабочего газа описаны в [4, кн.2, стр. 109-117], [2, стр. 115-125].

Турбина ТНА, питаемая рабочим газом из ГГ, приводит в действие насосы подачи компонентов топлива, которые подают компоненты в ГГ и КС. Рабочий газ из ГГ после срабатывания на турбине ТНА подается в КС, где происходит его дожигание. Таким образом, химическая энергия топлива используется максимально полно, за счет чего достигается большая эффективность ЖРД.

Однако такой схеме присущи и недостатки: сложность отработки запуска ЖРД (так как в ЖРД замкнутых схем все элементы конструктивно тесно связаны друг с другом и очень сложно обеспечить их безаварийное взаимодействие во время процесса запуска, когда все элементы ЖРД испытывают максимальные пиковые нагрузки); сложность обеспечения нормальной работы высокотемпературной турбины ТНА и других горячих элементов ЖРД при использовании для привода турбины окислительного газа из-за возможности их разгара (особенно турбины ТНА); необходимость отработки устойчивой работы ГГ; повышенная, по сравнению с ЖРД других схем, неустойчивость работы при колебаниях давления в КС, возникающих во время работы ЖРД, которые могут привести к резонансу или срыву процессов в КС, так как при колебании давления в КС одновременно изменяется противодавление на насосах (т.е. изменяется энергия, необходимая для подачи в КС заданного расхода топлива) и в противофазе ему измеряется перепад давления на турбинах ТНА (т.е. в противофазе изменяется располагаемая механическая энергия для привода насосов подачи компонентов); снижение скорости истечения продуктов сгорания топлива и его плотности из-за необходимости использовать внутреннее, завесное охлаждение стенок КС, т.к. регенеративного охлаждения компонентами топлива при высоких давлениях в КС не хватает (см. ниже).

В значительной степени перечисленные выше проблемы решаются при использовании ЖРД безгазогенераторной схемы [1, рис. 1.7, стр. 9], когда рабочий газ для турбин ТНА образуется при испарении в рубашке КС одного из компонентов. Однако такая схема рациональна только для рабочего газа, обладающего высоким значением газовой постоянной, например водород, что позволяет получить достаточно высокую удельную (на 1 кг) работоспособность газа. Но и при использовании водорода в двигателях с обычными коническими или профилированными соплами давление в КС двигателя будет низким. Например, в КС американского водородно-кислородного двигателя JR 71 давление менее 40 ата. Это ведет к значительному увеличению массово-габаритных характеристик двигателя. Если же применять в качестве рабочего газа, питающего турбину ТНА, газифицированный кислород, то давление в КС по расчетам не превысит 30 ата, и при этом резко увеличатся не только массово-габаритные характеристики двигателя, но и из-за ухудшения кинетики химических реакций может произойти резкое снижение энергетических характеристик двигателя в случае использования топлива кислород+углеводород.

Прототипом является патент РФ 2095608, МПК6 F 02 К 9/48 (БИ 31, 1997 г. ) на изобретение жидкостного ракетного двигателя, содержащего камеру сгорания с трактом регенеративного охлаждения, испаритель, насосы подачи компонентов (горючего и окислителя), с турбиной.

К недостаткам прототипа относится очень низкая энергетика такого цикла. Расчеты, проведенные для двигателя с кпд турбины 0,7, кпд насосов подачи компонентов 0,6, при массовом соотношении окислителя и горючего Km=2,6, показали, что максимально возможное количество испаренного кислорода, нагретого до температуры горючего, составит ~ 0,5 кг/с на каждый килограмм массового расхода горючего при полном использовании возможного температурного диапазона от -50 до +50oС. При этом максимально возможное давление компонентов топлива может составить не более 65 ата при перепаде по давлению на турбине ~ 5. С учетом потерь давления на регулирующих органах, форсунках и других элементах двигателя давление в КС составит ~ 4050 ата, что не позволяет создать двигатель с высокими массово-энергетическими характеристиками.

При этом следует отметить, что теплообменник для газификации кислорода в прототипе всегда будет получаться с низким температурным перепадом и это приведет к большим массе и габаритам такого теплообменника, в противном случае возможный температурный диапазон не может быть использован полностью, что снизит давление в КС двигателя. Кроме того, схему прототипа можно применять только в случае большой разницы температур между компонентами (например, горючее высококипящее, а окислитель криогенный), в другом случае (оба компонента криогенные или высококипящие) схема прототипа не применима.

Задачей изобретения является повышение эффективности ЖРД и расширение возможностей применения ЖРД.

Это достигается за счет того, что в жидкостном ракетном двигателе, включающем в себя камеру сгорания с регенеративным трактом охлаждения, конденсатор, насосы подачи компонентов топлива с турбиной, введен конденсатор, выход которого по линии хладагента соединен с входом в камеру сгорания и с входом в тракт регенеративного охлаждения камеры сгорания, выход из конденсатора по линии теплоносителя соединен с входом в насос одного из компонентов, а выход из насоса того же компонента сообщен с входом конденсатора по линии хладагента, причем второй вход конденсатора сообщен с выходом турбины, при этом выход насоса другого компонента сообщен с входом в камеру сгорания.

На чертеже изображен предложенный ЖРД, где:
1 – насос подачи горючего;
2 – насос подачи окислителя;
3 – турбина;
4 – камера сгорания (КС);
5 – тракт регенеративного охлаждения КС;
6 – конденсатор.

Представленный ЖРД включает в себя камеру сгорания 4 с трактом регенеративного охлаждения 5, конденсатор 6, насосы подачи компонентов (горючего и окислителя) 1 и 2 на одном валу с турбиной 3. Выход из насоса одного из компонентов, например окислителя 2, соединен посредством магистрали с входом в конденсатор 6 по линии хладагента, а выход из конденсатора 6 по этой же линии соединен с входом в КС 4 и с входом в тракт регенеративного охлаждения 5 КС 4, выход из конденсатора 6 по линии теплоносителя соединен с входом в насос компонента, например окислителя. Выход из тракта регенеративного охлаждения 5 соединен с входом в турбину 3, а выход турбины 3 по линии теплоносителя соединен с входом в конденсатор 6.

При работе ЖРД питание насосов 1 и 2 осуществляется за счет срабатывания на турбине 3 предварительно газифицированного в тракте 5 (тепло для газификации подводится от стенок КС 4 в тракте регенеративного охлаждения) одного из компонентов топлива (например, окислителя). После турбины 3 газифицированный окислитель попадает в конденсатор 6, где конденсируется до жидкого состояния и несколько переохлаждается, чтобы исключить последующее вскипание компонента, при его подаче после конденсатора 6 на вход в насос подачи окислителя 2. После нагнетания в насосе подачи окислителя 2 увеличенный расход окислителя (расход окислителя через КС 4 + расход окислителя на питание насосов подачи компонентов 1 и 2) поступает в конденсатор 6, где выступает в качестве хладагента. После конденсатора 6 происходит разделение потока окислителя: одна (большая) его часть поступает в КС 4, а другая (меньшая) – в тракт 5.

Необходимая энергия для привода насосов подачи компонентов 1 и 2 получается за счет разности работы, совершаемой на турбине 3, и работы по увеличению давления компонента в насосе 2.

При запуске ЖРД возможен сброс газифицированного в регенеративном тракте 5 окислителя из замкнутого цикла питания насосов подачи компонентов 1 и 2 после их срабатывания на турбине 3. Это позволит сократить время выхода ЖРД на режим полной тяги и повысить надежность его запуска, так как при этом возможен сброс паров окислителя, образующихся при его контакте с нагретыми элементами ЖРД.

ЖРД предложенной схемы позволяет за счет возможности применения высокоперепадных турбин и достаточно большого массового расхода газифицированного компонента обеспечить давление в КС в 34 раза большее по сравнению с прототипом. Это позволит обеспечить в КС двигателей высокие давления при низкой температуре газифицированного компонента, что полностью снимает проблему возгорания горячих конструктивных элементов (например, турбины) в перегретом кислороде при газификации окислителя.

Расчеты показывают, что с помощью такой схемы питания ЖРД возможно, например, создание в КС давления 180 ата для двигателя тягой 8 т на топливе кислород+керосин при температуре газифицированного кислорода ~ 600 К, в то время как классическая схема с дожиганием окислительного газогенераторного газа обеспечивает при температуре газогенераторного газа ~ 700 К и прочих равных условиях давление в КС около 120 ата.

Современные ЖРД характеризуются высокими давлениями и тепловыми потоками в КС, доходящими в критическом сечении до 40-60 МВт/м2. В связи с этим для тепловой защиты стенок КС вынуждены применять завесное охлаждение, когда часть горючего или окислителя впрыскивается в КС для создания низкотемпературного пристеночного слоя, что уменьшает тепловые потоки к стенке КС, но при этом снижается плотность топлива и скорость истечения продуктов его сгорания из-за смещения массового соотношения компонентов в сторону менее оптимальных и увеличения неравновесности истечения продуктов сгорания топлива.

В предложенном ЖРД эта проблема может быть решена за счет возможности увеличения скоростного напора охлаждающего компонента в регенеративном тракте КС. При этом увеличение гидропотерь в тракте может быть компенсировано за счет увеличения давления на выходе из насоса охлаждающего компонента, так как в предложенном ЖРД недостаток располагаемой для привода насосов компонентов топлива механической работы может быть компенсирован увеличением расхода газифицированного компонента или увеличением степени перепада на высокоперепадной турбине (в ЖРД с дожиганием газогенераторного газа изменение перепада на турбине ограничено).

Выигрыш от отсутствия завесы охлаждения составит согласно проведенным термодинамическим расчетам 5-15 с по удельному импульсу и увеличит плотность топлива на 5-15%.

Кроме того, в ЖРД предложены схемы возможного регулирования работы ЖРД в широких диапазонах с использованием конструктивных элементов, обеспечивающих питание турбины ТНА рабочим газом: общий расход топлива (и, следовательно, общая мощность насосов) может обеспечиваться за счет перепуска части газифицированного окислителя мимо турбины, а соотношение компонентов топлива (и, следовательно, полезная мощность на каждом из насосов компонентов) регулируется за счет перепуска с выхода на вход насоса в части окислителя. Причем элементы регулирования ЖРД в данном случае оказываются глубоко интегрированными в конструкцию ЖРД. Простота регулировки параметров ЖРД и значительный запас по возможности регулировки позволяет осуществлять на ЖРД предложенной схемы глубокое регулирование: увеличение тяги двигателя на 20-30% (практически ограничивается только прочностью КС и теплостойкостью элементов конструкции двигателя) и плавное глубокое дросселирование (снижение тяги) в 5-6 раз. Это может оказаться очень важным для использования на РН, где предъявляются повышенные требования к возможности регулирования двигателей (у большинства современных двигателей глубокое дросселирование осуществляется скачкообразно и возможно не более чем в 2 раза).

Данный ЖРД будет обладать более высокой надежностью, чем ЖРД с дожиганием газогенераторного газа, так как помимо решения проблемы высокой температуры рабочего тела турбины конструкция ЖРД позволяет исключить попадание паров компонента топлива на вход в насос этого компонента при запуске ЖРД (в современных ЖРД это невозможно без снижения энергетических характеристик двигателя или его надежности), что может привести к кавитации насосов и срыву работы ЖРД (до 70% аварий современных ЖРД приходится на их запуск).

Одновременно такой ЖРД будет более устойчив к возникающим при его работе высокочастотным колебаниям давления в КС, чем его прототип и аналоги за счет заведомо большей инерционности системы газификации компонента, используемого для питания турбины ЖРД, и большего демпфирования изменений давления в газе.

Расчеты показывают, что увеличение массы ЖРД по сравнению с ЖРДУ с дожиганием газогенераторного газа будет незначительным (например, для двигателя тягой 2000 кгс на топливе керосин+кислород увеличение массы будет менее 10 кг), что с лихвой компенсируется получаемым выигрышем удельного импульса и надежности ЖРД (для этого же двигателя для разгонных блоков типа ДМ, используемых в настоящее время для выводов грузов на геостационарные орбиты, выигрыш в массе выводимого полезного груза только за счет увеличения скорости истечения продуктов сгорания топлива увеличится ~ на 250 кг).

Все элементы данного ЖРД являются хорошо известными в технике и не представляют больших сложностей при производстве. Поэтому производство представленного ЖРД возможно на базе уже существующих производств без какой-либо переделки последних.

Источники информации
1. Бабкин А.И. Основы теории автоматического управления ракетными двигательными установками. – М.: Машиностроение, 1986, 456 с.

2. Козлов А.А. Системы питания и управления жидкостных ракетных двигательных установок. – М.: Машиностроение, 1988, 352 с., ил., с. 115-125.

3. Овсянников Б.В. Теория и расчет агрегатов питания жидкостных ракетных двигателей. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1986, 376 с., ил.

4. Основы теории и расчета жидкостных ракетных двигателей. /Под ред. В. М. Кудрявцева, (в 2-х книгах) 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1993, кн. 2, с. 109-117.

Формула изобретения


Жидкостный ракетный двигатель, включающий в себя камеру сгорания с регенеративным трактом охлаждения, насосы подачи компонентов – горючего и окислителя с турбиной на одном валу, отличающийся тем, что в него введен конденсатор, выход которого по линии хладагента соединен с входом в камеру сгорания и с входом в тракт регенеративного охлаждения камеры сгорания, выход из конденсатора по линии теплоносителя соединен с входом в насос одного из компонентов, а выход из насоса того же компонента сообщен с входом конденсатора по линии хладагента, причем второй вход конденсатора сообщен с выходом турбины, при этом выход насоса другого компонента сообщен с входом в камеру сгорания.

РИСУНКИ

Рисунок 1

Categories: BD_2182000-2182999