Патент на изобретение №2182698
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ТОПЛИВОМЕРНО-РАСХОДОМЕРНАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТА
(57) Реферат: Изобретение может быть использовано для измерения запаса топлива на борту самолета. Система содержит топливомер, включающий установленные в топливном баке два соединенных параллельно электроемкостных чувствительных элемента. В баке также расположены сигнализаторы уровня топлива, а в соединенной с баком расходной магистрали установлен датчик расхода топлива. В состав системы, кроме того, входят интегрирующее устройство, схема вычисления запаса топлива, задатчик количества заправленного топлива, индикатор запаса топлива, схема ввода поправки, блок вычисления удельной поправки и таймер реального времени. Изобретение обеспечивает уменьшение погрешности измерения запаса топлива, возникающей в промежутках времени между коррекциями. 1 ил. Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для измерения запаса топлива на борту самолета. Известно топливоизмерительное устройство транспортного средства, содержащее топливомер с электроемкостными датчиками, входящими в его состав, измеритель массовой плотности топлива, микропроцессор и индикатор запаса топлива. [Патент Российской Федерации 2081398, МКИ G 01 F 13/00, опубл. 1997]. Однако устройство не содержит датчик расхода и потому расход топлива в ней определяется косвенным методом путем статистических оценок изменений показаний топливомера, что приводит к значительной методической погрешности. Ввиду того, что Авиационные Правила предписывают определять количество топлива на борту самолета (так называемый “запас” топлива) с помощью двух независимых методов измерения: с помощью топливомера и с помощью расходомера, указанное устройство неприемлемо для измерения запаса топлива на борту самолета. Указанный недостаток отсутствует в наиболее близком к предлагаемому изобретению и принятом за прототип устройстве для измерения расхода топлива [Авторское свидетельство СССР 1569559, МКИ G 01 F 9/00, опубл. 1990]. Эта система содержит датчик мгновенного расхода топлива, топливомер с электроемкостными датчиками, входящими в его состав. Система также содержит датчик расхода топлива, интегрирующее устройство, схему вычисления запаса топлива, задатчик количества заправленного топлива, схему ввода поправки и индикатор запаса топлива. Выход интегрирующего устройства соединен с одним из входов схемы вычисления запаса топлива, другой вход которой подключен к задатчику количества заправленного топлива, а первый выход схемы вычисления запаса топлива подсоединен к первому входу схемы ввода поправки. В известной системе отсутствует методическая погрешность косвенного определения расхода, т.к. расход топлива измеряется непосредственно датчиком мгновенного расхода. Однако в данной системе возникает значительная по величине погрешность измерения суммарного расхода топлива, вызванная накоплением во времени ошибки q измерения суммарного расхода, т.к. суммарный расход вычисляется путем интегрирования в реальном времени сигнала датчика мгновенного расхода топлива. Ошибка q непрерывно возрастает по мере расходования топлива из топливного бака и уже к моменту опорожнения бака на 20…25% достигает величины q>1%. Для уменьшения влияния ошибки q на точность измерения запаса топлива в известной системе использован способ частичной компенсации путем введения поправки к сигналу датчика мгновенного расхода топлива. Указанная поправка представляет собой разность двух физических величин: количества топлива в баке, измеренного с помощью топливомера, и количества топлива в баке, измеренного с помощью датчика расхода. Поправка вычисляется схемой ввода поправки, на вход которой поступают три измерительных сигнала: сигнал о значении массы Q0 топлива, заправленного в топливный бак, формируемый задатчиком количества заправленного топлива, сигнал о текущем значении остатка Q* топлива в топливном баке, формируемый топливомером, и сигнал о суммарном расходе топлива из топливного бака, формируемый интегрирующим устройством путем интегрирования в реальном времени сигнала датчика мгновенного расхода топлива. В результате сравнения трех указанных сигналов в схеме ввода поправки на выходе этой схемы формируется сигнал поправки к показаниям датчика мгновенного расхода топлива, значение которого пропорционально величине ошибки q. В идеальном случае, при отсутствии погрешностей измерений в сигналах Q0 и Q*, величина поправки должна быть в точности равной ошибке q по величине и противоположна ей по знаку, поэтому ошибка q в этом случае должна быть полностью скомпенсирована поправкой. Однако в реальном случае значение Q* запаса топлива, измеренного топливомером, содержит значительную по величине погрешность Q измерения. Величина Q складывается из инструментальной погрешности электроемкостных датчиков топливомера и методической погрешности, вызванной разбросом электрофизических параметров топлива, влияющих на точность измерения, и прежде всего – разбросом значений диэлектрической проницаемости – параметра, непосредственно влияющего на точность электроемкостного метода измерения. Разброс значений диэлектрической проницаемости между различными сортами авиационных топлив достигает величины 2%. Т. к. при перелетах дальнемагистральных самолетов дозаправка топливом происходит в различных аэропортах с различными сортами топлив, то топливные баки самолета практически всегда заполнены смесью нескольких сортов топлива, значение диэлектрической проницаемости которой лежит в пределах разброса 2%. В связи с этим у современных авиационных электроемкостных топливомеров величина суммарной погрешности измерения запаса топлива в нормальных условиях составляет Q =2,5% от полной вместимости топливного бака, а в условиях эксплуатации превышает эту величину. Поэтому поправка к показаниям датчика мгновенного расхода топлива, вычисляемая как малая разность трех больших величин (Q0, Q* и суммарный расход), одна из которых, а именно Q*, измерена со значительной погрешностью Q, существенно отличается по величине от ошибки q. В результате ошибка q, возникающая в известной системе при измерении суммарного расхода, компенсируется схемой введения поправки лишь в незначительной степени, что приводит к значительной погрешности измерения суммарного расхода и запаса топлива в топливном баке самолета, превышающей величину 2,5% от полной вместимости топливного бака. В основу предлагаемого изобретения поставлена задача уменьшения погрешности измерения запаса топлива. Поставленная задача решается тем, что в топливомерно-расходомерной системе самолета, содержащей топливомер, датчик расхода топлива, интегрирующее устройство, схему вычисления запаса топлива, задатчик количества заправленного топлива, схему ввода поправки и индикатор запаса топлива, причем выход интегрирующего устройства соединен с одним из входов схемы вычисления запаса топлива, другой вход которой подключен к задатчику количества заправленного топлива, новым согласно изобретению является то, что в нее дополнительно введены сигнализаторы уровня топлива, блок вычисления удельной поправки и таймер реального времени, число входов которого равно числу сигнализаторов уровня топлива, каждый из входов таймера соединен с одним из сигнализаторов уровня топлива, а выход – с первым входом блока вычисления удельной поправки, второй вход которого подключен к выходу схемы ввода поправки, соединенной своим вторым входом с выходом топливомера, а выход датчика расхода топлива подключен к входу интегрирующего устройства, снабженного дополнительным входом, который соединен с выходом блока вычисления удельной поправки, первый выход схемы вычисления запаса топлива подсоединен ко входу индикатора запаса топлива, а второй выход схемы вычисления запаса топлива подсоединен к первому входу схемы ввода поправки. Функциональная схема предложенной системы показана на чертеже. Система содержит топливомер 1 с датчиками 2 количества топлива, установленными в топливном баке 3, в частности, представляющими собой два соединенных параллельно электроемкостных чувствительных элемента. В баке 3, кроме того, расположены сигнализаторы 4 уровня топлива, а в соединенной с баком 3 расходной магистрали 5 установлен датчик 6 расхода топлива. Выход датчика 6 подключен ко входу интегрирующего устройства 7, выход которого соединен с одним из входов схемы 8 вычисления запаса топлива. Другой вход схемы 8 соединен с задатчиком 9 количества заправленного топлива, а выходы схемы 8 подключены: первый – к индикатору 10 запаса топлива, второй – к первому входу схемы 11 ввода поправки. Второй вход схемы 11 соединен с выходом топливомера 1, а ее выход – со вторым входом блока 12 вычисления удельной поправки, выход которого подключен к дополнительному входу интегрирующего устройства 7. Первый вход блока 12 соединен с выходом таймера 13 реального времени, число входов таймера 13 равно числу сигнализаторов 4 уровня топлива, причем каждый из входов таймера 13 соединен с одним из сигнализаторов 4 уровня. Система работает следующим образом. При выработке топлива из топливного бака 3 через расходную магистраль 5 сигнал о расходе Q(t) топлива поступает с выхода датчика 6 расхода топлива на вход интегрирующего устройства 7, где интегрируется в режиме реального времени от момента времени t0=0 (время запуска двигателя) до текущего момента времени t. В результате интегрирования расхода Q(t) на выходе устройства 7 возникает сигнал о суммарном расходе mQ топлива: где (t) – погрешность измерения расхода топлива датчиком 6 в функции времени. При постоянном расходе топлива указанный интеграл упрощается: Из последнего выражения следует, что сигнал о суммарном расходе топлива, возникающий на выходе интегрирующего устройства 7, содержит погрешность t, линейно возрастающую с течением времени t. С выхода интегрирующего устройства 7 сигнал mQ поступает на один из входов схемы 8, предназначенной для вычисления запаса топлива, оставшегося в баке 3. На другой вход этой схемы от задатчика 9 поступает сигнал о количестве топлива m0, залитого в бак 3 при заправке. Вычитая из m0 mQ, схема 8 определяет запас топлива mрасх в баке 3, вычисленный на основе измерения расхода топлива: mрасх=m0-mQ Информация о запасе топлива mрасх поступает с первого выхода схемы 8 на индикатор 10. Однако эта информация содержит погрешность t измерения запаса топлива. Для уменьшения указанной погрешности блок 12 формирует и выдает на дополнительный вход интегрирующего устройства 7 сигнал о значении удельной поправки к сигналу датчика 6 расхода топлива. Сигнал о значении удельной поправки формируется следующим образом. Информация о запасе топлива mpacx поступает со второго выхода схемы 8 на первый вход схемы 11 ввода поправки, на второй вход которой с выхода топливомера 1 подается сигнал о массе топлива mтопл в баке 3, измеренной топливомером. В схеме 11 производится формирование сигнала о значении поправки m, равного разности указанных сигналов: m=mpacx-mтопл=m0-mQ-mтопл При срабатывании первого (верхнего по уровню) сигнализатора 4 на первый вход блока 12 с выхода таймера 13 выдается сигнал о первом промежутке времени t1 = t1-t0, где t1 – время срабатывания первого сигнализатора 4. Кроме того, в момент срабатывания первого сигнализатора 4 блок 12 фиксирует значение первой поправки m1, поступающее на второй вход блока 12 с выхода схемы 11. В блоке 12 производится формирование первой удельной поправки 1: 1 = m1/t1, после чего сигнал о вычисленном значении 1 инвертируется и непрерывно подается на дополнительный вход интегрирующего устройства 7 в течение следующего промежутка времени t2 = t2-t1, где t2 – время срабатывания второго (по уровню) сигнализатора 4. Значение поправки 1 лишь незначительно отличается от значения погрешности 1 измерения расхода топлива на промежутке времени t1: 11, поэтому их разность близка к нулю: 1–10. Высокая точность вычисления поправки 1 объясняется высокой точностью сигнализаторов 4. Абсолютная погрешность c срабатывания сигнализаторов уровня, например, терморезисторных равна c =1 мм, что составляет для фюзеляжных топливных баков с характерной высотой 500…1000 мм относительную величину всего лишь 0,2…0,1%. Таким образом, в течение промежутка времени t2/ на входы интегрирующего устройства 7 непрерывно поступают два сигнала: первый – о значении расхода топлива (Q1) и второй – о значении удельной поправки 1. Устройство 7 интегрирует сумму этих сигналов и вырабатывает точную информацию о количестве израсходованного топлива m1: поступающую с выхода устройства 7 на вход схемы 8 и с выхода схемы 8 – на вход индикатора 10. Отсутствие в окончательном результате последнего выражения погрешности t подтверждает тот факт, что в информации о запасе топлива, поступающей с выхода схемы 8 на индикатор 10 на промежутке времени t2, ошибка измерения суммарного расхода топлива скомпенсирована за счет подачи на вспомогательный вход интегрирующего устройства 7 сигнала о значении удельной поправки 1. Точно так же, как на временном промежутке t2, предложенная система компенсирует погрешность t на следующем промежутке времени между срабатываниями последующих сигнализаторов уровня. Тем самым поставленная в предлагаемом изобретении задача уменьшения погрешности измерения запаса топлива (до величины, не превышающей 1%) решена путем вычисления и подачи на дополнительный вход интегрирующего устройства 7 сигнала о значении удельной поправки, суммируемого с сигналом датчика 6 расхода топлива и компенсирующего нарастающую во времени погрешность измерения суммарного расхода топлива. Формула изобретения
РИСУНКИ
|
||||||||||||||||||||||||||