Патент на изобретение №2182585
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ
(57) Реферат: Изобретение относится к области химической технологии и может быть использовано в производстве охлаждающих жидкостей, предназначенных для системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания автомобилей, сельскохозяйственных машин, специальной техники, в качестве теплоносителя в различных теплообменных аппаратах, эксплуатируемых при низких и умеренных температурах. Предлагаемая охлаждающая жидкость включает этиленгликоль, воду дистиллированную, бензоат и нитрит натрия, пеногаситель ПМС-200 А, краситель – флуоресценнатрия, а также динатрий фосфат при следующем содержании компонентов, мас.%: этиленгликоль 50,00-53,00, бензоат натрия 4,00-6,00, динатрий фосфат 1,00-1,18, нитрит натрия 0,10-0,13, ПМС-200 А 0,001-0,010, флуоресценнатрия 0,005-0,010, дистиллированная вода остальное. Достигается повышение потребительско-эксплуатационных показателей, а именно повышение эффекта люминесценции раствора и расширение цветового диапазона оттенков окраски, обеспечивающих эксплуатационную комфортность потребителю, работающему в вечернее и ночное время суток, а также повышение антикоррозионных свойств охлаждающей жидкости. 3 табл. Изобретение относится к области химической технологии и может быть применено в производстве охлаждающих жидкостей, предназначенных для системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания автомобилей, сельскохозяйственных машин, специальной техники, в качестве теплоносителя в различных теплообменных аппаратах, эксплуатируемых при низких и умеренных температурах. К жидкостям, используемым в системе охлаждения двигателей внутреннего сгорания автомобилей, предъявляются требования не только по таким потребительским показателям, как нижний предел температуры эксплуатации, отсутствие пенообразования, коррозионного и химического воздействия на металлические и резиновые детали двигателей, но и по товарно-потребительским свойствам, в том числе, цветовым параметрам и стойкости окраски. Известна охлаждающая жидкость для двигателей внутреннего сгорания (см. описание к патенту РФ 2009158, М. Кл. 6: С 09 К 5/00, заявл. 01.07.91 г., “Охлаждающая жидкость для двигателей внутреннего сгорания”), с улучшенными эксплуатационными характеристиками по коррозионному воздействию и пенообразованию. Она содержит глицерин, диэтиленгликоль, бензойную кислоту, гидрооксид натрия, тетраборат натрия, нитрит натрия, нитрат калия, флуоресценнатрия /ураин/ и воду в следующем соотношении компонентов, мас.%: Глицерин – 3,0-35,0 Диэтиленгликоль – 30,0-60,0 Бензойная кислота – 1,81-2,01 Гидрооксид натрия – 0,7-0,9 Тетраборат натрия – 0,85-1,15 Нитрит натрия – 0,09-0,13 Нитрат калия – 0,02-0,04 Флуоресценнатрия /уранин/ – 0,001-0,002 Вода – Остальное Включение в состав данной охлаждающей жидкости в качестве основных компонентов смеси глицерина с диэтиленгликолем и антикоррозионных добавок бензойной кислоты, гидроокиси натрия, тетрабората натрия, нитрита и нитрата калия обеспечивает снижение пенообразования в процессе барботирования через него воздуха и повышение коррозионной стойкости алюминиевых сплавов чугуна, латуни, меди. Наряду с потребительскими показателями данный антифриз характеризуется и товарно-потребительскими свойствами, в том числе окраской желтого цвета, получаемой включением в состав флуоресценнатрия /уранина/ в количестве 0,001-0,002 мас.%. Как показали экспериментальные исследования, данное количество красителя не обеспечивает необходимых товарно-потребительских свойств по цветовым параметрам и стойкости окраски. Наиболее близкой к заявляемому техническому решению является охлаждающая жидкость, предназначенная для системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания автомобилей (см. описание к патенту РФ 1806162, М. Кл. 5: С 09 К 5/00, заявл. 18.02.91 г. , “Способ получения охлаждающей жидкости”), выбранная в качестве прототипа. Данная охлаждающая жидкость содержит воду, этиленгликоль, гидрооксид натрия, бензойную кислоту, буру, нитрит натрия, нитрат калия, уранин, пеногаоитель ПМС-200 А, метасиликат натрия в следующем соотношении компонентов, мас.%: Вода дистиллированная – 33,41-41,92 Этиленгликоль – 54,314-62,33 Гидрооксид натрия – 0,791-0,912 Бензойная кислота – 2,11-2,37 Бура – 0,622-0,713 Нитрит натрия – 0,121-0,142 Нитрат калия – 0,030-0,034 Уранин – 0,0007-0,0012 Пеногаситель ПМС-200 А – 0,0006-0,0013 Метасиликат натрия 9-водный – 0,063-0,073 Особенность предложенного технического решения заключается в предварительном растворении этиленгликоля в воде и последующем растворении гидрооксида натрия, затем в любой последовательности – бензойной кислоты, буры, нитрита натрия, нитрата калия, уранина, пеногасителя и последним – силиката натрия при температуре до 50oС. Подобная последовательность операции растворения позволяет повысить производительность способа получения готового вещества. Готовое вещество характеризуется прозрачностью окраски, отсутствием осадка. Состав охлаждающей жидкости, выбранный в качестве прототипа, имеет ряд недостатков. Одним из недостатков является недостаток, связанный с окраской раствора. Как показали маркетинговые исследования, наибольшим спросом на потребительском рынке пользуются те охлаждающие жидкости, которые наряду с высокими эксплуатационными показателями, обладают потребительскими характеристиками окраски, такими как многоцветность и люминесценция раствора. Данные характеристики обеспечивают эксплуатационную комфортность потребителю, работающему в вечернее и ночное время суток. Недостаток известной тормозной жидкости, выбранной в качестве прототипа, заключается в отсутствии люминесценции раствора и многоцветности окраски. Другой недостаток заключается в невысоких антикоррозионных свойствах состава, снижающих потребительские и эксплуатационные показатели. Технической задачей предлагаемого изобретения является повышение потребительско-эксплуатационных показателей, а именно, повышение эффекта люминесценции раствора и расширение цветового диапазона оттенков окраски, обеспечивающих эксплуатационную комфортность потребителю, работающему в вечернее и ночное время суток, а также – повышение антикоррозионных свойств охлаждающей жидкости. Поставленная задача достигается тем, что охлаждающая жидкость, включающая этиленгликоль, воду дистиллированную, бензоат и нитрит щелочного металла, пеногаситель ПМС – 200 А и краситель – флуоресценнатрия, согласно изобретению, она дополнительно содержит динатрий фосфат при следующем содержании компонентов, мас.%: Этиленгликоль – 50,00-53,00 Бензоат натрия – 4,00-6,00 Динатрий фосфат – 1,00-1,18 Нитрит натрия – 0,10-0,13 ПМС-200 А – 0,001-0,010 Флуоресценнатрия – 0,005-,010 Дистиллированная вода – Остальное Отличие предложенной охлаждающей жидкости заключается в дополнительном включении в состав динатрия фосфата, а также в выборе количества желтого кислотного красителя флуоресценнатрия, равного 0,005-0,010% от общей массы получаемой охлаждающей жидкости. Количество динатрия фосфата, равное 1,00-1,18% от общей массы охлаждающей жидкости, обеспечивает составу повышение антикоррозионных свойств, растворимости компонентов и предотвращение выпадения осадка. Данное количество динатрия фосфата поддерживает кислотный показатель раствора, необходимый для получения заданного цветового диапазона оттенков окраски раствора. Количество кислотного красителя флуоресценнатрия, равное 0,005-0,010% от общей массы получаемой охлаждающей жидкости, обеспечивает кислотный показатель раствора рН в пределах от 7,5 до 8,5, необходимый для появления двухцветности оттенков окраски, выраженной насыщенным желто-зеленым цветом, и для усиления люминесценции раствора. Состав и количество остальных компонентов: этиленгликоля, бензоата натрия, нитрита натрия, ПМС-200 А и дистиллированной воды выбраны из условия соответствия предлагаемой охлаждающей жидкости требованиям ТУ 6-57-48-91 и физико-химическим показателям товарного образца жидкости “Тосол-А40М”. Включение в состав охлаждающей жидкости наряду с другими компонентами пеногасителя ПМС-200А обеспечивает заявляемой охлаждающей жидкости снижение пенообразования в процессе барботирования через него воздуха и повышение коррозионной стойкости металлических деталей. Как показали лабораторные испытания заявляемой охлаждающей жидкости, включение в ее состав пеногасителя ПМС-200А по сравнению с другими жидкостями на основе полиметилсилоксана позволяет получить хорошие пеногасящие свойства. Этот эффект объясняется такими характеристиками, как кинематическая вязкость и пеногасящая способность, присущими лишь данному пеногасителю. Пеногаситель ПМС- 200А характеризуется эфективностью пеногашения, стабильностью к окислению, химической инертностью к материалам деталей, низкой температурой застывания, высокой температурой вспышки, малой опасностью (4 класс опасности), взрывобезопасностью (см. отраслевой стандарт ОСТ 6-02-20-79 и Справочник “Свойства кремнийорганических жидкостей” авторов П.Г. Алексеева, И.И. Скороходова, П.И. Поварнина; Москва, Энергоатомиздат, 1997). Рецептура предлагаемой охлаждающей жидкости и охлаждающей жидкости по прототипу приведена в таблице 1, из которой видно, что доля кислотного красителя в общей массе охлаждающей жидкости достигает 0,010 мас.%, в то время как в охлаждающей жидкости по прототипу аналогичный показатель составляет не более 0,0012 мас. %. Кроме того, наличие динатрия фосфата в предлагаемой охлаждающей жидкости обеспечивает раствору кислотный показатель рН в пределах от 7,5 до 8,5, при котором раствор приобретает насыщенный желто-зеленый цвет с эффектом люминесценции. Сочетание всех компонентов состава с динатрием фосфата и заданного количества флуоресценнатрия повышает кроме того антикоррозионное воздействие предлагаемой охлаждающей жидкости на черные и цветные металлы по сравнению с прототипом. Основные физико-химические свойства предлагаемой охлаждающей жидкости предложенного состава приведены в таблице 2. Образцы предлагаемой охлаждающей жидкости под фирменным наименованием “Тосол A-40” подвергали коррозионным испытаниям в виде их 40% растворов по методика ASTMD-1384 в течение 340 ч при 85 ![]() Увеличение содержания флуоресценнатрия выше 0,01 мас.%, например, до 0,2 мас.% приводит к изменению желто-зеленой окраски на другой цвет. Содержание в составе динатрий фосфата в количестве 1,00 ![]() Этиленгликоль – 50,00-53,00 Бензоат натрия – 4,00-6,00 Нитрит натрия – 0,10-0,15 ПМС-200 А – 0,0010-0,0100 Флуоресценнатрия – 0,005-0,010 Дистиллированная вода – Остальное Заявляемая охлаждающая жидкость широко применима в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания автомобилей, сельскохозяйственных машин, а также в качестве теплоносителя в различных теплообменных аппаратах. Следовательно, она соответствует критерию “промышленная применимость”. Предлагаемая охлаждающая жидкость приготавляется следующим образом. В емкость с этиленгликолем добавляется дистиллированная вода в пропорции 52: 48 и начинается интенсивное перемешивание, в процессе которого добавляются присадки в составе: бензоат натрия, нитрит натрия, ПМС-200 А, флуоресценнатрия. После получения однородной массы с желто-зеленой окраской перемешивание заканчивается. Пример 1. Содержание компонентов, мас.%: Этиленгликоль – 51,20 Бензоат натрия – 4,85 Динатрий фосфат – 1,08 MMС-200 А – 0,003 Флуоресценнатрия – 0,007 Дистиллированная вода – 42,87 Пример 2 Содержание компонентов, мас.%: Этиленгликоль – 52,8 Бензоат натрия – 5,95 Динатрий фосфат – 1,17 ММС-200 А – 6,009 Флуоресценнатрия – 6,010 Дистиллированная вода – 40,06 Пример 3 Содержание компонентов, мас.%: Этиленгликоль – 50,03 Бензоат натрия – 4,06 Динатрий фосфат – 1,01 MMС-200 А – 0,001 Фдуоресценнатрия – 0,0053 Дистиллированная вода – 44,94 Формула изобретения
Этиленгликоль – 50,00 – 53,00 Бензоат натрия – 4,00 – 6,00 Динатрий фосфат – 1,00 – 1,18 Нитрит натрия – 0,10 – 0,13 Пеногаситель ПМС-200А – 0,001 – 0,010 Флуоресценнатрия – 0,005 – 0,010 Дистиллированная вода – Остальное РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 16.05.2003
Извещение опубликовано: 10.03.2005 БИ: 07/2005
|
||||||||||||||||||||||||||